ГОД ДРАКОНА
ГЛАВА 12. ДРАКОНЫ И СИСТЕМАТИКА
1. ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ ДРАКОНА. Систематизировать можно все
что угодно. Тем более - драконов, которых десятки, и которые
относятся к животным, пусть и мифическим. Зоология, наука о
животных, не случайно одна из первых наук, овладевших ис-
кусством систематики и классификации.
Для начала драконов можно попытаться классифицировать - по
возрасту, поскольку, как утверждалось легендами, драконы,
перерождаясь каждые 500 лет, переходят в некую новую фазу
(см.напр. ж."Азия и Африка - сегодня", 1990.9).
1) первая фаза, От 0 до 500 лет. Это обычная змея "сы" ка-
ких много повсюду("сы" - от шуршания при переползании);
2) вторая фаза, змея "сы", наконец, прожила свои 500 лет и
из нее получился дракон "цзяо";
3) третья фаза, дракон "цзяо" прожил далее от 500 до 1000
лет, и из него вырос дракон "лун".
4) четвертая фаза, за период от 1000 до 1500 лет, из "лу-
на" возник дракон "Рогатый Лун", у него отросли рога;
5) пятая фаза, последняя, от 1500 до 2000 из "рогатого лу-
на" сформировался дракон "шэнь лун", "Крылатый Лун". У него
отрастают еще и крылья. Это - священный дракон. Именно он
посылает на Землю дождь. Он - самый главный из всего много-
численного драконьего племени.
2. ДРАКОН ПО ФУНКЦИЯМ. Другую классификацию драконов можно
составить по типовому месту их расположения на предметах
обихода и культа.
"У дракона большое и разноликое семейство. - пишет С.Шев-
цов(ж.Азия и Африка - сегодня, 1990.9). - Среди сыновей чаще
всего фигурируют следующие(нумерация далее наша - А.А.):
1) Цюню - любитель музыки, чье изображение встречается на
музыкальных инструментах;
2) Чивзнь(или Маньвэнь) - зоркий наблюдатель и непоседа,
поселившийся на коньках крыш, часто пригвожденный мечом,
чтобы не оставил свой пост;
3) Биси - дракон-черепаха, силач и любитель словесности,
поддерживавший на своей спине-панцире массивные каменные
стелы;
4) Пулао - горластый карлик, восседавший на колоколах в
виде ушка;
5) Бихань - однорогий драчун, похожий на тигра, страж Ада,
изображавшийся на воротах тюрем;
6) Яцзы - кровожадный и злой монстр, поселившийся на эфе-
сах мечей и рукоятках кинжалов;
7) Чаофэн - чувствовавший приближение опасности и несущий
свою вахту под карнизами жилых построек;
8) Бася - любитель воды, изображения которого вырезали на
столбиках мостов;
9) Суаньни(или "Золотой Кипа") - питавший слабость к огню,
благовониям и проповедям, его изображения можно увидеть на
курильницах и пьедесталах Будды в храмах.
10) Одним из сыновей дракона считался и Цзяоту - нелюдимый
грубиян, никого не пускавший в дом, поселившийся на воротах
с кольцом в зубах".
Конечно, всех драконов не упомнишь, но и этого достаточно.
3. О ТОМ ЖЕ - ДРУГИМИ СЛВАМИ. Нечто подобное, но в то же
время, совершенно иное, пишет американский исследователь Ки-
тая Вильямс К.А.(цит. по "Энциклопедия восточного символиз-
ма". М.: Золотой век, 1996):
"Считается, что существовали 7 вымерших видов "родственн-
ников" дракона. Они нуждаются в особой характеристике. Эти
создания, согласно Чьен Чуей Лей Шу, принадлежащей перу Чьен
Ен-хси, имели следюущие черты:
1) Пу-лао, вырезанный в верхней части колоколов и гонгов,
говорит об его "привычке" громко кричать во время атаки его
клавнейшего врага - кита.
2) Чиу-ниу вырезался на колках скрипки изза своей любви к
музыке.
3) Пи-хси вырезался в верхней части каменных табличек
из-за своей любви к литературе. Также он выражал самку и
самца черепахи, склоненных к горе и использовался в качестве
пьедестала для надгробных камней сголовой, направленной во
все стороны. Это речной бог, надаленный сверхъестественной
силой.
4) Па-хся вырезался в нижней части каменных памятников,
так как считалось, что он способен поднимать огромные тяжес-
ти.
5) Чао-Фенг вырезался на карнизах храмов, так как счита-
лось, что он способен увидеть опасность.
6) Чих-вен вырезался на перилах мостов из-за своей тяги к
воде. Также его изображение можно увидеть на крышах домов,
так как считалось, что он способен уберечь жилище от пожара.
Он стоит настороже с раскрытой пастью и иногда символически
изображается в виде фигуры рыбы с поднятым хвостом.
7) Суан-ни вырезался на троне Будды из-за своей предраспо-
ложенности к отдыху. Так же его отождествляют Чих-цу, т.е.
символическим львом.
8) Йай-цу вырезался на поверхности лезвия сабли в месте,
где лезвие соединяется с рукояткой. На сабле он изображался
из-за своей тяги к битве.
9) Пи-кан вырезался на воротах тюрьмы, так как имел склон-
ность к суду и спорам и любил использовать свою силу и энер-
гию в состоянии гнева. Имеет чешуйчатую грудь и рог".
Что и говорить, иноформация близка и схожа, но... для пол-
ноты картины лучше иметь двух авторов, чем ни одного.
4. ДРАКОН - СЕМЕЙСТВО, РОД И ВИД. Известный китаевед
В.Я.Сидихменов в статье "Дракон - древний символ Китая
(ж."Проблемы Дальнего Востока". 1990.5) приводит еще нес-
колько небольшщих классификаций. Так, в Китае, по народным
верованиям, существовали:
1) Небесный дракон, который оберегал обитель божеств на
небе, поддерживал их, чтобы они не упали на землю(у нас
см.Синий Дракон в Восточном Дворце среди 4-х небесных живот-
ных); 2) божественный дракон, который создавал ветер и дождь
во имя благоденствия людей(см.весенний дракон); 3) земной
дракон, контролировавший моря и течения рек(см.дракон и тигр
в искусстве "фэн-шуй"); 4) Дракон, оберегавший подземные и
морские сокровища(см.морской царь-дракон).
"В морских глубинах в великолепных дворцах, сооруженных из
цветных прозрачных камней, с хрустальными дверьми обитали
морские драконы. - пишет В.Я.Сидихменов. - Они питались жем-
чугом и опалами, их окружали многочисленные служители, наве-
щали божества и духи.
Таких драконов насчитывалось пять. Длина каждого из них
представлялась необъятной. Чудовища считались настолько ог-
ромными, что, изменяя свое местонахождение, сталкивали одну
гору с другой. Главный дракон занимал центральное место, а
остальные четыре - северную, западную, южную, восточную сто-
роны. Народная легенда утверждала, что на дне моря хранятся
бесчисленные сокровища и все они принадлежат царю-дракону.
Отсюда появилось выражение: "Богат, как царь-дракон".
Морской дракон имел пять лап с пятью острыми когтями на
каждой. Весной он взлетал на небо, а осенью укрывался в вод-
ной стихии. Он был владыкой всех - и соленых, и пресных -
водоемов".
Места где обитали эти драконы, носили, соответствено наз-
вания: восточное море, южное море, западное море и северное
море. Впрочем, народная фантазия создала множество разновид-
ностей Драконов - повелителей водной стихии. Существовало
поверье, будто моря, реки и озера управляются особыми драко-
нами, которые не способны подниматься в небо. Они известны
под названиями: желтый дракон(Хуан лун), змеевидный дра-
кон(Цзяо лун), извивающийся дракон(Пань лун).
Впрочем, на Востоке, драконов - десятки и сотни. Классифи-
кации их можно встретить самые разные. Кратко упомянем еще
одну из них(Е.Кислухиной, опубликованной в "Internet"). Сог-
ласно ей различаются драконы:
1) Ван Лун - стражи морских просторов; 2) Пан Лун - охра-
нители тайных кладов; 3) Тай Лун - драконы, повелители бурь,
властители и воды; 4) Тин лун, желтые небесные драконы, за-
щитники небесных богов и императора, бога на земле; 5) Тун
Ми Лун - грозные драконы-разрущители, таящиеся на дне моря;
6) Фу Цин Лун - драконы подземных богатсв; 7) Шен лун -
красно-голубые драконы ветра и дождя; 8) Чанг Лун - красные
обитатели рек.
4. И ВНОВЬ - ДРАКОН И КРОКОДИЛ. По поводу возможных биоло-
гических прототипов легендарного дракона К.А.Вильямс выстра-
ивает целую теорию. Он, например, пишет:
"Словарь Шоу Вена(200-й год н.э.) утверждает, что среди
369 -ти видов чешуйчатых рептилий(примерно по числу дней в
году, как принято было в Китае - А.А.), таких, как рыбы,
змеи и ящерицы, дракон занимает ведущее положение. Он обла-
дает способностью в зависимости от воего желания становиться
видимым или невидимым, а также спообен к превращением.
Весной он поднимается в небо, а в августе хоронит себя в
толщах воды. Дракон покрывает себя грязью в осеннее равно-
денствие и появляет весной, своим пробуждением возвещая воз-
рождение природы. Из-за этого он и стал символом живительной
силы воды, а значит, и весны, когда природа обновляется и
возвращается к жизни посредством приветливых дождей.
Можно отметить, что древние египтяне исполняли обряда бо-
голужения крокодилам, и эта теория была просто развита и из-
менена в приложении к китайскому дракону, который является
просто другой формой аллигатора, которого и в наши дни можно
обнаружить в реке Янцзы.
Зимняя спячка этих животных кончается с приходом весны в
то же время, когда и силы дракона начинают оказывать свое
благотворительное влияние на природу. Однако, трудно просле-
дить аналогии между этими сказочными животными и представи-
телями реально существующих в природе видов.
Тело дракона по форме напоминает тела вымерших животных, а
его голова имеет элементы многих других животных, зубы дра-
кона напоминают зубы млекопитающщих, хотя лапы и когти у не-
го птичьи. Более того, так как по мнению китайцев, это доб-
рое животное, то оно ничего не имеет общего ужасными драко-
нами геральдики и средневековой мифологии".
5. ТИПИЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ. Итак, драконов, буквально, де-
сятки, но, пожалуй, только существование дракона вида
"лунг"(лун) считается наиболее достоверным. Дракон "лунг"
описывался, как уже сказано, через черты других животных, а
именно: голову верблюда, рога оленя, глаза кролика, уши ко-
ровы, шею змеи, брюхо лягушки, чешую карпа, когти ястреба и
лапы тигра. На шее и голове он имеет гребень.
По обе стороне пасти у него большие усы, на подбородке бо-
рода, на которой находится яркая жемчужина. Он глух. Его ды-
хание вырывается из пасти как облако, а иногда превращается
в воду, а в некоторых случаях - в огонь. Его рев напоминает
звук звяканья медных тазов.
Некоторые разновидности этого дракона имеют рога, некото-
рые безрогие. Кое-кто - без чешуи, иные - без крыльев. Счи-
талось, что дракон умирает по своей доброй воле. Питается же
он крайне скромно - мясом... ласточек! "...поэтому, люди,
охотящиеся на дракона во время дождя, при этом кидают в воду
ласточек".
Другой дракон, "чиао", обитавший в озерах и болотах, мало
чем отличается от драконов в небе. Его описание очень смахи-
вает на самца крупной рыбы, ярко раскрашенного в брачный пе-
риод - небольшая голова без рогов, грудь красного цвета, на
спине зеленые полосы, а бока у него желтые. Тем не мене, он
имеет четыре лапы, а в некоторых случаях похож на змею.
"...необходимо отметить Чиао-ту, - пишет К.А.Вильямс, -
изображение которого вырезалось на дверных ручках потому,
что он похож на закрытую вещь.
Тао-тьех вырезался на крышках и поверхностях емкостей для
пищевых продуктов, так как считалось, что он способен убе-
речь от обжорства.
И Ча-йу, имевшего голову дракона, хвост лошади, когти тиг-
ра. Эти монстры были в длину 4 чанга(40 футов) и обожали че-
ловеческое мясо. Эти существа появлялись тогда, когда управ-
ление монархов оказывалось недостаточно добродетельным".
Итак, дракон не всегда был беспредельно добр и безвреден.
Зубы он все-таки применял. И не только человек - ел "драко-
на", иногда и дракон баловался человечинкой.