ГОД ДРАКОНА
           ГЛАВА 12. ДРАКОНЫ И СИСТЕМАТИКА

           1. ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ ДРАКОНА.  Систематизировать  можно  все
         что угодно. Тем более - драконов, которых десятки, и которые
         относятся к животным,  пусть и мифическим. Зоология, наука о
         животных,  не  случайно одна из первых наук,  овладевших ис-
         кусством систематики и классификации.
           Для начала драконов можно попытаться классифицировать - по
         возрасту,  поскольку,  как утверждалось легендами,  драконы,
         перерождаясь  каждые  500 лет,  переходят в некую новую фазу
         (см.напр. ж."Азия и Африка - сегодня", 1990.9).
           1) первая фаза, От 0 до 500 лет. Это обычная змея "сы" ка-
         ких много повсюду("сы" - от шуршания при переползании);
           2) вторая фаза, змея "сы", наконец, прожила свои 500 лет и
         из нее получился дракон "цзяо";
           3) третья фаза,  дракон "цзяо" прожил далее от 500 до 1000
         лет, и из него вырос дракон "лун".
           4) четвертая фаза,  за период от 1000 до 1500 лет, из "лу-
         на" возник дракон "Рогатый Лун", у него отросли рога;
           5) пятая фаза, последняя, от 1500 до 2000 из "рогатого лу-
         на" сформировался дракон "шэнь лун",  "Крылатый Лун". У него
         отрастают  еще и крылья.  Это - священный дракон.  Именно он
         посылает на Землю дождь.  Он - самый главный из всего много-
         численного драконьего племени.

           2. ДРАКОН ПО ФУНКЦИЯМ. Другую классификацию драконов можно
         составить по типовому месту  их  расположения  на  предметах
         обихода и культа.
           "У дракона большое и разноликое семейство.  - пишет С.Шев-
         цов(ж.Азия и Африка - сегодня, 1990.9). - Среди сыновей чаще
         всего фигурируют следующие(нумерация далее наша - А.А.):
           1) Цюню - любитель музыки,  чье изображение встречается на
         музыкальных инструментах;
           2) Чивзнь(или  Маньвэнь)  - зоркий наблюдатель и непоседа,
         поселившийся на коньках  крыш,  часто  пригвожденный  мечом,
         чтобы не оставил свой пост;
           3) Биси - дракон-черепаха,  силач и любитель  словесности,
         поддерживавший  на  своей  спине-панцире  массивные каменные
         стелы;
           4) Пулао  -  горластый карлик,  восседавший на колоколах в
         виде ушка;
           5) Бихань - однорогий драчун, похожий на тигра, страж Ада,
         изображавшийся на воротах тюрем;
           6) Яцзы - кровожадный и злой монстр,  поселившийся на эфе-
         сах мечей и рукоятках кинжалов;
           7) Чаофэн  - чувствовавший приближение опасности и несущий
         свою вахту под карнизами жилых построек;
           8) Бася - любитель воды,  изображения которого вырезали на
         столбиках мостов;
           9) Суаньни(или "Золотой Кипа") - питавший слабость к огню,
         благовониям и проповедям,  его изображения можно увидеть  на
         курильницах и пьедесталах Будды в храмах.
           10) Одним из сыновей дракона считался и Цзяоту - нелюдимый
         грубиян,  никого не пускавший в дом, поселившийся на воротах
         с кольцом в зубах".
           Конечно, всех драконов не упомнишь, но и этого достаточно.

           3. О ТОМ ЖЕ - ДРУГИМИ СЛВАМИ.  Нечто подобное,  но в то же
         время, совершенно иное, пишет американский исследователь Ки-
         тая Вильямс К.А.(цит.  по "Энциклопедия восточного символиз-
         ма". М.: Золотой век, 1996):
           "Считается, что  существовали 7 вымерших видов "родственн-
         ников" дракона.  Они нуждаются в особой характеристике.  Эти
         создания, согласно Чьен Чуей Лей Шу, принадлежащей перу Чьен
         Ен-хси, имели следюущие черты:
           1) Пу-лао,  вырезанный в верхней части колоколов и гонгов,
         говорит об  его "привычке" громко кричать во время атаки его
         клавнейшего врага - кита.
           2) Чиу-ниу  вырезался на колках скрипки изза своей любви к
         музыке.
           3) Пи-хси  вырезался  в  верхней  части  каменных табличек
         из-за своей любви к литературе.  Также он  выражал  самку  и
         самца черепахи, склоненных к горе и использовался в качестве
         пьедестала для надгробных камней сголовой,  направленной  во
         все стороны.  Это речной бог,  надаленный сверхъестественной
         силой.
           4) Па-хся  вырезался  в  нижней части каменных памятников,
         так как считалось, что он способен поднимать огромные тяжес-
         ти.
           5) Чао-Фенг вырезался на карнизах храмов,  так как  счита-
         лось, что он способен увидеть опасность.
           6) Чих-вен вырезался на перилах мостов из-за своей  тяги к
         воде. Также  его  изображение можно увидеть на крышах домов,
         так как считалось, что он способен уберечь жилище от пожара.
         Он стоит  настороже с раскрытой пастью и иногда символически
         изображается в виде фигуры рыбы с поднятым хвостом.
           7) Суан-ни вырезался на троне Будды из-за своей предраспо-
         ложенности к отдыху.  Так же его отождествляют Чих-цу,  т.е.
         символическим львом.
           8) Йай-цу вырезался на поверхности лезвия сабли  в  месте,
         где лезвие соединяется с рукояткой.  На сабле он изображался
         из-за своей тяги к битве.
           9) Пи-кан вырезался на воротах тюрьмы, так как имел склон-
         ность к суду и спорам и любил использовать свою силу и энер-
         гию в состоянии гнева. Имеет чешуйчатую грудь и рог".
           Что и говорить, иноформация близка и схожа, но... для пол-
         ноты картины лучше иметь двух авторов, чем ни одного.

           4. ДРАКОН -  СЕМЕЙСТВО,  РОД  И  ВИД.  Известный  китаевед
         В.Я.Сидихменов  в  статье  "Дракон  -  древний  символ Китая
         (ж."Проблемы Дальнего Востока".  1990.5) приводит  еще  нес-
         колько небольшщих классификаций.  Так,  в Китае, по народным
         верованиям, существовали:
           1) Небесный  дракон,  который  оберегал обитель божеств на
         небе,  поддерживал их,  чтобы они не упали  на  землю(у  нас
         см.Синий Дракон в Восточном Дворце среди 4-х небесных живот-
         ных); 2) божественный дракон, который создавал ветер и дождь
         во  имя  благоденствия людей(см.весенний дракон);  3) земной
         дракон, контролировавший моря и течения рек(см.дракон и тигр
         в искусстве "фэн-шуй");  4) Дракон,  оберегавший подземные и
         морские сокровища(см.морской царь-дракон).
           "В морских глубинах в великолепных дворцах, сооруженных из
         цветных прозрачных камней,  с хрустальными  дверьми  обитали
         морские драконы. - пишет В.Я.Сидихменов. - Они питались жем-
         чугом и опалами, их окружали многочисленные служители, наве-
         щали божества и духи.
           Таких драконов  насчитывалось  пять.  Длина каждого из них
         представлялась необъятной.  Чудовища считались настолько ог-
         ромными,  что, изменяя свое местонахождение, сталкивали одну
         гору с другой.  Главный дракон занимал центральное место,  а
         остальные четыре - северную, западную, южную, восточную сто-
         роны.  Народная легенда утверждала, что на дне моря хранятся
         бесчисленные  сокровища  и все они принадлежат царю-дракону.
         Отсюда появилось выражение: "Богат, как царь-дракон".
           Морской дракон  имел  пять  лап с пятью острыми когтями на
         каждой. Весной он взлетал на небо, а осенью укрывался в вод-
         ной  стихии.  Он был владыкой всех - и соленых,  и пресных -
         водоемов".
           Места где обитали эти драконы,  носили, соответствено наз-
         вания:  восточное море, южное море, западное море и северное
         море. Впрочем, народная фантазия создала множество разновид-
         ностей Драконов - повелителей  водной  стихии.  Существовало
         поверье, будто моря, реки и озера управляются особыми драко-
         нами,  которые не способны подниматься в небо.  Они известны
         под  названиями:  желтый  дракон(Хуан лун),  змеевидный дра-
         кон(Цзяо лун), извивающийся дракон(Пань лун).
           Впрочем, на Востоке, драконов - десятки и сотни. Классифи-
         кации  их можно встретить самые разные.  Кратко упомянем еще
         одну из них(Е.Кислухиной, опубликованной в "Internet"). Сог-
         ласно ей различаются драконы:
           1) Ван Лун - стражи морских просторов;  2) Пан Лун - охра-
         нители тайных кладов; 3) Тай Лун - драконы, повелители бурь,
         властители и воды;  4) Тин лун, желтые небесные драконы, за-
         щитники небесных богов и императора,  бога на земле;  5) Тун
         Ми Лун - грозные драконы-разрущители,  таящиеся на дне моря;
         6) Фу Цин Лун - драконы подземных  богатсв;  7)  Шен  лун  -
         красно-голубые драконы ветра и дождя;  8) Чанг Лун - красные
         обитатели рек.

           4. И ВНОВЬ - ДРАКОН И КРОКОДИЛ. По поводу возможных биоло-
         гических прототипов легендарного дракона К.А.Вильямс выстра-
         ивает целую теорию. Он, например, пишет:
           "Словарь Шоу Вена(200-й год н.э.)  утверждает,  что  среди
         369 -ти  видов  чешуйчатых рептилий(примерно по числу дней в
         году,  как принято было в Китае - А.А.),  таких,  как  рыбы,
         змеи и ящерицы,  дракон занимает ведущее положение. Он обла-
         дает способностью в зависимости от воего желания становиться
         видимым или невидимым, а также спообен к превращением.
           Весной он поднимается в небо,  а в августе хоронит себя  в
         толщах  воды.  Дракон покрывает себя грязью в осеннее равно-
         денствие и появляет весной, своим пробуждением возвещая воз-
         рождение природы. Из-за этого он и стал символом живительной
         силы воды,  а значит,  и весны,  когда природа обновляется и
         возвращается к жизни посредством приветливых дождей.
           Можно отметить,  что древние египтяне исполняли обряда бо-
         голужения крокодилам, и эта теория была просто развита и из-
         менена в приложении к китайскому дракону,  который  является
         просто другой формой аллигатора, которого и в наши дни можно
         обнаружить в реке Янцзы.
           Зимняя спячка  этих  животных кончается с приходом весны в
         то же время,  когда и силы дракона начинают  оказывать  свое
         благотворительное влияние на природу. Однако, трудно просле-
         дить аналогии между этими сказочными животными и  представи-
         телями реально существующих в природе видов.
           Тело дракона по форме напоминает тела вымерших животных, а
         его голова имеет элементы многих других животных,  зубы дра-
         кона напоминают зубы млекопитающщих, хотя лапы и когти у не-
         го птичьи.  Более того, так как по мнению китайцев, это доб-
         рое животное,  то оно ничего не имеет общего ужасными драко-
         нами геральдики и средневековой мифологии".

           5. ТИПИЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ.  Итак, драконов, буквально, де-
         сятки,  но,  пожалуй,  только  существование  дракона   вида
         "лунг"(лун)  считается  наиболее достоверным.  Дракон "лунг"
         описывался, как уже сказано,  через черты других животных, а
         именно:  голову верблюда, рога оленя, глаза кролика, уши ко-
         ровы,  шею змеи, брюхо лягушки, чешую карпа, когти ястреба и
         лапы тигра. На шее и голове он имеет гребень.
           По обе стороне пасти у него большие усы, на подбородке бо-
         рода, на которой находится яркая жемчужина. Он глух. Его ды-
         хание вырывается из пасти как облако,  а иногда превращается
         в воду,  а в некоторых случаях - в огонь. Его рев напоминает
         звук звяканья медных тазов.
           Некоторые разновидности этого дракона имеют рога,  некото-
         рые безрогие.  Кое-кто - без чешуи, иные - без крыльев. Счи-
         талось, что дракон умирает по своей доброй воле. Питается же
         он крайне скромно - мясом...  ласточек!  "...поэтому,  люди,
         охотящиеся на дракона во время дождя, при этом кидают в воду
         ласточек".
           Другой дракон,  "чиао", обитавший в озерах и болотах, мало
         чем отличается от драконов в небе. Его описание очень смахи-
         вает на самца крупной рыбы, ярко раскрашенного в брачный пе-
         риод - небольшая голова без рогов,  грудь красного цвета, на
         спине зеленые полосы,  а бока у него желтые. Тем не мене, он
         имеет четыре лапы, а в некоторых случаях похож на змею.
           "...необходимо отметить Чиао-ту,  - пишет  К.А.Вильямс,  -
         изображение  которого  вырезалось  на дверных ручках потому,
         что он похож на закрытую вещь.
           Тао-тьех вырезался на крышках и поверхностях  емкостей для
         пищевых продуктов,  так как считалось,  что он способен убе-
         речь от обжорства.
           И Ча-йу, имевшего голову дракона, хвост лошади, когти тиг-
         ра. Эти монстры были в длину 4 чанга(40 футов) и обожали че-
         ловеческое мясо. Эти существа появлялись тогда, когда управ-
         ление монархов оказывалось недостаточно добродетельным".
           Итак, дракон  не всегда был беспредельно добр и безвреден.
         Зубы он все-таки применял.  И не только человек - ел "драко-
         на", иногда и дракон баловался человечинкой.


Next