ГОД ДРАКОНА
ГЛАВА 14. МУЗЕЙ ВОСТОЧНОГО ДРАКОНА
1. ДРАКОНЫ ВЕЧНЫ И БЕСКОНЕЧНЫ. Если представить историю
восточного дракона как большой музей, то он окажется необоз-
римо больших размеров, с нескончаемыми залами, с бесконечно
увлекательной экспозицией. Но, даже если сделать такой "му-
зей" гораздо меньше, то выяснится, что он не только по-преж-
нему необычайно интересен, но и то, что он построен отнюдь
не хаотично, покоряя отнюдь не безграничным количеством сво-
их экспонатов, а своей особой оригинальной структурностью.
В том-то и суть, что дракон на Востоке - на редкость зако-
номерен и логичен. Он детально отработан. Он - не случаен.
Это - Дракон, с большой буквы. Более того, это дракон,
сплошь из заглавных бкув. Одним словом, это - ДРАКОН.
Тема Дракона - богата и неисчерпаема, ибо связана с сотня-
ми явлений и в ней всегда есть о чем поговорить, а, тем бо-
лее просветить несведующих "знатоков Востока", количество
которых, похоже, увеличивается не по дням, а по часам.
Год Дракона приходит на нашу планету уже не первый раз, но
историки не могут, все ж, сойтись во мнении относительно
происхождения этого фантастического образа.
Во всяком случае, древние китайцы искренне верили в су-
ществование этого загадочного существа. Народные мифы и буд-
дийские легенды полны "фактическими данными" о драконе. Да-
осские притчи с большой убежденностью описывают его деяния,
упоминания о нем встречаются в древних летописях, серьезных
исторических и лингвистических исследованиях, классических
книгах и литературных произведениях.
Дракон падает, чтобы взлететь. Дракон приходит, чтобы уй-
ти. Дракон - непостижим. По преданию, в VI веке Чжань Цынью
изобразил в стенной росписи четырех драконов. Приглашенные
зрители стали его осуждать за то, что он(явно намеренно)
сделал их безглазыми. Чанг, осердясь, взялся снова за кисть
и дорисовал глаза двум извивающимся фигурам, "оживил" их.
И тогда, вдруг, "грянули громы и молнии", стена треснула и
драконы исчели, "унеслись в небо". Но другие два дракона,
без глаз, "остались на месте". Чудо есть чудо, дракон есть
дракон. Правда, возможно, это был просто ловкий фокус с по-
рохом и парой сдернутых шелковых занавесок?
Впрочем, китайский дракон и впрям летуч и могуч, у него
есть рога, когти и чешуя, по хребту - ряд острых зубцов.
Обычно его изображают с жемчужиной, которую он глотает, ло-
вит, выплевывает, - в этой жемчужине его сила. Если ее от-
нять, он - безвреден. Впрочем, обо всем этом - позже.
Дракон - был в серии символов одного из двух великих на-
чал - Ян и Инь. вечных взаимодополняющих. Символы Инь - жен-
щина, земля, низ, оранжевый цвет, долины, русла рек, тигр и
т.п. Символы Ян - мужчина, небо, верх, голубой цвет, горы,
столбы, дракон. Дракон, таким образом, был символом мужского
начала - символом силы, цели, могущества.
2. ПЕРВЫЕ ДРАКОНЫ. Судя по археологическим находкам, одно
из наидревнейших в Китае изображений Дракона насчитывает уже
около 7-ми тысячелетий. Это - нехитрое изображение, обнару-
женное в 1987 в провинции Хэнань. Оно сложено из мелких реч-
ных раковин. Исследователи считают что прообразом дракона
была какая-то большая змея, от которой мифический дракон и
унаследовал свое длинное, извивающееся тело.
Другим изображениям - на керамике и орнаментах из нефрита,
- найденным в захоронениям на местах стоянок древнего чело-
века во Внутренней Монголии, Центральном и Восточном Китае,
примерно 5000 лет. Это тоже немало.
В стилизованном виде он предстает на бронзовых изделиях
эпох Шан-Чжоу(II-I тысячелетия до н.э.), на светильниках и
сосудах периода "Сражающихся царств"(V-III века до н.э.), на
каменных барельефах, печатях, фигурных кирпичах и шелковых
свитках династий Цинь и Хань(III век до н.э.- III век), поз-
же - на предметах изобразительного искусства, керамике и
фарфоре. зеркалах и тканях.
Иероглиф дракона прост - напоминая стандартные формы его
тела. Среди иероглифов, вырезанных на гадальных костях и га-
дательных черепаховых панцирях в эпоху династии Шан
(XVIII-XII века до нашйе эры), более сотни идентифицированы
как возможный письменный символ Дракона. На Дракона гадали,
к Дракону обращались, у Дракона просили воду, урожай, жизнь.
Многие орнаменты из нефрита и бронзовые предметы этого же
периода тоже изображают дракона, а несколько легендарных фи-
гурок с головкой человека продожает туловище змеи.
Что касается древних сказаний, в них драконы выступают в
качестве своеобразного "средства передвижения", регулярных
рейсовых автобусов, курсирующих между небом и землей, дос-
тавляя на себе, туда и обратно, богов и героев.
С воцарением династии Чжоу(XI век - 476 год до нашей эры)
дракон служит своего рода знаком отличия, украсив стяги
принцев и принцесс, в то время как император избрал для себя
символом Солнце и Луну.
В период "Борющихся царств"(475-221 года до нашей эры)
дракона стали рисовать на погребальном саване, в надежде на
то, что он перенесет усопшего на небеса. Несмотря на то, что
народ начал олицетворять его с монархами еще при династии
Цинь(221-207 годы до нашей эры), он в течение долгого вре-
мени был символом не только власть имущих.
В одной легенде рассказывается, между прочим, о том, что
основатель и первый император династии Хань - Лю Бан поя-
вился на свет после встречи своей матери с драконом(кстати,
подобными историями изобилуют мифы Болгарии).
Когда же к власти пришла династия Тан, вышел указ о том,
что отныне дракон может символизировать только императора и
его двор. Император и дракон - слились воедино.
3. ДРАКОН В УПРЯЖКЕ. Если, в рассказе о драконах перейти
хотя бы на сказки о легендарных Змеях-Горынычах Древней Руси
и знаменитых русских богатырях, то повествование станет во-
истину ноебозримым. Во всяком случае Никита-Кожемяка уверен-
но использовал мощь дракона во вспашке целины. Не менее це-
лесообразно направляли драконов в мифах Древнего Китая.
Драконов там эксплуатировали не только небожители. Соглас-
но легендам, великий Юй, основатель династии Ся, вполне ко-
рыстно использовал труд драконов, чтобы прокладывать каналы
и спускать в океан лишнюю воду в периоды нводнений. Правда,
жизнь Юя относят к далекому периоде XXII века и существовали
тогда драконы или нет - "вилами" на той же "воде" писано.
Впрочем, летопись "Цзочжуань" утверждает, что во время
большого наводнения 996 года до нашей эры драконы воочию яв-
лялись у самых ворот столицы южного царства Чжэнь. Свиде-
тельств такого рода было не так уж мало, но в поздние эпохи
количество их явно уменьшилось, явившись, теоретически, либо
следствием исстребления драконов(они, как говорят, хорошо
шли "на мясо"), либо следстием большей людской просвещеннос-
ти, либо - и тогго и другого, обоюдно.
По этому поводу у знаменитого философа Чжуан-цзы(I-III вв.
до н.э.) есть притча о некоем Чжу Пинмане. Тот потратил все
свое состояние, чтобы научиться убивать драконов, и через
три года в совершенстве овладел этим искусством. Смысл прит-
чи прозрачен - странное умение не пригодилось: встретить
дракона для "проверки действием" ему так не довелось.
Древние китайцы различали несколько разновидностей драко-
нов, обозначая каждую своим иероглифом. Общее название
"лун" встречается уже в надписях XIV века до нашей эры. Ие-
роглиф изображал своеобразное животное с длинным изогнутым
телом и рогами или гребнем на голове.
"Древнее предание гласит, что в эпоху династии Ся, которая
существовала более 4000 лет назад в юго-западной части ны-
нешней провинции Шаньси(и даже до нее), существовал род, на-
зываемый "лун"("драконом"). - пишет В.Я.Сидихменов (ж.Проб-
лемы Длаьнего Востока. 1990.5). - Видимо, в этот период и
появилось впервые изображение дракона.
В 1984 г. китайские археологи в крупных могилах того пери-
ода обнаружили керамические блюда с цветным орнаментом в ви-
де дракона (обрядовые предметы)".
По преданиям, некоторые древние "совершенномудрые" госуда-
ри держали драконов в дворцовых зверинцах. Считалось, что
драконы в основном таятся в водных пучинах, однако яйца свои
откладывают на берегу, во влажных местах, на суще же они
предпочитают передвигаться лишь в ненастную, туманную пору.
В одном из фрагментов "Книги Перемен" говорится о схватке
драконов и утверждается, что кровь их черно-желтого цвета.
Многое указывало на то, что речь шла, поначалу, о вполне ре-
альном животном: то ли - водном, типа двоякодышащей рыбы, но
постоянно выходящем на берег, то ли - сухопутном, типа кро-
кодила или змеи, но постоянно связанном с водой.
Так было - поначалу. Вспослествии образ дракона приобрел
все более сказочные черты. Дракон стал - летающим.
4. ДРАКОНЫ ВЕЗДЕ. По сей день дракон занимает не последнее
место в народных обрядах. В глубине веков теряется происхож-
дение танца дракона, который в настоящее время приурочивает-
ся к Празднику фонарей - "Юань сяо". Во время этого праздни-
ка "Танец Дракона" с многометровым чучелом дракона - один из
коронных номеров в программе народных гуляний.
"Лодки Дракона" - еще одно "применение" сказочного живот-
ного. Известны они еще с I тысячелетия до н.э. в период
Чжоу. Позже они стали центральным зрелищным мероприятием
Праздника лета, "Дуаньу", отмечаемого 5-го числа 5-го месяца
по лунному календарю в Центральном и Южном Китае. Длинные
лодки с головой дракона, управляемые командой по 40-50 чело-
век, неслись, наперегонки, по воде, олицетворяя стремитель-
ность и неудержимость владыки водной стихии.
Дракон был и символом. Еще с династий Цннь и Хань дракон
стал ассоциироваться с императорской властью. Вплоть до па-
дения монархии в 1911 году дракон рассматривался как первоп-
редок императорской фамилии, а сам император получил статус
"живого воплощения дракона", "сына Неба".
Дракон стал синонимом понятия "императорский". Все предме-
ты обихода, утварь, одежда, посуда, музыкальные инструменты.
предназначенные для использования императором и членами его
семьи, архитектурные постройки, мебель, предметы искусства
во дворце были украшены изображением дракона. Причем только
император и императрица имели право носить изображение дра-
кона с 5-ю когтями.
"Со времен вступления на престол император Као Цу династии
Хан, 206 год до н.э., символом имперской власти был дракон с
5-ю когтями. - пишет Вильямс К.А.("Энциклопедия восточного
символизма". М.: Золотой век, 1996). - Императорский трон,
его одеждый, предметы домашнего обихода и т.д., были с изоб-
ражениями этого чешуйчатого чудовища.
Эту эмблемы также должны были использовать его сыновья и
принцы 1-го и 2-го ранга. Принцам 3-го и 4-го рангов было
разрешено использование дракона с 4-мя когтями, в то время
как принцам 5-го ранга и некоторым определенным официальным
лицам дозволялось использовать в качестве эмблемы изображе-
ние змееподобного животного с 3-мя когтями".
Впрочем, несмотря на то, что почти 2000 лет дракон симво-
лизировал императорскую власть, официально он стал эмблемой
Китая лишь в конце XIX века, появившись на государственном
флаге, серебряной и медной монетах чеканки нового образца,
банкнотах, ассигнациях и почтовых марках.
Так Дракон "спустился" к народу. Иногда бывает и такое.