ЗАГОВОРНЫЙ СЛОВАРИК
Ч1. ЧЕРВИ. ЗАГОВОР ОТ ЧЕРВЕЙ
Се умолвити червь в человеце,
Или в коне или в ниве:
Как заядет солнце, плюнь иа камень или на руки,
И глаголи сие над маслом,
или над солью, да промолви сие:
"Седла гремят, узды бренчат,
В порожныи меха ехати по хмель,
По легкой товар червям,
И полетите за море,
Там у червей свадьба,
Овча яловица печена
(т.е. баранина молодая нажарена, наивная "приманка" червым -Авт.)
А здесь - червям огонь,
Сера горючая, и смола кипучая,
Побегите черви отселе за море!"
Примечание: под "червями" понималось все извивающееся, на облик
червеобразное - и глисты у человека, и мушиные личинки в ране лошади
("в коне") и гусеницы в поле("в ниве"). Все это считалось поганым.
Вот, таковы "волшебные" старорусские заговоры, то есть то самое,
что в сказках обычно называют "заклинаниями". "Заклинали" и "загова-
ривали" с разными целями, но успех зависел часто вовсе не от того,
"какой" читался заговор, "кто" его читал Хотя именно это считали
"главным".
Успех, как нетрудно видеть из многих показыанных выше загоаоров
зависел в дальнейщем от того, как начинал себя вести тот кто читал
заговор, если он читал его для себя (самовнушение, самогипноз) или
тот, ради когу читали этот заговор. "по заказу". Если заговор "от бо-
лезни" слышал больной, заговор "от вора" - вор, заговор "от оружия" -
противник на дуэли и т.д., заовор и впрямь мог помочь стать одному
уверенным в своих, пусть даже небольших силах, и сделать другого бо-
язливым, опасливым и острожным.
Подобная "двустороннесть", "обоюдоострость", "диалектичность" заго-
вора необычайно важна, и, пожалуй, является основой его столь своеоб-
разного "психотерапевтического" действия.