ГОД ЗМЕИ
ГЛАВА 13. ЗМЕЯ НА ПОСОХЕ АСКЛЕПИЯ
История со "Змеей Асклепия"(эскулаповой змеей), как, впро-
чем, и с самим богом медицины "Асклепием"(Эксулапием, Эскула-
пом) достаточно запутана и многосюжетна. Поэтому не стоит
удивляться, что в разные года и у разных авторов Вы прочтете
нечто, подчас, совершенно противополжное. Тем не менее, некий
стандартный "блок информации" об Асклепии существует и, пото-
му, давайте попробуем воспринять его. Медицинскими источника-
ми здесь пользоватеься вряд ли полезно, зато мифологические
материалы, вероятно, окупят ваши поиски с лихвой.
1. Биография Асклепия. Итак, "Асклепий", по-гречески, или,
в латинской форме - "Эскулап" - есть бог медицины и врачева-
ния далекой древности. Согласно "официальным" мифологическим
данным, он - сын нимфы Корониды и бога Аполлона.
Появление на свет Асклепия привело к неким мифологическим
волнениям, которые трактуются примерно следующим образом. Са-
ма Коронида являлась дочерью Флегия(Флегиаса), царя племени
флегиев, обитавших в Беотии(или в Фессалии, что точно не ус-
тановлено), сына Арея(бога войны, аналога Марса) и Хрисы.
Асклепий был рожден "от Аполлона"(условно выражаясь - "от
солнечного света"), то есть вполне безбрачно, без установле-
ния офицального отцовства. Видимо, уязвленный подобным само-
управством богов, Флегий, не говоря худого слова, сжег знаме-
нитый храм Аполлона в Дельфах, известный своими предсказа-
тельницами-пифиями(змей-"пифонов", т.е. питонов, в этом хра-
ме, так же, хватало), - храм, умудрившийся устоять даже в го-
ды нашествия завоевателей-персов.
После подобного крайне возмутительного "подвига" царь Фле-
гий, согласно мифу, был умертвщлен - то ли Зевсом, то ли
собственным народом, а в Аиде(аду) осужден на крайне своеоб-
разную вечную муку - он сидит под огромной качающейся скалой,
которая ежесекундно грозит обрушиться, но никак не обрушит-
ся(к чему, за многие годы можно и привыкнуть).
Нимфа Коронида, которая, однажды необдуманно "воспылав
страстью", теперь была бы рада принять ее от любого, обратила
внимание на некоего смертного Исхиса(Исхия), который, вероят-
но, обладал некоторыми данными, более внушительными, чем у
Аполлона в его скульптурном исполнении, где куцый "фиговый
листочек" вполне прикрывает все божественные достоинства.
Сам же бог Аполлон, был, видимо, рад-радехонек, что появил-
ся повод расстаться с незаконнорожденным сыном и его матерью
и "законнно" поразил Корониду стрелой - "за измену", а, заод-
но и ее нового возлюбленного. Новорожденный Асклепий, таким
образом остался сиротой в самом начале своей биографии.
2. Мифы, мифы, мифы. Уничтожая физически "более развитых"
мужчин-соперников, божественно красивый Аполлон(бог Солнца,
напомним), однако же, щадил собственных детей. Асклепия он
поручил кентавру Хирону, тому самому, которому и до, и после
на раз "поручал" своих незаконно рожденных и брошенных отп-
рысков, и среди которых числились такие величественные герои
греческой мифологии, как Амфиарай, Ахилл, Геракл, близнецы
Диоскуры, Ясон и немало других.
Сам же Хирон, первоначально, с другими кентаврами обитал
на горе Пелион, откуда, однако, они были изгнаны крайне воин-
ственными и обидчивыми лапифами. Именно Хирон и научил Аскле-
пия искусному врачеванию. Тот, в поисках применения своих
умений обратился к обширному и крайне нездоровому миру людс-
кому и здесь вскоре прославился как выдающийся целитель, спо-
собный воскрешать даже мертвых.
Это, однако, было уже нарушением установленного мирового
порядка. Видимо, не слишком разобравшись с ситуацией, бог бо-
гов Зевс, за подобное оскорбление установленных в мире пра-
вил, поразил чересчур всемогущего Асклепия - молнией.
Это вызвало новый мифологический конфликт. Разгневанный за
смерть сына, бог Аполлон, в отместку, перебил киклопов, т.е.
"циклопов", одноглазых великанов, которые ковали Зевсу его
смертоносные молнии. Зевс разгневался еще более и принудил
Аполлона к вечному служению смертным, чему, впрочем тот, судя
по всему, не слишком противился.
3. Асклепий - врач. Начиная с этого момента бог Асклепий
приобретает все более земные и человеческие черты. Из героя
"мифологического", он превращается просто в "героя", а, в ка-
кие-то моменты времени и вообще - в крайне своеобразную, хотя
и аморфную, "историческую личность".
Асклепий был женат на Эпионе, которая подарила ему двух
сыновей - Махаона и Подалирия, и двух дочерей - Гигиею и Па-
нацею. Именами - Аполлон и Подалирий в биологии(в энтомоло-
гии, науке о насекомых) и по сей день именуются две крупные и
красивые дневные европейские бабочки, а имена Гигиена и Пана-
цея используются в медицине, для обозначения соотвествующих
понятий: Гигиены - повсеместной чистоты и Панацеи - всеисце-
ляющего лекарства.
Изображался Асклепий в статуях и на барельефах доволь-
но-таки бесхитростно и по земному, есть как мужчина чуть
старше средних лет, среднего роста, с хорошим сложением, в
сандалиях и обнаженный по пояс. Иногда он - один, иногда ря-
дом с ним - любимая дочь, на редкость чистоплотная Гигиея.
В левой руке он держит чашечку с лекарством, в правой - по-
сох, обвитый змеей. Впоследствии чашечка и обвившаяся змея
Асклепия, объединились в одну, всемирно известную ныне эмбле-
му медицины - рюмкообразную чашу, вокруг ножки которой S-фи-
гурой обвивается змея.
Символизирует это то, что даже "яд змеи" способен стать
"лекарством". Правда, в последнее время S-фигура змеи приоб-
рела уже и несколько иной смысл она похожа на гнусный знак
вездесущего доллара, т.е., того, что за здоровье надо - пла-
тить, "платить", в буквальном смысле слова.
Вообще же в скульптурное построение статуи Асклепия можно
было бы особо не вдаваться, если бы не одна любопытная де-
таль, любопытная, с точки зрения чисто биологической правд-
вости. Дело в том, что на античных "классических" статуях бог
Асклепий изображался со змей, которая, обвивая его посох, тя-
нется вверх.
Биологически подобное движение явлется естественным тогда,
когда змея "вынуждена" цепляться за палку посоха, и, потому
заставляет предпологать маленькую любопытную хитрость жрецов,
исполнявших роль Асклепия, а именно: змея, на посохе была
как-то прикреплена(привязана, приклеена, прибита, вся или
лишь за кончик хвоста) в самой нижней части посоха и, потому,
вынужденно "цеплялась" за палку посоха, бесполезно пытаясь
дотянуться до руки,
Тем не менее, образом посох смотрелся красиво, змея была
вполне жива, а Асклепий выглядел достаточно внушительно для
непосвященных, все "были довольны". Впрочем, возможно, подоб-
ные особенности фигуры была связаны просто обстоятельствами
изготовления скульпутры и требованиями к натурщикам.
Бог врачевания со змеей изображался, впрочем, не раз и Аск-
лепий здесь - далеко не первый. Нечто подобное было и в Древ-
нем Египте. А в Древнем Вавилоне мир богов был так густо на-
селен множеством крайне вредоносных и болезнетворных демонов,
что все основные божества имели собственных персональных вра-
чей. Главным божеством докторов являлся бог лечения - Нинурта
и его жена Гула. Именно их символом и была - змея.
4. Асклепий и реалии. Асклепий, судя по многим признакам,
был "иногда" вполне ральной исторической личностью. Знамени-
тый Поэт Гомер знал его сыновей - Махаона и Подалирия, оба
они были хирургами. Асклепия обожествили, видимо, лишь после
его смерти. Если же она наступила и впрямь, от удара мол-
нии(не редкость в те времена), то неудивительно, что великого
врача тут же причислили к разряду "взятых на небо" и причис-
лили к "богам".
В медицине Древней Греции культ Асклепия длился много сто-
летий и лишь к VII-VI векам до н.э. его влияние стало нес-
колько уменьшаться. К этому времени сотни храмов Асклепия су-
ществовали по всей территории Балканского полуострова, глав-
ным образом в Эпидавре. Храмы, как правило, расополагали во
внешне привлекательных, даже живописных местах, где устраива-
лись бассейны, сады, ручьи, нередко присуствовал склон горы -
т.е. все то, что ныне составляет славу китайского "фэн-шуй" -
столь модного ныне комплекса древне-восточной экологии.
В храмы для излечения брали не всякого больного. Чрезмерно
тяжелых брать избегали, ради сохранения репутации божества.
Пациенты же принятые на исцеление обязаны были строго соблю-
дать сообщенные им предписания.
5. Сны с посещеньем Аклепия. Одной из наиболее значимых
процедур в храмах была "инкубация", специальным образом обс-
тавленнй целительный сон. Пациент, как ребенок в новогодней
сказке, видел во сне, что к нему является сам бог Асклепий,
беседует с ним, объясняет особенности его болезни, советует,
какими средствами надо воспользоватья для исцеления, предоте-
регает чего опасаться.
Пробудившегося больного затем распрашивали жрецы храма,
"узнавали" волю являшегося к нему бога, соответственным обра-
зом трактовали, интерпретировали и назначали лечение.
Впрочем, среди современных исследователей на этот счет име-
ются разночтения. Психиатры Франц Александер и Шелтон Селес-
ник в книге "Человек и его душа" пишут(цит. по М.: "Прог-
ресс"-"культура", 1995):
"Людвиг Эдельстейн, исследователь культа Асклепия, верил в
то, что пациенты видели во сне самого Асклеия. Это было воз-
можно потому, что жрецы храма Асклепия глубоко воздействовали
на них, внушая, что они дожны обязательно видеть такие сны...
Другие исследователи считают, что священнослужители храмов
Асклепия были шарлатанами, которые давали пациентам опиум или
его производные, после чего некто, выступая под именем Аскле-
пия, внушал пациентам определенные предписания. Человек, как
известно, наиболее внушаем в стадии между сном и пробудлени-
ем(гипногогическая стадия), и это могли брать в расчет жрецы
Асклепия".
6. Змеиное лечение. Так или иначе, но пребывание в храмах
приносило и свои плоды, и свои доходы, благодаря чему эти
храмы, своеобразные "волшебные" поликлиники существовали це-
лые столетия.
Змея играла при этом роль далеко не последнюю. Даже имя -
Асклепий, как полагают, было образовано, не без участия гре-
ческого слова "askalabos", т.е., "змея". Существо это, спо-
собное в мгновение ока отправить челоека к праотцам, вызывало
страх и почтительное уважение. Не понимаемую природу змеи бо-
готворили, она являлась признанным символом преисподней.
В знаменитом Асклепейоне(близь Эпидавра) в главном святи-
лище Асклепия сохранились каменные ванны для водолечения и
амфитеатр для ходячих больных где устраивались спектакли мно-
гочисленные статуэтки божеств. Но, по мнению современных ту-
ристов особенно впечатляет лабиринт для лечения душевноболь-
ных, где лечили... змеями! Пущенный туда человек, идя по уз-
ким коридорам этого лабиринта неожиданно натыкался на... ско-
пище извивающихся змей!
Понятно, что он в полном ужасе, начинал метаться, отчаянно
вопя и ища выхода, но то и дело натыкаясь на перегородки и
новых змей, попадая в страшащие тупики. Нередко такое "лече-
ние" рассчитанное на то чтобы вызвать у больного шоковое сос-
тояние давало положительные результаты. В результате подобно-
го жестокого лечения болезнь отступала. Участие змеи в культе
Асклепия было, таким образом, самым непосредственным.
В составе разных лекарств применялся яд змей, их целебное
мясо, натирание чешеуй и кожей и т.п. Иногда, в качестве "ох-
лаждающего средства" применялась и сама змея - ее тело, "ле-
пешкой", укладывали, например, на воспаленную голову или ко-
нечность страждущего. Стоит заметить, что в современной "нет-
радиционной" медицине подобные методы так же пытаются приме-
няться, правда, с довольно сомнительным успехом.
7. От Греции до Рима. Культ Аклепия был распространен не
только в Греции, но и в Риме. Этому способствовали события,
некоторые из которых известны по древней истории.
Так, около 300 года до н.э. в Риме разразилась страшнейшая
эпидемия, и, в поисках срочных средств спасения римские послы
вынуждены были отправиться в Грецию(греков тогда весьма пре-
зирали), в Эпидавр, в храм Асклепия.
Во время переговоров послов со жрецами, на римский корабль,
что стоял на якоре в гавани заползла змея. А когда судно
возвращалось к берегам Италии, змея, на глазах у всех поплыла
к итальянскому берегу.
Ныне про подобный эпизод(возможно, тщательно подготовлен-
ный), современные политики, сказали бы, что "это - символич-
но". Но в те далекие времена подобная случайная или нарочито
подброшенная "символика" означала, не больше, не меньше, как
намек на бога медицины Асклепия, который вездесущ, хоть на
той, хоть на этой змеле. На римлян подобное совпадение произ-
вело немалый психологический эффект. И когда, не без гречес-
ких врачующих жрецов эпидемия прекратилась, культ змеи и
культ Асклепия был безоговорочно принят и в Древнем Риме.
Более того, один из наиболее известных врачей Древнего Ри-
ма, грек по происхождению, носил имя Асклепиад(возможно, вы-
мышленное). Он был достаточно серьезным философом(р.124 г. до
н.э.) и прибыл в Рим, с первначальной целью - изучать ритори-
ку. Он, однако имел и немалые знания в медицине и начал свою
едицинскую карьеру с эпизода, который, возможно, был "впутан"
в биографию чисто мифологического бога Асклепия.
Как-то, будучи в Риме, когда мимо него слеовала похоронная
процессея, он, по положению тела умершего и по его внешнему
виду пришел к выводу, что это - еще вполне живой человек.
Своим восклицанием он остановил толпу и, применив свои уме-
ния, возвратил человека к жизни. Весть об удивительном собы-
тии пронеслась по всей стране и Асклепиад, а за ним и многие
другие прославленные греческие врачи были с готовностью при-
няты в Риме, а в 46 году до н.э. Юлтй Цезарь даже даровал им
полное гражданство.
Так, вкратце, можно охарактеризовать культ Асклепия, культ
бога, кторый неразрывно был связан со знаменитой симвликой
медицины - змей, обвитой вокруг чаши.