ГОД ДРАКОНА
           ГЛАВА 24. И СНОВА - ЛЕТЯЩИЙ ДРАКОН

           1. ДРАКОН И ВОИНСТВО. "Да, скифы мы! Да, азиаты мы!" - па-
         тетически  восклицал когда-то Александр Блок в стихотворении
         "Скифы".  Вполне возможно, что этот крупный поэт и не подоз-
         ревал, что одним из символов племени скифов был - дракон.
           В "Тактике" Флавия Арриана, датируемой 137 годом нашей эры
         имеется следующее свидетельство о боевых  действиях  скифов,
         древних обитателей Южной Руси(цит. по Данилевский В.В."Русс-
         кая техника". Л.: АН СССР, 1948):
           "Скифские военные значки представляют собою драконов, раз-
         вевающихся  на  шестах соразмерной длины(то есть,  такой же,
         что и сам шест - А.А.).  Они сшиваются из цветных лоскутьев,
         при чем головы и все тело, вплоть до хвостов, делаются напо-
         добие змеиных, как только можно представить страшнее.
           Когда кони  стоят смирно,  видишь только разноцветные лос-
         кутья, свешивающиеся вниз,  но при движении они от ветра на-
         дуваются так,  что  делаются очень похожими на названных жи-
         вотных и при быстром движении даже издают свист  от сильного
         дуновения, проходящегося сквозь них".
           Значки-драконы подобного рода могли служить  знаком-знаме-
         нем отдельного отряда,  или князя, подобно боевому штандарту
         и позволяло легко различить,  во время движения  или  битвы,
         где кто находится. Здесь, по-видимому, сукществует достаточ-
         но явная аналогия с  типовыми  "Змеями  Горынычами"  русских
         сказок, противниками которых ыступали русские богатыри. Змеи
         эти,  напомним,  бывали - трехглавыми,  шестиглавыми и с еще
         большим количеством голов.

           2. ДРАКОНЫ КНЯЗЯ ОЛЕГА. Стоит заметить, что изготолвение и
         запуск огромных воздушных змеев был вполне  обычным занятием
         у  населения  многих  стран,  в том числе и на Древней Руси.
         Примечательно, что уже тем временам воздушные змеи  изготов-
         лялись любых, не обязательно "драконовых" форм и использова-
         лись даже в сражениях,  где могли основательно запугать про-
         тивника.  Этим,  в  частности  воспользовался  "вещий  Олег"
         (киевский князь Олег,  ум.912) хорошо известный по стихотво-
         рению А. С.Пушкина.
           "Повесть временных лет" сообщает о штурме русами, во главе
         с князем Олегом главного оплота Византии,  столицей  которой
         был Царьград(Константинополь).
           "И повеле Олег воем своим(воинам -А.А.) колеса  изделати и
         воставити корабля на колеса. И бывашю покосну ветру, воспяша
         пере, и с поля идоша к граду".
           "Покосный", или  попутный  ветер  позволил  поднять  пару-
         са("воспяша  пере"),  и  правители Византии былаи необычайно
         устрашаены грозной ратью,  столь неожиданно, на всех парусах
         следующей по суше на ладьях, поставленных на колеса.
           Сохранился и более примечательный летописный текст,  опуб-
         ликованный в  "Древней Российской Вивлиофике"(XVIII в.).  Он
         упоминает еще об одних "воздушных силах" использованных кня-
         зем Олегом при упомянутом штурме в 907 году:
           "Сотвори(л) кони(й)  и люди(й) бумажны(х),  вооружены(х) и
         позлащены(х) и пусти(л) на воздух на г(о)рад. Видев же (это)
         греци и убояшася".
           Итак, греки  увидели  над собой достаточно безобидное воз-
         душное "воинство", но тем не менее пришли в ужас и - сдались
         на  милость  победителя.  Этим завершился победоносный поход
         русов, в результате чего был и заключен крайне выгодный тог-
         да для Руси договор с могущестенной и обширной Византией.

           3. ДРАКОН В ВОЗДУШНОЙ КОЛЕСНИЦЕ. "Люди замерли. Какая кра-
         сота.  Дракон в небе..." -  звучит  предельно  выразительная
         строка  восточного стихотворения.  В легендах Древнего Китая
         не столь уж редко упоминаются боги и так называемые "небожи-
         тели"(фактически, жители высокогорных областей), которые не-
         редко используют драконов в качестве подручного транспортно-
         го  средства.  На  рисунках,  при  этом,  изображается,  как
         правило, некая "воздушная колесника". Таким, например, пока-
         зан  "Дух  Желтой Реки"(Хуанхэ) - он едет прямо по облакам в
         упряжке из двух драконов.
           "В 320 году китайский алхимик Ко Хунг(Гэ Хун)  писал,  что
         "некоторые  изготовляли  воздушные  колесницы".  При этом он
         упоминал о вращающихся лопастях(клинках), "приводящих в дви-
         жение  это  устройство".
           Китайский рисунок  такой колесницы изображает ее летящей в
         облаках,  как своеобразный ящик, увенчанный знаменами, с си-
         дящими людьми, причем спереди и сзади колесница снабжена ко-
         лесами(см.напр. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф."Очерки исто-
         рии  науки  и  техники,  с  древнейших времен до середины XV
         века". М.: Просвещение, 1993).
           Крупный воздушный змей  вполне  может  поднять  достаточно
         большой груз, в том, числе и нескольких человек. В наши дни,
         по газетам или в "Интернете" можно собрать не  так  уж  мало
         случаев, когда  простой воздушный змей случайно уносил чело-
         века, или же когда змея специально пытались использовать как
         простейшее летательное средство.
           Любопытно, в связи с этим,  привести такой небольшой отры-
         вок  о воздушном путешествии описанном в древнекитайской ал-
         химической рукописи(см.  Малина Я.,  Малинова Р.  "Природные
         катастрофы и пришельцы из космоса". М.: Прогресс, 1993):
           "После того,  как в течение трех лет мы  со  всей  серьез-
         ностью предавались нашим занятиям, нас посетил дух, и мы все
         вместе на Змее отправились на небо.  Через некоторое время я
         наклонил голову, чтобы посмотреть на землю, которая была да-
         леко, очень далеко,  но ее не было видно. Мы еще не достигли
         небесных сфер, а были уже очень далеко от земли.
           Змей летел довольно быстро,  со вздернутой вверх головой и
         опущенным книзу хвостом,  и мы на его спине испытывали страх
         и чувство опасности.  Когда мы достигли неба, мы сначала ми-
         новали здание, где лежанки были из золота, а столы из жадеи-
         та(видимо,  подразумевается нефрит,  родственный  жадеиту  -
         А.А.) ,  великолепное, сверкающее, воистину роскошное место.
         Дух дал нам выпить чашку легкой красной жидкости,  и мы тот-
         час же избавились от ощущения голода и жажды..."
           Судя по всему, "Змей" перенес людей просто в другое место,
         но, из-за впечатляющего полета в облаках, его участникам по-
         чудилось, что они - прилетели на Небо.
           Так или иначе,  но данное описание вполне могло относиться
         отнюдь не к техническим достижениям Древнего Китая,  а, поп-
         росту к... галлюцинациям при применении наркотика!

           4. ДРАКОНЫ ПОД СЕДЛОМ.  Но,  воздушный дракон и впрямь от-
         нюдь не игрушка для детских забав или ритуальных игрищ,  а и
         впрямь может служить аппаратом для полетов,  а тои сражений.
         Достаточно  его  отцепить от веревки и он может стать весьма
         неплохим планером.
           Известный ученый В.В.Данилевский так пишет в книге Русская
         техника(Л.: АН СССР, 1948):
           "Русские новаторы очень рано приступили к практической ра-
         боте  по  созданию самолета.  Одним из первых провел большую
         работу Александр Федорович Можайский.
           Моряк по  профессии,  он  заинтересовался парящим полетом,
         изучал полет воздушного змея.  С 1873 г. он пытался осущест-
         вить подънм при пмощи воздушного змея. Преодолев неудачи, он
         добился того,  что в 1876 г.  ему удалось  совершить  первые
         подъемы:  "...два раза поднимался в воздух и летал с комфор-
         том". Для подъема змея его буксировали тройкой лошадей, зап-
         ряженных в телегу.  Сообщение о полетах Можайского в 1876 г.
         опубликовано в "Кронштадскм вестинике" за 1877 год.
           Осуществив подъем человека в воздух при помощи гигантского
         змея,  Можайский далеко опередил зарубежных деятелей. Только
         в 1886 г.  Майо во Франции сумел запустить воздушный  шар  с
         нагрузкой,  примерно  соответствующей весу человека,  Лишь к
         концу 90-х годов XIX в.  Харгрэв в Австралии и Баден-Поуэл в
         Англии  начали  свои работы по подъему на змеях людей,  осу-
         ществленному русским изобретателем еще в 1876 г.".
            В те  же  годы много и неустанно работал по развитию воз-
         душных змеев С.А.Ульянин, запускавший целые змейковые поезда
         и  поднимавший  людей в воздух при помощи змеев.  Эти работы
         позволили поставить вопрос о введении змеев в армии для наб-
         людения и разведки.
           В самом начале ХХ в.  В.А.Семковский и друугие провели  на
         море весьма успешные опыты с воздушными змеями. Опыты приве-
         ли к заключению  морских  командиров:  "...применение  змеев
         весьма полезно и сравнительно безопасно в морском деле".
           Итак, воздушные змеи,  "драконы" и впрямь могли переносить
         людей на себе. И переносить - не без пользы.


Next