ГОД ДРАКОНА
ГЛАВА 21. ДОЖДЕВЫЕ ДРАКОНЫ
1. ДРАКОН ПРИНОСИТ ВОДУ. Вода - дарует урожай, а значит -
жизнь. Поэтому магические ритуалы вызывания дождя в этногра-
фии исчисляются десятками и сотнями(буквально, сколько пле-
мен и народов - столько и дождевых ритуалов).
Подчас они нелепы и забавны, подчас, технически, на ред-
кость бестолковы, иногда - довольно осмыслены(так, в Индии с
целью выпадения осадков жгли костры из сложного состава трав
с эфиными маслами). В этом плане жители Древнего Китая нашли
достаточно "оптимальный" способ - обеспечение водой было
"поручено"... дракону!
Дракон, согласно китайской мифологии, являлся повелителем
водной стихии, владетелем рек, озер, болот. Именно он дарил
людям воду, орошал поля тех, кто верно ему служил, защищал
крестьян от неисчислимых бедствий. После Неба и Земли в ие-
рархии китайских божеств дракон занимает третье место.
Извивающийся, как ручей или как бегущая волна, дракон ас-
социировался не только с водой. Чудовище-дракона, которое
опускалось на землю в виде благодатного дождя древние китай-
цы видели и в клубящихся в небе облаках, и в "свисающих" из
тучи серых хвостах далекого ливня, и в бегущем по земле
грозном "хоботе" черного смерча.
То засухи, то буйные наводнения издавна приносили китайс-
кому населению лишения и голод. Против таких стихийных бедс-
твий, связанных с отсутствием воды или с ее избытком мог по-
мочь только хозяин воды - царь драконов. Религиозные
процессии в честь дракона проходили в Китае в разное время
года. Особенно много их было в мае, когда от горячих солнеч-
ных лучей трескалась земля, и в июне, когда после прошедших,
все же, дождей народ выражал благодарность дракону за добро-
ту. Составным элементом такой процессии был уже называвшийся
"Танец дракона".
Возле мифического дракона колыхались "магические" разноц-
ветные знамена: желтые и белые символизировали ветер и воду,
черные и зеленые - тучи. Один из участников церемонии нес на
коромысле ведра с водой, которой щедро кропил прохожих, при-
говаривая: "Приди, о дождь! Приди, о дождь!"
Как правило, процессию ци-юй("моление о дожде") сопровож-
дала шумная толпа сочувствующих. Матери посылали сыновей
подбирать огарки свечей, падавшие с туловища дракона, счита-
лось, огарки служили защитой от засухи. По всему пути про-
цессии раскладывали костры - сжигали "жертвенные деньги".
Из окрестных деревень крестьяне с ивовыми венками на голо-
ве, с курительными свечами и "жертвенными деньгами" в руках
под звуки гонгов шли в городской храм дракона, где, в древ-
нем ритуале поклонения обращались к божествам с петицией о
ниспослании дождя. При этом распевались молитвы-просьбы:
Пусть большой дождь льет потоком.
А маленький дождь - капля за каплей.
О нефритовый император,
О нефритовый император!
О бог города, о бог земли!
Сжальтесь над нами!
В руке держу я ивовые ветви.
Пусть дождь разольется над всей Поднебесной!
Знаменитый Царь-дракон(лун-ван), символизирующий благопо-
лучие и мир, не только регулировал выпадение дождя. Согласно
небесной бюрократии, драконы раз в году поднимались в высшие
сферы Неба - дать отчет перед Верховным Владыкой.
Практически в любом городе и деревне, вблизи озера, реки,
переправы, колодцев, около водоема любого размера находилась
кумирня царя-дракона. Моряки, рыбаки, переправляющиеся через
реку земледельцы, нуждавшиеся в воде для своих полей, регу-
лярно возжигали благовония и приносили жертвы могущественно-
му божеству водной стихии, прося его быть милосердным и
справедливым.
Почитание водяного дракона(лун-вана) усиливалось в период
засухи. На него, как на последнюю надежду, уповали и суевер-
ные крестьяне, и суеверные правители, оставшиеся один на
один с разъяренным и испуганным народом, видящим, подчас,
провинность за гнев Неба в неправденом поведении Сына Неба,
императора и его семьи.
2. НАКАЗАННЫЙ ДРАКОН. Весной постоянно следили за состоя-
нием неба, за переменой погоды. По облакам, в зависимости от
их цвета, давали весьма схематичный "прогноз":
1) багровые облака - предвещали засуху(всего лишь посколь-
ку красное - стихия Огня); 2) черные облака - предрекали на-
воднение(черное - стихия Воды); 3) белые облака - гарантиро-
вали смерть(белое - убивающий Металл); 4) желтые - плодоро-
дие (желтое - стихия Земли).
Поэтому и черные тучи неизменно связывались с образом
взлетающего черного(водяного) дракона, ведавшего дождевыми
водами. Когда в положенное время не было дождя, это объясня-
ли тем, что черный дракон почему-то задержался в пучине вод.
Случалось, в религиозных церемониях "роль" дракона испол-
нял крокодил. "Я видел,- вспоминал американский китаевед
К.Вильямс, - как во время засухи по улицам Нанкина несли на
небольших носилках маленького крокодила, а рядом шли верую-
щие с курительными свечами. Это делалось для того, чтобы
вызвать дождь".
Чрезмерно продолжительная засуха рассматривалась ка к от-
каз дракона послать дождь. Тогда возле его изображения уст-
раивались молебствия. Однако, если же и после этого поля ос-
тавались сухими, то исполнялся обряд "бичевания дракона": по
сделанному из глины или другого материала дракону наносили
удары плетью или бамбуковой палкой, требуя ниспослать дождь;
бумажного или матерчатого дракона разрывали ва куски, топили
его в реке или просто мочили водой.
При этом доставалось даже царю драконов: за столь "плохую
работу" его изображение выставляли под палящие лучи солнца -
чтобы на себе испытал, что такое жара.
Легенда гласит, что, как-то, во время продолжительной за-
сухи маньчжурский император Цяньлун отправился в Храм черно-
го дракона, что находился на Западных горах в Пекине и лично
помолился о ниспослании дождя. Дракон остался безучастным к
его молитвам. Разгневанный император повелел изгнать дракона
в пустынный район Маньчжурии, в провинцию Хэйлунцзян.
Так, в сезон большой жары, началось путешествие символи-
ческой дощечки с надписью "Дракон" - к месту ссылки. Чем
дальше удалялась от Пекина "дощечка дракона", тем станови-
лось жарче и душнее. Наконец, когда было преодолено уже зна-
чительное расстояние, дракон, судя по всему, "раскаялся" и
ниспослал дождь. Лишь тогда император Цяньлун отменил "ссыл-
ку", повелев вернуть "наказанного" дракона на прежнее место.
3. С ДРАКОНОМ ПО-СВОЙСКИ. Вера в могущество дракона - бога
дождя сохранялась в сознании китайских крестьян вплоть до
недавнего времени. В новелле известного китайского писателя
Чжао Шули "Прости меня, бог дождя" рассказывается о поклоне-
нии крестьян дракону.
"В деревне Цзиньдоупин Храм дракона стоит на высоком хол-
ме, который находится у самого берега реки. Этот холм предс-
тавляет собой отрог горы, расположенной к западу от деревни.
Старики говорят, что, если бы не высокий каменистый берег,
деревня Цзиньдоупин давно была бы снесена бурными водами ре-
ки.
До освобождения страны всякий раз, когда случалась засуха,
крестьяне собирались в храм на молебствие, прося дракона
послать им дождь. Они разбивались на группы по восемь чело-
век и по очереди, стоя на коленях, возносили молитвы. Каждая
группа молилась, пока не догорят зажженные курительные све-
чи. Затем ее сменяла другая группа, и молебствие продолжа-
лось до тех пор, пока не начинался дождь. Остальные участни-
ки молебствия стояли в стороне и били в колокол и барабаны,
стараясь привлечь этим внимание дракона".
Отношение верующих к божествам могло быть и иным. Извест-
ный русский китаевед В.П.Васильев в книге "Религии Востока",
(СПб., 1873), привел любопытный пример отношения верующих
китайцев к своим божествам в храме, который он посетил:
"Звуки бубнов и литавр возвестили приближение толпы. Тут
находились и старики, и дети, и мужчины, и женщины. На мно-
гих были надеты венки. Большая часть богомольцев шла боси-
ком. Все явились изнуренные, измученные. Надо было видеть, с
каким благоговением они пали на колени перед храмом, в кото-
рый не могли вместиться. Наконец молитва кончилась. Зажжен-
ные свечи положены в урну перед божеством-драконом, чтобы
там догореть.
Сцена сейчас же переменилась: начался смех, говор, брань.
Старшина всей процессии подошел к урне, в которой догорали
свечи, набил свою трубку табаком, раскуривая ее, преспокойно
и громко сказал: "Эй, дракон, давай же нам дождя, да хороше-
го!"
Астрономически, весна начиналась с появления на востоке
"усов" огромного Синего Дракона(разумеется, китайского, а не
европейского!), а затем всего его самого, от созвездия Девы
до Стрельца, с "сердцем" Дракона, броской яркой звездой Ан-
терес в созвездии Скорпиона.
Соответственно, в это время отмечается так называемый "лун
тай тоу", буквально, "Дракон поднимает свою голову" после
долгой спячки. Считалось, что в начале зимы дракон засыпает
в укромном месте, но едва приходят первые теплые дни и гре-
мят первые грозы, как он взлетает на небо верхом на молнии.
С приходом весны крестьяне готовились к полевым работам, и
в эти дни отмечался довольно своеобразный праздник: "Пробуж-
дение насекомых"(2-е число лунного месяца, примерно между 20
февраля и 20 марта). В этот день матери семейств старались
встать пораньше других, зажигали благовонные палочки и шепо-
том произносили формулу, типа:
"Дракон, подними голову. Тигр, подними голову. Червяк, не
поднимай головы".
Таким образом, фраза была магической троекратно: Дракон и
тигр, помимо всего прочего, обозначали восток и запад, воду
и ветер. Дракон является владыкой водной стихии, и призыв
проснуться от зимней спячки давал шансы на хороший урожай.
Тигр - почитался за силу и красоту, и его призыв позволял
надеяться на хорошую, "сильную" весну. Насекомые, еще нахо-
дящиеся в спячке, после такого заклинания "должны были" за-
держаться и - поспать еще.
Чтобы задобрить дракона, женщины готовят в этот день осо-
бые блины - "чешуя дракона" и лапшу - "драконовы усы". Более
того, в этот день запрещается шить, чтобы... случайно не по-
пасть иглой в глаз проснувшемуся дракону!
Праздник дракона отмечался в конце мая или начале июня.
Считалось, что дракон питает водой целебные травы, в этот
день входные омов украшались душистыми букетами трав. Специ-
альные амулеты, набитые толченой травой привешивались к ко-
сичкам детей или пришивались к их одежде.
Весенний дракон начинал действовать.