ГОД ДРАКОНА
ГЛАВА 4. ЗМЕЙ-ГОРЫНЫЧ - ДРАКОН НАРОДНЫХ СКАЗОК.
1. ДРАКОНЫ И ПОГОНЫ. Рассказывать о "драконах", как запад-
ных, так и восточных, и не помянуть героя многочисленных
русских народных сказок, почти "родного" Змея-Горыныча - бы-
ло, воистину, черной неблагодарностью. Змей-Горыныч, многог-
лавый Змий заслужил не только простого упоминания.
"В некотором царстве, в некотором государстве жили-были
царь с царицей. И была у них единственная дочь Марья Краса -
Долгая Коса. Жили они хорошо, счастливо..." - начинается
сказка "Марья-Краса - долгая Коса и Ванюшка" в небольшом
сборнике "Добрый молодец"(Л.: Детгиз, 1958), и продолжает:
"Вдруг пришла на них страшная беда. Налетел на царство-го-
сударство страшный змей о девяти головах, о девяти хоботах,
о девяти хвостах. Закричал змей такие слова:
- Слушайте, царь с царицей и весь русский народ! Все я ва-
ше царство огнем сожгу, пеплом развею. Все леса повыдеру,
все реки-озера повыплесну, всех людей погублю! А хотите жи-
выми быть, кормите меня по самую смерть. Чтобы каждый день к
вечерней заре оставляли мне на Буян-горе девушку шестнадцати
лет. Мне на съедение, вам на спасение!"
Вряд ли то был и впрямь "дракон"-рептилия, ящер, динозавр,
эндемик юрского периода, заговоривший человеческим голосом.
Всадник в шлеме дракона; всадник, в змеиной чешуе кольчуги;
всадник, летящий под гордо развевающимися надувными "дра-
коньими" хвостами на длинных древках, вот кто он был - "Дра-
кон"! И количество бутафорских драконьих голов были, попрос-
ту, как знаки на боевом штандарте, как ромбы на петлицах,
как звездочки на погонах.
Количество голов указывало - чин, степень, звание, высоту
положения. И сшибить, обрубить эти надменные штандарты - оз-
начало, унизить противника, доказать ему свою силу. Это
русские богатыри не раз и доказывали.
Маленькие были еще в давние поры "царства-государства", по
современным понятиям - "районнного масштаба", и тридевятые,
и тридесятые. И выкуп, хоть и жестокий, а все же "неболь-
шой" требовал непонятный страшный "Змей": ни серебра, ни
злата, а одного лишь человека, со всего государства, молодую
девушку - поиздеваться, да поизмываться.
2. ЛЕГЕНДА С ЛЕГЕНДОЙ МЕШАЮТСЯ. Где было разбираться бед-
ному неграмотному люду, кто перед ними - пришелец с восточ-
ных степей или, и впрямь, холоднокровное чудовище?
Впрочем, по ряду деталей заметно, что сказки, все-таки,
явно смешивали исторические легенды про людей, рядящимися
под "змеев" - с историями биологическими, более ранними, с
чудовищами-змеями - реальными огромными рептилиями.
Один из таких признаков - попытка стать "несъедобным".
Вспомним историю английского "Ламбтонского червя" где старая
колдунья посоветовала рыцарю оснастить доспехи шипами и лез-
виями, чтобы оказаться "несъедобным" для чудовища. В русской
нардной сказке - тот же прием, та же хитрость!
"Вдруг весть пришла, что завтра царевне Марье-Красе на съ-
еденье к змею идти.
Встал поутру Ванюшка, говорит бабушке:
- Готовь мне, бабушка, льняную рубашку чистую, пойду я
биться со змеем лютым - или живым не буду, или Марью-царевну
и весь народ освобожу.
Заплакала тут бабушка, приготовила ему льняную рубаху, по-
бежала в огород, принесла жгучей крапивы, стала из жгучей
крапивы вторую рубаху плесть.
Плетет рубаху, сама от боли плачет.
- Вот, - говорит, -Ванбщка, надень ты эту рубаху. Будет
змей тебя кусать - языки обожжет!
- Хорошо, - говорит Ванюшка".
Не нужны были ни кольчуга, ни панцирь против страшного
змея: крапивы жгучей - было вполне достаточно.
3. СКАЗКИ, МОДЕЛИ, ГИПОТЕЗЫ. Могли или не могли сохранить-
ся гигантские змеи на просторах Древней Руси - гадать не
стоит. Гадание занимательно, но старо, это - не наука.
Строить мистико-фантастические гипотезы - подход более
современный, но и они ни к чему. Мистические гипотезы увле-
кательны своими оригинальными "сверхъестественными" выверта-
ми, но, подчас, и - не более.
Умело найти "золотую середину" между сказкой и научностью
можно лишь с помощью модели. Модельный подход, в первом
приближении, прост, это - список необходимых и достаточных
признаков, компонент системы, которые надо подтвердить. Если
рассматривать один лишь биологический вариант модели("Не
змея ли?"), то он таков: крупной змее нужны - тепло, вода,
пища, и - укромное место, чтобы скрыться от врагов и непого-
ды, на длительное время, от трапезы до трапезы.
Экологически, в южных краях, у теплых источников вполне
могли сохраниться крупные змеи, рептилии-долгожители, в этом
нет, биологически, ничего противоречивого. Более того, можно
достаточно точно предположить, когда могла, наконец, насту-
пил закат счастливой эры "биологических" Змеев-Горынычей.
Это были годы с VIII по XII века.
Именно в этот период на севере Европы и Америки наступило
значительное потепление. Ирландцы, открывшие в VIII веке Ис-
ландию, застали там цветущие луга и зеленеющие березовые ро-
щи. На побережьи Канады в изобилии произрастал... дикий ви-
ноград! Часть берега Северной Америки потому так и называ-
лась: Маркланд- "Лесная страна", а другая - Винеланд, "Вин-
ная страна".
В таких условиях вполне допустимо, что даже в таких, ныне
"прохладных" странах, как Англия и Германия, могли сохра-
ниться крупные удавы-эндемики. Рисунки таких крупных змей
отмечены даже в Лапландии.
Пункты "сценария" сказки возникают, в итоге, такие:
1) Огромные священные змеи обитали у ручьев и по побережь-
ям рек и морей. Время от времени они нуждались в пище.
2) Чтобы змея не нападала, ей приносили жертву. Змеи ста-
новились священными. Им поклонялись. Отсюда многочисленные
древнерусские амулеты - камни-змеевики, маленькие древне-
русские "зодиаки", с ликом-солнцем посередине и змеями-луча-
ми(они же месяцы года) по периферии.
3) Крупную добычу, теленка или человека змея(удав) перева-
ривает - 1-2 месяца. Отсюда необходимость регулярных жертво-
ваний "владельцу" источника, Змию. Позже память о таких че-
ловеческих жертвах смешалась с памятью об откупах иноземным
завоевателям.
4) Внезапное появление таких крупных змей, их агрессив-
ность, вполне могла оказаться связана с сейсмикой Земли, с
непокоем ее внутренних недр. Отсюда в некоторых сказках на-
ряду со Змеями - соседствует буря. Кстати, и "похищать" ца-
ревен, "выхватывая" их прямо из окошка высокого терема спо-
собен "Змий" непогодный - смерч. Случаи такие известны.
Если же избрать "человеческаую" версию - то можно, на суше
предположить "драконом" - налетчика-степняка. А на море -
хитреца заморского, "салтана"(султана), чье судно, украшен-
ное чудовищами, грозно пышет "греческим огнем" из декоратив-
но выполненного под "пасть дракона" раструба.
Разумеется, правдоподобие - не правда, не истина. Но, она,
подчас, приближает к истине.
4. БОЙ СО ЗМИЕМ. Схватки со Змиями большим волшебством не
отличаются. Это - обычный бой, сражение, "рубка". Иваны-ца-
ревичи пользуют меч-кладенец. Иваны из народа, попроще - ду-
бину, чугунный посох("тросточку") или косу для сенокоса.
"Вдруг туча надвинулась, ветер зашумел, море всколыхну-
лось. Выходит из моря Змей о девяти головах, о девяти хобо-
тах, о девяти хвостах. Каждый хвост в свою сторону бьет,
каждый хобот соим напевом поет, каждая голова зубами щелкает.
Испугалась Марья-Крса, стала Иванушку будить:
- Вставай,вставай, Иванушка! Змей идет, нас с тобой сорет!
Спит Иванушка непробудным сном. Плачет над ним царевна,
слезами обливается.
- Проснись, проснись, Иванушка! Русский человек смерть ле-
жа не встречает, перед нею на ногах стоит!
Проснулся Иван, схватился за косу острую.
Налетел на него девятиголовый Змей, закричал, зафыркал.
- И хорош ты, и пригож ты, добрый молодец! Да не быть тебе
живому. Съем я тебя, да и с косточками.
- Врешь, проклятая гадина! Подавишься.
Начали они биться смертным боем. Лес кругом на корню шата-
ется, песок столбом поднимается, по синему морю волны идут.
Змей огнем пышет, дымом душит. Иванушка косой косит. Коса у
него в руках докрасна раскалилась. Семь голов Иванушка сру-
бил, - две одолеть не может. Ухватил его было Змей поперек,
да выплюнул. Крапивная рубашка язык обожгла.
Подбежала тут Марья-царевна, стала Змея по глазам косой
хлестать.
Обернулся Змей в ее сторону, а тут Ванюшка подскочил, две
последние головы Змею ссек. Языки вырезал, головы под камень
спрятал, туловище в море столкнул..."
Так благополучно завершались схватки богатырей со Змеями.