ГОД ЗМЕИ
ГЛАВА 6. ОТ УРЕЯ ДО УРОБОРУСА
1. Урей. Змея и сама по себе, "вся", и взятая по частям,
"кусками", не раз предназначалась для обозначения каких-либо
философских глобальных понятий, явлений или процессов.
Значенитое "летучее солнце" Древнего Египта неизменно нес-
ло на себе пару кобр. Изображение это. как правило представ-
ляет солбой золотой или красный "солнечный" диск, по бокам
от которого раскинуты два огромных птичьих крыла. Крылья
эти, разумеется:модно рассатривать как простой способ древ-
них "объяснить", почему Слонце "парит" словноьорел в небе.
Однако, практика показала, что секрет "поддеривающих
солнце" крыльев может быть значительно более заниателен. Де-
ло в том, что, в зависимости от сезона активности, солчная
корона может иметь минимум два облика. Первый - абсолютно
"взлохмаченное" светило. Второй - в точности напоминающий...
крылья!
По бокам от светила, в окружении крыльев изображались,
справа и слева еще и две кобры, обозначающие "разящую" нас-
мерть силу сверкающего Солнца.
Точно такие же "разящие" кобры, "уреи" охватывали и свиса-
ли с дисков-головных уборов на иображенияхъ самых разных бо-
гов Древнего Египта.
Точно такие же смертоносные "уреи" венчали поодиночке и
группами головы египетских фараонов и цариц, жрецов и жриц.
Детали исполнения подчас настолько тонки и точны, что пере-
путать змею попросту невозможно, это, несомненно - кобра,
причем того самого вида, который обитает в дельте Нила и
глубже, к сердцу Африки.
2. Змеечеловек Абраксас. Первые изображения появляются еще
в амулетах и геммах Древнего Рима, затем они пропадают и воз-
рождаются к концу средних веков, в трудах некоторых алхими-
ков(илл. см.напр. в В.Бауэр, И.Дюмон, С.Головин. "Энциклопе-
дия символов". М.: Крон-Пресс, 1995 и пр.).
Что же такое был "абраксас" и что он выражал?
Внешне это была фигура человека, часто в птичьей гловой и
крыльями вверху, но с змеиными или даже с рыбьими хвостами
внизу. В одной руке старнного существа, как правило, находил-
ся щит, в другой - меч, копье, факел или кнут. Фигура такая,
казалосьбы "ни к селу, ни к городу", плдчас сопровождала не-
корые труды "философов"(так именовали алхимиков, ищущих "Фит-
лософский камень"). Змееподобные ноги занимали, почас, добрую
половину всего иображения.
Причина появления таких фигур как "абраксас" в античные
времена и в средневековье таилась не столь уж глубоко. Чело-
вечество еще только начнало отрабатывать систему условных
символик. Общего для всех "языка" математики, физики и химии
практически еще не существовало. Эо приводило к взаимному ха-
осу, подозрительности, непониманию. Обман легко можно было
выдать за правду, а ошибкупринять за реальность.
Для того, чтобы показать процессы "добычи золота" алхимику,
например, требовалось уметь либо описать все словесно(к чему
он отнюдь НЕ стремился), либо - составить формулу или схему.
Поскольку большой стргости в ученых трудах до Декарта(де Кар-
та, "Картезия"), фактически не было, то изобильно использова-
лись самые красочные образные конструкции.
Конструкции эти, однако, несмотря на пестроту, при блиэай-
шем рассморении, оказывались всего лишь... необычайно замас-
кированным аналогом декартовых кордоинат!
Иными словами, десятки и сотни условных схем, поражающих
ныне воображение мистика, были лишь изощренным подобием осей
кординат, известных любому школьнику! То есть, напомним для
неграмотных, осей абсцисс и ординат, Х и Y, пересеченных и
делящих лист на четыре части, квадранта, в каждом из которых
рассматриавемый объект получал совершенно определенные свойс-
тва.
Так, если отображать в таких осях метеосводки(погоду за
день), то за Х - можно принять температуру, за Y - атмосфер-
ное давление.
Тогда: 1) жаркий день с высоким давлением даст точку в пра-
вом верхнем квадранте; 2) холодный день с низким давлением -
можно отметить в левом нижней четверти, и - так далее.
Нетрудно видеть, что "в координатах абраксаса"(где Х -
щит-меч, Y - крылья-хвост) можно проделать точно такие же
построения.
Тогда: 1) четверть рисунка, где сочетаются "Крылья х Меч" -
там жара и высокое давление; 2) четверть. где "Змеиный хвост
х Щит" - там холод и низкое давление!
Трактовка такая звучит несколько упрощенно и "разочаровыва-
юще", но она, к сожалению(или к счастью) - верна!
Забавно, что, видимо, именно от понятия "a-bracsas" роди-
лось такое знаменитое понятие, как "абракадабра", означающее
некую непонятность, подобную запутанным речам в рукописи ал-
химика. Заклинание "a-brak-ad-abra", фактически обозначало -
"сверху вниз и снизу-вверх", т.е., попросту, "цикл"!
3. Годовая змея-зодиак Сераписа. Весьма любопытно выгля-
дят, например, статуи бога Сераписа, божества, появившегося в
своеобразый "переходный" момент, в эллинистический(греческий)
период истории Древнего Египта.
Огромный храм Сераписа располагался в западной части знае-
нитого города Александрия, Серапис был, фактически, создан
"специально", для единения культур египтян и греков, ядл
смягченияотношений между ними.
Серапис был новым богом и главным покровителем Александрии.
В нем как бы слилсь образы нескольких богов. Это были черты
египетского Осириса и греческого Зевса. Серапису поклонялись
более чем в сорока больших храмах.
Но главным местом почитания Сераписа была, все-таки - Але-
касндрия. Здесь в Серапиуме стояла его огромная статуя с гла-
зами из драгоценных камней и с мерой зерна на голове, знак
того, что Египет был житницей, а Александрия - его морскими
воротами во все окружающие страны.
Статуи Сераписа были достаточно схематичны - снизу вверх
тело этого бога обматывала змея, обозначающая время. Участки
тела этой змеи обозначали отдельные периоды года. Чтобы еще
более выделить это обстоятельство, вдоль тела змеи располага-
ли лепные или чеканные фигурки знаков зодиака, в точной совей
последовательности: Овен, Телец, Близнецы, Рак и пр. Так "те-
чение" змеи было "течением" времени, "течением" года.
Характерно, что аналогичное "обматывание" змеей можно ви-
деть и для целого ряда других божеств. Митры, Нут и прочих,
бога с подобными же функциями - отражением звездного неба и
года, мирового пространства и времени.
Обмотанный змеей посох, например, посох бога врачей Аскле-
пия - так же обозначал некоторые функции времени(змея делала
всего один оборот). Похож по смыслу был кадуцей бога почтарей
и торговцев Меркурия с двумя змеями и другие посохи и жезлы.
4. Космический змей Уроборус(Оуроборус, Ауроборус).
Слова "аура", "аер", "ореол", "аурум", "аурикула", "урей",
"ауроборус" и многие другие имеют сходное происхождение. Од-
нако, в каждом из этих слов как бы отражено совершенно опре-
деленное, индивидуальное сочетание признаков.
1) Воообще говря "урина" - это... моча! Золотисто почти
"по-меиному" сверкающая струйка падающей или струящейся по
земле мочи, извивается тоже как самая натуральная змея. Судя
по звуковому сходству "змеиные" корни в этом слове есть!
2) "Аурум"(химический символ - Au) - золото. Оно желто по
цвету, оно блестко и ярко. Оно встречается в виде небольших,
опдчас причудливой формы амлродков.
3) "Аурикула" - ушко, ухо. Причудливая извитость уха явно
отражена в названии. Оно "похоже" на золотой самородок.
4) "Аер" - воздух. Туманный, светятщийся, прозрачный, "из-
вито" колеблющийся, например, в виде пара и облаков.
5) "Ауреол" - дугообразное сияние вокруг фиугры, например,
в туманную погоду, если человек встает против солнца.
6) "Аурора" - утренняя заря, богиня утреней зари. Занятно,
что если представить слово как сумму "Аеро-Ра", где "Ра" -
бог солнца древних еипетян, то возникнет сочетание "воз-
дух-солнце", "срлнечный вохдух", т.е.именно - заря!
7) "Урей" - внчающий головы богов и фараонов, вполне воз-
можно, очень близок! Это - "змея", "золотая", "изогнутая",
венчающая голову "солнечного" фараона - сына Солнца!
8) "Ауроборус" - замкнутая в цикл, "кусающая свой хвост",
черно-белая змея из античных алхимческих и астрологических
рукописей. "Ауро-борус" - сложное слово. Как уже показано,
"Ауро" - это нечто "светлое" и "изогнутое". Слово же "борус".
"бора", "бореальный" обозначало холод, север, тьму.
Искаженное назввание "Уроборус" становится, тогда, легко
понятным. Оно,оказывется, переводится буквально, как "чер-
но-белый", обозначая весенне-летние жар и свет, которые пере-
ходят в осенне-зимние холд и тьму. И все это - в одном цикле,
в кольце тела знаменитой символической змеи.
Оборот тела Уроборуса обозначал, таким образом, некий вре-
менной и пространственный цикл, то есть... год и зодиак!
Много позже, получив свой статус символа круга, года, цик-
ла, вечного коловращения, и вообше, вечности, Уроборус участ-
вовал в самых разнооборазных схематиках, ухитряясь объединять
даже трудносовместимые, казалось бы, символики.
Так, на эмблеме Теософского общества хвост и голова Уробо-
руса замыкались на древнем индийском знаке огня, "свастике".
В кольце же его тела лежал шестиконечник иудейской "звезды
Давида" - пересечение двух разнонаправленных треугольников,
белого и черного, как единение мужского и женского начал.
В самом же центре звезды располагался древнеегипетский сим-
вол жизни, крест "ангх". В итоге получалсь крайне своеобраз-
ная "каша" из символов разных времен и народов, особенно сво-
еобразно выглядящая после времен Второй мировой войны, где
две символики, свастика и звезда, входящие в теософскую эмб-
лему, боролись, фактически, друг против друга.
5. Змея и богиня Нут. Многие древние "змеиные" изображения,
рисунки и схемы, содержащие в себе змей, расшифровываются на
удивление интересно и содержательно.
Вот, например, казалось бы относительно простой: чисто "де-
коративный" для современного взгляда сюжет времен XXI-й ди-
настиии, в Древнем Египте(см. напр."Энциклопедия символов,
знаков, эмблем". М.: Локид-МИФ, 1999), "божество восходящего
солнца в кольце Уроборуса, на двух львах".
В центре - женщина, сидящая в клоьце змеи.
Змея, кусающая свой хвост, "уроборус", означает цикл вре-
мени, годовой цикл.
По бокам от этой змеи-кольца - руки, так иногда кратко
изображали богиню Нут, богиню звездного неба, ночи и женщин.
Фактически, кольцо-змея и руки вместе обозначали зодиак, т.е.
годовое движение солнца по кругу созвездий звездного неба.
Кольцо змеи покоится в рогах Тельца(или, скорее - Овна).
Фактически - это отображение весны, начала светового года,
"начала движения" Солнца, когда светлое время с каждым днем
прибывает все более и более.
Наконец, вся "конструкция" покоится на двух львах. Лев -
желтый, "солнечный" зверь,было еще одним намеком на Солнце,
и, попутно, на то, что наивысшую "власть" солнце имеет именно
под знаком Льва, летом, в промежуток июня и августа.
В итоге весь рисунок выражал, хоть и примтивно, но - некую
мощную астрономческую концепцию. Он, фактически, обозначал
типичный рисунок из школьного учебника астрономии, а именно -
годовой круг Солнца. Змея времени вращалась в нем вечно!