ГОД ДРАКОНА
ГЛАВА 23. ЛЕТЯЩИЙ ДРАКОН
1. ДРАКОН ВЗВИВАЕТСЯ В НЕБО. "Взлет Дракона" - так имено-
валась одна из глав в книге Л.Н.Гумилева "История народа
хунну". Правда, далее в книге более повествуется о Китае, а
драконы больше не встречались, но - из песни слова не выки-
нешь. Действительно, восточный дракон не только пляшет в
"Танце Дракона" - на Земле и не только несется в виде "лодок
Дракона" по Воде. Дракон - есть и в воздухе, ибо Дракон -
живет во всех стихиях.
Дракон - дух всех стихий. Дракон не был бы Драконом, если
бы не умел летать. И человек не был бы человеком, если бы,
веруя в драконов, не попытался бы такого летающего дракона
сделать. И таких "драконов", то есть "воздушных змеев" в
форме дракона или в каком-то другом виде - человек и стал
делать, начиная с древнейших времен.
В Японии когда-то драконов запускали даже в городах, с
крыш домов. При состязаниях по запуску драконов притивники
стремились отрезать дракона друг у дуга и таким образом за-
воевать славу первого дракона в городе. Для этого, в опреде-
ленных местах шнур обмазывался клеем, а затем посыпался тол-
ченым стеклом. Скрестив шнуры, как шпаги, высоко в воздухе,
можно было отрезать дракона противника.
"Я слышал, что в старину делали огромные круглые драконы,
для запуска которого требовалось больше ста человек, - пишет
германский журналист Ульрих Макош("Япония сегодня". М.: Ге-
ографгиз, 1962). - Такие драконы назывались "ван-ван". Они
были диаметром в 25 метров и весом до 60 центнеров.
Расскзывают, в конце XVII века атаман разбойничьей шайки
Исикава похитил поавники золтых дельфинов в замке Нагоя и
улетел на таком драконе".
История легендарного похищения завершилась, однако, траги-
чески для героя. Когда он приземлился и стал, в восхищении,
рассматривать добычу, на него набросились выследившие его
стражники. Экзотическая история завершилась не менее экзоти-
ческой казнью: атмана разбойников заживо сварили в кипящем
масле".
Увлечения "драконами" но, значительно меньших размеров
сохранилось и до наших дней. И, как отметил, однажды журнал
Вокруг Света(1983.2), Министерство энергии каждый год тратит
огромные суммы, чтобы освободить провода от случайно зале-
тевших на них воздушных змеев, "драконов".
2. ДРАКОНЫ СОСТЯЗАЮТСЯ. Соревнования воздушных змеев про-
водятся ежегодно во многих странах мира, но в Азии - в осо-
бенности. И гигантские размеры "драконов" вовсе не ушли в
прошлое. Так, в 1988 году 1-е место в состязаниях на острове
Бали(Индонезия), по праву занял колоссальный 100-метровый
дракон, привезенный из Сингапура.
Воздушный "дракон", по названию, впрочем, не всегда был и
есть "дракон" по виду. И когда, в VIII веке нашей эры дра-
кон, воздушный змей, появился в Японии, то он приобрел новые
формы.
В каждой области страны использовался свой особый змей. В
небе над Йокосукой летали "така" - ястребы, и "тонгари" -
копьевые наконечники. Над Нагоей - предпочитали бумажные
конструкции в виде насекомых, и - так далее. Змей, непос-
редственно с обличием "дракона" символизировал благосостоя-
ние, а виде черепахи или журавля - долголетие.
Но змей-дракон был не только символом-пожеланиме себе и
другим людям в день какого-либо крупного праздника. В Непа-
ле, например, запуск такого дракона означал, фактически...
молитву! Подобным же образом, как кручение мельнички или ци-
лидра молитвенного барабана также символизировало, что чело-
век, закрутивший барабан, приносит молитву. Это - послание
богу Мачендранатху.
"Осеннее небо над долиной Катманду расцвечено красными,
желтыми, зелеными, белыми квадратами и треугольниками, - от-
мечается в одном из сообщений журанла Азия и Африка сегод-
ня"(1987.1). - Тысячи воздушных змеев поднимаются ввысь в
дни окончания муссонов и начала осенней страды. Это не прос-
то забава детей и подростков, хотя без них, конечно, не об-
ходится. Змеев запускают серьбезные солидные люди. Они отп-
равляют свои послания богу Мачендранатху. Если в апреле-мае
непальцы молят его о дожде, то в сентябре-октябре просят
прекратить ливни".
Впрочем, традиции "моления" с помощью змеев все более
станговятся простым символом. Драконов все более часто за-
пускают лишь с целью показать свое уменье в их изготолвении
и превосходство над другими такими же мастерами.
3. ДРАКОНЫ-КОРШУНЫ КОРЕИ. Праздник - всегда праздник, хоть
на земеле, хоть высоко в воздухе. В Корее одним из самых ве-
селых и любимых развлечений 15-го числа 1-го лунного месяца
были запуски особого воздушного змея, "ен". В некоторых пе-
реводах слово "ен" интерпретируется как "ястреб" или "кор-
шун", то есть как "птица". Но это, тем не менее - драконы.
Например, в словаре "Мифы народов мира" выражение "Енван"
или "Енсин" означает, ни больше, ни меньше, как "царь драко-
нов", персонаж необычайно распространенный в корейском фоль-
клоре. Слово "ван" на Востоке, вообще, как правило, означет
что-то крупное, великое. Ван Хай - "князь Хай"(повелитель
Хай), Ванцзы Цяо - "царевич Цяо" и т.п. Поэтому воздушные
змеи "ен" - это, при верном переводе, именно, "драконы".
Трудно установить, с какого времени обычай запускать воз-
душных змеев стал непременной частью новогодней обрядности
корейцев. Первые упоминания о воздушном змее относятся еще к
VII веку. Сохранилось, например, немало преданий и легенд,
повествующих о событиях Имджинской войны(XVI в.), где расс-
казано, как запуск воздушного змея помог корейцам одержать
победу над врагом.
В годы средневековья обычай запускать змея в середине был
распространен необычайно широко. В праздничные дни его за-
пускл даже сам ван, т.е. правитель Кореи. Атрибуты дракона -
это именно атрибуты "правителя", что особенно сильно прояв-
лялось, в частности в период Коре(X-XIV в.) Женщины запуска-
ли воздушных змеев прямо из своих двориков.
"Наиболее распространенная форма корейского воздушного
змея - немного вытянутый прямоугольник, - сообщают "Кален-
дарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Новый год".
(М.: Наука, 1985). - Его основу составляла рама из бамбуко-
вых пластинок, к которой прикреплялась плотная бумага. В
центре бумаги вырезали круг. Воздушного змея делали или из
бумаги одного цвета или из нескольких полос разноцветной бу-
маги... Делали змеев так же в форме рыбы, щита, пугала".
Размеры змея зависели от силы и характера ветра в том или
ином районе страны. Так, в прибрежных областях провинции Юж-
ная Кенсан воздушных змеев делали очень большими, их размеры
сравнивали со створками городских ворот.
Достаточно характерно предназначение воздушного змея. Ког-
да, на празднике, веселье достигало апогея, нити змея зачас-
тую обрезали, полагая, что он унесет с собой все болезни и
напасти, угрожающие людям в наступившем году. Нередко на
воздушных змеях делали немудреные надписи-заклинания, напри-
мер: "Уходи, несчастье. Приходи, счастье".
При этом змей уносил с собой ту или иную проьбу Небесному
Владыке, например, женщины просили о здоровье мужа, удачной
беременности и благополучии детей. В последнем случае на те-
ле "дракона" указывали конкретное имя и дату рождения ребен-
ка, дабы в "небесной канцелярии" чего-либо не перепутали.
4. В НЕБЕ РУКОТВОРНЫЕ ДРАКОНЫ. В Китае история летучего
дракона уходит корнями в далекое прошлое. Иногда называют
достаточно точные числа - II век до нашей эры. Тогда рыбаки
использовали его для отметки мест лова. В осажденных городах
они могли использоваться для пересылки сообщений, и т.д.
Материалами для изготовления дракона были стандартные
"восточные" материалы - бамбук, шелк, бумага. По своему виду
дракон и выглядел как "дракон", т.е. как летучее чудовище, с
головой, лапами и хвостом.
Средневековые хроники упоминают применения драконов во
время сражений. Такие боевые драконы были огромных размеров.
Служили они, большей частю для устрашения(подобное же из-
вестно и в Византии). Например, они "сопровождали" войско во
время перемещений, несомые на особых древках.
Впрочем, подчас специальных драконов выпускали прямо над
головами врагов. Для усиления эффекта в голове дракона дела-
лись специальные приспособления, издающие, от ветра столь
странные звуки, что у противника волосы становились дыбом.
Такой дракон выпускал из пасти десятки стрелы, иногда горя-
щих. Падая с большой высоты, каленые наконечники стрел ус-
пешно пробивали доспехи, щиты и шлемы.
Здесь можно заметить, что сбрасывание стрел практиковалось
даже в 20-х годах, в пору гражданской войны в России. Такие
стрелы, за неимением патронов, центнерами сбраывались эскад-
рилиями красных авиаторов на белые дивизии и нанаосили весь-
ма ощутимый урон.
Видимо, поскольку удлинненая форма "дракона" оказалась,
аэродинамически, не самой выгодной, в современном Китае они
воздушные змеи в виде животного-дракона встрчаются относи-
тельно редко. Ныне в Китае воздушные змеи приобрели назван-
мие "воздушный коршун".
Делали и делают змеев с больой фантазией, придавая им об-
лик всевозможных реальных и мифических существ, ярко и при-
чудливо раскрашенных. Наибольшей популярностью пользовались
змеи в форме птиц, насекомых, "счастливых" иероглифов(Напри-
мер, возносимых ввысь символов долголетия), а также, почему-
то, в виде "гражданского" или "военного" чиновников. В XIX
веке вошли в моду стилизованные фигуры инострацев, а в XX
веке - самолеты и прочие атрибуты совремнной цивилизации.
Обычай запускать воздушного змея ввысь, к Небу, по сей
день, несомненно, имеет черты и другого магического обряда,
о чем свидетельствует еще одно его название - "отбрасывающий
беду". Воздушный змей, таким образом, символизировал пред-
мет, несущий с собой вредоносные силы, от которых следует
очиститься в Новый Год.
Недаром, пуская змея, старались, чтобы тот взлетел как
можно выше, а если змей падал на дом, то, особенно в Южном
Китае, это считалось плохой приметой.
Например, в Северо-Западном Китае, в прежние времена жите-
ли деревень сообща изготовляли особо крупного змея, относили
его на гору, пускали по ветру повыше, а затем - отрезали ве-
ревку, чтобы он улетел как можно дальше от этого места. Счи-
талось, что дракон - уносил всю скверну и все довольные рас-
ходились по домам.
А дракон улетал - свободным.
Next