ГОД ЗМЕИ
Глава 5. ВАМ ПРИВЕТ ИЗ "ГАДЕСА" !
1. Что такое Гадес. "Гадес"(Gades) - так в античные време-
на называлось некое царство тьмы, фактически синоним некоего
"ада". Подобный место именовали так же, например, "Тартар",
откуда и произошло выражение "провалился в Тартарары". Что же
касается слова "Гадес", то именно от него произошел термин
"гады", которым длительно пользовались и в науке.
Так, в известной книге по фауне России, "Периодические яв-
ления явления в жизни зверей, птиц и гадов Воронежской губер-
нии"(М.: 1855) известного утешественника и зоолога Н.А.Север-
цова немалое внимание посвящалось именно ползучим "гадам".
Слово "Гады" и слово "нагадить", то есть "напакостить",
"испортить" были близки и в прямом, и в переносном смысле:
Жаба, свалившаяся в миску косаря - гадость. Лягушка - засу-
нутая за ворот дощлым ухажером - гадость. Головастики, слу-
чайно зачерпнутые в кувшин с водой - гадость. Змея укусившая
человека - гадость. Слово "гады" содержало слишком много эмо-
ций и вскоре "гады" в науке заменились более благозвучно и
тихо звучащими словами, "амфибии" и "рептилии", то есть зем-
новодные и пресыкающиеся.
Вот несколько не вполне типичных представителей "гадов".
2. Древняя Греция. Змеи Лаокаона. Непонятное поведение "га-
дов", таинственность их поступков не раз позволяла "списать"
и "свалить" на бедных гадов многие случаи, которые, при более
тщательном раслеовании почти наверняка оказывались делом рук
человека.
Одним из первых таких случаев в истории было, по всей ви-
димости, "Дело Лаокоона". Миф этот рассказал поэт Гомер в по-
эмах "Илиада" и "Одиссея". После десятилетней осады города
Троя, греки("данайцы") сняли осаду, показательно сели на ко-
рабли и уплыли восвояси. Но на том месте, где они были остал-
ся огромный дервянный конь. Это странное дело вражьих рук
предлагали - сжечь, выбросить в море, изрубить, но были и та-
кие, кто предлагал ввезти коня в город, как знак победы!
Никто, разумеется и не мог предположить, что внутри коня
таились сорок отчаянных головорезов - сорок греческих воинов.
Будь у троянцев потоньше слух(сопение 40-ка человек) и обоня-
ние(обливающиеся потом 40 воинов), будь у них живы охотничьи
собаки - они наверняка выявили бы подлог, и тогда храбрецам
было бы не сдобровать. Пророчица Кассандра, похоже, что-то
обоняла и слышала, но доказать ничего не смогла, а "расковы-
рять" коня ей так и не дали.
Против ввезения в Трою был, так же, троянкий жрец Лаокоон,
который отчаянно упорствовал и твердил:
- Бойтесь данайцев, даже дары приносящих!
Он. сгласно мифу, все-таки, ткнул в коня копьем, но. боль-
шого успеха не добился.
А далее, судя по всему, среди жителей Трои оказались пре-
датели - сообщники коварных греков. Прокравшись в дом Лаокоо-
на они задушили непримиримого жреца, нарушающего их планы.
Но, чтобы все произошедшее походило на исполнение "воли бо-
гов", в дом подбросили несколько крупных змей. Именно этих
змей и обнаружили около мертвых тел жреца и его сыновей. А
далее - легко составился миф: огромные змеи приплыли по пове-
дению Афины Паллады(возможно, конкретной жрицы, в облике Афи-
ны?), специально, чтобы наказать Лаокоона.
Конечно, все могло произойти и по легенде, согласно которой
некие "случайные" удавы набросились на сыновей жреца на бере-
гу, а отец, бросившись их защищать и сам попал в ловушку. Но
более вероятно именно - убийство, где "гадов" подбросили "для
отвода глаз".
А далее припугнутые троянцы втащили коня в город. Греки,
во главе с хитроумным Одиссеем вышли из чрева коня, отбили
ходные водорота и греки ворвались в город. Трою разрушили.
Памятью об странном эпизоде осталась динамично выполненная
знаменитая скудьптурная группа "Лаокоон", которую выполнили
три ваятеля - Агесандр, Атенодор и Полидор(I век до н.э.).
Она по сей день стоит в одном из музеев Ватикана.
3. Древняя Скадинавия. Змей Митгарда. Странных предстаите-
лей "Гадеса" можно было найти на всех континентах. В мифах
скадинавских стран, далеких, казалось бы, от теплых мест,где
водятся крупные пресыкающиеся, тем не менее. встречались ог-
ромн е змеи. Это, например, "Змей Митгарда" или "Ермунганд".
Змей этот проживал в мировом океане, окружающем, по мнеию
древних скандинавов, обитаемую землю, "Митгард". гантског
"гада" взялся отловить бог неба и дождя, грома и молний, зна-
менитый Тор(или - Донар). Молнию и гром у него порождал Ми-
елльнир - огромный волшебный топор(молот).
Взяв за компанию незадачливого великана Хюмира, Тор на лод-
ке отправился ловить гигантского змея. В качестве наживки, а
заодно и разлапистого крючка-двойника использовалась голова
быка с огромными рогами(кстати, черепа быков примяенялись и
как простейший якорь). Змей и впрямь, вскоре заглотил лакомую
наживку и попался.
Тор и Хюмир начали подтягивать добычу к лодке. Однако, ког-
да голова змея уже показалась из воды и Тор собрался оглушить
его своим молотом, великан пришел в ужас и поспешно перерубил
бечеву. Раздосадованный Тор попросту выкинул напарника за
борт и снова принялся за ловлю. Змея он, все-таки, изловил,
но и сам погиб от ядовитых укусов чудовища.
4. Древний Египет. Змей Апоп. В египетских мифах змеи
встречаются как вполне полноправные герои. Например, самое
усиление жары в одну половину года "объясняли" мифом, что
солнце-Ра, гневается на беспечных людей и стремится наказать
за прегрешения.
Другая же половина года, когда жара спадает и свет солнца
слабеет, "объясняется" мифом где бога Ра кусает змея, подос-
ланная: как ни странно - Исидой. Исцелить Ра разумеется, уме-
ла только сама Исида, великая волшебница и чаровница, знающая
заклинания от укуса змеи. Впрочем, она преследовала свои цели
- Ра пришлось объявить свое тайное имя.
Аналогично объяснялось изменение света солнца в течение
суток, день и ночь. Здесь так же участвовала змея(змеи здесь
так или иначе, обозначали - "время"), точнее - огромный змей,
Апоп, владыка подземного мира.
Первую половину суток, днем - Ра плывет, освещая землю, по
"небесному Нилу" в барке Манджет. вечером подплывает к вратам
преисподней.
Вторую половину суток Ра плывет под землей, по "Подземному
Нилу" невидимо для людей, в противоположную сторону, пересев
на ночную барку Месектет, плывет со своей свитой. Апоп, буду-
чи стопроцентным "гадом", желает, естественно, "нагадить",
т.е. погубить солнечого Ра, выпивает воду Нила.
Между Ра и его окружением и Апопом начинается борьба, борь-
ба, которая происходит каждую ночь. Побеждает в сражении не-
изменно - бог Ра. Апоп извергает воду обратно. Ра же продол-
жает свой путь, чтобы утром опять появиться на "небесном Ни-
ле", по другую сторону небосвода.
Апоп и Ра представляют собой как бы одно из олицетворений
дня и ночи, олицетворений, довольно многочисленных в древнем
мире. Миф об светлом Ра и темном Апопе получил и другую до-
вольно своеобразную изобразительную версию. Ра изображают в
виде рыжего("солнечного") кота, который ножом отрезает голову
черной("ночной") змее.
Символичным считалось и то, что происходило это под свя-
щенной сикиморой, т.е. выражаясь другими словами, под ветвями
еипетской смоковницы, которая, биологически, ест просто - фи-
говое дерево, или инжир. Дерево, возле корней которого проис-
ходила эта битва жизни и смерти: фактически и выражало
Жизнь(тянущуюся к светлому небу крону), берущую, однако, на-
чало из смерти(от земли: от корней).
Вот например: небольшой отрывок-заклинание, где упоминает-
ся этот великий змей ночной темноты, посвященный этой извеч-
ной борьбе дня и ночи, Ра и Апопа. Он взят из, пожалуй, само-
го "привлекательного" для мистиков призведения. Это древнее-
гипетская "Книга Мертвых"(39, 1-3):
"Я - Великий тот Кот, что сражался
Под священной сикоморой ночью, в Гелиополе!
Я - тот кот, кто стерег виноватых,
В день истребленья врагов вседержителя!
Кто он? - Великий тот Кот, что сражался
под священной сикоморой ночью,
То - солнечный Ра!"
А вот еще один небольшой отрывок на ту же тему. Здесь уже
упоминатся и змей черной ночи Апоп(Книга Мертвых, 27):
"Назад! Ты - идущий, который отступит!
Порождение змея Апопа! Дрожи!
Потому что Я - Солнечный Ра!
Так - дрожи! И - назад!
Все слабее твой яд, Ра тебя уничтожит,
Да! И боги тебя уничтожат!
Вырвано сердце твоё, о, Мафдет,
Ты скорпионом закован,
И смерть твоя - предречена!"
Смысл непонятного на первый взгляд рисунка с котом и змеем
все же достаточно прозрачен. Замкнутый цикл-пара "Кот-Змея" -
обозначает текущее суточное время, то день, то ночь. Сверкаю-
щий огромный нож в лапе кота - рассвет, само отрезание головы
- окончание ночи.
Кот в качестве "наказующего" животного избран так же не
случайно, а явно для наглядности - поскольку именно коты "во-
юют" по ночам(кстати, в Египте - и со змеями), а днем отсыпа-
ются на солнышке.
Зрачок же кота, как индикатоор - отчетливо реагирует на
свет и тьму, своим сужением и расширением. Разумеется, Кот и
солнечный Ра - довольно забавная ассоциация, но, как говорит-
ся, "из песни слова не выкинешь".
5. Древний Египет. Змей бога Хапи. Гады - не всегда злые.
Иногда они добрые. Еще один огромный змей в Древнем Египте
обозначал... плодородный текущий Нил!
На нередко приводимой иллюстрации изображаются божество
Нила - Хапи, окруженное вокруг огромной странной змеей. Хапи
и змея находятся у основаия огромных сухих скал, на вершинах
которых сидят хищные птицы. Что это за символики?
"Истоки Нила у первых порогов(по представлению древних
египтян). - комментируют авторы книги "Страна большого Ха-
пи"(Петровский Н.С., Белов А.М. Л.: Просвещение, 1955). - На
вершине пустынных скал их сторожат коршун и ястреб. Под ска-
лами, в пещере, очертания которой передает змея, сидит бог
Нила - Хапи, и изливает из сосудов живительную влагу. Пройдя
через узкий проход из пещеры между головой и хвостом змеи,
она устремляется в Египет".
Пояснение к рисунку дано довольно убедительное, но оно,
похоже, довольно-таки прямолинейно. Смысл здесь, на наш
взгляд, гораздо богаче и глубже. Упомянутые "коршун" и "яст-
реб", сидящие один ниже другого, обозначали, вероятно, Верх-
ний и Нижний Египет, Северное и Южное царства.
А комплекс "Хапи плюс змеи" похоже, таил не замеченный и
цитированными и многими другими авторами замаскированный чис-
то "анатомический" смысл, точнее -"анатомическую" структуру,
смягченную поэтизированным образом божества.
Два сосуда в руках божества Хапи, весьма, "прозрачно"
обозначают "пару" животворных плодонесущих сил, "семенники"
Нила. Формально это - две огромных реки, Белый Нил, исходящий
из центра Африки и Голубой Нил, текущий от озера Тана.
Огромная змея - символизировала и реку Нил, и оплодотворя-
ющий фаллос, а сама "замкнутость" змеи в цикл явно выражает
течение года и повторение разливов величественного Нила.
Такие замкнутые в цикл змеи, "Уроборусы": обозначащие го-
довой или дневной цикл, или как-то циклический процесс вооб-
ще, дожили до времен средневековья, где затем весьма размно-
жились в трудах многочисленных алхимиков, ищущих золото и
составляющих всевозможные рецепты его приготовления. Показа-
тельно, что слово "Уроборус", "Ауроборус" явно обозначало
свяь с "ауро", т.е. с зарей и солнцем.
И еще - современниые исследователи называют Хапи как бо-
жество-мужчину. На некоторых рисунках у него и впрямь, есть
даже бородка, но Хапи, почему-то изобраюжают и с... отчетливо
"отвисающей" явно женской грудью!
6. Латинская Америка. Змей Кетцалькоатль. Про змея этого
существует не так уж мало чисто мифических историй, поэтому
упомянем эпизод, лежащий как бы в стороне от типичных этног-
рафических легенд. Романтично звучащее слово "кетсалькоатль"
обычно переводят как "пернатый змей" или "летучий змей".
Однако, "коатль" - переводится, просто, как "змея", а
"кетсаль" - просто: как "птица" Ныне "кетзаль"(квезаль) -
название одного из видов американских трогонов, птицы, с баг-
ряно-красным брюшком, зеленым хвостом и спиной. Старинное со-
четение "кетсаль-коатль", поэтому, если не вдаваться в под-
робности, обозначает всего либ "змею с перьями", или, чисто
биологически, с чешуями, напоминащими перья.
О "кетсалькоатле" мы знаем, казалось бы, только из легенд
и мифов. Но, похоже, все же нашлись европейцы, которым пос-
частливилось увидеть одно из этих существ, причем, однюдь не
в сказочном облике. Так в приключениях конкистадоров в Амери-
ке было немало необычного. Один из любопытных эпизодов описы-
вал, например, такой соратник знаменитого Кортеса, как Хуан
Альварес Чико, 20-х годахв XVI века, в Парагвае.
"Про Альвареса рассказывали, - пишет известный английский
этнограф, сэр Джон Леббок, в своем капитальном труде "Начало
цивилизации" (СПб.: 1896), - что, во время его попытки про-
никнуть из Парагвая в Перу он видел на пути туда "храм и жи-
лище чудовищной змеи, которую жители почитали своим божеством
и кормили человеческим мясом.
Толщиной она была с быка и длинной в 27 футов(8 метров -
А.А.), с огромной головой и с крайне свирепыми, хотя и не-
большими глазами. Разевая пасть, она обнажала челюсти с двумя
рядами крючковатых зубов. Все тело, за исключением хвоста,
совершенно гладкого, было покрыто круглыми чешуями значитель-
ной толщины.
Индейцы не могли, конечно, убедить испанцев, что это чудо-
вище обладает даром прорицания, но один взгляд на него привел
послених в необыкновенный ужас, который еще более усилился,
когда один из них выстрелил в него из ружья, и оно испустило
рыкание, подобное львиному, и ударом хвоста потрясло башню до
основания".
Итак, огромные чешуи. "перья", и могли послужить основани-
ем для странного на первый взгляд названия "Пернатый змей".
Это название означает, потому, отнюдь не "летающего змея"(хо-
тя, в мифах ему летать не возбраняется), а именно "пернатого"
- т.е. "оперенного", с крупными перьеобразными чешуями(подоб-
ные крупные чешуи есть у псевдоящера - панголина, но он от-
нюдь не плотоядный)!
К описанному случаю следует тут же заметить, что "змеи",
даже очень крупные, никогда не "рычат", а лишь шипят. Поэто-
му, если допустить, что речь идет о событиях реальных, то в
увиденном животном нужно предполагать явно - не змею. Из-за
чешуй и внешнего отсутствия лап(лапы могли быть небольшими)
странный зверь мог показаться испанцам - змеей, правда, очень
толстой, о чем они, впрочем, и упоминают.
Гибель американских цивилизаций повлекла, несомненно, и ги-
бель культа странного "рыкающего" существа. Однако, теорети-
чески, такие животные могли остаться жить где-то в заброенных
уголках. И... сменить имя!
Если теперь перенестись ближе к нашим дням, то, например,
президент Парижского общества американистов, маркиз де Эврин,
писал так(цит. по Б.Эйвельманс. "Следы невиданных зверей".
М.: ред.ж"Вокруг Света", 1994):
"В верховьях реки Парагвай(приток Параны - А.А.) встречают-
ся змеи, которых местные жители называют Миньокао. По их сло-
вам эти мифические существа, толщина которых сравнима с шири-
ной пироги, переродились когда-то из удавов и превратились в
водных змей.
В верховьях реки Параны мне также рассказали об огромных
змеях, способных утащить на дно пирогу с людьми. Эти чудовища
обитают в ненаселенных местах и никогда не удаляются от воды.
На жителей края они наводят священный страх..."
Таинственного Миньокао описывают как гигантское змееподоб-
ное животное, напоминающее анаконду, но в 2-3 крупнее, с гро-
мадными светящимися глазами, с огромными торчащими зубами, в
то время как у анаконды - неприметные маленькие глазки и зу-
бы, глубоко скрытые в пасти.
Немецкий ученый Фриц Мюллер(1821-1897) собрал немало сведе-
ний о миньокао, который явно не походил на местных удавов.
Речь шла "...о существах 50-метровой длины и 5-метровой тол-
щины, вооруженных чешуйчатым панцирем, которые с легкостью
переламывают могучие деревья и перекрывают реки, превращая
сухие места в непроходимые болота".
Итак, древний "кетсалькоатль" и совремнный "миньокао"
вполне могли быть... одним и тем же лицом!
Но - змеей ли был такой миньокао?