ГОД ЗМЕИ
ГЛАВА 26. ТАНЦЫ СО ЗМЕЯМИ И БЕЗ ОНЫХ
1. Змеи и фантасты. В астрологических "рекомендациях", по
восточному календарю, посвященных "Году Змеи"-2001, а до это-
го - годам Змеи - 1989, 1977 и прочим(года Змеи следуют через
12 лет) модницам, особенно в праздничные дни Новогодья "пред-
лагают" носить своеобразные "змеиные" одежды - чешуеподобные,
сетчатые, полупрозрачные, золотисто-серебристые и т.п.
Танцующая дама в столь красочном наряде выглядит подлинной
"Змеей", то есть вполне "согласуется" с характером наступаю-
щего Нового Года. Но, впрочем, есть танцы не только человека
в костюме змеи. Как помните, у заклинателей "танцуют", мерно
раскачиваясь и сами змеи. Более того, иногда человек танцует
и со змеей на пару.
"...Змей свернулся кольцами, устремив не ведающий жалости
или страха взгляд на жрицу, почтительно ему поклонившуюся.
Продолжая свой напев, она подняла высоко над головой сложен-
ные ладонями руки и, вытянувшись на пальцах, стала раскачи-
ваться в стороны боковыми изгибами на лотно сомкнутых ногах,
сохраняя удивительное равновесие.
Раскачивание учащалось. В такт ему громадный змей стал ер-
зать по полу, извиваясь и поднялся так что его голова оказа-
лась на уровне прически жрицы... Змей раскачивался в такт со
жрицей, медленно приближаясь. Внезапно она вытянула правую
руку и погладила чудовище по голове, неуловимо быстро отпряну
от разинутой пасти, которая ударила в место, где за долю се-
кунды перед этим было ее лицо..."
Так описывал танец со змеей в далеком прошлом ученый-пале-
нонтолог и писатель-фантаст И.А.Ефремов. Художественная сто-
рона этого эпизода несколько превалирует, некоторые непримет-
ные черточки, все-таки - фантастичны. Однако, не будем, пока
акцентировать на этом внимание.
"...Трижды молодая женщина целовала змея в голову, с не-
постижимой легкостью ускользая от его укуса или подставляя
змее край своего передника, куда он погружал свои длинные
ядовитые зубы. Наконец, раздраженный змей взвился спиралью,
бросился на девушку, промахнулся и замер, качаясь и нацелива-
ясь снова. Жрица вытянулась, хлопнула в ладоши опущенных рук
и молниеносным рывком вперед на одно кратчайшее мгновение
прижалась губами к змеиной пасти..."
2. Храмовые жрицы. Приведенное описание чуть-чуть грешит
излишне красочными деталями, но, в целом, танец храмовой жри-
цы в храмах змей и по сей день происходит почти таким же об-
разом. Храмовые танцоры со змеей - не заклинатели змей в пря-
мом смысле слова.
"В Бирме, например, такие танцоры находятся на государс-
твеной службе, а самым смелым изних присуждается почтное зва-
ние "асани" - герой, - замечает П.Багаев в заметке "Не бой-
тесь, это просто кобра"(ж.Вокруг света, 1974.7). - Поэтому
исполнительницу танца со змеей... зовут не просто Сан-Сан
-так ее звали, пока она не доказала свою высокую квалифика-
цию, а - Асани Сан-Сан.
Первая часть ее представления - игра с питоном - для рабо-
тающих со змеями номер достаточно заурядный. Он входит в ре-
пертуар ногих заклинателей и уротителей, хотя само по себе
это занятие вовсе не безобидно. Тигровый птон бывает длиной
до 6-7- метров и весит около ста килограммов. У него нет ядо-
витых зубов, однако укус его наносит тяжелые раны и может
вызвать заражение крови.
Но главный элемент программы Асани Сан-Сан - поцелуй со
змеей - могут повторить лишь несколько человек в мире..."
Действительно, постоянный риск в этой игре со смертью все же
велик. Тех порций яда, которые всего за одно выступление "ук-
рощенная" змея щедро отопускает танцующеой с нею жрице, впол-
не хватило бы чтобы отправить на кладбище несколько десятков
человек.
Описывая танец с королевской коброй жрицы из храма змей
Мяьянмы(Бирма), известный криптозоолог Карл Шукер так пишет в
своей книге "Непознанное"(М.: БММ АО, 1998):
"Подолом своего платья она действует на манер матадора и
очень умело уклоняется от смертоносных укусов ядовитого зуба,
которые следуют каждый раз, когда женщина приближается к нап-
равлению удара. Вскоре одеяние жрицы становится совсем сырым,
но нему стекают золотистые капли яда..."
Далее, все происходит как и в программах "обычных" в
Юго-Восточной Азии заклинателей: жрица быстро наклоняется
вперед и целует кобру в лоб, а то и в "губы", после чего
столь же быстро откидывается назад. Подобный маневр прожелы-
вается обычно трижды, после чего жрица медленно отступает.
Ретируется, по возможности, и совершенно "истощенная", в бук-
вальном смысле слова, змея - свой яд она растратила впустую и
понапрасну, и, судя по всему, смутно это понимает.
3. Технология змееборца. Видеосъемка и одиночные кадры
танца со змеей отчасти вскрывают секреты "хореографической"
механики жрицы. Тактика ее поведения необычайно напоминает
тактику матадора или торррадора, тактику хорошего боксера или
каратэиста. Здесь даже не профессинальным взглядом можно выя-
вить несколько характерных и важных приемов.
Первый прием - "отведение удара". В момент удара змее
подставляют "пустой" подол платья, отчасти пробиваемый лоскут
ткани, опзади которго находится, однако, только лишь воздух.
Нечто подобное проделывает и матадор, парируя удар, подстав-
ляя вместо себя свой плащ под рога разъяренного быка.
Второй прием - "ослепление". Функция платья, плаща или му-
леты не только в том чтобы отвести удар, а и в том, чтобы
временно прикрыть глаза животного, в то время как "объект" -
жрица или матадор, быстро уходят в сторону, где их не ожида-
ют. Так же и хороший боксер, использует удар второй перчаткой
в лицо, чтобы временно "ослепить" противника и стремительно
нанести "невидимый" основной удар в незащищенное еще место.
Третий прием - "радиус". Змея, разумеется, может броситься
и всем телом. Но, чаще, особенно на ровном гладком месте(а
"змеетанцевальные" площадки всегда именно такие), она вынуж-
дена "опираться" на изгиб туловища и тогда бросок ограничен
длиной приподнятой части головы и шеи. Место опоры, место из-
гиба играет как бы роль центра, а шея-"радиус" проворачивает-
ся, как ножка циркуля, или, точнее, как дерево на ветру. Воз-
никает своеобразное "мертвое пространство", круговой формы,
куда змея попросту не может дотянуться и укусить.
Четвертый прием - "доминирование". Прием этот основан,
фактически, на третьем и связан с законом поведения животных,
которое можно условно назвать как "правило высоты". В десят-
ках ритуальынх турниров - сивучей и морских котиков, куликов
и ворон, синиц и рыбок-илистых прыгунов, у десятков и сотен
видов - действует это негласное этологическое правило("этоло-
гия" - наука о поведении животных).
Заключается оно в простом - более сильный всегда сверху.
Оттуда легче прыгнуть, придавить, удобнее ударить. Тот, кто
постоянно оказывется сверху, старается там быть - тот победи-
тель. Признавший себя побежденным - вскоре уже сам стремится
"принизиться" - принизить свои "флаги".
В танцах-турнирах змей - гремучих, кобр, гюрз и ряда других
видов, "правило высоты" действует постоянно: победитель всег-
да сверху, шеей и изгибами туловища прижимает побежденного,
голова сильного всегда выше головы слабого.
Поэтому, при виде существа, "высшего", чем оно, нависающе-
го "над головой"(в данном случае - лица заклинателя или жри-
цы), согласно "правилу высоты", змея вынужденно принимает
правила игры, и - проигрывает.
4. Танцы и пинки. Иногда змеи участвуют в танцах не прямо,
но косвенно. Любопытное наблюдение на этот счет сделал
член-корреспонент Академии Медицинских наук, Ф.Ф.Талызин. В
книге "Ядовитые животные суши и моря"(М.: Знание, 1970), он
пишет:
"В июне 1959 года, произжая на машине вместе с врача-
ми-мексиканцами, мимо небольшого еления возле Мексиканского
залива, мы попали на свадьбу.
Наше внимание привлекли танцующие. Танцуя румбу, кавалеры
выбрасывали далеко вперед или вбок ногу, словно что-то давя
каблуком. Это "па" напоминало бросок ноги нападающего фехто-
вальщика. ткое реке вижение как-то не гармонировало с доволь-
но спокойным танцем.
Я попросил хозяина объяснить происхождение этого необычно-
го па, поскольку румба - танец, появвишийся впервые в Мекси-
ке. Он собщил нам, что в прежние врмена в стране обитало нес-
метное количество гремучих змей, частеньк докучавших танцорам
неожиданным появлением. Заметив змею, кавалер, не прекращая
танца, делал резкий выпад ногой в сторону, чтобы растоптать
сапогом голову ядовитого гостя. Позже это довольно грациозное
движение превратилось в неотъемлемую часть румбы. Само слово
"румба" означает "менять направление"..."
5. Не танцы, а разборки. Но змеи "танцуют" и сами. Во вся-
ком с лучае именно так - "танцами" именуют особые брачные ри-
туалы схождения самцов и самокили же ритуалы территориаль-
ные,во время претензии двух самцов(самок) на одну и ту же
территорию. Ритуалы эти любопытны не толькотем, что они
"бескровны", но и тем, что в них вообще практически не при-
сутствует взаимных укусов!
Уже в 1946 году Р.Мертенс доказал, что у змей отсутствуют
бои, влекущие за собой какие-либо повреждения и ранения. Зато
нередки ложные боевые действия. Противники делают выпады друг
против друга, иногда, фактически толкают друг друга.
Впрочем, не только для змей давно уже замечено: чем опас-
нее оружие у дуэлянтов, тем условнее сама дуэль, тем более
безобидным церемониалом этадуэот опдменяется.
У обыкновенного ужа, ящеричной змеи и у многих других змей
обычно делается выпад в сторону противника, однако "дерущие-
ся" змеи даже не соприкасаются одна с другой. Похожие ложные
бои, связанные с брачными играми, отмечаются, например, у
разных видов гадюк.
У одной из гадюк самцы у них поднимают передний отдел тела
до вертикального полжения и в таком полжении стоят один про-
тив другого, производя колебательные двиэения и громко шипя.
Время от времени противники как бы делают попытки укусить
друг друга. Обыкновенная гадюка как правило, не шипит, и не
делает движений кусания. Самцы просто борются друг с другом,
совершая различные "танцующие" движения и толкая друг друга
головами.
Аналогичные формы поведения могут иметь место и у особей
обоих полов при "любовных играх", как это установлено в отно-
шении оливкового полоза, эскулаповой змеи, обыкновенной яще-
ричной змеи и других.
Мертенс подчеркивал, что змеи не совершают подобюных дви-
жений против врагов, принадлежащих к другим видам.
Похожие данные, о результатах изучения "турнирных" боев,
которые часто происходят между самцами змей перед спаривани-
ем, опубликовал в те же годы Э.Томас(1950)
При ссаживании нескольких самцов обыкновенной гадюки нахо-
дящихся в состояни полового возбуждения, зачастую дело дохо-
дит до "турнирного" боя - состязания, во время которого про-
тивники дерутся, не нанося друг другу повреждений. Такой бой
завязывается в том случае, когда на угрожающее поведение сам-
ца, другой самец отвечает такой же реакцией.
6. Бросок через бедро. Яркий пример - поединки техасских
гремучих змей в споре из-за охотничьих угодий. Если два
встретившихся самца претендуют на одну и ту же территорию, то
спор они решают не дракой, а "военизированным"танцем. В про-
тивном случае змеи, хотя и менее восприимчивые к собственному
яду, искусаали друг друга, и почти наверянка бы погибли.
Полные сил и гордости противники сближаются с высоко "над-
менно" поднятыми головами. Они раскачивают ими перед носом
друг у друга, расходятся, делают поворот направо, поворот на-
лево. Затем вновь сближаются и ползут вместе, на редкость
согласованно, "зеркально", повторяя одни и те же движения.
Своеобразное "вступление" длится минут пять. При этом ни
один из "танцоров" не делает попытки броситься на противника.
Они словно знают, что настоящая борьба еще впереди.
После передышки соперники опять сближаются с величественно
поднятыми почти на полметра от земли головами(чем выше - тем
лучше, "страшнее"). Они переплетают и расплетают шеи, ползут
рядом, плавно раскачиваясь, расходятся и снова натсороженно
сближаются. В их танце есть даже какой-то своеобразный ритм.
Утомившись, змеи отдыхают, лежа друг на друге.
В Мексике очень любят смотреть на такие боевые танцы змей.
В часы досуга мексиканцы буквально часами просиживают у не-
больших вольер, где содержат наиболее проявивших себя танцо-
ров, делают ставки, заключают пари и - подсаживая к ним все
новых и новых сосперников!
Но финал всех таких танцев одинаков. Демонстрация сил за-
канчивается реальной борьбой. Змеи внезапно вновь сплетают
"шеи". Короткий миг силового напряжения - и один из них уже
летит на песок, сверкнув белым бюхом. Победитель некоторое
время прижимает к земле брошенного на "лопатки" противника,
затем с гордо поднятой головой удаляется, проползая дощатой
стены вольерчика, будто совершает перед публикой круг почета.
Проигравший схватку борец смиренно уползает подалше в угол.
Впрочем, на свободе он удрал бы граздо дальше,
Так - танцуют змеи, танцуют люди, танцуют змеи с людьми.