ГОД ДРАКОНА
ГЛАВА 25. ДРАКОН - ЦАРЬ МОРЕЙ
1. ДРАКОНЫ ВЫХОДЯТ ИЗ МОРЯ. Итак, огромный "астрономичес-
кий" Синий Дракон, дракон, приносящий Весну, приходил с вос-
тока. Но, там же, на востоке лежал Тихий океан, лежали вос-
точные моря, и именно оттуда, из вод морей, приходили уже
другие драконы - драконы морские, водяные, как понятные, так
и совершенно непонятные. Впрочем драконы в морях виделись не
одним лишь древним китайцам.
"Исайя в том же самом месте, где он говорит о левиафане
(смешанный образ кита, вулкана и т.п. - А.А.), приводит так-
же описание "драконов моря", - пишет В.Маршалл("Жизнь моря",
СПб.: 1896). - Кацвини также рассказывает кое-что о морском
драконе, который, по его словам отличался огромными размера-
ми тела, как по длине, так и по толщине, обладал сверкающими
глазами и широкой пастью, усаженной большим числом зубов. Он
поглощает, будто бы, неисчислимое множество рыб, и все вод-
ные животныя трепещут перед ним".
"В средневековой хронике Иоанна Бромтонского упоминается о
чуде, которое совершается приблизительно раз в месяц в Сата-
лийском заливе(ныне у южного побережья Турции - А.А.)на Пам-
филиском берегу, - сообщает Э.Б.Тэйлор("Первобытная культу-
ра". М.: Соцэкгиз, 1939). - В облаках появляется как будто
большой черный дракон(смерч - А.А.), который опускает голову
в волны, тогда как хвост его кажется прикрепленным к небу.
Дракон этот втягивает в себя волны с такой силой, что мо-
жет приподнять вместе с ними и нагруженный корабль, и во из-
бежание опасности экипаж принужден кричать и шуметь, чтобы
отогр ёнать дракона. Впрочем, заключает автор хроники, неко-
торые говорят, что это не дракон, а солнце, притягивающее
воды, что представляется более вероятным..."
Верования в то, что на корабли нападает не просто ветер, а
именно - дракон, было распространено, однако же, не только в
Европе. Тот же Тэйлор пишет:
"Так, например, водяные смерчи, так часто появляющиеся у
берегов Японии, считаются у местных жителей длиннохвостыми
драконами, "взлетающими на воздух плавным, но вместе с тем
стремительным движением".
Китайцы полагают, что водяной смерч производитя драконом,
который поднимается и опускается над водой. И хотя вследс-
твие туч никому не удалось видеть одновремнно его голову и
хвост, моряки и прибрежные жители, тем не менее, уверены,
что видят это чудовище, когда оно поднимается из моря и
опускается в него..."
Итак, в море и над морем встречались и чудились - драконы.
2. ЧЕТЫРЕ МОРЯ ВОСТОКА. Если заглянуть в какой-либо доста-
точно солидный труд по океанографическим исследованиям(напр.
Шамраев Ю.И., Шишкина Л.А. "Океанология". Л.: Гидрометеоиз-
дат, 1980), то, при внимательном его прочтении, выяснится,
что на Земном шаре существует только четыре океана. Четыре.
Это маленькое "школьное" открытие, способное ныне вызвать
смех даже у "сухопутного" первоклассника, тем не менее стои-
ло человечеству сотен и тысяч жизней мореходов всех времен и
обошелся не одной охапкой хвороста под кострами еретиков,
при попытках инквизиции справедливо доказать(справедливо, по
ее мнению), что Земля - не круглая.
Самое забавное, здесь, пожалуй, то, что никто из землян ни
разу воочию не видел все четыре океана сразу. Даже из ближ-
него космоса охватить взором такое огромное пространство
сложновато, хотя, в то же время, практически любой первок-
лассник ныне обладает маленьким, но вполне наглядным "дока-
зательством" - крохотным карманным глобусиком, раскрашенным
земным шариком, размером с шарик от пинг-понга.
Тем, внешне, поразительнее обстоятельство, что, согласно
космогонии Древнем Китае, на Земле существует четыре океана,
четыре "моря" - южное, северное, восточное и западное. Поло-
жение это, однако, было вряд ли добыто географическими исс-
ледованиями. Трудновато это назвать и "гениальной догадкой".
Нет, речь идет явно о простом совпадении символик и реалий.
Но, даже понимая это, несколько обескураживает то, что че-
тырьмя мировыми океанами омывается одна только Евразия, тот
самый материк, на котором располагается территория Востока,
значительную часть которого представляет собой - Китай.
Более того, если "распрямить" Землю, обратив сферические
координаты в цилиндрические, раздвинуть земли на севере и
сдвинуть их на экваторе, то, выяснится, что Евразия по форме
- "квадратная", или, по крайней мере - четырехугольная, как
и утверждали древнекитайские философы.
Тремя океанами обладают Северная Америка, вбитая, как клин
между Востоком и Западом, с ее извечными "треугольными" тен-
денциями и - неприкаянная Антарктида. По два океана имеют
Австралия, Африка, Южная Америка. Но четыре океана есть
только у Евразии: Ледовитый - на севере, Индийский - на юге,
Тихий - на востоке и Атлантический - на западе.
К слову сказать, открытие Америки - дело, географически,
крайне подозрительное. Ее словно бы назло "сбросили" в "пус-
той океан, из космоса, на пути каравелл, как из буферной па-
мяти компьютера, где она "отлеживалась". Колумб плыл "откры-
вать" путь в Индию и Китай, а нашел нечто совсем иное.
Само же сочетание "Христофор Колумб" - скорее подходит для
названия секретной военной операции или как псевдоним, пос-
кольку "колумб" в действительности пишется - "колумн", т.е.
колонна, столб. И сочетание "христо" - Христос и "фор" -
нести, содержать(напр. электрофор, ионофор), означает, в
буквальном переводе "христонесущий столп", сочетание на ред-
кость выразительное, если вспомнить всю последующую историю
с уничтожением индейских племен. Но - об этом в другой раз.
3. КТО ОХРАНЯЕТ ОКЕАНЫ ? Четыре гигантских моря Древнего
Китая охраняли и содержали, разумеется, четыре царя-дракона,
четыре лун-вана, ситуация с которыми была в 751 году даже
узаконена императорским указом. Кроме того, по иерерхии дра-
конов, существовали луны четырех главных рек Китая, луны
главных озер и т.п. Моря оберегали:
Гуан-дэ, лун Восточного моря, "увеличивающий добродетель";
Гуан-ли, лун Южного моря, "увеличивающий богатство";
Гуан-жун, лун Западного моря, "увеличивающий благосклонность";
Гуан-цзэ, лун Северного моря, "увеличивающий щедрость".
Ван-луны считались братьями, старшим из которых был Гу-
ан-дэ. Сестрой их была - Ао, гигантская мировая черепаха, на
спине которой высились три священные горы - Инчжоу, Пэнлай и
Фанчжан, где живут бессмертные(по одной из версий, Ао - это
Японские острова). Дракон Гуан-дэ в сказках встречался чаще
других морских царей, фактически, исполняя их обязанности.
При этом его именовали или Дун-хай лун-ван - "Царь драконов
Восточного моря или просто - лун-ван.
Дракон Восточного моря подчинялся верховному богу Юй-ди,
сам же считался владыкой стихий, то есть - молнии и грома,
ветра и дождя. Ему подчинялись, соответственно: Дянь-му -
богиня молнии, Лэй-гун - бог грома, Фэн-бо - повелитель вет-
ров, Юй-ди - хозяин дождей.
Перед людьми лун-ван чаще представал в человеческом виде,
в облике мудрого, но простоватого старца. Он обладал несмет-
ными сокровищами, скрытыми на дне, и был способен щедро ода-
рить любого, кто оказал помощь или услугу ему самому или ко-
му-либо из его семьи. Жилищем лун-вана был "лун-гун", т.е.,
буквально - "Дворец дракона", хрустальный дворец необычайной
красоты. В сказке "Как у дракона в долг дворец брали" именно
"драконья" его архитектура приводится как "объяснение" при-
чудливых форм дворцов Древнего Китая(см.напр."Китайские на-
родные сказки" М.: Госхудлит, 1957).
Строитель, мастер Лу Бань попросил у царя драконов Восточ-
ного моря, вынести на берег его дворец, для образца при
строительстве. Лун-ван согласился, но - только на три дня.
"А дворец был действительно прекрасен: красные кирпичные
стены, зеленая черепичная крыша, углы которой взлетают высо-
ко-высоко вверх. В главном зале восемь высоких стройных ко-
лонн, двери и окна украшены резьбой, а расписные карнизы -
точно морская волна. Величественен и наряден дворец царя
драконов! По этому образцу и начал строить мастер Лу Бань".
Но трех дней хватило лишь чтобы возвести стены. Тогда,
словно ставя на прикол простую лодку, люди прибили дворец
кольями к берегу("теоретически", в реальной практике, это
мог быть... чей-то вынесенный на берег перевернутый корабль,
"ковчег" с обломанными мачтами - "колоннами", с зелеными
замшелым дном и красными бортами!). Вечером царь-дракон пос-
лал войско за дворцом(т.е.начался прилив). Войско билось всю
ночь, но сдвинуть дворец не могло. Настало утро.
"Забеспокоились драконы, рыбы, раки и крабы, забегали вок-
руг дворца. Маленький дракончик забрался на крышу, карпы шле-
пали хвостами у верей, раки перелезли через стены, а крабы
ползали прямо напролом. Но дворец и на чи не сдвинулся,
только колокольчики звенят.
В это время запел петух, и медленномедленно начало подни-
маться солнце. В лучах его умер маленький дракон, что заб-
рался на крышу, только голова его задралась вверх., да тело
вытянулось по скату и застыло, а хвост высох и поднялся вы-
соко к небу. Карпы тоже не выснели солнечного света, как би-
лись, так и пристыли они к дверям, выпучив свои белые глаза.
Когда совсем рассвело, учитель Лу Бань и его ученики по-
дошли к дворцу, и еще красивей он им показался. Слепили они
из глины драконову голову, выжгли из черепицы драконов
хвост, выковали из меди дверные ручки, наподобие карпов и
укрепеили все на тех же местах. И с тех пор в Китае стли
строить такие дворцы".
4. ЛУН-ВАН И СУН УКУН. Могущественный лун-ван далеко не
всегда мог показать свое могущество. Его легко могло обма-
нуть более хитрое существо, и не только человек, а, напри-
мер, кролик или - обезьяна.
Таково, например, предание "Сунь Укун(Сунь Хоуцзы) устраи-
вает беспорядки в небесном царстве", где есть обезьяны и
драконы встречаются буквально "нос к носу". Фантастическое
существо - царь обезьян Сунь Укун стал главным героем попу-
лярного китайского романа "Путешествие на Запад".
По одной из легенд в Восточном Китае, далеко за морями,
находилась гора Хуаго, над крутыми склонами которой возвы-
шался скалистый пик. Туда-то, на самую вершину пика ветер
занес яйцо, из которого вылупилась необычная обезьяна(ко-
му-то, разумеется, тут же почудится НЛО и инопланетяне, при-
землившиеся в исключительно безопасном месте).
Родившееся существо приветствовало четыре части света, из
глаз его исходил блестящий, огненный свет, озарявший дворец
Полярной звезды(Центральный дворец неба, т.е.). За необыкно-
венную ловкость ее избрали в обезьяньем мире Царем Обезьян.
Целых 18 лет царь обезьян Сунь Укун путешествовал по миру,
по морям и суше и постепенно приобрел манеры и привычки лю-
дей, одевался и говорил как обычный человек. Только черты
лица выдавали его происхождение. Во время Дальних путешест-
вий Сунь Укун познакомился с бессмертым духом по имени Пути,
который научил его летать по воздуху и перевоплощаться в 72
различные формы.
Возвратившись на гору Хуаго, царь обезьян обнаружил злого
демона Хуньши, жестоко обращавшегося с обезьяньим стадом и
немедля убил его. Затем - организовал из своих сородичей ог-
ромную армию. Но, так как у царя обезьян не было достойного
его оружия, он обратился с просьбой к царю драконов Восточ-
ного моря подыскать ему какое -либо "водяное" вооружение.
Царь драконов, по наивности, предложил всемогущий железный
посох, доставленный со дна моря и обладавший магическими
свойствами: он мог растягиваться до бесконечности и умень-
шаться до размера иголки, которую можно было хранить за
ухом.
Вскоре, однако царю драконов пришлось пожалеть о своем по-
дарке - с помощью волшебного посоха Сунь Укун стал наводить
страх на все четыре морских царства. Тогда соседние правите-
ли, устроили для царя обезьян пышное пиршество и напоили его
так, что Сунь Укун, возвращаясь домой крепко заснул.
Пока же он спал, царь драконов пожаловался на Сунь Укуна,
Янь-вану - владыке Подземного Царства(т.е. ада, преисподней)
и - спящий царь обезьян оказался в аду. Но - не тут-то было:
Сунь Укун ловко выпутался.
Тогда владыка Морского Царства и владыка Подземного Царс-
тва, царь драконов и повелитель ада, уже совместно, - пожа-
ловались на буйное поведение Сунь Укуна уже Нефритовому им-
ператору, владыке Небесного Царства.
Нефритовый император, чтобы образумить царя обезьян, при-
нял решение назначить его смотрителем небесной конюшни. По-
добное "назначение" оскорбило Сунь Укуна. Он опрокинул трон
Нефритового императора, с помощью своего магического посоха
открыл южные ворота неба и "самоликвидировался", по своему
желанию, улетел на тучах в родные края - на гору Хуаго. Вла-
дыки Морского, Подземного(земного) и Небесного царства были
посрамлены в своем бессилии.
5. ЛЕГЕНДА О ТАНЦЕ ДРАКОНА. С лун-ваном, царем драконов
связывают и предание о происхождении знаменитого "Танца Дра-
кона", распространенного на китайских празденствах.
Причиной называют то, что царь драконов(да дан) заболел.
И, вот тут-то в бескрайнем море, среди тысяч обитателей вод-
ного царства не нашлось ни одного лекаря, который мог бы его
вылечить. Царю не оставалось ничего другого, как в облике
старца отправиться к людям.
Владыка морей побывал у многих врачей, но ни один так не
мог определить, что у него за болезнь. Наконец дракон попал
к знаменитому исцелителю, который, ощупав пульс пациента,
очень удивился, обнаружив, что его сердце бьется совсем не
так, как у обычных людей. Он сказал об этом старику. И тот
вынужден был признаться, что перед доктором находится сам
царь драконов.
Врач заявил, что определить и вылечить болезнь он сможет
лишь в том случае, если старик снова превратится в дракона.
Хотя обычно драконы людям не показываются, но на этот раз
владыка вод, чтобы исцелиться от недуга, согласился выпол-
нить такое требование.
В условленный день дракон появился над волнами. Врач на
берегу моря осмотрел его и обнаружил, что под чешую дракона
на пояснице заползла сколопендра, которая и причиняла ему
сильную боль.
Удалив сколопендру, исцелитель смазал мазью поврежденную
чешую, и боль прошла. В знак благодарности за исцеление царь
драконов обещал ниспосылать людям хорошую погоду и полное
благополучие. С тех пор каждый год в день исцеления по всему
Китаю исполнялся танец дракона.
Занятно, что ситуация с удалением "сколопендры "из-под че-
шуи" подозрительно напоминает описанный у ряда племен типич-
ный способ шаманской психотерапии: чтобы доказать недоверчи-
вому пациенту, что его болезнь удалена, на глазах больного
из его тела врач "извлекает"(как фокусник) например, кусочек
мяса, колючку, муравья, ящерицу - "причину болезни". Так,
внушив(польстив) маразматическому пациенту, что он - "царь -
дракон", врач мог, затем, легко исцелить его, как "дракона"!
Эпизод это достаточно знаменит и не раз отражался даже в
стихах, например таких, как в старинном рассказе "Золотой
угорь"(Сб."Заклятие даоса". М.: Наука, 1987):
"Спас Ли Юань - красную змейку,
И наградой ему - супруга.
За помощь дракону Сунь И получил
Рецепт от любого недуга.
Советуем всем: никогда не губите
Диковинных странных тварей.
Их гибель вам принесет несчастья,
Но всегда зачтется услуга".
В этом стихе оказалось сразу упоминание о двух легендах. В
одной - некий Ли Юань в реке У-Цзян спас маленькую красную
змейку, которая окзалась в дейсвительности маленьким драко-
ном. И за это благородство владыка драконов отдал ему в жены
свою дочь.
А второй случай - про знаменитого древнего целителя Сунь
И, или, иначе Сун Сы Мяо, котороый6 по преданию и спас водя-
ного дракона, за что и получил от него три тысячи медицинс-
ких рецептов. Так, с помощью дракона Сунь Сы Мяо написал
знаменитую "Цянь-цзинь фан", книгу "Тысячи золотых рецептов".
И - было это или не было, но так говорит легенда.