ГОД ДРАКОНА
ГЛАВА 22. ГОНКИ ЛОДОК-ДРАКОНОВ
1. ФУНКЦИИ ДРАКОНА. Драконы живучи. Электрнная газета
"Владивосток" в "Интернете" от 08 июля 1998 года сообщала:
"Неподалеку от китайского города Юяна на берегу Нанху
прошли соревнования на Кубок мира по гребле на старинных
восточных многовесельных лодках "дракон".
В соревнованиях приняли участие ветераны гребли из 20
стран мира. Впервые на старт вышли российские гонщики...
Приморцы в упорной борьбе сумели завоевать бронзовые меда-
ли на дистанции 500 метров. На закрытии команде Приморья был
вручен специальный кубок. Организаторы отметили, что никогда
еще гребцы, впервые севшие в "драконы", не оказывали столь
серьезной конкуренции ведущим "драконистам" мира".
Случайно или нет - сохранились эти странные гонки драконов?
Сила могучего дракона не должна пропадать напрасно. Поэто-
му во многих мифах и сказках драконов активно используют для
свершения добрых или не очень добрых дел. Дракон поддерживал
Небесные Чертоги и охранял их от злых духов.
В обязанности дракона входила и перевозка людских душ на
Небо, охрана подземных и морских сокровищ. Скромно питаясь
ласточками(!), дракон, тем не менее, мог передвигать горы,
изменять течение рек, быть невидимым и перевоплощаться. Он
слыл богатым, щедрым и неподкупным.
Удивительно, но непокорный и властный дракон, свирепый и
неукротимый, становился, согласно легенде, кротким и послуш-
ным, находясь в услужении святых небожителей, которых безро-
потно перевозил из своей могучей спине или в колеснице. Ува-
жение к заклинателям змей зижделось, во многом именно на
этих преданиях. Сказочиков прельщало то, что всемогущий и
сильный дракон - покорялся слабым.
При всем при том дракон оставался "драконом", то есть чем-
то необычайно экзотическим даже для богатого своей экзотикой
Востока. Его наделяли "девятью сходствами": рога оленя, вы-
пуклые глаза креветки или... зайца, голова лошади или верб-
люда), шея змеи, крупные когти орла или собаки, лапы тигра,
толстый живот лягушки или шелковичного червя(гусеницы шел-
копряда), чешуя рыбы, уши вола или коровы.
Дракон обладал громким голосом, слышным при грозе в раска-
тах грома, его дыхание' выходило из пасти в виде дождевых
туч или огня. Он метал молнии и устраивал потопы, мог умень-
шаться до размеров шелковичного червя или заполнять своим
телом расстояние от Неба до Земли. Он был храбр и неудержим,
вдохновлял людей на ратные подвиги.
Считалось, что дракон так же, как и змея, рождается из яй-
ца, зимой впадает в спячку, а весной меняет кожу. Нечто по-
добное происходит с азиатскими крокодилами, что отмечал,
например, американский этнограф Вильямс.
Утверждалось, что у дракона есть борода, усы, длинный, как
у тигра, хвост и весьма зубастая пасть. Тело дракона от го-
ловы до хвоста было покрыто шипами и гребнями, а на голове
возвышается мифическая пятиглавая гора Бощань.
Довольно нередко дракон изображался играющим с пламенеющей
жемчужиной "хочжу" - средоточием его сверхъестественной силы
и возможностей, часто ассоциировавшейся с громом, солнцем,
луной и "знаком Высшего , Предела" - "тайцзиту".
Уходя на зимнюю спячку дракон, прятал жемчужиу в своей бо-
роде, чтобы никто не мог ее выкрасть Полагали также, что он
слышал не ушами, а рогами, и был глуховат, поэтому слово
"дракон" - "лун", в китайском языке сходно по произношению и
смыслу со словом "глухой" - "лун".
2. ГОД ДРАКОНА ДЛЯ ДРАКОНА. "Распорядок" года у Дракона
был достаточно своеобразным, его последовательность и чет-
кость легко могут сбить с толку дилетанта, не понимающего,
как можно столь логично рассуждать о предмете, процессе или
животном, кторого никогда в жизни не видел(заметим, что по-
добной невидимой логикой изощренно пользуются современные
жуликоватые астрологи).
Все и впрямь очень логично, поскольку, напомним, речь идет
не просто об "абстрактном" драконе, драконе "вообще", а,
прямо или косвенно шла - о делении неба.
1) Первым был - огромный Синий Дракон, небесный дракон,
дракон который, согласно древнекитайской астрономии, занима-
ет ровно четверть неба, Восточный Дворец. В сезонном плане
это - Дворец Весны.
2) Напротив Синего Дракона лежит другая четверть неба -
сектор Белого Тигра, Западный Дворец, Дворец Осени.
3) Кроме того существовал сектор Черной Черепахи, Северный
Дворец, холодный Дворец Зимы.
4) И оставшийся сектор занимал Красный Феникс, Южный Дво-
рец, жаркий Дворец Лета.
ОСЕНЬ ЗИМА ВЕСНА
---------------Черная Черепаха--------------¬
Белый Тигр Синий Дракон
L---------------Красный Феникс---------------
ЛЕТО
С большей или меньшей степенью точности, Синий Дракон за-
нимал половину созвездия Девы, Весы, Скорпион и половину
Стрельца. Далее, в пропорциональном делении, по кругу зодиа-
ка шли Черная Черепаха, Белый Тигр и Красный Феникс. По се-
зонам это означало следующее:
1) Осень. Считалось, что осенью дракон уходил. Люди, кото-
рых он накормил сытной осенью урожаем, взращенным на данной
им, драконом, воде, смирялись и жили в ожидании возвращения
дракона. Дракон же, в день осеннего равноденствия, нырял в
пучину, зарывался, словно сом, в ил и погружался в долгую
зимнюю спячку. Трудно сказать, так ли вели себя "биопредста-
вители" драконьего племени, но астрономический Синий Дракон
в это время и впрямь уходит за горизонт.
2) Зима. Это - не было время дракона. Если и налетали вих-
ри и бури, кометы или метеоры, которые так же относили на
счет драконов, то дракон на дне в этом не был повинен. Он
-спал. Астрономический Синий Дракон в это время действитель-
но не вилим. Он "ползет" под лнией горизонта к востоку. Его
пора еще не настала.
3) Весна. Просыпаясь весной от зимней спячки, дракон своим
появлением знаменовал пробуждение сил Земли, которая, опло-
дотворенная посланными им дождями, должна была дать новую
жизнь природе, а полям - обильный новый урожай. Люди, восп-
ряв духом молили о ниспосланной благодатной воде. Над гори-
зонтом подимались "усы" и "голова" Синего Дракона.
4) Лето. И Дракон платил добром. Проснувшись, он царство-
вал, наделял щедрыми ливнями, веселился и благоденствовал. В
небе Востока Синий Дракон мерно полз от востока к западу.
ВЕСНА ЛЕТО ОСЕНЬ
--------------> Дракон взошел ------------->¬
¦ ¦
---Дракон восходит-------------------------Дракон заходит---
¦ (горизонт) ¦
L<------------- Дракон невидим <-------------
ЗИМА
Но, как привлечь дракона к себе, как доказать ему, что лю-
ди ждут его и любят, и желают, чтобы он - показался?
Необходимо было какое-то крупное шумное действо. И люди
его придумали. Им стало - состязание лодок-драконов!
3. ЛОДКИ-ДРАКОНЫ. Как правило состязания лодок-драконов
проходили на 5-й день 5-го месяца или, иногда, чуть позже.
Изготовление драконообразных лодок - тысячелетняя традиция
народов Южного Китая и Юго-Восточной Азии. До сих пор драко-
нообразные лодки появляются на народных гуляньях в Китае, в
Вьетнаме, Кампучии. Таиланде.
Лодка, по форме напоминающая змеиное тело с головой кроко-
дила изображена уже на вьетнамском бронзовом барабане древ-
ней донгшонской культуры. В Китае первые упоминания о лодках
-драконах относятся ко II веку до нашей эры. Как же возникли
эти странные состязания?
По мнению многих ведущих этнографов(де Гроот, Бишоп и др.)
соревнования "лодок-драконов" происходили от обрядов вызыва-
ния дождя в древности, являясь имитацией борьбы драконов на
небе, за право вызвать дождь.
Создавая изображения драконов, ублажая их, молясь им, че-
ловек вымаливал у небесного дракона - дождь. Но он отчетливо
видел и то, что подчас, несмотря на отчаянные мольбы, столь
желанный дождь шел в другом месте. По старинным представле-
ниям это могло означать только одно: там - лучше магия,
изображение дракона у соседей - лучше и привлекательнее, их
молитвы почему-то оказались громче и правильнее, их жертвы
дракону почему-то оказались более заметными.
Доказать перед небесным драконом свое превосходство и свое
усердие в мольбе можно было в открытой борьбе за победу
"своего" земного дракона. К тому же мотив "схватки драко-
нов" издавна жил в народе. Так, по всей видимости, постепен-
но и возникли увлекательные состязания лодок-драконов.
4. ПОДГОТОВКА И ТРЕНИРОВКА. Обычаи в разных местностях
несколько различались. В провинции Ханань гребцов для лодоч-
ных экипажей набирали среди профессиональных рыбаков, "водя-
ных воронов". Численность их колебалась от 40 до 80 человек,
в зависимости от размеров лодки. Набором команды руководил
"тоу", специальный "голова", который во время гонок стоял на
носу лодки. "Голова" должен был занимать достаточно высокое
место в обществе и славиться храбростью.
За несколько дней до состязаний он посылал членам команды
чашку лапши, картинку с изображением "лодки-дракона" и кусок
материи красного цвета.
Помимо гребцов и главы экипажа, стоявшего на носу лодки с
длинным шестом в руах, на ее борту находились кормщик, два
музыканта с барабанами и гонгом, два-три певца и знаменосец,
который сидел на носу лодки и подавал сигналы белым флагом.
В Сучжоу, дополнительно в команду отбирали красивого мальчи-
ка, нарядно его одевали и называли "принцем драконьей голо-
вы". Члены команды предварительно обучались грести, бить в
гонги, петь песни.
Любопытно, что лодки сооружали, нередко, во дворе храма,
причем обчай запрещал женщинам смотреть на них, поскольку,
как считалось, иначе лодка перевернется. Примечательно, что
во время регаты "лодок-драконов" беременные женщины, обраща-
ясь к морде лодки молились об удачных родах.
Перед спуском лодки на водку ее успех поручали молитвам
даосского священника или, даже, какого-либо местного кодуна,
который снимал возможные чужие заклятья и гадал по масляному
факелу: яркое высокое пламя, как считалось, предвещало побе-
ду, а низкое и коптящее - явное поражение.
Под грохот барабанов, в черном ночном мраке, разрываемом
лишь мятущимся пламенем факеломв полуобнаженный колдун про-
износил грозно, как клятву, магическое заклинание:
"Небесный огонь сжигает солнце, огонь земли опаляет пять
сторон света. Молния, что правит извечными законами, испепе-
ляет все несчастья. Лодка-дракон плывет по Слабой воде(некий
"космический" океан омывающий землю - А.А.) в Пять озер и
Четыре моря!"
Затем лоджку торжественно обметали особыми травами с целью
снять возможную "порчу", насланныю, естественно, возможными
конкурентами и неприятелями.
5. СИГНАЛ К ДЕЙСТВИЮ ПОДАН. Соревнования проходили со всей
серьезностью, тем более что в них, фактически проявлялось
соревнование разных соперничающих кланов. одки, отличаясь
беспримерной быстротой хода были крайне неустойчивы на воде.
В большинстве же своем члены команд попросту не умели пла-
вать. Поэтому бывали случаи, когда дракону приносились воо-
чию людские жертвы, исчисляемые сразу несколькими десятками.
Связано это было, вдобавок, с тем, что никто не спешил спа-
сать тонущего. Считалось, навлекал на себя гнев водяных де-
монов у которых он отнял столь желанную добычу, по сути сво-
ей - жертву, приносимую ради воды, будущего дождя.
Впрочем, соревнования "лодок-драконов" не сводились к од-
ним лишь соревнованиям гребцов. Это было в полном смысле
слова соперничество, противоборство, доходящее, даже до отк-
рытых потасовок, боевых поединков отдельных лодочных экипа-
жей, уже не столько стремящихся первыми прийти к финишу,
сколько пытающихся намеренно помешать сопернику. Более того,
они не упускали благоприятного момента для того, чтобы впря-
мую напасть на лодку конкурентов и - потопить ее!
"В Хунани участники состязаний складывали в своих лодках
камни "величиной с гусиное яйцо" и бросили их в соперников,
- отмечается к книге "Календарные обычаи и обряды народов
Восточной Азии"(М.: Наука, 1989). - Нередко они пытались
длинными бамбуковыми шестами столкнуть соперника в воду.
Гонки могли перерастать в настоящее сражение. Например, в
Гуйлине(провинция Гуанси), по собщению источника XV века,
команды лодок были облачены в военные доспехи и вооружены
боевыми топорами, которые они без колебаний пускали в ход.
Головы убитых соперников выставляли на носу лодки".
6. ДУХ ЦЮЙ ЮАНЯ. Приводятся и другие версии происхождения
праздника "лодокдраконов", порою довольно причудливые. По
эдоной из версий праздник дракона связан также с именем ве-
ликого китайского поэта Цюй Юаня(III в. до н. э.).
Дух Цюй Юаня, не получая жертв, страдал от голодных мук.
Накормить его считалось непременной обязанностью живых, поэ-
тому в реку бросали рис. Но огромный дракон, гласит легенда,
отнимал у духа Цюй Юаня рис, поэтому надо было накормить не
только дух поэта, но и дракона, чтобы он от голода не прог-
лотил Цюй Юаня. В день смерти поэта устраивались гонки на
лодках. Жертвоприношения в его честь и соревнования на лод-
ках, устраиваемые на реках в этот день, с незапамятных вре-
мен служили средством почитания духов утопленников.
Нос лодки изображал открытую пасть дракона с большими клы-
ками, корма - его хвост, а остов лодки, выкрашенный под че-
шую,- туловище. Гребцы, молодые, физически закаленные, креп-
ко держали в руках длинные тяжелые весла с широкими
лопастями. На носу лодки стоял человек, смотревший внима-
тельно вперед, разыскивающий глазами труп Цюй Юаня и готовый
бросить в воду при встрече с ним жертвенный рис. Музыканты,
расположившиеся на корме лодки, били в гонги и барабаны, во-
одушевляя гребцов, оглушительным шумом отгоняли дракона, ко-
торого боялся Цюй Юань.
После поданного сигнала десятки весел врезались лопастями
в мутную воду и "драконовая лодка" быстро неслась по водной
глади. Серебристые струйки воды отскакивали от ее носа, во-
дяная пена, переливающаяся различными ми, окружала лопасти
весел. Напряженные лица рулевого и гребцов говорили о важ-
ности и торжественности происходящего.
Каждая лодка, соревнуясь, стремилась первой прийти к месту
предполагаемой гибели Цюй Юаня, чтобы поднести ему жертвы.
Еще по одной версии, которую приводит американский этног-
раф Вильямс, праздник вошел в обыкновение народа благодаря и
в честь памяти одного из государственных мужей по имени Чу
Юан, урожденный Инг. Этот человек утопился в реке Ми-ло в
295 году до н.э. после того, как был несправедливо обвинен
одним из маловажных принцев государства в знак протеста про-
тив действий преступного правительства. Люди, любившие нес-
частного дворянина за верность и добродетели, отправились на
лодках на поиски тела, но так ничего и не нашли.
Ими был приготолвен особый рисовый хлеб "цунг", сделанный
из вареного риса и завернутый в листья. Затем народ отпра-
вился на лодках с флагами и гонгами по реке к месту траге-
дии. Каждый хотел быть первым и принести жертвоприношения
порядочному дворячнину. Этот способ поминок был принят на-
родом и стал ежегодным праздником.