ЗАГОВОРНЫЙ СЛОВАРИК
Н2. НЕПРИЯТЕЛЬ.ЗАГОВОР ОТ НЕПРИЯТЕЛЯ
Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Есть море Каменное.
На том море стоит каменный столп,
И на том столпе стоит каменный муж.
Высота его - от земли до небес,
Широта его - от Востока до Западу,
А той муж зяблет заповеди божии,
Воюет своим посухом железным,
И всякому железу и окладу, булату синему и красному,
И стрелам простим, и всякому оружию железному
И стрелам и пищал(ь)ным пулкам (пулям из пищали - Авт)
Свинцовым и оловян(н)им, с(е)ребреним.
Медным и железным, и каменным,
И пушечным ядрам железним, и всякому пушечному ядру,
Ни шаблею сечною, ни ножем разит,
Ни копием колот, никаким оружием не рушить мене,
Раба Божия (имя рек) и моих товарищов оружие 500 человек,
Не образить мене никакиам ратным оружием,
И как сковороднима ушима своима воротит за сковороду,
Так би воротилось от мене, раба Божия (имя рек)
И моих товарищев в заговорном оружии 530 человек,
По той же заповеди всякому железу звезды
(7 металлов якобы от 7-ми планет, вернулись к - Авт) своей матери земли,
А древо (от древков вернулось бы) в лес,
А перие (от оперения стрел - Авт) в птицу, а птицу в небо.
А клей(рыбий клей, для стрел - Авт) в свою матерь рыбу, а рыба в море,
От мене, раба Божия (имя рек),
И моих товарищов в заговорном оружии 530 человек,
И буде платья мое крипчайше шамина и панцыря, (крепче чем -Авт)
И ковчега булатние,
Всегда ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Примечание: Нетрудно доагадаться, что "каменный столп" - это колон-
на, а "каменный муж" - статуя некоего бога, по всей видимости, "язы-
ческого", т.е. древнегреческого происхождения, Упоминание о "посохе
железном" дает основание считать, что речь идет о Зевсе, боге богов.
"Всякому железу звезды" - напоминание о чисто астрологическом возз-
рении о том, что семи звездам-"планитам"(Солнцу, Луне и видимым семи
планетам, Меркурию, Венере, Марсу, Юпитеру и Сатурну) соответствуют
семь металлов(Золото, серебро, ртуть, медь, железо, олово и свинец),
порожденным землею, куда и призывают их "назад" вернуться.
Заговоры, начиная с воинских артикулов(строевые уставы) Петра I
строжайшим образом преследовались и "ружья заговоритель" рисковал по-
гибнуть жестокой смертью: "без сожаления да сожжется".
Н3. НЕПРИЯТЕЛЬ.ЗАГОВОР ОТ НЕПРИЯТЕЛЯ
Аз раб божий (имя рек) и моих товарищов.
Иду на ратный бой, далеко, против нератных людей,
Своих злых супостатов.
Нератние люди идут против мене, раба божия (имя рек)
И моих товарищев 530 человек
И несут крест Господень.
На нем же распят бысть Иисус Христос, истинной Бог наш...
Божество совершается и господство совокупляется,
То идут на меня, раба божия (имя рек) холмы и земли,
И (к)як широта земли и висота до неба,
Так бы летели стрелы и пищальные пул(ь)ки
И пушечные ядра от мене, раба божия (имя рек)
И товарищов моих 530 человек,
Во веки веков. Аминь.
Примечание: Как видим, заговор распространяться мог на целую роту и
полк, поэтому, так или иначе, но крамольного "заговорителя" организо-
вывала, подчас, к действию, целая масса народа, рота солдат, а то и
офицеров, желающих, пред боев "заручиться" благим располжением святых
мужей, или, на худой конец - нечистой силы.
Что за касается заговоривания "пищальной пульки" - пуль из ружей,
ядер из пушек, и прочего, то они мирно дожили до наших дней и по сей
день практикуются иными суеверными охотниками перед выездом на дичь,
на охоту, когда "наговаривают" на двустволку для пущего успеха...
Н4. НЕПРИЯТЕЛЬ. ЗАГОВОР ОТ НЕПРИЯТЕЛЯ
Под морем под Хвалынским, стоит медный дом,
А в том медном доме закован змей огненный,
А под змеем огненным лежит
Семипудовый ключ от княжева терема, Володимерова,
А в княжем тереме Володимеровом, сокрыта сбруя богатырская
Богатырей Ноугордских, соратников молодеческих.
По Волге широкой, по крутым берегам
Плывет лебедь княжая со двора Княжева.
Поймаю я ту лебедь, поймаю, схватаю.
Ты, лебедь, полети к морю Хвалынскому,
Заклюй змея огненного, достань ключ семипудовый,
Что ключ от княжеска(го) терема Володимерова.
Не моим крыльям долетать до моря Хвалынскаго,
Не м(е)му мечу расклеват змея огненнаго,
Не моим ногам дотащить ключ семипудовой.
Есть на Окияне на острове на Буяне ворон -
Всем воронам стар(ш)ый брат.
Он - долетит до мря Хвалынскаго, заклюют змея огненнаго,
Притащит ключ семипудовой,
А ворон посажен злою ведьмою Киевской.
Во лесу стоячем, во сыром бору -
Стоит избушка, Ни шитая, ни крытая,
А в избушке живет злая ведьма киевская.
Пойду ли я во лес стоячий, во бор дремучий,
Взойду ли я в избушку к злой ведьме киевской.
Ты, злая ведьма киевская:
Вели своему ворону члетать под мре Хвалынское,
В медной дом, заклевать змея огненнаго,
Достать семипудовый ключ.
Заупрямилась, захарачилась злая ведьма киевская
О своем вороне.
Не моей старости бродить до моря Окияна,
До острова до Буяна, до чернаго ворона.
Прикажи ты моим словам заповедным достать ворону
Тот семипудовый ключ.
Разбил ворон медный дом, заклевал змея огненнаго,
Достал семипудовый ключ.
Отпираю я тем ключом княжой терем Володимеров,
Достаю сбрую богатырскую
Богатырей Ноугродских, сратников молодеческих.
В той сбруе не убьет меня -
Ни пищаль, ни стрелы, ни бойцы, ни борзы(верховые),
Ни татарская, ни казанская рать.
Заговариваю я - раба (такого-то) ратнаго человека,
Идущего на войну сим моим крепким заговором.
Чур слову конец, моему делу венец.
Примечание: Данный заговор и вовсе похож на русскую народную сказку,
когда богатырь идет от одного места к другому и пытается найти средс-
тво для утоления своей печали.
Н5. НЕУЯЗВИМОСТЬ. ЗАГОВОР НА НЕУЯЗВЛЯЕМОСТЬ ВОИНА.
Завяжу я, раб (такой-то) по пяти узлов
Всякому стрельцу не мирному, не верному (вражьему)
На пищалях, луках и всяком ратном оружии.
Вы, узлы, заградите стрельцам все пути и дороги.
Замкните все пищали, опутайте все луки,
Положите все ратные оружия.
И стрельцы бы из пищалей меня не били,
Стрелы бы их до меня не долетали,
Все ратные орудия меня не побивали.
В моих узлах сила могуча змеиная сокрыта,
От змея двунадесят-главного (12-главый змей, год, жизнь -Авт),
Того змея страшного, что прилетел с Окиян-моря,
С острова Буяна, с медного дома(солнце - Авт), того змея,
Что убить двунадесятью богатырями
Под двунадесятью муромскими дубами.
В моих узлах зашиты злою мачехою змеиные головы.
Заговариваю я раба (такого-то) ратного человека,
Идущего на войну моим крепким заговором, крепко накрепко.
Примечание: То, что гладкая веревка способна выскользнуть из рук
как змея, то, что она развязвашись сособна "отпустить"(даже штаны), а
завящавшись, способна "сдержать" известно было всем от мала до вели-
ка. Поэтому, вполне естестенным "магическим" действием у многих наро-
дов оказалось то, что накладывание узла на веревку с приговром - оз-
начао препятствие кому-то в чем-то, а развязывание его - наоборот,
освободдение.
Так известный скандинавский естествовед средневековья, Олаус Маг-
нус, описывал ведьм Лапандии который втридорога продалавли купцам ве-
ревку с "наговоренным" узлами, способными, якобы принести, при развя-
зывании попутный ветер, штори наконец губюителную бурю.
Завязывая узлы "на наприятеля" заговаривающий, фактически мечтал о
буквальном "связывании" по рукам и ногам, а невозможности шевеления,
стрельбы и прочих губительных для себя действий.
Н6. НАВОДНЕНИЕ. ЗАГОВОР ОТ НАВОДНЕНИЯ.
Хожу я, раб Божий по улицам, хожу по закоулочкам,
Измеряю я реки, озера и моря синия.
Нигде, то есть нигде нету мне пристанища,
Ни во живе, ни в жиле, ни в сугробище не доловних зря...
Был я млад, буду и стар,
Во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Желаю я, раб грешный приютитися,
Чтобы меня не лихая струя не подмыла,
Ни река не затянула,
Ни озерская вода не затопила.
Аминь. Аминь. Аминь.
Святый Николай мокрый, ты еси спасал от меча и воды,
Сохрани меня от всякаго наводнения,
От всякой потопи, спаси и сохрани,
И защити чудной молитвою твоею Святаго слова,
Да будет сему моему слову, аминь.
Примечание: От воды зависел урожай, зависела жизнь, поэтому вынуж-
денно селились поближе к рекам и озерам. Но, по весне, спасительная
влага мога сыграть злую шутку, На этот случай, как видим, так же су-
ществовал свой специальный заговор-заклинание.
"Сконструирован" он был, как видим, довольно разумно: понимая неот-
вратимость ежегодных наводнений, просили не о том, чтобы их "не бы-
ло", а лишь о том, чтобы уберечься, хотя бы самим,
О1. ОСА. ЗАГОВОР ОТ ОСЫ.
Оса, мать всем осам,
Ты мне не мать.
Осятки-детки, всем детям детки,
Вы мне не дети.
Беру я закручен-траву,
Сушу на сыром бору,
Жгу в зеленом лугу.
Осятки летите на дым,
Оса, беги в сырой бор.
Слово замок, ключ язык!
Примечание: Встретить где-либо в амбаре или в заброшенной избе оси-
ное гнездо величиной с голову и попытаться изгнать его обитателей - в
старое время было делом достаточно обычным.
Поэтому, "во избежание" ужаления осой, или хотя бы "для профилакти-
ки" читался подобный осиный заговор, после чего приступали к реши-
тельному изгнанию опасных соседей!
О2. ОСТУДА. ЗАГОВОР НА ОCТУДУ МЕЖДУ МОЛОДЦЕМ И ДЕВИЦЕЙ
Как мать быстра река Волга течет,
Как пески с песками споласкиваются,
Как кусты с кустами свиваются,
Так бы раб (такой-то) не водился с рабой (такой-то).
Ни в плоть, ни в любовь, ни в юность, ни в ярость.
Как в темной темнице и в клевнице, есть нежить
Простоволоса и долговолоса, и глаза выпучивши,
Так бы раба (такая-то) казалась рабу (такому-то)
Простоволосой и долговолосой, и глаза выпучивши.
Как у кошки с собакой, у собаки с россомахой,
Так бы у раба (такого-то) с рабой (такой-то)
Не было согласья ни днем, ни ночью,
Ни утром, ни в полдень, ни в пабедок!
Cлово мое крепко!
Примечание: Заговор данного типа произносился, опять-таки, или са-
мим влюбленным или по его просьбе, вполне "адресно", на чье-то имя.
Нередко старались сделать так, чтобы "предмет заговора", так или ина-
че = но прослышал о готовящемся или состоявшемся "колдовстве". впал в
панику или, хотя бы, в беспокойство.
Во всяком случае "остуду" организовывали не одними только словами,
а, по мере возможнсти и чисто "химически" - подмешивая то или иное
зелье в "еству"(еду), в целью или снизить половую потенцию "супротив-
ника", или же вообще - сжить со света, отравив насмерть.
О3. ОСТУДА. ЗАГОВОР НА ОCТУДУ МЕЖДУ МУЖЕМ И ЖЕНОЙ
Cтану я не благословясь,
Пойду, не перекрестясь,
Не дверьми, не воротами,
А дымным окном, да подвальным бревном.
Положу шапку под пяту, под пяту,
Не на сыру землю, не на сыру землю, да в черный чобот.
А в том чоботе побегу я в темный лес, на большо озерищо.
В том озерище плывет челнище,
А в том челнище сидит черт с чертищей.
Швырну я с-под пяты шапку в чертища.
Что ты чертище, сидишь в челнище, со своей чертищей?!
Cидишь ты, чертище, прочь лицом от своей чертищи.
Поди ты, чертище, к людям в пепелище!
Посели чертище, свою чертищу к (такому-то) в избище.
В той избище, не как ты, чертище,
Со своей чертищей, живут людища.
Мирно, любовно, друг друга любят, чужих ненавидят.
Ты, чертище, вели, чертище,
Что б она, чертища, распустила волосища.
Как жила она с тобой в челнище,
Так жил бы (такой-то) со своей женой в избище!
Чтоб он ее ненавидел. Не походя, не поступя,
Разлилась бы его ненависть по всему сердцу,
А у ней по телу неугожество.
Не могла бы ему ни в чем угодить
И опротивела бы ему своей красотой,
Омерзела бы ему всем телом.
Как легко мне будет отступить от тебя,
Как легко достать шапку из озерища,
Тебе, чертищу, хранить шапку в озерище,
От рыбы, от рыбака, от злого колдуна. Ч
То бы не могли ее ни рыбы съесть, ни рыбак достать,
Ни зло колдун отколдовать, на мир и на лад.
И вместо рукописи кровной(подписи кровью - Авт)
Отдаю я тебе - слюну!
Примечание: Если священослужители старых времен буквально все заго-
воры относили к "нечистым" и неподобающим действиям, то сами знахари
и доки делили заговоры на потенциально "чистые" и "нечистые".
Заговоры "чистые" в ясном и явном виде ипользовали "святую" и "чис-
тую" силу - святых, архангелов, угодников, Богоматерь и т.п. Такие
заклинания-молитвы начинались со слов "Пойду, благословясь", "Войду,
перекрестясь" и томук подобным образом.
Заговоры же "не чистые" применялись в тех случаях, когда надежды со
стороны официальных святых было маловато и полагали, что пора прибег-
нуть и к "нечистой" силе - к домоым, лесовика и т.п.
О4. ОХОТА. ОХОТНИЧЬИ ЗАГОВОРЫ НА ГОРНОСТАЕВ...
Господи, Благослови!
Стану я, раб Божий (имя рек), благословясь,
Пойду, перекрестясь,
Из избы - дверьми, из дверей - воротами,
В чистое поле за воротами, из чистого поля в темный лес.
В темном лесу стоит кипарис-дерево.
Под тем кипарисом сидит сама Мать Пресвятая Богородица.
Держит она в своей десной руке три прута:
Прут железный, прут медный, прут серебряный,
Ударю а первым прутом по сырым лесам,
Ударю н другим прутом по мхам, по болотам.
Сырые лса сшатаются. мхи-болота сколеблются.
Разбежалися белые звери, горностаи на все четыре стороны,
Побегите вы кривоноги, черно-хвости!
Ударю я третим прутом белаго мужа, жубрила.
Ай, ты был муж, жубрило, сам ты бел и конь под тобой бел,
Заезжай и залучай со всех четырех сторон, со стока и запада,
И лета и севера идите со всех четырех сторон
Белые звери горностаи;
Как идет солнце и месяц и частыя мелкие звезды
И вся луна поднебесная идет неотпятно,
Тяк идите на мой завод, на мои сгодья к моим плашки,
Белые звери горностаи,
А минуйте, проходите мои силья пасти, они не про вас излажены.
Кушайте по плашкам мои ествы:
Те мои ествы слаще матерного молока.
К зтому моему слову - ключ и замок отношу я к Окиан-морю.
Есть на Окиан-море остров велик,
К берегу лежит бел-горюч камен Алатырь.
Под камнем стоит живая щука,
Пожрет тот мой ключ и замок.
Кто кругом Окиан-море обойдет,
Кто около Окиан-моря песок вызоблет,
Кто из Окиан-моря воду выпьет.
Кто ту живую щуку добудет,
Ключ и замок мой достанет -
Тот мой промысел попортит.
Примечание: "плашки" с "ествы" - деревянные дощатые ловушки с при-
манками. Что ж касается "белого и горючего" камня Алатыря, то, по на-
шему мнению опд ним очень часто понимали - светлый и горючий, т.е.,
буквально, "горящий", "сгорающий" камень янтарь, выбрасываемый и
впрямь на берега северных морей!
О5. ОХОТА. ЗАГОВОР НА БЕЛИЧНЬЮ ЛОВЛЮ.
Господи Боже благослови, Отче.
Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа, аминь.
Как родился сей раб младенец,
Не знает себе ни имени, ни отчины, ия отца, ни матери,
Ни роду, ни племени, и ни страсти, ни боязни,
Не имеет в себе ни ума, ни разума,
Ни на ногах скораго и тихаго хождения,
Ставания, скакания, и ни пути, и ни дороги,
Ни днины (дня), ни ночи,
И тако же 6ы меня, раба Божия,
Ни огненнаго моего оружия, и свинцовой пули, ни пороху,
Ни моей промышленной собаки,
Белые звери, белки и всякие поголовныя птицы
Не знали бы и не имели о себе
Ни ума, ни разума, в ногах скакания, в крылах махания,
И ни страсти, ни боязни в день, под красным солнцем,
В ночь и под младым светлым месяцом,
И находи на их на ум велкикой, на древах.
И будьте вы, мои слова, пушкой -
Белой зверю м белой голубой белке и всякой поголовной птице,
Будте крепки, лепче клею, крепче синяго булату
Святым Духом, Божиим изволением, Господним 6лагословением,
Всегда, и ныне, и присно, и во веки веков, аминь.
И не пути, и не дороги, и не дни, не ночи,
Всегда бы были тихи, кротки и смирены.
Тако б передо мною, рабом Божиим (таким-то)
Белые звери я всякия поголовныя птицы
Кротки и смирены.
Примечание: Упомянутые "белые" звери не обязательно обозначало "бе-
лых" по цвету меха животных. Белыми называли просто "ценных" зверей
зверей, подобно тому же как "черными" людьми нередко называли людей
низкого звания.
П1. ПОРЧА. ОТ ЧАР НА ВЕТЕР
"Царь речной! Дай воды наболтаной!
На леготу, на здоровье рабу Божию (имя рек)".
Примечание: Перед применеием загаоора брали с трех прорубей или ко-
лодцев воду, которою окачивали больного три раза; при черпании воду
всегда размахивали "на посолонь". то есть по солнцу, по направлению
его движения, на юге - с востока на запад, на севере - с запада на
восток. Почерпнувши, приговаривали приведенный заговор.
Когда несли воду, то: как считали, нельзя затем ни с кем здоровают-
ся или говорить, пока воду не применили к действию.
П2. ПОРЧА. ЗАГОВОР ОТ ПОРЧИ
Во Имя Отца. и Сына. и Святаго Духа. аминь.
От Богородицыной молитвы, От Иисусова креста,
От Христовой печати, от святых помощи, от моего слова,
Отъиди бес нечистый, дух проклятый,
На сухия древа, на мхи и болоты,
И там тебе место. житие, пребывание н воля.
И там кричи, а не в рабе Божией (имя рек) самовольничай.
Сам Господь Иисус Христос, сама мать Пресвятая Богородица.
Вся небесная сила, Михаил архангел, Авоид, ангел,
И все святые чудотворцы; Нифонт и Мароф. Киприан, Иустиния.
Конон Исаврийский, Димитрий Ростовский, Илия пророк,
Николай Чудотворец, Георгий Победоносец и царь Давид,
Иоанн Креститель и Власий, Истофер и Никита великомученик,
И мое слово страшно и заговор силен:
Запрещаю тебе, бес проклятый, дух нечистмй,
Нигде не живи и не будь в рабе Божием (имя рек),
Выйди вон, сейчас, и сию минуту,
Со всеми порчами и чарами
И отыди от рабы сей прочь и поди в свое место,
Где был и куда тебя Господь Бог, Иисус Христос, послал,
И где тебе велел жить, в бездну преисподнюю,
В землю пустую неделанную, туда и поди, там и живи,
А сию рабу остави навсегда, от ныне и до века,
Аминь, аминь, аминь.
Примечание: в заговорах нередко упоминались имена формально не су-
ществовавших мудрецов, военачальников, царей и цариц, с древнегречес-
кими, латинскими или древнееврейскими корнями слов. Искать, в ряде
случаев, какой -то аналог искаженному и придуманному имени часто
просто бесполезно. Тем не менее в данном заговоре присуствует весьма
внушительная группа вполне официальных святых, правда, и совершенно
различных верований.
П3. ПОРЧА. ЗАГОВОР ОТ ПОРЧИ
Выгоняю я, раб Божий, из рабицы Божией (имя рек)
Всякаго нечистаго духа
Именем Госдодним, Духом Святым, крестом животворящим,
Травою лютой, молитвами Святых.
Посылаю адскаго князя,
Выведи из сей рабицы (имя рек) своего нечистаго духа
И дай опять старому хозяину,
Прибери опять на свои прежние руки,
Пошли его в морскую глубину,
Заключи его на веки в морской глубине
Тремя ключами железными, тремя замками булатными,
Запечатай его тремя печатями Соломоновыми,
Заключи его тремя заклятиями господними.
А ты, нечистой дух,
Не стани рабинами тилесами в правде...
("рабинами" - человеческим, "телесами" - телом)
Примечание: Под "Соломоновой печатью" разумелся либо шестиугольник,
либо шестиконечная звезда, либо перечеркнутые треугольники, которым
приписывали магическую силу, в данном случае - положительную. Изоби-
лие применения таких" печатей" можно встретить в трудах средневековых
алхимиков разных стран западной Европы. Перстень с подобной печатью,
согласно одной из сказок позволял понимать голоса животных и творить
всевозможные чудеса.
П4. ПОРЧА. ЗАГОВОР ОТ КОЛДУНОВ
Стану я, раб Божий, благословясь, пойду перекрестясь,
Из избы дверьми, из двора воротами,
В чистое поле, под восточную сторону,
Под восточной стороной есть Окиян синее море,
На том на Окиане на синем море лежит бело-латырь камень,
На том бело-латырь камне. стоит святая золотая церковь,
В той золотой церкви стоит золот(ой) престол,
На том злате(м) престоле сидит сам Иисус Христос,
Михаил Архангел, Гавриил архангел, Иван Богослов,
Иван Предтеча, Георгий храбрый,
НиколаЙ Святитель Христов угодник;
Я приду раб Божий в чистоте, поклонюсь и помолюсь.
О, батюшка. истинный Христос, Михаил Архангел,
Гавриил Архантел, Иван Богослов, Иван Предтеча,
Георгий храбрый, Николай Святитель Христов, угодник
Обставьте круг меня, раба Божия (такого-то),
Тын железный. вереи булатны(е),
На 120 верст, оком не окинуть, глазом не увидеть,
Пропущайте огненную реку!
Отговариваюсь я, раб Божий,
От колдуна, от ведуна, от колдуньи, от ведуньи,
От чернова, от черемнова, от двоежонова, от троежонова,
От двоезубова. от троезубова, от трубинова., от окошечнова,
От сеннова, от девки простоволоски, от баби от самокрутки,
От всякаго от злаго находа человека.
Может ли злой, лихой человек заговорить -
Громче громову стрелу огненную молнию,
Может ли испортить, изурочить мертваго?
Может ли - злой, лихой человек,
Колдун.колдуница. еретик, еретица,
Не может - гром, громову(ю) стрелу и огненную молнию,
Не может - испортить, изурочить мертваго человека.
Брал бы злой. лихой человек.
Колдун, колдуница. еретик, еретица
Своими белыми руками свой булатный нож,
Резал бы он свое бело тело своими белыми руками,
Грыз бы он свое 6елое тело своими белыми зубами
Уста мои - зубы, замок - язык;
Во имя Отца, и Сына. и Святаго Духа. Аминь.
Примечение: Почти как в известном стишке-поговорке "против лома нет
приема, если нет другого лома", так и в показанном только что загово-
ре, произносящий его вполне надеялся на действенность сказанных им
"охранных" слов против такого страшного врага, каким считался колдун.
Для полноценности на помощь призывался, как видим, целый сонм свя-
тых лиц - Николай, Георгий, Гавриил и прочие. Вынужденная "необходи-
мость" создания подобных заговоров. "прикладных молитв" создала сво-
еобразное "литературное направление", со своими сюжетами, своей
стратегией и тактикой сценария, своей отчетливой логикой.
Здесь не было каких-то двусмыселнностей, туманных притч и дальних
намеков, все было откровено и четко разложено по полочкам: враг есть
враг, он длжен быть уничтожен или хотя бы ослаблен, зло и тьма должны
быть ниспровергнуты, добро и свет - восторжествовать.
П5. ПУЛЯ. ЗАГОВОР ОТ ПУЛИ.
Взниде на гору Господню -
Господа Нашего Иисуса Христа -
Со мною, рабом божием (имя рек)
И святаго пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна,
Молитвами Святаго Николая Чудотврца, заступите мене
От стрел и пулек и пушечных ядер. Стойте и не ходите,
Ко мне, рабу Божию (имя рек)
И моих товаришов в заговорном оружии- 530 человек.
Молитвами святых отец запрещаю Вам,
Стрелкам и пищальным пул(ь)кам и пушечным ядрам,
И всякому оружию,
Я, раб божий (имя рек)
И моих товарищов 530 человек -
Всеми молитвами и апостолами, архангелами и ангелами,
Михаилом, Гавриилом и со всею небесною силою,
И со всеми преподобными отцами
И святыми священно-мучениками,
Которые за Христа кровь проливали,
Святой Тихон, всякаго супостата.
Святые четыре апостола Иоанн, Матфей, Марко, Лука,
Помолитеся за меня Господу Богу, раба Божия (имя рек)
И моих товарищев в заговорном оружии 530 человек.
Слава во имя Господне, Господа Нашего Иисуса Христа!
Повергни Господь ворогов моих и супостатов
В окиян-море и под белый камень,
И каково в замках сидети крепко,
Таково бы было слово Христово крепко
На рабе Божием (имя рек)
И моих товарищов в заговорном оружии 530 человек.
Коли ти мои недруги изо дна моря ключи достанут,
Тогда мене, раба Божьяго (имя рек)
И моих товарищов в заговорном оружии 530 человек
Избранных - достанут.
Да не достати тем моим злым недругом изо дна моря ключов,
И меня раба Божия (имя рек) не доставит,
И товарищов моих в заговорном оружии,
Не образит ни каким ратним оружием, како... не выходит,
Также б стрелкам(пущенным из лука) и пищал(ь)ным пул(ь)кам
И пушечным ядрам не выходить, нехай же... идут мимо мене.
Я, раб Божий (имя рек)
И моих товаришов в заговорном оружии 530 человек,
Всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь,
Примечение: Официальная молитва перед боевыми действями существова-
ла в российской армии, вплоть до революции 1917 года. Капелланы неиз-
менно был в армиях различных западных государств и в книге "Похожде-
ния бравого солдата Швейка" Ярослав Гашек описал немало забавных
эпизодов, связанных именно с этим обстоятельством.
Тем не менее, как видим, на "официальную" молитву солдаты не всегда
надеялись и, для надежности, стреились "пообщаться" с заоблачным ми-
ром "лично", через колдуна-"ружьезаговорителя",
П6. ПУЛЯ. ЗАГОВОР ОТ ПУЛИ
В высоком терему, в понизовском, за рекою Волгою,
Стоит красна девица, стоит-покрашается,
Добрым людям похваляется, ратным делом красуется.
В правой руке держит пули свинцовыя,
В левой медныя, а в ногах каменныя.
Ты, красна девица, отбери оружия:
Турецкия, татарския, немецкия, черкасския,
Сусския, мордовския, всяких языков и сопостатов.
Заколоти ты своею невидимою силою ружья вражия.
Будут ли стрелять из ружья, или из пули(пушки).
Были бы (остались бы) в пули (в стволе пушки).
Пошли бы эти пули во сыру землю, во чисто поле.
А был бы я на войне цел и невридим,
А была бы моя одежда крепче панциря.
Замыкаю свои приговорныя словеса замком,
А ключ кидаю в Окиан-море, под горюч камень алатырь.
И как ему не высыхать, камня не видать, ключей не доставать,
Так меня пулям не убивать,
Да моего живота(жизни) им по конец века не доставать.
Примечание: Слово "живот", не раз уже встречавшееся в заговорах,
обозначает, однако же "жизнь", иногда - имущество("мои животы") произ-
носящего заговор или "заказчика", на которого, этот заговор читался.
П7. ПОРУБ(рубленая рана). ЗАГОВОР ОТ ПОРУБА.
Встану я, благословясь, лягу я, перекрестясь,
И лягу в чистое поле, в зеленое.
Встану я, благословясь, лягу я, перекрестясь,
На чистое поле, во зеленое поморье,
Погляжу на восточную сторону (солнечную, "чистую" - Авт).
С правой, восточной стороны летят три в(о)рана,
Три брательника, несут трои золоты(е) ключи,
Трои золоты(е) замки.
Запирали они, замыкали они воды и реки, и синия моря,
Ключи и рудники, заперли они раны кроваыя, кровь горючую.
Как из неба синий дождь не канет,
Так бы у раба Божия (такого-то) кровь не канула. Аминь.
Примечание: Чисто геометрическое и географическое положение в старину
считалось очень важным. В наше время об этих обстоятельствах вспомнили в
связи со знакомством и модой на восточную(китайскую) геомантию "Фен-Шуй",
основанную именно на этих принципах, где понятие "Восток-Запад" является
основовологающим для всей методики.
Юг, где "ходит" Солнце и Восток, где оно восходит, Север, где солнце
практически не показывается(только за полярным кругом можно видеть солнце
обходящее "кругом", вокруг наблюдателя) и Запад, где оно садится, куда оно
уходит и куда заходит - все это были совершенно разные стороны.
Восток считался светлым и "сухим"(географически так оно и есть - в связи
с континентальным климатом восточной Азии), а Запад - мокрым и темным: его
так и называли. Пришли ветры "с гнилого кута", то есть с "гнилого" Запада -
именно так называли его в летописях. Неудивительно, что и отношение к раз-
ным народоам - с востока или с запад было разным: "гнилые люди" с "гнилого"
запада и "светлые" - с востока.
Молиться в сторону солнца или от него, креститься или совершать обряды
"посолонь"(по солнцу) или против - в этом видели огромное значение в угоде
главному божеству.
П8. ПОЖАР. ЗАГОВОР ОТ ПОЖАРА.
Я, раб Божий (имя рек) хожу кругом своего царства,
Меряю ступнями ограду и Владычицы Матери Бога Нашего
Неопалимую Купину(несгорающий куст - Авт), прошу:
Спаси рабов Божиих (имя рек) от огня и меча,
И от всякаго супостата.
Аминь. Слово мое крепко.
Подуй ветер, потяни жупел и полымя ни на чьи хоромы,
Ни на лес, ни на пашню, ни на скотную дворину,
А на полевую былину.
Слово мое крепко. Аминь.
Владычица милосердная, Неопалимая Купина,
Ты еси защитница бедных и богатых,
Защити и помилуй нас, грешных, от огня и жупела(серы, т.е. - Авт.),
Силою сонми всех святых, сидящих у престола Госопдня.
Владычица Милосердная Приснодева Мария,
Неопалимая Кипина
Защити, сохрани и помилуй рабов Божиих (имя рек),
Отврати полымя в супротивную страну,
Сгинь, пропади страх и ужас,
Сгинь, пропади, полымя...
И избави нас, грешных рабов, от всякаго зла,
Купина Неопалимая, Владычица Пресвятая.
Примечание: В тексте заговора имелась в виду библейская "неопалимая
купина", буквально - несгорающий куст. Подобное растение, "<ясмен-
ник", действительно имеется, в 1960 году, будучи вывезено верующими в
польский заповедник, в Коротицах, оно внезапно самовоспламенилось.
Тогда-то и выяснилось, что в нем изобильно выделяются легколетучие
эфирные масла, которые, скоро прогорая, не наносят вреда листве.
Странный куст "неопалимая купина", как считалось, мог принять молит-
ву, посвященную огню и - отвести пожар от того или иного дома.
П9. ПЬЯНСТВО. ЗАГОВОР ОТ ПЬЯНСТВА.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь.
Хмель и вино, отступись от раба Божия (такого-то),
В темные леса,
Где люди не ходят и кони не бродят, и птица не летает.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа (дважди),
Хмель и вино выходи на быструю воду,
На которой воды люди не ездят;
От раба Божия (такого-то)
Хмель и вино поди на буйние ветры,
Которой ветер по дальности ходит.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа,
Привяжись к лихому человеку,
Который на (такого-то) лихо думает,
К тому привяжись, который добра не сделает,
От меня во веки отвяжись.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь.
Примечание: Под "хмелем" ныне пнимают, чаще, пьяное("хмельное")
состояние человека. Но сам "хмель" - это достаточно всем известное
вьющееся ратсение, многолетник, с листьями, напоминающими виноград-
ные, почему, оно, видимо и привлекло внимание человека еще в давние
годы, годы поиска растений, применимых в практике.
Женские цветки хмеля образуют желтоватые чешуйчатые шишечки, содер-
жащее горькое пахучее опьяняющее вещество - "хмелевину"(лупулин).
В связи с этим хмель, в той или иной мере добавляется в пиво, при-
давая ему специфический вкус, аромат и свойства.
П10. ПЬЯНСТВО. ЗАГОВОР ОТ ЗАПОЯ.
Заря-зарница, красная девица - сама мати и царица;
Светел месяц, ясные звезды,
Возьмите у меня безсонницу, бездремотницу, полунощннцу,
Среди ночи приди ко мне
Хоть красной девицей, хоть матерью царицей
И сложи с меня и отведи от меня окаянную силу,
И дай мне Спасову руку, Богородицын замок.
Ангел мой, архангел мой,
Сохрани душу мою, сохрани мое сердце,
Враг сатана - откажись от меня.
Крестом крещуюсь, крестом ограждуюсь,
Крестом ангела призываю, крестом лукаваго отгоняю,
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аиинь.
Знаю Святыя знамения!
Примечание: считалось, что Чтобы пьющий запоем, уснул и после зтого
перестал пьянствовать, нужно снять с него носки, на который и нагова-
риваривали. Понятно, что с холодными ногами пьяный человек быстрее
приходил в себя, и, вероятно, находясь еще в состоянии сна, мог услы-
шать слова заговора, так или иначе их запомнить, воспринять и... им
поневоле пддчиниться!
П11. ПЬЯНСТВО. ЗАГОВОР ОТ ПОХМЕЛЬЯ.
Господине еси хмель, буйная голова!
Не вейся вниз головою, вейся по солон по...
А аз тебя не знаю, где ты живешь
Вверх сыра дерева влези к своему господину
В медныя бочки и пивныя;
Как не жить на огне,
Так на сем человеке - лихие словеса (не живут) (имя рек),
Аще изопьешь чащу сию,
Доколе мои словесе из меня сии изошли,
Из его, раба Божия (имя рек), похмелье,
Господине хмель, как царь сядет во царствии своем:
Тако и ты сиди на месте своем, где родился!
Примечание: К хмелю, цепкому вьюемуся растению здесь обращаются
лично - "не вейся низ головою". В данном случае заговор обошелся без
угроз в адрес агрессивного хмеля-пьянителя, но зачастую, если позволя-
ли обстоятельства, угрозы такие произносились вполне явно - когда
обещали что-либо пожечь, повырубить. повытоптать и т,п.
П12. ПЬЯНСТВО. ЗАГОВОР ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕКУ ПОХМЕЛЬЕ УМОЛВИТЬ
Господи хмель, буйная голова,
Не вейся вниз головою, вейся в посон,
Под воргою, а яж тебя не знаю, где живешь,
В верх сыра древа лезь к своему государю,
В медвяныя бочки и пивныя,
Как не лежит на огне,
И так на сем человеке - лихая словеса (не лежат) (имя рек).
Аще испиеши чашу сию, доколе из меня словеси сии изошли,
А из сего раба Божия (имя рех) похмелье.
Господин хмель, как царь сидит на царствии своем,
Так и ты сиди на месте своем, государь родись.
Примечание: "посон", т.е. по направлению движения солнца, иначе -
"посолон", "по солонь", буквально, "по солнцу"(Sol). "Медвяные" боч-
ки, понятно, не "медные" бочки, а бочки с хмельными медами, "медову-
хой", очень популярной на старой Руси, а ныне "слегка ожившей" в виде
"медового" пива в производстве самых различных фирм и заводов.
П13. ПЬЯНСТВО. ЗАГОВОР ОТ ПЬЯНСТВА
Явился еси (ты есть) рабу своему непорочне(му),
Самовольне тебе превел еси от пьянства, раба Божия (имя рек)
Иже от девы тебе ради родитеся хотящему,
Святе(му) венценосце, пренудре(й) мученице Вонифатие.
Избави, установи, и укрепи раба Божия (имя рек)
От всякаго хмельнаго пития и запойства,
Воздержи его от всех худых дел и обстояний,
И ныне, и присно, в во веки веков, аминь.
Пустынный житель, и в телеси -
Ангел и чудотворец явился еси и богоносец,
Преподобне отче наш, Мовсее Мурине,
Постом, 6дением и молитвою небесны(е) дарования прием,
Исцелаюше скорбныя и печальныя,
Избавляюще пьющия и запойныя,
И души (с) верою приходях (к) ти(бе).
Слава давшему тебе крепость и терпение,
Слава венчавшему тя(бя),
Слава действующе(му) тобою всем исцеление.
Избави, устрани, установи и ухрепи рвба Божия (имя рек)
От хмельнаго запойства и пиянства.
Мурины заушив и (в) лица демонов поплевав,
Мысленныя приял еси,
Яко же солнце светло светом,
Жития(м) своего и учением
Наставляя душу раба Божия (имя рек)
Избави, установи, и укрепи
От всякаго хмельнаго пиянстаа, и запойства,
От сего часа по вись его век, до гробовой доски,
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Аминь.
Примечание: Судя по всему автор(или - авторша?) подобного,
на редкость витиеватого текста, действительно, был весьма оза-
бочен проблемой пьянства и "запойства", происходящего, видимо,
от совершенно конкетного человека.
П14. ПЬЯНСТВО. ЗАГОВОР ОТ ЗАПОЯ
Ты небо слышишь, ты небо видишь,
Что я хочу делать над телом раба (такого-то).
Тело Маерена печень тезе.
3везды вы ясныя, сойдите в чашу брачную;
А в моей чаше вода из-за горнаго студенца (ручья - Авт).
Месяц ты красный, зайди в мою клеть,
А в моей клети ни дна, ни покрышки.
Солнышко ты привольное, взойди на мой двор,
А на моем дворе ни людей, ни зверей.
Звезды уймите раба Божия (такого-то) от вина,
Месяц, отврати раба (такого-то) от вина,
Солнышко, усмири раба (такого-то) от вина.
Слово мое крепко!
Примечание: Если в предыдущих заговорах в борьбе с запоями пытались
использовать "святую рать", то здесь обращаются к силам приордным и бо-
лее наглядным - к звездам, солнцу, месяцу. Поскольку заговоры такие чи-
тались, нередко. вслух, прямо над мертвецки пяьным человеком. тот мог
слышать подобные речи и, так или иначе "принимать их к сведению". Впро-
чем, без каких-то дополнительных действий пьянство, вероятно, прекраща-
лось редко, поэтому заговоры читались в момент спаивания лекарства, явно,
или же тайком, когда куда-либо, например, в то же самое вино - подмеши-
валась какая-либо "отвращающая" гадость.
Next