ГОД ДРАКОНА
ГЛАВА 26. ЛЮДИ - ДЕТИ ДРАКОНА
1. НОЧЬ И ДЕНЬ. Огромная черная бездна ночного неба и мча-
щийся в ней огненный след метеора не раз приводил в смятение
и трепет души людей, не только просвещенных и современных,
но и наших суеверных допотопных предков во всех частях све-
та, где б это ни случилось. Явление пугало и заставляло пы-
таться понять - что же происходит? Что это, или кто это?
Огромная синяя масса клубящихся туч в омраченом небе и ос-
лепительно вспыхивающее в нем длинные росчерки молний допол-
няли изумление, непонимание и ужас. Что это? Или - кто это?
Огромная голубая бездна дневного неба и величественно дви-
жущийся в ней огненный шар солнца - вновь заставлял предков
пытаться найти причины. Но они лежали еще глубоко от тогдаш-
него понимания. И тогда на помощь пришли - аналогии.
Постепенно, по миру, где самостоятельно, где, под сторон-
ним влиянием, появлись и разрослись магические учения, спер-
ва хаотические, затем переросшие в религии. И там, среди
всех проблем, которые религии пытались объяснить магическими
влияниями, содержалась одна, которую и по сей день сотрясают
все новые научные и лженаучные гипотезы. Это была - проблема
происхождения человека. Откуда он взялся? Не с неба ли упал?
2. ОПЛОДОТВОРЕННОЕ НЕБО. Аналогии эти во многих религиях
уже ушли в прошлое, они затушеваны, замаскированы, а то и
почти потеряны. Но, тем не менее, сотни сохранившихся устных
мифов и мифических изображений наглядно подтверждают: чело-
век стал искать свое происхождение не на Земле, среди живот-
ных, а именно в Небе, в Солнце, в странном красном хвосте
пролетевшего метеора и в прочем, напоминающем ему значитель-
но более понятные вещи.
Он стал искать место своего рождения, а, значит, причины
своего рождения. Но "понятное" объяснение он увидел в не
длительном эволюционном развитии, не подвластном, тогда еще,
пониманию, а во мгновенном скачке - оплодотворении и рожде-
нии. Рождении - небом.
Для оплодотворения требовались женщина и мужчина. Женщину
он увидел - в самом Небе(например, в Древнем Египте, это -
знаменитая богиня Нут, расчерченная звездами зодиака), муж-
чину - в Солнце, или - во все том же непонятном метеоре.
Солнце, Ра, Ярило, как и Змий, Змей, Дракон, по мнению эт-
нографов, то прямо, то косвенно, обозначали мужское оплод-
жотворяющее начало. Как восход круглого красного Солнца, так
и пролет длинного красного метеора-Дракона в черном круглом
Небе непременно должен был привести к рождения Детей. Так
появились Сыновья Неба и Дети Солнца. Поначалу к ним причис-
ляли всех, но впоследствии, все более и более часто стали
причислять лишь личностей, считавшихся почти столь же недос-
тижимыми - императоров, царей, королей, фараонов.
Зубчатые короны на рисунках из сказок и на средневековых
миниатюрах - это "солнце" на голове "Сына Солнца", короля
или царя. Высокий головной убор со знаком золотой "жалящей
словно Солнце" кобры(урей) на головах фараонов - опять-таки
знак "солнца", знак недосягаемости "Сына Солнца", тот же
знак - крылатые "солнечные" диски с кобрами.
Титул "Сын Неба" данный китайскому императору и биографи-
ческие черточки ряда полумифических личностей Древнего Вос-
тока, утверждавших, что они рождены "от Дракона" - еще одно
напоминание. "Огненный Змей" и рожденные от него "Змиевы де-
ти", в преданиях Древней Руси, в Болгарии и у ряда других
народностей Европы. Тот же искаженный киноверсиями жестокий
князь Влад Цепеш("тепеш" - кол), имел прозвание Дракула, то
есть, буквально - "сын Дракона". Примеров таких - десятки.
"Отголоски тотемических верований сохранились в позднейших
даосских легендах о чудесном рождении выдающихся людей -
первых императоров, ученых, - пишет С.А.Токарев в известной
своей работе "Ранние формы религии"(М.: 1990): - мать импе-
ратора Шэн-нуна зачала и родила его от горного духа, мать
императора Яо - от красного дракона, мать философа Лао-цзы -
от падающей звезды и т.п."
Не случайно, поэтому, именно "драконы" не раз охраняли ка-
кие-либо средства или символы бессмертия(вечного рождения).
Это - источники, святые места, или, например, "яблоки вечной
жизни", как в саду Гесперид. К последнему любопытно доба-
вить, что изображение яблони и девушек, нимф-Гесперид, доче-
рей Ночи, где одна отвлекает дракона, висящего на дереве, а
вторая тайком срывает яблоки, - до деталей схоже с изображе-
ниями эпизода о знаменитом "библейском яблоке", сорванным
Евой в райском саду, по наущению Змея-Искусителя.
3. ДРАКОНЫ И МУЖЬЯ. Дракон - символ воды. Он сам произво-
дит воду и сам постоянно во влаге. Дракон - символ весны и
возрождения, символ поднимающихся зеленых стебелй и тугих
набухающих почек. Дракон - символ восточной стороны и восхо-
дящего солнца. В итоге Дракон ассоциировался не только с
подъемом вверх красного круглого светила("балды", как назы-
вали солнце в русских деревнях) в безоблачном небе, но и с
подъемом неких других, аналогичных по форме и цвету, объек-
тов в условиях, более земныхи приземленных: он ассоциировал-
ся с известной мужской анатомией, и - с... сексом!
"Являясь олицетворением мужского начала, дракон был симво
лом жениха. - пишет C.Швецов(ж."Азия и Африка - сегодня",
1990.9).- Изображение дракона и птицы феникс(символ невесты,
женского начала) ассоциировалось с новобрачными, со свадеб-
ной церемонией".
Связывая с сыном-наследником большие надежды, родители же-
лали ему "стать драконом", имея в виду высокие моральные и
физические качества этого животного, и "взлететь на Небо",
то есть сделать карьеру. По этсй причине в имени сына часто
фигурировал иероглиф "лун" - "дракон". Фамилия Лун была по-
четной и встречается весьма нередко.
В восточной мифологии героями выступает много двуединых
пар: солнце и луна, огонь и вода, пасмурная и солнечная по-
года и так далее. Упругий длинный Дракон и ярко-красная пти-
ца Феникс с призывно распахнутыми крыльями на редкость наг-
лядно символизировали мужское и женское начало, олицетворяя,
тем самым пару влюбленных - юношу и девушку.
Рождение детей "от дракона", передаваемое в мифах, воспри-
ималось как явление вполне естественное. Так, "совершенно-
мудрый" правитель Яо(правление которого традиционно относят
к 2356 -2255 г.до н.э.), согласно легенде, родился от связи
его матери Цин-ду с некоим "красным драконом"(по другой вер-
сии еще более просто, во время грозы, "от камня").
Во Вьетнаме, например, по сей день на деревенских праздни-
ках парни плывут на драконообразных лодках, а девушки на
птицеобразных. Лодки плывут рядышком, молодые поют и объяс-
няются в любви.
В Корее первые 12-ти дней новогоднего праздника олицетво-
рялись 12-ю зодиакальными животными.
С днем Дракона(5-й день дюжины) были связаны такие любо-
пытные обычаи. Утром этого дня молодые девушки и женщины
стремились встать как можно раньше, с тем, чтобы первой
прийти к сельскому колодцу. Существовало поверье, что ночью
дракон спускается с Неба на Землю, ныряет в колодец и откла-
дывает там яйца. Если какой-нибуль из женщин удастся первой
зачерпнуть воду из такого "оплодотворенного" драконом колод-
ца(символы мужского и женского начал), а затем сварить в
этой воде рис, то богаство и довольство будут сопутствовать
семье круглый год.
Та женщина, которая первой набирала воду из колодца, как
првило, умышленно оставляла на поверхности воды "улику -
несколько рассыпанных рисовых соломинок, в знак того что
"счастливая вода " уже взята.
4. "Я ЗМЕЙ, Я ДРАКОН". Если ненадолго вернуться к экскур-
су по словарям, в поисках драконов, то, например, "Эзотери-
ческий словарь"(т.1 М.:- Рига, 1993) определяет его так:
"Дракон - (гр.) или Драгон. В Египте существовало понятие
звезды Дракона(тогда Северная Полярная Звезда). Прослежива-
ется сильная зависимость между солнечными богами и Драконом.
Иерофанты Египта и Вавилона, как известно, именовали себя
"Сынами Змия-Бога" И "Сынами Дракона". Считается, что символ
Змия и Дракона были олицетворением Мудрости, Бессмертия и
Возрождения".
Кто такие "иерофанты" словарь разъяснения не давал, и, су-
дя по всему, нехитрое это определение было частично "слиза-
но" у Блаватской Е.П., которая столетием раньше писала о
Драконе так(Теософский словарь. М.: "Золотой век", 1994):
"В Вавилонских древних текстах его называют "покрытым че-
шуей" и на многих геммах связывают с Тиамат, морем(Тиамат,
чудовище в халдейских мифах - А.А.). Часто упоминается "Дра-
кон Моря". В Египте это звезда Дракона(Полярная звезда того
времени), источник связи с Драконом почти всех богов.
Бел и Дракон, Аполлон и Пифон, Озирис и Тифон, Сигурд и
Фафнир, и, наконец. Св.Георгий и Дракон - все они одно и то
же. Все они были солнечными богами, и где бы ни находили мы
Солнце, мы найдем там же и Дракона, символ Мудрости - То-
та-Гермеса. Египетские и вавилонские Высшие жрецы - Иерофан-
ты - называли себя "Сыновьями Змея-Бога" и "Сыновьями Драко-
на".
"Я Змей, я Друид", сказал о себе друид(древне-британский
жрец - А.А.) из кельтско-британских земель, поскольку и
Змей, и Дракон оба были видами Мудрости, Бессмертия и Пов-
торного рождения. Как змея сбрасывает старую кожу, чтоы
явиться в новой, так и бессмертное Эго сбрасывеат одну лич-
ность, только чтобы принять другую".
5. СВАДЬБА ДРАКОНА И ПТИЦЫ. Весна и лето - сезоны Солнца,
время Солнца. То, что весна и лето - два "положительных"
времени года играют главное значение для Востока, причудли-
вым образом выразилось в легенде о Синем Драконе - весне,
выражающем мужское начало, и Красном Фениксе - лете, выража-
ющем женское начало. Легенда эта более распространена на юго
-востоке Азии, в частности, во Вьетнаме, где, в свое время,
драконе считался основателем нации, символом государства.
Легенде о Государе Драконе Лаке и фее Ау Ко впервые была
занесена в летописи в XIII веке, а до этого много веков пе-
редавалась из поколения в поколение в устной форме.
Однажды Лак Лонг (Дракон), который был властителем моря,
отправился на прогулку в горы и повстречал там Ау Ко(Птицу).
Они полюбили друг друга и поженились.
Вскоре Ау Ко родила... кожаный мешок со 100 яйцами, из ко-
торых вылупились 100 детей. Отец Дракон обычно проводил вре-
мя под водой и уделял мало внимания жене и детям. Как-то при
встрече жена Птица стала упрекать своего мужа Дракона, и тот
предложил: "Нас двое, ты из рода птиц, а я из рода драконов.
Хотя мы поженились и родили детей, нам трудно жить вместе из
-за несходства пород. Разделим детей поровну - я с 50 детьми
уйду в море, а ты с 50 детьми поднимешься в горы. Я буду
править на море, а ты на суше".
Так они и сделали, договорившись помогать друг другу. 50
детей отца Дракона и 50 детей матери Птицы расселились по
морям, горам и равнинам, старший сын стал королем, основал
столицу в центральном районе и положил начало императорскому
роду Хунг.
"С этой легендой связано происхождение понятия и слова
"соотечественники" во вьетнамском языке: - писал этнграф Дык
Ань в рубрике "В Год Дракона о Драконе"(ж.Вьетнам, 1988.5),
- они выражаются при помощи двух слов "донг бао" - "рожден-
ные в одной оболочке" (то есть единоутробные). Слово "сооте-
чественники" может быть также выражено в образной форме:
"дети Дракона и Феи" (птица превратилась в небожительницу -
фею) - так говорят о народностях Вьетнама, живущих в горах и
на равнинах.
Эта легенда представляет собой обобщенное изложение более
ранних преданий разных народностей об их общем происхожде-
нии. Называя себя детьми Дракона, вьетнамцы тем самым выра-
жают живущую в народе мечту обрести его силу, чтобы стать
хозяевами земли и воды".
Итак, сыновья Дракона, сыновья Неба, Сыновья Солнца - все
они были горды своим происхождением. Такие родители, как
Солнце, Небо, Драконы - их вполне устраивали.