ГОД ЗМЕИ
ГЛАВА 11. ЗМЕЯ - НАРКОТИК ШАБАША !
1. Змеи и колдуньи. Змеи, как животные опасные, странные и
епонятные по своему образу жизни, издавна пользовались особой
поулярностью у колдунов всех времен и народов. Общение колду-
на со змеей, умение с ней обращаться, не раз придавало многим
обманщикам обличье и ореол всеведущих и всемогущих.
Само собой, "ради дела" колдун вегда был готов загубить
змею. Например, в Прибалтике. когда-то, у колдунов практико-
валось гдаание по змее - змею, обычно безвредного ужа, броса-
ли в разкаленный очаг, и, по стреительным броскам заживо под-
жариваемой змеи неторопливо "трактовали" эти броски на глазах
потрясенного этим зрелищем заказчика.
Змей использовали в приготовлении различных привортных от-
воротных зелий, в ядах. Вместе с петухом применяли в ритуаль-
ном вызове дождя: змея, пресмыкающееся - символизировала зем-
лю, на которую должен пролиться будущий преполагаемый
дождь(когда-то он все равно должен был бы пролиться), а пе-
тух, птица - олицетврял небо, с которого и дложен был придти
желанный ливень.
С неменьшей охотой использовали, например, лягушек и жаб,
однако последних - гораздо чаще и, порою, на редкость своеоб-
разно.
На одной из средневековых гравюр посвященных западной демо-
нологии у умершей от пыток колдуньи при вскрытии обнаруживают
вместо сердца... живую жабу! Присутсвующим остается лишь
ахать и разводить руками. Увы, тем самым "доказано", что за-
мученная палачом женщина - ведьма!
Меж тем трюк этот проделывался самым примитивным и цинич
ным образом. В еще теплое тело умершей после пыток женщины,
"ведьмы", палач спешно засовывал жабу через предварительно
сделанный скрытый разрез подреберья, или, даже, через половые
органы, а после, уже в присутствии представительной "комис-
сии" производил вскрытие, где все "убеждались", что, и обви-
няемая в колдовстве и впрямь была - "колдуньей"!
Но почему же, все-таки - жаба?
2. Сказочка и жаба. Все хорошо, что хорошо кончается. И, в
английской народной сказке "Страшный дракон скалы Спиндлстон"
(см.напр. сб."Как Джек ходил счастье искать". Л.: Детгиз,
1960) злую волшебницу, как и положено, превратиили в жабу.
Главный герой сказки, принц Чайлд Уинд "...направился в по-
кои королевы-колдуньи и дотронулся до нее веточкой рябины. Не
успел он дотронуться, как колдунья сморщалась, съежилась и
превратилась в огромную уродливую жабу. Жаба заквакала, заши-
пела и запрыгала вниз по ступенькам замка.
С этого дня Чайлд Уинд стал править королевством вместо
своего отца, - заключает сказочник, - и все зажили очень
счастливо. А если вм придется побывать в замке Бамборо, то и
сейчас возле угловой башни вы увидите мерзкую жабу - это злая
королева-колдунья".
В более реалистичской литературе жаб почему-тотоже не слиш-
ком жаловали.
В рассказе 7-м 3-го дня всемирно известный "Декамерон"
("deca" - десять, "meron" - часть, измерение) писателя Джо-
ванни Бокаччо(1313-1375 гг) рассказывает, как обычно, о люб-
ви. Двое, Пасквино и Симона, устроились в дальнем углу сада,
под красивым кустом шалфея, чтобы подзакусить, и, возможно,
заняться пылкой страстью.
"...Пасквино, сорвал лист шалфея и, пояснив, что шалфеем
хорошо чистить рот после еды, начал тереть себе зубы и дес-
ны. Потом Пасквино возобновил прерванный разговор о предсто-
ящей закуске, но тут же переменился в лице, а еще немного
погодя ослеп, онемел и вскоре - скончался".
В отравлении обвинили Симону. Оправдываясь перед судьями,
она, для примера, точно так же взяла лист шалфея, потерла
зубы и... точно также упала бездыханной.
"Судья, ошеломленный этим происшествием не меньше, чем все
остальные, не мог выговорить ни слова и погрузился глубокое
раздумье, а затем, поразмылив, пришел к такому заключению:
"Как видно, этот куст ядовитый, хотя вообще шалфей не ядо-
вит. А чтобы еще кто-нибудь не отравился, надобно срубить его
под корень и сжечь".
Сторож тут же, при судье, начал рубить его и, как скоро вы-
сокий этот куст упал, всем стала ясна причина смерти несчаст-
ных любовников. Под кустом шалфея притаилась невероятной ве-
личины жаба, и вот она-то, по единодушному мнению присутство-
авших, ядовитым своим дыханием отравила шалфей.
Никто не отважилдся подойти к этой жабе, а потому ее обло-
жили грудами хвороста и весте с кустом шалфея сожгли..."
Итак, жаба. Жабий яд. Неужто это и впрямь так опасно? Ведь
многие из нас наверняка безбоязненно брали жаб в руки, разг-
лядывали и выпускали обратно.
И, все же, скорее всего Бокаччо попросту ошибся. Дело в
том, что точно такие же легенды рассказываются и другими. Но
там, вместо жабы фигурирует... змея! Итак, жабы - невиновны?
Снова на сцене - змеи?
3. Жаба и шабаш. Однако жабы в средневековых описаниях
встречаются постоянно. Ганс Фреймарк в своей книге "Оккуль-
тизм и сексуальность"(М.: ТОО "Константа", 1994), например,
пишет так:
"Вообще катарская община, устраивавшая самостоятельные за-
седания и имевшая своих собственных епископов, представлялась
католической церкви в виде союза людей, объединенных поклоне-
нием дьяволу. Эта секта дала непосредственный материал для
создания картины ведьмина шабаша.
Булла Георга IX, инспирированная Конрадом Марбургским и
призыающая к крестовому походу против чародеев и поклонников
дьявола, дает подробную картину катарских торжеств:
"Когда в эту школу гнусности и разврата вступает новичок,
перед его глазами появляется лягушка или, как иные ее называ-
ют, жаба.
Некоторые целуют ее своими грязными устами в задние части,
а иные - в губы, втягивая к себе в рот язык и слюну этого жи-
отного Размеры этой лягушеи весьма различны: то она появляет-
ся в свою натуральную величину, то она достигает размеров гу-
ся или утки..."
Чего же ради такое делалось? Действительно, из чисто риту-
альной любви к жабам, или же здесь крылась какая-то тайна,
связанная с чем-то иным, например, с... наркотическим опъяне-
нием при близком контакте с жабой?!
4. Рецепт колдовского зелья. О специфике фармахимического
действия веществ в старину разумеется, на знали и не ведали.
Чем яд или лекарство отвратительнее и страшнее - тем они
действеннее, считали безграмотные колдуны и знахари. В песне
шекспировских ведьм из "Макбета" не менее перечисляется, что
они варили:
"Жабу, тридцать дней проспавшую,
Острый яд в ебя впитавшую,
Злой дурман, крыло совиное,
Желчь козла, глаза мышиные,
Волчий зуб, змею холодную,
Страшно злую, подколодную..."
Впрочем, в другом переводе ритм стиха другой и действие
происходит не в пример живее. Да и рецептуру переводчик "для
рифмы" поменял так как хотел, поэтому подражать не следует:
"Хоровод пошел, пошел! Все что с вами - шварк в котел!
Жаба в трещине камней, пухнувшая тридцать дней,
Из отрав и нечистот - Первою в котел пойдет,
А потом - спина змеи, без хвоста и чешуи,
Песья мокрая ноздря, с мордою нетопыря,
Лягушиное бедро и совиное перо,
Ящериц помет и слизь - В колдовской котел вались!"
Начиная от средневековья и до наших дней для усиления "ог-
лушающего" и "дурящего" действия в вина добавляли все что
угодно "мятущее сознание", вплоть до табака и куриного поме-
та, белены и болиголова. Нечто подобное происходило и кол-
довской смесью. Но "валили" в котел отнюдь не первые попавши-
еся предметы.
5. Шея, нож и железы. На одной из крупных средневековых
гравюр, живоописующей отдельные этапы и моменты прохождения
колдовского "шабаша"(с староеврейского - "собрание", "сбори-
ще"), в низу, в самом центре показана сцена приготовления
странного варева, использовать которое, судя по всему, необ-
ходимо было тут же и немедленно(см. напр."Сандулов Ю."Дьявол,
исторический и культурный феномен". СПб.: Лань, 1997).
При попытках "химического" объяснения такой "спешки" можно
предполагать, что речь шла о неких компонентах, быстро теряю-
щих свою некую биологическую активность, поскольку "адская
смесь" тут же после приготовления - спешно втиралась участни-
ками в тело, поедалась, засовывалась в самые непристойные
участки(как известно, с хорошо впитывающей слизистой).
На упомянутой иллюстрации: одна из ведьм специально приве
зенными мехами усиленно раздувает пламя костра. Вторая ведьма
острым серпом отсекает головы жабам(сечение, т.о. проходит
точно по ядовитым железам), а также, видимо, ужам, поскольку
змеи, в руке помогающей ведьмы, явно живые, но, видимо, не
ядовитые, судя по той свободе с которой она их держит. После
чего - бросает их в горшок.
"Сковорода над огнем, чтобы приготовить яды, вызывающие
смерть и болезни людей и порчу скота..." - сообщает, однако,
комментарий к рисунку.
Итак, где же истина: для чужого вреда или для своей пользы?
Для чужого горя или для собственного удовольствия?
6. Жаба и инструмент. Покинем, на время, мрачноватых без-
мужних "самовозбуждающихся" ведьм с их странными наркотичес-
кими рецептами. Среди веществ, используемых знаменитым врачом
и алхимиком средневековья, Парацельсом, также было средство,
приготовленное из... самых обыкновенных жаб!
Именовался он "зенекстон"(zenexton) и был излюбленным ле-
карственным средством Парацельса. Способ приготовления он
держал в глубокой тайне. Впрочем, его ученик Освальд Кролл в
книге "Basilica Chemica"(Химический Базилик) собщает о проце-
дуре его приготовления так(цит. по Ф.Гартман "Жизнь Парацель-
са и сущность его учения". М.: Новый Акрополь, 1997):
"Сделай из хорошей стали инструмент, с помощью которого ты
сможешь нарезать мелкие таблетки размером в пенни, состав
коих будет дан ниже. Инструмент состоит из двух дисков, сое-
диненных посередине посредством кольца, образующего пустое
пространство между дисками.
Диски снабжены ручками. На внутреннней поверхности одного
из дисков вырезана змея, на внутренней стороне другого
представлен скорпион. Таким образом, поместив субстанцию в
пустое пространство между дисками, можно получить таблетку,
на одной строне которой останется оттиск змеи, на другой же
- скорпиона. Инструмент изготавливается в то время, когда
Солнце и Луна находятся в знаке Скорпиона. Посредством этих
действий верхние тела будут присоединены к нижним в нераз-
рывном союзе..."
7. Жаба и чума. Так сообщал ученик. Сам же Парацельс прида-
вал крайне мало значения, последним, астрологическим, чисто
мистическим ритуальным обстоятельствам, постоянно скептически
напоминая, что колдовское "паясничание", магические круги и
заклинания - лишь внешняя мишура, жалкая, чисто символьная
окантовка реально происходящего процесса.
"Субстанция для таблеток приготовляется следующим образом.
Возьми около 18-ти живых жаб, высуши их на слнце и воздухе и
истолки. Они должны быть высушены очень быстро, иначе сгниют.
Возьми некоторое количество лоскутов, прпитанных менструаль-
ной кровью молодой девушки, белый мышьяк и аурипигмент - по
0,5 унции каждого, корни Diptamus albus и Tormentilla erecta
- каждого по 3 драхмы, 1 драхму мелкого жемчуга, красные ко-
раллы, кусочки гиацинта и смарагда - по 0,5 драхмы каждого,
восточный шафран - 40 гран, и несколько гран мускуса и янта-
ря.
Хорошо истолки все это, смешай вместе, приготовь из порошка
пасту, добавив розовой воды и смолы tragacanth. Готовь пасту
в то время, когда Луна находится в знаке Скорпиона. Порежь ее
на кусочки и при помощи описанного выше инструмента сделай на
них оттиски. Высуши кусочки, заверни их в красный шелк и носи
на шнурке на шее, при этом они не должны касаться открытой
кожи. Такой амулет защищает владельца от чумы, колдовства и
дурных звездных влияний: он вытягивает яды из тела и пол-
ностью впитывает их".
Не погружаясь в длительный комментарий можно, однако заме-
тить, что "чума" - переносится кровососущими блохами(с домо-
вых крыс, в частности), и, теоретически, приготовленное ве-
щество, например, отгоняя блох может быть превосходным "про-
тивочумным" амулетом!
8. Галлюцинации и жабы. В использовании жаб Парацельс был
далеко не одинок. Действительно, среди врачей и колдунов, ал-
химиков и магов(а это - разные "специализации")одним из "лю-
бимейших", а, точнее технологически необходимых источников
для получения сильнодействующих препаратов были именно - жа-
бы...
Факт использования жабьего яда в отравных смесях для непри-
ятеля - широко известен. Но, не менее любопытно применение
его самой же колдуньей, в качестве галлюциногенных мазей(ма-
зей воображаемого или реального "шабаша").
Факт этот необычайно любопытен еще и по той причине, что
некоторые из этих веществ, как выясняно фармацевтами, необы-
чайно близки по структуре к галлюциногенам, таким, как хорошо
ныне известные псилобицин и мескалин.
В фундаментальном труде "Биоорганическая химия"(М.: Просве-
щение, 1987) академик Ю.А.Овчинников, например, пишет:
"Сильным галллюциогенным дейтвием обладают содержащиеся в
грибах Psilocibe mexicana(теонакль, Мексика) псилоцин и пси-
лобицин, образующий псилоцин при метаболическом дефосфорили-
ровании. В дозах 0,1-0,2 мг/кг они вызывают психомиметические
эффекты в продолжение 2-3 часов и еще 1500 лет назад широко
использовались жрецами ацтекв и майя при религиозных обрядов
под названием "пища богов".
К тому же классу относится буфотенин, добываемый из кожи
тропических жаб(Bufo vulgaris, жаба обыкновенная - А.А.),
применяемый сейчас как примесь к нюхательному табаку(Гаити,
Колумбия, Эквадор). По всей вероятности, сильное биологичес-
кое действие этих соединений на нервную систему обуслолвено
их химическим сходством с известным медиатром передачи нерв-
ного импульса в центральной нервной системе - серотонином.
По физиологическому действию псилобицину близок мескалин,
ыделяемый из мексиканских кактусов пейота(Lophophora
villiamsi). За всеми соединениями этой группы укоренилось
название "молекулы мистики"..."
Итак, тайна вскрывается? Жабий яд - сильный наркотик! Но, в
таком случае не менее силным наркотиком могут оказаться и
выделения желез некоторых змей?
9. Жаба у сердца. Жабий яд как сильное средство был извес-
тен с давних времен и уже тогда применялся медиками. Так, для
прекращения зубной боли и снижения кровоточивости десен на
Востоке использоались препараты из азиатской жабы Bufo bufo
gargarizans: в Китае - "ч'ан-су" и в Японии - "сенсо". Яды
жаб обладают "дигиталисоподобным" действием на сердце и очень
токсичны для млекопитающих.
Типичным представителем жабьих ядов являются буфоталин и
его эфир, бофотоксин, выделенные из обычной европейской жабы
(Bufo vulgaris или Bufo bufo bufo). В малых дозах подобные
соединения стимулируют сердечную деятельность, в больших -
приводят к остановке сердца в момент систолы, т.е. сердечного
сокращения(сердечная контрактура).
-----------------------------------------------------------¬
CH3 O O
¦ / \ //
CH3 ¦ ¦ ¦
¦ / \¦---- / \ //
¦ ¦ ¦ ¦
/ \¦ / \ / \ / \O-C-CH3
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
RO / \ / \ / OH O Буфоталин
¦
H
COO NH2
¦ ¦
R = C-(CH2) CONH-CH-(CH2)3-NH-C-NH Буфотоксин
¦ 6 2
O
(по Овчинников Ю.А. Биоорганическая химия. М.: 1987
L-----------------------------------------------------------
"...жабу в Китае с древности использовали для приготовления
снадобий, предохраняющих от оружия, - сообщается в книге "Ка-
лендарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой
цикл"(М.: Наука, 1989). - Еще в прошлом веке царедворцы в Пе-
кине в день Дуаньу отправлялись в императорский парк на ловлю
жаб. Пойманных жаб прокалывали иглой чуть выше глаза(в районе
железы - А.А.) ради выделяемого ими секрета, который, как
считалось, излечивал сердечные заболевания".
Итак, яд жаб использовался и использовался активно всюду.
10. Колдуны и яды. Вопреки еще недавно "громко" звучавшим
утверждениям современных мистиков, ни "Ордена колдунов", ни
"школ колдовства" не существовало. Колдуны - были закономер-
ным порождением неграмотной в чем-либо эпохи, они "учились"
каждый сам по себе, крайне хаотично подбирая вещества, но от-
четливо ориентировались на "одурь", на опьяниение и наркома-
нию. Жаб, заботливо подкрамливаемых ведьмой не раз изображали
в трудах по демонологии.
Жабы "зачем-то" ведьмам были нужны. Но - зачем? Все более
понятно - не для приготовления же лекарства, как у Парацель-
са. И, отнюдь не для приготовления яда для тех кто ведьмою
не являлся. Жабий яд нужен был для иного, для "одури".
"Ведьма, прежде всего должна была запастись освященною гос-
тиею под предлогом причастия. - пишет Орлов М.А. в великолпе-
ной по своей информативности книге "История сношений человека
с дьяволом"(напр. М., 1991). - Принеся ее домой, она ее
скармливала жабе. Потом, когда жаба съедала гостию, ведьма
убивала и сжигала самую жабу.
Золу от нее она месила с кровью новорожденного младенца, по
возможности некрещенного, далее прибавляла в эту смесь поро-
шок от костей повешенного и разные травы. Получалась волшеб-
ная мазь..."
Это была мазь для "левитации", а выражаясь русским языком -
для полета. Полета не настоящего, а воображаемого, галлюцина-
торного, во сне, как показали еще исследования Порта много
веков назад. Поедание же жабой освященной гостии было чистым
ритуалом - ритуалом отрешения колдуньи-наркоманки от всего
чистого, божеского, людского.
Итак, причина необходимость наличия жаб и ужей в "хозяйстве
ведьмы", содержание их и подкармливание оказалась проста: по-
бывавшие на шабаше ведьмы были становились попросту... нарко-
манками! Жабий яд, который в составе "волшебной мази" нано-
сился на тело, вызывал сладкие галлюцинации. Один или два
повторения приводили к стойкой зависимости от наркотика, к
измению внешности и психики, превращая нормального человека в
"колдуна" с типичным серовато-зеленым лицом и мутными глазами
завзятого наркомана.
Те же места, где яд впитывался, делались нечувствительными.
Их-то и проверяли иглой инквизиторы, их-то и называли "ведь-
миной меткой"!
Таким образом, средневековые инквизиторы боролись тонюдь не
с ведьмовством, а с... средневековой наркомафией!