ГОД ДРАКОНА
ГЛАВА 24. И СНОВА - ЛЕТЯЩИЙ ДРАКОН
1. ДРАКОН И ВОИНСТВО. "Да, скифы мы! Да, азиаты мы!" - па-
тетически восклицал когда-то Александр Блок в стихотворении
"Скифы". Вполне возможно, что этот крупный поэт и не подоз-
ревал, что одним из символов племени скифов был - дракон.
В "Тактике" Флавия Арриана, датируемой 137 годом нашей эры
имеется следующее свидетельство о боевых действиях скифов,
древних обитателей Южной Руси(цит. по Данилевский В.В."Русс-
кая техника". Л.: АН СССР, 1948):
"Скифские военные значки представляют собою драконов, раз-
вевающихся на шестах соразмерной длины(то есть, такой же,
что и сам шест - А.А.). Они сшиваются из цветных лоскутьев,
при чем головы и все тело, вплоть до хвостов, делаются напо-
добие змеиных, как только можно представить страшнее.
Когда кони стоят смирно, видишь только разноцветные лос-
кутья, свешивающиеся вниз, но при движении они от ветра на-
дуваются так, что делаются очень похожими на названных жи-
вотных и при быстром движении даже издают свист от сильного
дуновения, проходящегося сквозь них".
Значки-драконы подобного рода могли служить знаком-знаме-
нем отдельного отряда, или князя, подобно боевому штандарту
и позволяло легко различить, во время движения или битвы,
где кто находится. Здесь, по-видимому, сукществует достаточ-
но явная аналогия с типовыми "Змеями Горынычами" русских
сказок, противниками которых ыступали русские богатыри. Змеи
эти, напомним, бывали - трехглавыми, шестиглавыми и с еще
большим количеством голов.
2. ДРАКОНЫ КНЯЗЯ ОЛЕГА. Стоит заметить, что изготолвение и
запуск огромных воздушных змеев был вполне обычным занятием
у населения многих стран, в том числе и на Древней Руси.
Примечательно, что уже тем временам воздушные змеи изготов-
лялись любых, не обязательно "драконовых" форм и использова-
лись даже в сражениях, где могли основательно запугать про-
тивника. Этим, в частности воспользовался "вещий Олег"
(киевский князь Олег, ум.912) хорошо известный по стихотво-
рению А. С.Пушкина.
"Повесть временных лет" сообщает о штурме русами, во главе
с князем Олегом главного оплота Византии, столицей которой
был Царьград(Константинополь).
"И повеле Олег воем своим(воинам -А.А.) колеса изделати и
воставити корабля на колеса. И бывашю покосну ветру, воспяша
пере, и с поля идоша к граду".
"Покосный", или попутный ветер позволил поднять пару-
са("воспяша пере"), и правители Византии былаи необычайно
устрашаены грозной ратью, столь неожиданно, на всех парусах
следующей по суше на ладьях, поставленных на колеса.
Сохранился и более примечательный летописный текст, опуб-
ликованный в "Древней Российской Вивлиофике"(XVIII в.). Он
упоминает еще об одних "воздушных силах" использованных кня-
зем Олегом при упомянутом штурме в 907 году:
"Сотвори(л) кони(й) и люди(й) бумажны(х), вооружены(х) и
позлащены(х) и пусти(л) на воздух на г(о)рад. Видев же (это)
греци и убояшася".
Итак, греки увидели над собой достаточно безобидное воз-
душное "воинство", но тем не менее пришли в ужас и - сдались
на милость победителя. Этим завершился победоносный поход
русов, в результате чего был и заключен крайне выгодный тог-
да для Руси договор с могущестенной и обширной Византией.
3. ДРАКОН В ВОЗДУШНОЙ КОЛЕСНИЦЕ. "Люди замерли. Какая кра-
сота. Дракон в небе..." - звучит предельно выразительная
строка восточного стихотворения. В легендах Древнего Китая
не столь уж редко упоминаются боги и так называемые "небожи-
тели"(фактически, жители высокогорных областей), которые не-
редко используют драконов в качестве подручного транспортно-
го средства. На рисунках, при этом, изображается, как
правило, некая "воздушная колесника". Таким, например, пока-
зан "Дух Желтой Реки"(Хуанхэ) - он едет прямо по облакам в
упряжке из двух драконов.
"В 320 году китайский алхимик Ко Хунг(Гэ Хун) писал, что
"некоторые изготовляли воздушные колесницы". При этом он
упоминал о вращающихся лопастях(клинках), "приводящих в дви-
жение это устройство".
Китайский рисунок такой колесницы изображает ее летящей в
облаках, как своеобразный ящик, увенчанный знаменами, с си-
дящими людьми, причем спереди и сзади колесница снабжена ко-
лесами(см.напр. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф."Очерки исто-
рии науки и техники, с древнейших времен до середины XV
века". М.: Просвещение, 1993).
Крупный воздушный змей вполне может поднять достаточно
большой груз, в том, числе и нескольких человек. В наши дни,
по газетам или в "Интернете" можно собрать не так уж мало
случаев, когда простой воздушный змей случайно уносил чело-
века, или же когда змея специально пытались использовать как
простейшее летательное средство.
Любопытно, в связи с этим, привести такой небольшой отры-
вок о воздушном путешествии описанном в древнекитайской ал-
химической рукописи(см. Малина Я., Малинова Р. "Природные
катастрофы и пришельцы из космоса". М.: Прогресс, 1993):
"После того, как в течение трех лет мы со всей серьез-
ностью предавались нашим занятиям, нас посетил дух, и мы все
вместе на Змее отправились на небо. Через некоторое время я
наклонил голову, чтобы посмотреть на землю, которая была да-
леко, очень далеко, но ее не было видно. Мы еще не достигли
небесных сфер, а были уже очень далеко от земли.
Змей летел довольно быстро, со вздернутой вверх головой и
опущенным книзу хвостом, и мы на его спине испытывали страх
и чувство опасности. Когда мы достигли неба, мы сначала ми-
новали здание, где лежанки были из золота, а столы из жадеи-
та(видимо, подразумевается нефрит, родственный жадеиту -
А.А.) , великолепное, сверкающее, воистину роскошное место.
Дух дал нам выпить чашку легкой красной жидкости, и мы тот-
час же избавились от ощущения голода и жажды..."
Судя по всему, "Змей" перенес людей просто в другое место,
но, из-за впечатляющего полета в облаках, его участникам по-
чудилось, что они - прилетели на Небо.
Так или иначе, но данное описание вполне могло относиться
отнюдь не к техническим достижениям Древнего Китая, а, поп-
росту к... галлюцинациям при применении наркотика!
4. ДРАКОНЫ ПОД СЕДЛОМ. Но, воздушный дракон и впрямь от-
нюдь не игрушка для детских забав или ритуальных игрищ, а и
впрямь может служить аппаратом для полетов, а тои сражений.
Достаточно его отцепить от веревки и он может стать весьма
неплохим планером.
Известный ученый В.В.Данилевский так пишет в книге Русская
техника(Л.: АН СССР, 1948):
"Русские новаторы очень рано приступили к практической ра-
боте по созданию самолета. Одним из первых провел большую
работу Александр Федорович Можайский.
Моряк по профессии, он заинтересовался парящим полетом,
изучал полет воздушного змея. С 1873 г. он пытался осущест-
вить подънм при пмощи воздушного змея. Преодолев неудачи, он
добился того, что в 1876 г. ему удалось совершить первые
подъемы: "...два раза поднимался в воздух и летал с комфор-
том". Для подъема змея его буксировали тройкой лошадей, зап-
ряженных в телегу. Сообщение о полетах Можайского в 1876 г.
опубликовано в "Кронштадскм вестинике" за 1877 год.
Осуществив подъем человека в воздух при помощи гигантского
змея, Можайский далеко опередил зарубежных деятелей. Только
в 1886 г. Майо во Франции сумел запустить воздушный шар с
нагрузкой, примерно соответствующей весу человека, Лишь к
концу 90-х годов XIX в. Харгрэв в Австралии и Баден-Поуэл в
Англии начали свои работы по подъему на змеях людей, осу-
ществленному русским изобретателем еще в 1876 г.".
В те же годы много и неустанно работал по развитию воз-
душных змеев С.А.Ульянин, запускавший целые змейковые поезда
и поднимавший людей в воздух при помощи змеев. Эти работы
позволили поставить вопрос о введении змеев в армии для наб-
людения и разведки.
В самом начале ХХ в. В.А.Семковский и друугие провели на
море весьма успешные опыты с воздушными змеями. Опыты приве-
ли к заключению морских командиров: "...применение змеев
весьма полезно и сравнительно безопасно в морском деле".
Итак, воздушные змеи, "драконы" и впрямь могли переносить
людей на себе. И переносить - не без пользы.