ГОД ДРАКОНА
           ГЛАВА 11. "БИОЛОГИЯ" ВОСТОЧНОГО ДРАКОНА

           1. ФУ-СИ И ДРАКОН.  Говорят,  согласно легенде,  когда-то,
         великий мудрец и первоучитель Фу-Си("Фу" - отец,  по-китайс-
         ки) сидел в глубоком раздумье на берегу Хуанхэ(Желтая река).
         Он пытался сочинить "код",  описывающий все существующие фи-
         лософские понятия одновремнно,  но это никак не удавалось. И
         вдруг он увидел как рядом с ним из-под воды медленно поднял-
         ся огромный "лошадь-дракон".
           При виде чудовища Фу-Си оцепенел.  Но еще более,  чем само
         появление,  изумило,  что на спине вновь ушедшего  под  воду
         зверя пораженный Фу-Си увидел то, чего ему так недоставало -
         предельно лаконичный символ:  перемежающиеся черточки, кото-
         рые  тут же подтолкнули его к мысли,  как простыми символами
         можно обозначить все необходимые процессы и предметы.
           Цельная черточка  у  Фу-Си  обозначила  Ян  - прямое поня-
         тие(1), а прерванная Инь - понятие обратное и дополнительное
         прямому(0). Так,  тысячи лет назад,  появился древний аналог
         современного "бита" (от "binary digit" - двоичная единица) в
         информатике и кибернетике, 1 или 0, "Да" или "Нет".
           Такое странное совпадение - появление столь нужного симво-
         ла в столь ответственный момент Фу-Си счел знамением Неба и,
         вскоре, создал знаменитую по сей день гадальную "Книгу пере-
         мен", "И-Цзин", основанную имено на таких символиках.
           Это происшествие из серии "Эврика!", когда появление "дра-
         кона"  явилось  "спусковым  крючком"  мыслительного процесса
         приводится в десятках книг. Легенду эту, правда, нередко пу-
         тают с аналогичной, про императора Юя, перед которым из реки
         Ло вышла черепаха, на спине которой он увидел магическое со-
         четание девяти чисел(Ло Шу). Поэтому, ошибочно и Фу-Си иног-
         да рисуют с маленькой ничтожной черепахой,  вместо огромного
         таинственного "дракона".
           Но, кого же увидел в воде - легендарный Фу-Си?

           2. ЧУДЕСА ЖИВОГО МИРА. В стародавние времена китайцы, вер-
         ные своей  изощренной,  словно  на крыльях парящей фантазии,
         сочинили десятки легенд и сказок,  с упоминанием всвозможных
         гигантских чудовищ,  всепожирающих змей,  пронырливых драко-
         нов, причудливых черепах,  населяющих многочисленные китайс-
         кие реки, моря, болота и озера.
           В причудливых китайских старинных книгах по зоологии и ге-
         ографии содержались  десятки  описаний удивительных существ,
         которые,  однако, явно имели своих биологических прототипов,
         с которых и были списаны:
           1) двуглавых змей и черепах(явление у  пресмыкающихся  до-
         вольно частое); 2) рыб с 10-ю туловищами и одной головой(яв-
         но, осьминогов или кальмаров); 3) стремительно летающих рыб,
         как простых,  так и с 5-ю парами передних плавников(первые -
         явно рыбы, но последние, видимо, опять-таки - кальмары, выс-
         кавающие из воды и летящие по воздуху);  4) рыб,  ходящих по
         дну на птичьх ногах (типа бентозавра или черноморской триглы
         с  шипами грудных плавников);  5) рыб-людей,  морских змей с
         одним единственным глазом и многое другое.
           Такими восхитительными расказами и картинками была, напри-
         мер,  наполнена "Шан-хай-кина", "Книга гор и морей".
           Впрочем, в отличие от упомянутых существ, по восточным по-
         верьям,  Дракон,  все  же,  приносил людям пользу:  дарил им
         столь нужную влагу,  был повелителем водной  стихии.  Счита-
         лось,  что  все  моря,  реки  и озера управлялись драконами,
         правда, особыми, не летающими.
           Называли их по разному:  "хуан лун"- желтый дракон,  "цзяо
         лун" - змеевидный дракон,  "пань лун" - извивающийся дракон.
         В этих драконах просматрировалось явно биологическое, живот-
         ное, а не просто выдуманное и сказочное.
           Дракон во всех странах Юго-Восточной Азии был фигура почи-
         таемая и известная,  на третьем месте после Земли и Неба.  В
         легендах и сказках - дракон.  На  барельефах  и  фигурах  из
         бронзы - дракон.  В карнавальных шествиях - гигантские "пля-
         шущие драконы" в знаменитом "Танце дракона" когд  на длинных
         бамбуковых  палках  десятки человек,  создавали отработанные
         "извивы" гигантского матерчатого туловища.
           Воздушные змеи  - в виде гигантских ярко раскрашенных дра-
         конов.  Змеи эти применялись даже в войнах и наводящили ужас
         на проивника,  подлетая вплотную,  и...  - выпуская из пасти
         десятки горящих стрел.  Все это и  придуманное,  и  релаьное
         создавало ослепительный ореол волшебства и всемогущества са-
         мому образу Дракона,  и всему, что связывалось с его именем.

           3. ИЗОБРАЖЕНИЕ  ДРАКОНА.  Происхождение  деталей  внешнего
         изображения  дракона  объясняется по-разному.  Одни считают,
         что это - составной,  чисто надуманный образ.  Другие - ищут
         сходство в морской змее, удаве или аллигаторе, которые води-
         лись в долинах великой реки Хуанхэ.  Третьи - мечтают об ар-
         хаичном животном, типа ящера.
           "У него  блестящий  панцирь  из  желтой чешуи,  волосистый
         хвост и косматые лапы,  под длинной мордой - борода. Его лоб
         выдается вперед над пылающими огнем глазами, уши - маленькие
         и толстые, пасть широко раскрыта, язык - длинный, зубы - ос-
         трые", - таково одно из описаний.
           Внешние черты драконов на изображениях,  хотя и отличаются
         в деталях,  но, в общем, все же, достаточно сходны и сочета-
         ются между собюой достаточно  органично.  Но  при  словесных
         описаниях  драконов(а "слово сказанное есть ложь") буквально
         оторопь берет от того винегрета свойств,  которые приписыва-
         ются дракону:
           "Дракона изображают  самым  причудливым  образом,  - пишет
         В.Я.Сидихменов(ж.Проблемы Дальнего Востока. 1990.5), - иног-
         да его глаза похожи на кроличьи,  уши - на коровьи, туловище
         - на тело змеи,  покрытое чешуей; четыре тигровые лапы имеют
         орлиные когти; у него растут длинные усы.
           В другом варианте голову дракона рисуют  как  у  верблюда,
         усы как у зайца,  глаза - быка, шея - змеи, брюхо - ящерицы,
         чешуя - карпа, когти - орла, лапы - тигра".
           Индусы же утверждали,  что "У дракона хвост и пасть кроко-
         дила, хобот и ноги слона, хвост рыбы".
           В Китае встречается изображение  дракона  в  виде  большой
         змеи  или животного,  напоминающего одновременно и тигра,  и
         лошадь.  Чаще других дракона изображают с головой  лошади  и
         хвостом змеи,  с крыльями по бокам туловища, четырьмя лапами.
           Дракона наделяли "девятью сходствами":  "его рога -  панты
         оленя, голова - верблюда,  глаза - демона, шея - змеи, брюхо
         - моллюска, чешуя - карпа, когти - орла, лапы - тигра, уши -
         быка".  Во всех случаях облик  этого  мифического  животного
         выглядит величественным, суровым и воинственным..."
           По убеждению верующих, существовали драконы хорошие и пло-
         хие,  покровительствуюшие семье или приносящие ей несчастье.
         Злых драконов привнесли в Китай буддисты,  использовав обще-
         распространенные легенды о драконах,  обитавших в горах. Эти
         горные драконы губительны,  а обитавшие в озерах и  реках  -
         дружелюбны и полезны.
           Дракон приписывали исключительно острое зрение - он мог на
         дальнем расстоянии разглядеть любые, почти невидимые предме-
         ты. Здесь можно напомнить, что в греческом языке слово "дра-
         кон" переводится как "надзирать",  "пристально смотреть" яв-
         ный намек на пресловутый "гипноз" змей.
           Однако же со слухом у него было плохо.  Дракон был... глу-
         ховат! И само название "лун" - глухой, на это указывало.

           4. ДРАКОНЫ И ЗМЕИ.  Про змей можно много рассказывать осо-
         бо,  но  важно упомянуть - в Китае Дракона нередко отождест-
         вляли со змей.  Змее приписывали свойства водянаго божества.
         Считалось,  что  через сотни лет любая змея может перевопло-
         титься в дракона и сам дракон когдато произошел  от огромной
         морской змеи или гигантского удава, водившегося в водах реки
         Янцзы.
           Этнографы объясняют  этим ритуальные почести,  которые воз
         давались змее во время засухи или наводнения. В 1872 управи-
         тель  города Тяньцзиня после неудачных попыток предотвратить
         наводнение, угрожавшее городу, покончил жизнь самоубийством,
         бросившись в реку.
           Самоотверженный поступок главы города якобы привел к тому,
         что вода начала убывать. С тех пор для населения Тяньцзиня и
         окрестных деревень этот человек превратился в  духа, нявшего
         образ   маленькой  змеи.  Спустя  некоторое  время  какой-то
         крестьянин выловил в воде вполне обыкновенную змейку. Тем не
         менее,  по  каким-то причинам он принял ее за Бога Дождя,  и
         доставил ее в городской Храм Дракона, где этому пресмыкающе-
         муся были оказаны высокие почести.
           И, когда в начале XX в. воды реки Хуанхэ вновь сильно раз-
         лились,  видный  сановник  Ли Хунчжан получил личное импера-
         торское повеление покинуть провинциальную столицу  Тяю цзинь
         и посетить тот самый городок на берегу Хуанхэ,  где случайно
         обнаружили змею, спасшуюся от наводнения. Эта змея была дос-
         тавлена в храм, и сановник Ли Хунчжан, униженно молясь перед
         ней, просил усмирить разбушевавшуюся стихию.
           Спасаясь от наводнения,  змеи оставляли свои убежища и пе-
         реселялись на возвышенности. Их принимали за воплощение дра-
         кона, умоляли предотвратить бедствие, устраивали пышные про-
         цессии в их честь.
           Сооружались даже особые храмы,  посвященные  культу  змей,
         где за священными пресмыкающимися присматривли монахи. В го-
         родах нередко  устраивались торжествественные процессии,  во
         время которых в клетках  проносили  по  улицам  змей-богинь.
         После окончания процессии их выпускали на свободу.
           Недаром имено Змея считалась покровительницей Великого ка-
         нала - одного из грандиозных сооружений средних веков  кото-
         рый  начинается  у  Пекина и заканчивается у города Ханчжоу,
         провинции Чжэцзян.  Его длина - более 1800 километра Великий
         канал - творение многих поколений.  Его строительство было в
         основном завершено в XIII в.  Ежегодно перед проходом по ка-
         налу  джонок  с  казенным  рисом  местные  власти  приносили
         змее-покровительнице богатые жертвы.

           5. ДРАКОН И...  КРОКОДИЛ. Быстро вьющийся, перидически вы-
         совываемый красный язычок змеи когда-то, кем-то непросвещен-
         ным(возможно,  человеком  подслеповатым,  ибо очки были ред-
         костью) был отождествляен с язычком  пламени. "Теоретически"
         же,  в  произвезедниях  фантастов изрыгаемое пламя можно,  с
         большой натяжкой изобрести -  от  несварения,  от  пожирания
         нефти или от придонного сероводорода,  который самовоспламе-
         няется,  при выдохах всплывшего дракона.  Но - как объяснить
         язычки "огня" возле ног?
           Возможно, это вовсе не пламя.  Среди азиатских  крокодилов
         есть некоторые,  такие, как например, гавиал, которые вполне
         могли бы "сойти" за легендарного дракона. В таком случае до-
         вольно  легко  объяснимы загадочные причудливые "плавнички",
         язычки "пламени", которые вьются позади головы, вокруг "лок-
         тей" и "колен" на лапах. Тогда это есть, всего лишь... водо-
         росли, намотавшиеся во время преследования добычи или несго-
         ворчивой самки!
           Крокодил - заместитель дракона не  только  на  словах.  На
         празденствах в Китае,  порою, вместо изображения Дракона но-
         сят чучело...  крокодила! Или даже - самого крокодила, живо-
         го! Это наблюдал например Л.С.Хопкинс(Великобритания), о чем
         и сообщал в Журнале Королевского Азиатского Общества в соот-
         ветствующей статье - "Дракон и аллигатор"(1913).
           Другие этнографа тоже подтверждали,  что,  иногда во время
         религиозных  церемоний роль "дракона" исполнял...  крокодил!
           "Я видел,- вспоминал другой китаевед,  этнограф американец
         К.Вильямс,-  как  во время засухи по улицам Нанкина несли на
         небольших носилках маленького крокодила,  а рядом шли верую-
         щие  с  курительными свечами.  Это делалось для того,  чтобы
         вызвать дождь".
           "Образ дракона в искусстве постоянно видоизменялся.  - пи-
         шет этнограф Ван Зунг(ж.Вьетнам,  1988.3). - На заре истории
         дракона - тотем лаквьетов - изображали в виде крокодила, что
         можно увидеть на многих памятниках культуры Донгшонского пе-
         риода.  В эпоху династий Ли и Чан драконы изображаются с го-
         ловой чудовища.  Она несколько увеличена в размерах и непро-
         порциональна  туловищу.  Порой  дракон  изображался  в  виде
         земляного червя с несколькими изогнутыми туловищами".

           7. ДРАКОН,  НЕ ЖИВОТНОЕ,  А - РЫБА?  Драконы всюду разные.
         Эту истину следует помнить всякому,  кто хоть сколько-нибудь
         серьезно стремится выявить не мистико-мифические,  а  вполне
         биологические признаки странного животного, которое именует-
         ся "дракон".
           В изображениях средневековой Европе  сухопутные  "драконы"
         очень  напоминают огромных удавов.  В Северной Африке - дра-
         кон" явно похож на крокодила.  В античном Средиземноморьи  -
         на огромную змею.  В Древнем Китае(по нашему мнению) - на...
         большую рыбу, типа полиптера(многопера). Вымершую кистеперую
         или  дожившую до наших дней двоякодышащую - гадать не стоит.
           Именно - рыбу. Более того, по целому ряду признаков можно,
         даже,  предположить куда она относится:

           1) Длинное утолщенное, в меру извивающееся туловище;
           2) крупная "ганоидная" чешуя;
           3) Голая голова и широкие задние закраины головы,  напоми-
              нающие большие жаберные крышки;
           4) сомоподобные крупные усики около рта;
           5) плавникообразные выросты("пламя") около лап, со стороны
              "локтя", как у двоякодышащего протоптеруса;
           6) отчетливо  изображаемый  крупный  рыбий хвост "лопаточ-
              кой" с выраженными лучами;
           7) явный спинной плавник с торчащими шипами(как у многопе-
              ра, рыбы довольно загадочного происхождения)
           8) типично водный образ жизни и зимняя "спячка";
           9) движение тела - волнообразно, боковыми изгибами.

           И - так далее.  Признаки дракон - явно рыбьи. Кто не верит
         - пусть проверит.

           8. МИКРОДРАКОНЧИКИ.  Размеры драконов,  однако, приводятся
         от сверхгигантских - до крайне малых,  с дождевого червя.  И
         построение его тела на изображениях вызывает сомнения,  пос-
         кольку животных  со  столь  "разлохмаченным" телом(плавники,
         рога, отростки) среди крупных - крайне маловато, а вот среди
         мелких - они достаточно часты.
           Поэтому, возможен и другой вариант - эффектный облик  дра-
         кона создан...  художниками! Он - перенесен из "микромира" в
         макромир", взят, например, с... простой аквариумной рыбки!
           Вот как, например, комментировал в свое время встречу Года
         Дракона-1988 собственнй корреспондент газеты  "Труд" С.Бунин
         в своем кратком репортаже из Токио(10.01.1988):
           "Изображение драконов  желто-зеленых  и  коричневых оттен-
         ков(шел год Земляного Дракона, иначе Желтого Дракона - А.А.)
         в эти  дни  встречаешь  в Японии повсюду и в любом виде.  На
         Востоке этот сказочный персонаж почиаем особо - он  символи-
         зирует удачу и обладает веселым и счастливым нравом.
           В этой связи в токийских зоомагазинах идет бойкая торговля
         живыми морскими  коньками.  Эти диковинные зверьки с жабрами
         удивительно похожи на мифическое животное. Они так и называ-
         ются по-японски - "дракончики".
           Еще со старины у жителей Японских островов сложилось  соз-
         нание,  что  эти грациозные морские создания приносят "мир в
         супружескую жизнь", сулят "благополучный исход родов". Сами,
         однако,  "дракончики" капризны и чутко реагируют на перепады
         температуры и состав воды".
           Поверья, что  и говорить,  любопытные.  Но...  к огорчению
         сторонника "сохранившмихся" динозавров(по  мотивам японского
         приключенческого  фильма  "Легенда о динозавре") поверья эти
         происходят вовсе не из брачных привычек "недовымерших"  яще-
         ров, а из конкретных особенностей поведения самих же морских
         коньков.
           Если немного  коснуться их биологии,  то выяснятся любопыт
         ные вещи,  касающиеся именно "родов" и ухода за малышами.  У
         самцов  морских  коньков снизу на брюшке есть два похожих на
         клапаны кожных выроста. При откладке икры, самка откладжыва-
         ет ее как раз между этит клапанами,  на... живот самцу! Икра
         тут же прилипает, а клапаны начаинают разрастаться, закрывая
         икру,  образуя  детородную сумку.  Поэтому "роды" у морского
         конька всегда исключительно благополучны - когда мальки  вы-
         водятся, сумка у самца легко лопается по шву!
           Однако "обычный" морской конек более напоминает, все же не
         сказочного дракона, а, скорее, шахматного конька. Другое де-
         ло, что  типические  изображения  дракона  очень напоминает,
         своими разлохмаченными,  как язычки пламени, плавниками осо-
         бая разновидность коньков - морской конек-тряпичник.
           Именно у него есть - и характерно "рыльце", дракона, и вь-
         ющиеся, как огненные язычки - плавники-выросты по бокам тела
         и общий облик,  и манера прятаться в водорослях(дракон скры-
         вается в облаках). И - многое другое.
           Неужто дракон явился - из китайской аквариумистики?!


Next