ГОД ДРАКОНА
           ГЛАВА 25. ДРАКОН - ЦАРЬ МОРЕЙ

           1. ДРАКОНЫ ВЫХОДЯТ ИЗ МОРЯ.  Итак, огромный "астрономичес-
         кий" Синий Дракон, дракон, приносящий Весну, приходил с вос-
         тока.  Но, там же, на востоке лежал Тихий океан, лежали вос-
         точные моря,  и именно оттуда,  из вод морей,  приходили уже
         другие драконы - драконы морские, водяные, как понятные, так
         и совершенно непонятные. Впрочем драконы в морях виделись не
         одним лишь древним китайцам.
           "Исайя в  том  же самом месте,  где он говорит о левиафане
         (смешанный образ кита, вулкана и т.п. - А.А.), приводит так-
         же описание "драконов моря", - пишет В.Маршалл("Жизнь моря",
         СПб.:  1896). - Кацвини также рассказывает кое-что о морском
         драконе, который, по его словам отличался огромными размера-
         ми тела, как по длине, так и по толщине, обладал сверкающими
         глазами и широкой пастью, усаженной большим числом зубов. Он
         поглощает,  будто бы, неисчислимое множество рыб, и все вод-
         ные животныя трепещут перед ним".
           "В средневековой хронике Иоанна Бромтонского упоминается о
         чуде, которое совершается приблизительно раз в месяц в Сата-
         лийском заливе(ныне у южного побережья Турции - А.А.)на Пам-
         филиском берегу,  - сообщает Э.Б.Тэйлор("Первобытная культу-
         ра". М.:  Соцэкгиз,  1939). - В облаках появляется как будто
         большой черный дракон(смерч - А.А.), который опускает голову
         в волны, тогда как хвост его кажется прикрепленным к небу.
           Дракон этот втягивает в себя волны с такой силой,  что мо-
         жет приподнять вместе с ними и нагруженный корабль, и во из-
         бежание опасности экипаж принужден кричать и  шуметь,  чтобы
         отогр ёнать дракона. Впрочем, заключает автор хроники, неко-
         торые говорят,  что это не дракон,  а солнце,  притягивающее
         воды, что представляется более вероятным..."
           Верования в то, что на корабли нападает не просто ветер, а
         именно - дракон, было распространено, однако же, не только в
         Европе. Тот же Тэйлор пишет:
           "Так, например,  водяные смерчи,  так часто появляющиеся у
         берегов Японии,  считаются  у местных жителей длиннохвостыми
         драконами, "взлетающими на воздух плавным,  но вместе с  тем
         стремительным движением".
           Китайцы полагают,  что водяной смерч производитя драконом,
         который поднимается  и опускается над водой.  И хотя вследс-
         твие туч никому не удалось видеть одновремнно его  голову  и
         хвост, моряки  и прибрежные жители,  тем не менее,  уверены,
         что видят это чудовище,  когда оно  поднимается  из  моря  и
         опускается в него..."
           Итак, в море и над морем встречались и чудились - драконы.

           2. ЧЕТЫРЕ МОРЯ ВОСТОКА. Если заглянуть в какой-либо доста-
         точно солидный труд по океанографическим исследованиям(напр.
         Шамраев Ю.И.,  Шишкина Л.А. "Океанология". Л.: Гидрометеоиз-
         дат,  1980),  то, при внимательном его прочтении, выяснится,
         что на Земном шаре существует только четыре океана. Четыре.
           Это маленькое "школьное" открытие,  способное ныне вызвать
         смех даже у "сухопутного" первоклассника, тем не менее стои-
         ло человечеству сотен и тысяч жизней мореходов всех времен и
         обошелся не  одной  охапкой  хвороста под кострами еретиков,
         при попытках инквизиции справедливо доказать(справедливо, по
         ее мнению), что Земля - не круглая.
           Самое забавное, здесь, пожалуй, то, что никто из землян ни
         разу воочию не видел все четыре океана сразу.  Даже из ближ-
         него космоса охватить  взором  такое  огромное  пространство
         сложновато, хотя,  в то же время,  практически любой первок-
         лассник ныне обладает маленьким,  но вполне наглядным "дока-
         зательством" - крохотным карманным  глобусиком, раскрашенным
         земным шариком, размером с шарик от пинг-понга.
           Тем, внешне,  поразительнее обстоятельство,  что, согласно
         космогонии Древнем Китае, на Земле существует четыре океана,
         четыре "моря" - южное, северное, восточное и западное. Поло-
         жение это,  однако, было вряд ли добыто географическими исс-
         ледованиями. Трудновато это назвать и "гениальной догадкой".
         Нет, речь идет явно о простом совпадении символик и реалий.
           Но, даже понимая это, несколько обескураживает то, что че-
         тырьмя мировыми океанами омывается одна только  Евразия, тот
         самый материк,  на котором располагается территория Востока,
         значительную часть которого представляет собой - Китай.
           Более того,  если "распрямить" Землю,  обратив сферические
         координаты в цилиндрические,  раздвинуть земли на  севере  и
         сдвинуть их на экваторе, то, выяснится, что Евразия по форме
         - "квадратная",  или, по крайней мере - четырехугольная, как
         и утверждали древнекитайские философы.
           Тремя океанами обладают Северная Америка, вбитая, как клин
         между Востоком и Западом, с ее извечными "треугольными" тен-
         денциями и  -  неприкаянная Антарктида.  По два океана имеют
         Австралия,  Африка,  Южная Америка.  Но четыре  океана  есть
         только у Евразии: Ледовитый - на севере, Индийский - на юге,
         Тихий - на востоке и Атлантический - на западе.
           К слову сказать,  открытие Америки - дело,  географически,
         крайне подозрительное. Ее словно бы назло "сбросили" в "пус-
         той океан, из космоса, на пути каравелл, как из буферной па-
         мяти компьютера, где она "отлеживалась". Колумб плыл "откры-
         вать" путь в Индию и Китай, а нашел нечто совсем иное.
           Само же сочетание "Христофор Колумб" - скорее подходит для
         названия секретной военной операции или как псевдоним,  пос-
         кольку  "колумб" в действительности пишется - "колумн", т.е.
         колонна,  столб.  И сочетание "христо" - Христос и  "фор"  -
         нести,  содержать(напр.  электрофор,  ионофор),  означает, в
         буквальном переводе "христонесущий столп", сочетание на ред-
         кость выразительное,  если вспомнить всю последующую историю
         с уничтожением индейских племен. Но - об этом в другой раз.

           3. КТО  ОХРАНЯЕТ ОКЕАНЫ ?  Четыре гигантских моря Древнего
         Китая охраняли и содержали, разумеется, четыре царя-дракона,
         четыре  лун-вана,  ситуация  с которыми была в 751 году даже
         узаконена императорским указом. Кроме того, по иерерхии дра-
         конов,  существовали  луны  четырех главных рек Китая,  луны
         главных озер и т.п. Моря оберегали:

         Гуан-дэ, лун Восточного моря, "увеличивающий добродетель";
         Гуан-ли, лун Южного моря, "увеличивающий богатство";
         Гуан-жун, лун Западного моря, "увеличивающий благосклонность";
         Гуан-цзэ, лун   Северного   моря, "увеличивающий щедрость".

           Ван-луны считались  братьями,  старшим  из которых был Гу-
         ан-дэ. Сестрой их была - Ао, гигантская мировая черепаха, на
         спине которой высились три священные горы - Инчжоу, Пэнлай и
         Фанчжан, где живут бессмертные(по одной из версий,  Ао - это
         Японские острова).  Дракон Гуан-дэ в сказках встречался чаще
         других морских царей,  фактически,  исполняя их обязанности.
         При этом его именовали или Дун-хай лун-ван -  "Царь драконов
         Восточного моря или просто - лун-ван.
           Дракон Восточного моря подчинялся верховному  богу  Юй-ди,
         сам  же считался владыкой стихий,  то есть - молнии и грома,
         ветра и дождя.  Ему подчинялись,  соответственно:  Дянь-му -
         богиня молнии, Лэй-гун - бог грома, Фэн-бо - повелитель вет-
         ров, Юй-ди - хозяин дождей.
           Перед людьми  лун-ван чаще представал в человеческом виде,
         в облике мудрого, но простоватого старца. Он обладал несмет-
         ными сокровищами, скрытыми на дне, и был способен щедро ода-
         рить любого, кто оказал помощь или услугу ему самому или ко-
         му-либо из его семьи.  Жилищем лун-вана был "лун-гун", т.е.,
         буквально - "Дворец дракона", хрустальный дворец необычайной
         красоты. В сказке "Как у дракона в долг дворец брали" именно
         "драконья" его архитектура приводится как "объяснение"  при-
         чудливых форм  дворцов Древнего Китая(см.напр."Китайские на-
         родные сказки" М.: Госхудлит, 1957).
           Строитель, мастер Лу Бань попросил у царя драконов Восточ-
         ного  моря,  вынести  на  берег его дворец,  для образца при
         строительстве. Лун-ван согласился, но - только на три дня.
           "А дворец  был действительно прекрасен:  красные кирпичные
         стены, зеленая черепичная крыша, углы которой взлетают высо-
         ко-высоко вверх.  В главном зале восемь высоких стройных ко-
         лонн,  двери и окна украшены резьбой,  а расписные карнизы -
         точно  морская  волна.  Величественен  и наряден дворец царя
         драконов!  По этому образцу и начал строить мастер Лу Бань".
           Но трех  дней  хватило  лишь чтобы возвести стены.  Тогда,
         словно ставя на прикол простую лодку,  люди  прибили  дворец
         кольями  к берегу("теоретически",  в реальной практике,  это
         мог быть... чей-то вынесенный на берег перевернутый корабль,
         "ковчег"  с  обломанными  мачтами - "колоннами",  с зелеными
         замшелым дном и красными бортами!). Вечером царь-дракон пос-
         лал войско за дворцом(т.е.начался прилив). Войско билось всю
         ночь, но сдвинуть дворец не могло. Настало утро.
           "Забеспокоились драконы, рыбы, раки и крабы, забегали вок-
         руг дворца. Маленький дракончик забрался на крышу, карпы шле-
         пали хвостами у верей,  раки перелезли через стены,  а крабы
         ползали прямо напролом.  Но дворец и  на  чи  не  сдвинулся,
         только колокольчики звенят.
           В это время запел петух,  и медленномедленно начало подни-
         маться солнце.  В лучах его умер маленький дракон,  что заб-
         рался на крышу,  только голова его задралась вверх., да тело
         вытянулось по скату и застыло,  а хвост высох и поднялся вы-
         соко к небу. Карпы тоже не выснели солнечного света, как би-
         лись, так и пристыли они к дверям, выпучив свои белые глаза.
           Когда совсем рассвело,  учитель Лу Бань и его ученики  по-
         дошли к дворцу,  и еще красивей он им показался. Слепили они
         из глины  драконову  голову,  выжгли  из  черепицы  драконов
         хвост,  выковали  из меди дверные ручки,  наподобие карпов и
         укрепеили все на тех же местах.  И с тех пор  в  Китае  стли
         строить такие дворцы".

           4. ЛУН-ВАН И СУН УКУН.  Могущественный лун-ван  далеко  не
         всегда  мог показать свое могущество.  Его легко могло обма-
         нуть более хитрое существо,  и не только человек,  а, напри-
         мер, кролик или - обезьяна.
           Таково, например, предание "Сунь Укун(Сунь Хоуцзы) устраи-
         вает  беспорядки  в  небесном царстве",  где есть обезьяны и
         драконы встречаются буквально "нос к  носу".  Фантастическое
         существо  - царь обезьян Сунь Укун стал главным героем попу-
         лярного китайского романа "Путешествие на Запад".
           По одной из легенд в Восточном Китае,  далеко  за  морями,
         находилась  гора Хуаго,  над крутыми склонами которой возвы-
         шался скалистый пик.  Туда-то,  на самую вершину пика  ветер
         занес  яйцо,  из  которого вылупилась необычная обезьяна(ко-
         му-то, разумеется, тут же почудится НЛО и инопланетяне, при-
         землившиеся в исключительно безопасном месте).
           Родившееся существо приветствовало четыре части  света, из
         глаз его исходил блестящий,  огненный свет, озарявший дворец
         Полярной звезды(Центральный дворец неба, т.е.). За необыкно-
         венную  ловкость ее избрали в обезьяньем мире Царем Обезьян.
           Целых 18 лет царь обезьян Сунь Укун путешествовал по миру,
         по  морям и суше и постепенно приобрел манеры и привычки лю-
         дей,  одевался и говорил как обычный человек.  Только  черты
         лица выдавали его происхождение.  Во время Дальних путешест-
         вий Сунь Укун познакомился с бессмертым духом по имени Пути,
         который  научил его летать по воздуху и перевоплощаться в 72
         различные формы.
           Возвратившись на гору Хуаго,  царь обезьян обнаружил злого
         демона  Хуньши,  жестоко обращавшегося с обезьяньим стадом и
         немедля убил его. Затем - организовал из своих сородичей ог-
         ромную армию.  Но, так как у царя обезьян не было достойного
         его оружия,  он обратился с просьбой к царю драконов Восточ-
         ного моря подыскать ему какое -либо "водяное" вооружение.
           Царь драконов, по наивности, предложил всемогущий железный
         посох,  доставленный  со  дна  моря и обладавший магическими
         свойствами:  он мог растягиваться до бесконечности и  умень-
         шаться  до  размера  иголки,  которую  можно было хранить за
         ухом.
           Вскоре, однако царю драконов пришлось пожалеть о своем по-
         дарке  - с помощью волшебного посоха Сунь Укун стал наводить
         страх на все четыре морских царства. Тогда соседние правите-
         ли, устроили для царя обезьян пышное пиршество и напоили его
         так, что Сунь Укун, возвращаясь домой крепко заснул.
           Пока же он спал,  царь драконов пожаловался на Сунь Укуна,
         Янь-вану - владыке Подземного Царства(т.е. ада, преисподней)
         и - спящий царь обезьян оказался в аду. Но - не тут-то было:
         Сунь Укун ловко выпутался.
           Тогда владыка  Морского Царства и владыка Подземного Царс-
         тва,  царь драконов и повелитель ада, уже совместно, - пожа-
         ловались  на буйное поведение Сунь Укуна уже Нефритовому им-
         ператору, владыке Небесного Царства.
           Нефритовый император,  чтобы образумить царя обезьян, при-
         нял решение назначить его смотрителем небесной конюшни.  По-
         добное "назначение" оскорбило Сунь Укуна.  Он опрокинул трон
         Нефритового императора,  с помощью своего магического посоха
         открыл  южные ворота неба и "самоликвидировался",  по своему
         желанию, улетел на тучах в родные края - на гору Хуаго. Вла-
         дыки Морского,  Подземного(земного) и Небесного царства были
         посрамлены в своем бессилии.

           5. ЛЕГЕНДА  О ТАНЦЕ ДРАКОНА.  С лун-ваном,  царем драконов
         связывают и предание о происхождении знаменитого "Танца Дра-
         кона", распространенного на китайских празденствах.
           Причиной называют то,  что царь драконов(да дан)  заболел.
         И, вот тут-то в бескрайнем море, среди тысяч обитателей вод-
         ного царства не нашлось ни одного лекаря, который мог бы его
         вылечить.  Царю  не оставалось ничего другого,  как в облике
         старца отправиться к людям.
           Владыка морей  побывал у многих врачей,  но ни один так не
         мог определить,  что у него за болезнь. Наконец дракон попал
         к  знаменитому исцелителю,  который,  ощупав пульс пациента,
         очень удивился,  обнаружив,  что его сердце бьется совсем не
         так,  как у обычных людей.  Он сказал об этом старику. И тот
         вынужден был признаться,  что перед доктором  находится  сам
         царь драконов.
           Врач заявил,  что определить и вылечить болезнь он  сможет
         лишь в том случае,  если старик снова превратится в дракона.
         Хотя обычно драконы людям не показываются,  но на  этот  раз
         владыка вод,  чтобы исцелиться от недуга,  согласился выпол-
         нить такое требование.
           В условленный  день  дракон появился над волнами.  Врач на
         берегу моря осмотрел его и обнаружил,  что под чешую дракона
         на  пояснице  заползла сколопендра,  которая и причиняла ему
         сильную боль.
           Удалив сколопендру,  исцелитель смазал мазью  поврежденную
         чешую, и боль прошла. В знак благодарности за исцеление царь
         драконов обещал ниспосылать людям хорошую  погоду  и  полное
         благополучие. С тех пор каждый год в день исцеления по всему
         Китаю исполнялся танец дракона.
           Занятно, что ситуация с удалением "сколопендры "из-под че-
         шуи" подозрительно напоминает описанный у ряда племен типич-
         ный способ шаманской психотерапии: чтобы доказать недоверчи-
         вому пациенту,  что его болезнь удалена,  на глазах больного
         из его тела врач "извлекает"(как фокусник) например, кусочек
         мяса, колючку,  муравья,  ящерицу - "причину болезни".  Так,
         внушив(польстив) маразматическому пациенту, что он - "царь -
         дракон", врач мог, затем, легко исцелить его, как "дракона"!
           Эпизод это достаточно знаменит и не раз отражался  даже  в
         стихах, например  таких,  как  в старинном рассказе "Золотой
         угорь"(Сб."Заклятие даоса". М.: Наука, 1987):

           "Спас Ли Юань - красную змейку,
             И наградой ему - супруга.
           За помощь дракону Сунь И получил
             Рецепт от любого недуга.
           Советуем всем:  никогда не губите
             Диковинных странных тварей.
           Их гибель вам принесет несчастья,
             Но всегда зачтется услуга".

           В этом стихе оказалось сразу упоминание о двух легендах. В
         одной - некий Ли Юань в реке У-Цзян спас  маленькую  красную
         змейку,  которая окзалась в дейсвительности маленьким драко-
         ном. И за это благородство владыка драконов отдал ему в жены
         свою дочь.
           А второй случай - про знаменитого древнего  целителя  Сунь
         И, или, иначе Сун Сы Мяо, котороый6 по преданию и спас водя-
         ного дракона,  за что и получил от него три тысячи медицинс-
         ких рецептов.  Так,  с  помощью  дракона Сунь Сы Мяо написал
         знаменитую "Цянь-цзинь фан", книгу "Тысячи золотых рецептов".
           И - было это или не было, но так говорит легенда.


Next