ГОД ДРАКОНА
ГЛАВА 11. "БИОЛОГИЯ" ВОСТОЧНОГО ДРАКОНА
1. ФУ-СИ И ДРАКОН. Говорят, согласно легенде, когда-то,
великий мудрец и первоучитель Фу-Си("Фу" - отец, по-китайс-
ки) сидел в глубоком раздумье на берегу Хуанхэ(Желтая река).
Он пытался сочинить "код", описывающий все существующие фи-
лософские понятия одновремнно, но это никак не удавалось. И
вдруг он увидел как рядом с ним из-под воды медленно поднял-
ся огромный "лошадь-дракон".
При виде чудовища Фу-Си оцепенел. Но еще более, чем само
появление, изумило, что на спине вновь ушедшего под воду
зверя пораженный Фу-Си увидел то, чего ему так недоставало -
предельно лаконичный символ: перемежающиеся черточки, кото-
рые тут же подтолкнули его к мысли, как простыми символами
можно обозначить все необходимые процессы и предметы.
Цельная черточка у Фу-Си обозначила Ян - прямое поня-
тие(1), а прерванная Инь - понятие обратное и дополнительное
прямому(0). Так, тысячи лет назад, появился древний аналог
современного "бита" (от "binary digit" - двоичная единица) в
информатике и кибернетике, 1 или 0, "Да" или "Нет".
Такое странное совпадение - появление столь нужного симво-
ла в столь ответственный момент Фу-Си счел знамением Неба и,
вскоре, создал знаменитую по сей день гадальную "Книгу пере-
мен", "И-Цзин", основанную имено на таких символиках.
Это происшествие из серии "Эврика!", когда появление "дра-
кона" явилось "спусковым крючком" мыслительного процесса
приводится в десятках книг. Легенду эту, правда, нередко пу-
тают с аналогичной, про императора Юя, перед которым из реки
Ло вышла черепаха, на спине которой он увидел магическое со-
четание девяти чисел(Ло Шу). Поэтому, ошибочно и Фу-Си иног-
да рисуют с маленькой ничтожной черепахой, вместо огромного
таинственного "дракона".
Но, кого же увидел в воде - легендарный Фу-Си?
2. ЧУДЕСА ЖИВОГО МИРА. В стародавние времена китайцы, вер-
ные своей изощренной, словно на крыльях парящей фантазии,
сочинили десятки легенд и сказок, с упоминанием всвозможных
гигантских чудовищ, всепожирающих змей, пронырливых драко-
нов, причудливых черепах, населяющих многочисленные китайс-
кие реки, моря, болота и озера.
В причудливых китайских старинных книгах по зоологии и ге-
ографии содержались десятки описаний удивительных существ,
которые, однако, явно имели своих биологических прототипов,
с которых и были списаны:
1) двуглавых змей и черепах(явление у пресмыкающихся до-
вольно частое); 2) рыб с 10-ю туловищами и одной головой(яв-
но, осьминогов или кальмаров); 3) стремительно летающих рыб,
как простых, так и с 5-ю парами передних плавников(первые -
явно рыбы, но последние, видимо, опять-таки - кальмары, выс-
кавающие из воды и летящие по воздуху); 4) рыб, ходящих по
дну на птичьх ногах (типа бентозавра или черноморской триглы
с шипами грудных плавников); 5) рыб-людей, морских змей с
одним единственным глазом и многое другое.
Такими восхитительными расказами и картинками была, напри-
мер, наполнена "Шан-хай-кина", "Книга гор и морей".
Впрочем, в отличие от упомянутых существ, по восточным по-
верьям, Дракон, все же, приносил людям пользу: дарил им
столь нужную влагу, был повелителем водной стихии. Счита-
лось, что все моря, реки и озера управлялись драконами,
правда, особыми, не летающими.
Называли их по разному: "хуан лун"- желтый дракон, "цзяо
лун" - змеевидный дракон, "пань лун" - извивающийся дракон.
В этих драконах просматрировалось явно биологическое, живот-
ное, а не просто выдуманное и сказочное.
Дракон во всех странах Юго-Восточной Азии был фигура почи-
таемая и известная, на третьем месте после Земли и Неба. В
легендах и сказках - дракон. На барельефах и фигурах из
бронзы - дракон. В карнавальных шествиях - гигантские "пля-
шущие драконы" в знаменитом "Танце дракона" когд на длинных
бамбуковых палках десятки человек, создавали отработанные
"извивы" гигантского матерчатого туловища.
Воздушные змеи - в виде гигантских ярко раскрашенных дра-
конов. Змеи эти применялись даже в войнах и наводящили ужас
на проивника, подлетая вплотную, и... - выпуская из пасти
десятки горящих стрел. Все это и придуманное, и релаьное
создавало ослепительный ореол волшебства и всемогущества са-
мому образу Дракона, и всему, что связывалось с его именем.
3. ИЗОБРАЖЕНИЕ ДРАКОНА. Происхождение деталей внешнего
изображения дракона объясняется по-разному. Одни считают,
что это - составной, чисто надуманный образ. Другие - ищут
сходство в морской змее, удаве или аллигаторе, которые води-
лись в долинах великой реки Хуанхэ. Третьи - мечтают об ар-
хаичном животном, типа ящера.
"У него блестящий панцирь из желтой чешуи, волосистый
хвост и косматые лапы, под длинной мордой - борода. Его лоб
выдается вперед над пылающими огнем глазами, уши - маленькие
и толстые, пасть широко раскрыта, язык - длинный, зубы - ос-
трые", - таково одно из описаний.
Внешние черты драконов на изображениях, хотя и отличаются
в деталях, но, в общем, все же, достаточно сходны и сочета-
ются между собюой достаточно органично. Но при словесных
описаниях драконов(а "слово сказанное есть ложь") буквально
оторопь берет от того винегрета свойств, которые приписыва-
ются дракону:
"Дракона изображают самым причудливым образом, - пишет
В.Я.Сидихменов(ж.Проблемы Дальнего Востока. 1990.5), - иног-
да его глаза похожи на кроличьи, уши - на коровьи, туловище
- на тело змеи, покрытое чешуей; четыре тигровые лапы имеют
орлиные когти; у него растут длинные усы.
В другом варианте голову дракона рисуют как у верблюда,
усы как у зайца, глаза - быка, шея - змеи, брюхо - ящерицы,
чешуя - карпа, когти - орла, лапы - тигра".
Индусы же утверждали, что "У дракона хвост и пасть кроко-
дила, хобот и ноги слона, хвост рыбы".
В Китае встречается изображение дракона в виде большой
змеи или животного, напоминающего одновременно и тигра, и
лошадь. Чаще других дракона изображают с головой лошади и
хвостом змеи, с крыльями по бокам туловища, четырьмя лапами.
Дракона наделяли "девятью сходствами": "его рога - панты
оленя, голова - верблюда, глаза - демона, шея - змеи, брюхо
- моллюска, чешуя - карпа, когти - орла, лапы - тигра, уши -
быка". Во всех случаях облик этого мифического животного
выглядит величественным, суровым и воинственным..."
По убеждению верующих, существовали драконы хорошие и пло-
хие, покровительствуюшие семье или приносящие ей несчастье.
Злых драконов привнесли в Китай буддисты, использовав обще-
распространенные легенды о драконах, обитавших в горах. Эти
горные драконы губительны, а обитавшие в озерах и реках -
дружелюбны и полезны.
Дракон приписывали исключительно острое зрение - он мог на
дальнем расстоянии разглядеть любые, почти невидимые предме-
ты. Здесь можно напомнить, что в греческом языке слово "дра-
кон" переводится как "надзирать", "пристально смотреть" яв-
ный намек на пресловутый "гипноз" змей.
Однако же со слухом у него было плохо. Дракон был... глу-
ховат! И само название "лун" - глухой, на это указывало.
4. ДРАКОНЫ И ЗМЕИ. Про змей можно много рассказывать осо-
бо, но важно упомянуть - в Китае Дракона нередко отождест-
вляли со змей. Змее приписывали свойства водянаго божества.
Считалось, что через сотни лет любая змея может перевопло-
титься в дракона и сам дракон когдато произошел от огромной
морской змеи или гигантского удава, водившегося в водах реки
Янцзы.
Этнографы объясняют этим ритуальные почести, которые воз
давались змее во время засухи или наводнения. В 1872 управи-
тель города Тяньцзиня после неудачных попыток предотвратить
наводнение, угрожавшее городу, покончил жизнь самоубийством,
бросившись в реку.
Самоотверженный поступок главы города якобы привел к тому,
что вода начала убывать. С тех пор для населения Тяньцзиня и
окрестных деревень этот человек превратился в духа, нявшего
образ маленькой змеи. Спустя некоторое время какой-то
крестьянин выловил в воде вполне обыкновенную змейку. Тем не
менее, по каким-то причинам он принял ее за Бога Дождя, и
доставил ее в городской Храм Дракона, где этому пресмыкающе-
муся были оказаны высокие почести.
И, когда в начале XX в. воды реки Хуанхэ вновь сильно раз-
лились, видный сановник Ли Хунчжан получил личное импера-
торское повеление покинуть провинциальную столицу Тяю цзинь
и посетить тот самый городок на берегу Хуанхэ, где случайно
обнаружили змею, спасшуюся от наводнения. Эта змея была дос-
тавлена в храм, и сановник Ли Хунчжан, униженно молясь перед
ней, просил усмирить разбушевавшуюся стихию.
Спасаясь от наводнения, змеи оставляли свои убежища и пе-
реселялись на возвышенности. Их принимали за воплощение дра-
кона, умоляли предотвратить бедствие, устраивали пышные про-
цессии в их честь.
Сооружались даже особые храмы, посвященные культу змей,
где за священными пресмыкающимися присматривли монахи. В го-
родах нередко устраивались торжествественные процессии, во
время которых в клетках проносили по улицам змей-богинь.
После окончания процессии их выпускали на свободу.
Недаром имено Змея считалась покровительницей Великого ка-
нала - одного из грандиозных сооружений средних веков кото-
рый начинается у Пекина и заканчивается у города Ханчжоу,
провинции Чжэцзян. Его длина - более 1800 километра Великий
канал - творение многих поколений. Его строительство было в
основном завершено в XIII в. Ежегодно перед проходом по ка-
налу джонок с казенным рисом местные власти приносили
змее-покровительнице богатые жертвы.
5. ДРАКОН И... КРОКОДИЛ. Быстро вьющийся, перидически вы-
совываемый красный язычок змеи когда-то, кем-то непросвещен-
ным(возможно, человеком подслеповатым, ибо очки были ред-
костью) был отождествляен с язычком пламени. "Теоретически"
же, в произвезедниях фантастов изрыгаемое пламя можно, с
большой натяжкой изобрести - от несварения, от пожирания
нефти или от придонного сероводорода, который самовоспламе-
няется, при выдохах всплывшего дракона. Но - как объяснить
язычки "огня" возле ног?
Возможно, это вовсе не пламя. Среди азиатских крокодилов
есть некоторые, такие, как например, гавиал, которые вполне
могли бы "сойти" за легендарного дракона. В таком случае до-
вольно легко объяснимы загадочные причудливые "плавнички",
язычки "пламени", которые вьются позади головы, вокруг "лок-
тей" и "колен" на лапах. Тогда это есть, всего лишь... водо-
росли, намотавшиеся во время преследования добычи или несго-
ворчивой самки!
Крокодил - заместитель дракона не только на словах. На
празденствах в Китае, порою, вместо изображения Дракона но-
сят чучело... крокодила! Или даже - самого крокодила, живо-
го! Это наблюдал например Л.С.Хопкинс(Великобритания), о чем
и сообщал в Журнале Королевского Азиатского Общества в соот-
ветствующей статье - "Дракон и аллигатор"(1913).
Другие этнографа тоже подтверждали, что, иногда во время
религиозных церемоний роль "дракона" исполнял... крокодил!
"Я видел,- вспоминал другой китаевед, этнограф американец
К.Вильямс,- как во время засухи по улицам Нанкина несли на
небольших носилках маленького крокодила, а рядом шли верую-
щие с курительными свечами. Это делалось для того, чтобы
вызвать дождь".
"Образ дракона в искусстве постоянно видоизменялся. - пи-
шет этнограф Ван Зунг(ж.Вьетнам, 1988.3). - На заре истории
дракона - тотем лаквьетов - изображали в виде крокодила, что
можно увидеть на многих памятниках культуры Донгшонского пе-
риода. В эпоху династий Ли и Чан драконы изображаются с го-
ловой чудовища. Она несколько увеличена в размерах и непро-
порциональна туловищу. Порой дракон изображался в виде
земляного червя с несколькими изогнутыми туловищами".
7. ДРАКОН, НЕ ЖИВОТНОЕ, А - РЫБА? Драконы всюду разные.
Эту истину следует помнить всякому, кто хоть сколько-нибудь
серьезно стремится выявить не мистико-мифические, а вполне
биологические признаки странного животного, которое именует-
ся "дракон".
В изображениях средневековой Европе сухопутные "драконы"
очень напоминают огромных удавов. В Северной Африке - дра-
кон" явно похож на крокодила. В античном Средиземноморьи -
на огромную змею. В Древнем Китае(по нашему мнению) - на...
большую рыбу, типа полиптера(многопера). Вымершую кистеперую
или дожившую до наших дней двоякодышащую - гадать не стоит.
Именно - рыбу. Более того, по целому ряду признаков можно,
даже, предположить куда она относится:
1) Длинное утолщенное, в меру извивающееся туловище;
2) крупная "ганоидная" чешуя;
3) Голая голова и широкие задние закраины головы, напоми-
нающие большие жаберные крышки;
4) сомоподобные крупные усики около рта;
5) плавникообразные выросты("пламя") около лап, со стороны
"локтя", как у двоякодышащего протоптеруса;
6) отчетливо изображаемый крупный рыбий хвост "лопаточ-
кой" с выраженными лучами;
7) явный спинной плавник с торчащими шипами(как у многопе-
ра, рыбы довольно загадочного происхождения)
8) типично водный образ жизни и зимняя "спячка";
9) движение тела - волнообразно, боковыми изгибами.
И - так далее. Признаки дракон - явно рыбьи. Кто не верит
- пусть проверит.
8. МИКРОДРАКОНЧИКИ. Размеры драконов, однако, приводятся
от сверхгигантских - до крайне малых, с дождевого червя. И
построение его тела на изображениях вызывает сомнения, пос-
кольку животных со столь "разлохмаченным" телом(плавники,
рога, отростки) среди крупных - крайне маловато, а вот среди
мелких - они достаточно часты.
Поэтому, возможен и другой вариант - эффектный облик дра-
кона создан... художниками! Он - перенесен из "микромира" в
макромир", взят, например, с... простой аквариумной рыбки!
Вот как, например, комментировал в свое время встречу Года
Дракона-1988 собственнй корреспондент газеты "Труд" С.Бунин
в своем кратком репортаже из Токио(10.01.1988):
"Изображение драконов желто-зеленых и коричневых оттен-
ков(шел год Земляного Дракона, иначе Желтого Дракона - А.А.)
в эти дни встречаешь в Японии повсюду и в любом виде. На
Востоке этот сказочный персонаж почиаем особо - он символи-
зирует удачу и обладает веселым и счастливым нравом.
В этой связи в токийских зоомагазинах идет бойкая торговля
живыми морскими коньками. Эти диковинные зверьки с жабрами
удивительно похожи на мифическое животное. Они так и называ-
ются по-японски - "дракончики".
Еще со старины у жителей Японских островов сложилось соз-
нание, что эти грациозные морские создания приносят "мир в
супружескую жизнь", сулят "благополучный исход родов". Сами,
однако, "дракончики" капризны и чутко реагируют на перепады
температуры и состав воды".
Поверья, что и говорить, любопытные. Но... к огорчению
сторонника "сохранившмихся" динозавров(по мотивам японского
приключенческого фильма "Легенда о динозавре") поверья эти
происходят вовсе не из брачных привычек "недовымерших" яще-
ров, а из конкретных особенностей поведения самих же морских
коньков.
Если немного коснуться их биологии, то выяснятся любопыт
ные вещи, касающиеся именно "родов" и ухода за малышами. У
самцов морских коньков снизу на брюшке есть два похожих на
клапаны кожных выроста. При откладке икры, самка откладжыва-
ет ее как раз между этит клапанами, на... живот самцу! Икра
тут же прилипает, а клапаны начаинают разрастаться, закрывая
икру, образуя детородную сумку. Поэтому "роды" у морского
конька всегда исключительно благополучны - когда мальки вы-
водятся, сумка у самца легко лопается по шву!
Однако "обычный" морской конек более напоминает, все же не
сказочного дракона, а, скорее, шахматного конька. Другое де-
ло, что типические изображения дракона очень напоминает,
своими разлохмаченными, как язычки пламени, плавниками осо-
бая разновидность коньков - морской конек-тряпичник.
Именно у него есть - и характерно "рыльце", дракона, и вь-
ющиеся, как огненные язычки - плавники-выросты по бокам тела
и общий облик, и манера прятаться в водорослях(дракон скры-
вается в облаках). И - многое другое.
Неужто дракон явился - из китайской аквариумистики?!