ГОД ДРАКОНА
           ГЛАВА 23. ЛЕТЯЩИЙ ДРАКОН

           1. ДРАКОН ВЗВИВАЕТСЯ В НЕБО.  "Взлет Дракона" - так имено-
         валась  одна  из  глав  в книге Л.Н.Гумилева "История народа
         хунну".  Правда, далее в книге более повествуется о Китае, а
         драконы больше не встречались,  но - из песни слова не выки-
         нешь.  Действительно,  восточный дракон не только  пляшет  в
         "Танце Дракона" - на Земле и не только несется в виде "лодок
         Дракона" по Воде.  Дракон - есть и в воздухе,  ибо Дракон  -
         живет во всех стихиях.
           Дракон - дух всех стихий.  Дракон не был бы Драконом, если
         бы не умел летать.  И человек не был бы человеком,  если бы,
         веруя  в драконов,  не попытался бы такого летающего дракона
         сделать.  И таких "драконов",  то есть "воздушных  змеев"  в
         форме  дракона  или  в каком-то другом виде - человек и стал
         делать, начиная с древнейших времен.
           В Японии когда-то драконов запускали  даже  в  городах,  с
         крыш домов.  При  состязаниях по запуску драконов притивники
         стремились отрезать дракона друг у дуга и таким образом  за-
         воевать славу первого дракона в городе. Для этого, в опреде-
         ленных местах шнур обмазывался клеем, а затем посыпался тол-
         ченым стеклом.  Скрестив шнуры, как шпаги, высоко в воздухе,
         можно было отрезать дракона противника.
           "Я слышал,  что в старину делали огромные круглые драконы,
         для запуска которого требовалось больше ста человек, - пишет
         германский журналист Ульрих Макош("Япония сегодня".  М.: Ге-
         ографгиз,  1962).  - Такие драконы назывались "ван-ван". Они
         были диаметром в 25 метров и весом до 60 центнеров.
           Расскзывают, в конце XVII века атаман  разбойничьей  шайки
         Исикава похитил  поавники  золтых  дельфинов в замке Нагоя и
         улетел на таком драконе".
           История легендарного похищения завершилась, однако, траги-
         чески для героя.  Когда он приземлился и стал, в восхищении,
         рассматривать добычу,  на  него  набросились выследившие его
         стражники. Экзотическая история завершилась не менее экзоти-
         ческой казнью:  атмана  разбойников заживо сварили в кипящем
         масле".
           Увлечения "драконами"  но,  значительно  меньших  размеров
         сохранилось и до наших дней.  И, как отметил, однажды журнал
         Вокруг Света(1983.2), Министерство энергии каждый год тратит
         огромные суммы,  чтобы освободить провода от случайно  зале-
         тевших на них воздушных змеев, "драконов".

           2. ДРАКОНЫ СОСТЯЗАЮТСЯ.  Соревнования воздушных змеев про-
         водятся ежегодно во многих странах мира,  но в Азии - в осо-
         бенности.  И  гигантские  размеры "драконов" вовсе не ушли в
         прошлое. Так, в 1988 году 1-е место в состязаниях на острове
         Бали(Индонезия),  по  праву  занял колоссальный 100-метровый
         дракон, привезенный из Сингапура.
           Воздушный "дракон",  по названию, впрочем, не всегда был и
         есть "дракон" по виду.  И когда,  в VIII веке нашей эры дра-
         кон, воздушный змей, появился в Японии, то он приобрел новые
         формы.
           В каждой  области страны использовался свой особый змей. В
         небе над Йокосукой летали "така" - ястребы,  и  "тонгари"  -
         копьевые  наконечники.  Над  Нагоей  - предпочитали бумажные
         конструкции в виде насекомых,  и - так далее.  Змей,  непос-
         редственно  с обличием "дракона" символизировал благосостоя-
         ние, а виде черепахи или журавля - долголетие.
           Но змей-дракон был не только  символом-пожеланиме  себе  и
         другим людям в день какого-либо крупного праздника.  В Непа-
         ле, например,  запуск  такого дракона означал,  фактически...
         молитву! Подобным же образом, как кручение мельнички или ци-
         лидра молитвенного барабана также символизировало, что чело-
         век, закрутивший барабан,  приносит молитву.  Это - послание
         богу Мачендранатху.
           "Осеннее небо над долиной  Катманду  расцвечено  красными,
         желтыми, зелеными, белыми квадратами и треугольниками, - от-
         мечается в одном из сообщений журанла Азия и  Африка  сегод-
         ня"(1987.1).  -  Тысячи  воздушных змеев поднимаются ввысь в
         дни окончания муссонов и начала осенней страды. Это не прос-
         то забава детей и подростков,  хотя без них, конечно, не об-
         ходится. Змеев запускают серьбезные солидные люди.  Они отп-
         равляют свои послания богу Мачендранатху.  Если в апреле-мае
         непальцы молят его о дожде,  то  в  сентябре-октябре  просят
         прекратить ливни".
           Впрочем, традиции "моления"  с  помощью  змеев  все  более
         станговятся  простым символом.  Драконов все более часто за-
         пускают лишь с целью показать свое уменье в  их изготолвении
         и превосходство над другими такими же мастерами.

           3. ДРАКОНЫ-КОРШУНЫ КОРЕИ. Праздник - всегда праздник, хоть
         на земеле, хоть высоко в воздухе. В Корее одним из самых ве-
         селых  и любимых развлечений 15-го числа 1-го лунного месяца
         были запуски особого воздушного змея,  "ен". В некоторых пе-
         реводах  слово  "ен" интерпретируется как "ястреб" или "кор-
         шун", то есть как "птица". Но это, тем не менее - драконы.
           Например, в  словаре "Мифы народов мира" выражение "Енван"
         или "Енсин" означает, ни больше, ни меньше, как "царь драко-
         нов", персонаж необычайно распространенный в корейском фоль-
         клоре.  Слово "ван" на Востоке, вообще, как правило, означет
         что-то  крупное,  великое.  Ван Хай - "князь Хай"(повелитель
         Хай),  Ванцзы Цяо - "царевич Цяо" и т.п.  Поэтому  воздушные
         змеи "ен" - это, при верном переводе, именно, "драконы".
           Трудно установить,  с какого времени обычай запускать воз-
         душных змеев стал непременной частью  новогодней  обрядности
         корейцев. Первые упоминания о воздушном змее относятся еще к
         VII веку.  Сохранилось,  например, немало преданий и легенд,
         повествующих о событиях Имджинской войны(XVI в.),  где расс-
         казано, как  запуск  воздушного змея помог корейцам одержать
         победу над врагом.
           В годы  средневековья обычай запускать змея в середине был
         распространен необычайно широко.  В праздничные дни его  за-
         пускл даже сам ван, т.е. правитель Кореи. Атрибуты дракона -
         это именно атрибуты "правителя",  что особенно сильно прояв-
         лялось, в частности в период Коре(X-XIV в.) Женщины запуска-
         ли воздушных змеев прямо из своих двориков.
           "Наиболее распространенная  форма  корейского   воздушного
         змея  - немного вытянутый прямоугольник,  - сообщают "Кален-
         дарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.  Новый  год".
         (М.: Наука,  1985). - Его основу составляла рама из бамбуко-
         вых пластинок,  к которой прикреплялась  плотная  бумага.  В
         центре бумаги  вырезали круг.  Воздушного змея делали или из
         бумаги одного цвета или из нескольких полос разноцветной бу-
         маги... Делали змеев так же в форме рыбы, щита, пугала".
           Размеры змея зависели от силы и характера ветра в  том или
         ином районе страны. Так, в прибрежных областях провинции Юж-
         ная Кенсан воздушных змеев делали очень большими, их размеры
         сравнивали со створками городских ворот.
           Достаточно характерно предназначение воздушного змея. Ког-
         да, на празднике, веселье достигало апогея, нити змея зачас-
         тую обрезали,  полагая,  что он унесет с собой все болезни и
         напасти,  угрожающие людям в наступившем  году.  Нередко  на
         воздушных змеях делали немудреные надписи-заклинания, напри-
         мер: "Уходи,  несчастье.  Приходи,  счастье".
           При этом  змей уносил с собой ту или иную проьбу Небесному
         Владыке,  например, женщины просили о здоровье мужа, удачной
         беременности и благополучии детей. В последнем случае на те-
         ле "дракона" указывали конкретное имя и дату рождения ребен-
         ка, дабы в "небесной канцелярии" чего-либо не перепутали.

           4. В  НЕБЕ  РУКОТВОРНЫЕ ДРАКОНЫ.  В Китае история летучего
         дракона уходит корнями в далекое  прошлое.  Иногда  называют
         достаточно точные числа - II век до нашей эры.  Тогда рыбаки
         использовали его для отметки мест лова. В осажденных городах
         они могли использоваться для пересылки сообщений, и т.д.
           Материалами для   изготовления  дракона  были  стандартные
         "восточные" материалы - бамбук, шелк, бумага. По своему виду
         дракон и выглядел как "дракон", т.е. как летучее чудовище, с
         головой,  лапами и хвостом.
           Средневековые хроники  упоминают  применения  драконов  во
         время сражений. Такие боевые драконы были огромных размеров.
         Служили они,  большей  частю  для устрашения(подобное же из-
         вестно и в Византии). Например, они "сопровождали" войско во
         время перемещений,  несомые на особых древках.
           Впрочем, подчас специальных драконов выпускали  прямо  над
         головами врагов. Для усиления эффекта в голове дракона дела-
         лись специальные приспособления,  издающие,  от ветра  столь
         странные  звуки,  что у противника волосы становились дыбом.
         Такой дракон выпускал из пасти десятки стрелы,  иногда горя-
         щих. Падая с большой высоты,  каленые наконечники стрел  ус-
         пешно пробивали доспехи, щиты и шлемы.
           Здесь можно заметить, что сбрасывание стрел практиковалось
         даже в 20-х годах,  в пору гражданской войны в России. Такие
         стрелы, за неимением патронов, центнерами сбраывались эскад-
         рилиями красных авиаторов на белые дивизии и нанаосили весь-
         ма ощутимый урон.
           Видимо, поскольку  удлинненая  форма  "дракона" оказалась,
         аэродинамически,  не самой выгодной, в современном Китае они
         воздушные  змеи  в виде животного-дракона встрчаются относи-
         тельно редко.  Ныне в Китае воздушные змеи приобрели назван-
         мие "воздушный коршун".
           Делали и делают змеев с больой фантазией,  придавая им об-
         лик всевозможных реальных и мифических существ,  ярко и при-
         чудливо раскрашенных.  Наибольшей популярностью пользовались
         змеи в форме птиц, насекомых, "счастливых" иероглифов(Напри-
         мер, возносимых ввысь символов долголетия), а также, почему-
         то,  в виде "гражданского" или "военного" чиновников.  В XIX
         веке вошли в моду стилизованные фигуры инострацев,  а  в  XX
         веке - самолеты и прочие атрибуты совремнной цивилизации.
           Обычай запускать воздушного змея ввысь,  к  Небу,  по  сей
         день, несомненно,  имеет черты и другого магического обряда,
         о чем свидетельствует еще одно его название - "отбрасывающий
         беду".  Воздушный змей,  таким образом, символизировал пред-
         мет,  несущий с собой вредоносные силы,  от которых  следует
         очиститься в Новый Год.
           Недаром, пуская змея,  старались,  чтобы тот  взлетел  как
         можно выше,  а если змей падал на дом,  то, особенно в Южном
         Китае, это считалось плохой приметой.
           Например, в Северо-Западном Китае, в прежние времена жите-
         ли деревень сообща изготовляли особо крупного змея, относили
         его на гору, пускали по ветру повыше, а затем - отрезали ве-
         ревку, чтобы он улетел как можно дальше от этого места. Счи-
         талось, что дракон - уносил всю скверну и все довольные рас-
         ходились по домам.
           А дракон улетал - свободным.


Next