| ГЛОССАРИЙ | | А,Б,В | Г,Д.Е | Ж,З,И | К,Л,М | Н,О,П | Р,С,Т | У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,З,Ю,Я |

ДРЕВНЕРУССКИЕ ВОЛШЕБНЫЕ ЗАКЛИНАНИЯ
Если взять на себя лестную, хотя и опасную ответственность, как специалиста по "аномалике"(аномалика - наука об аномалиях, с 1985 года термин наш - А.А.), то следует отметить крайне важный период в истории аномалики, а именно - переход от магических воззрений к строгой науке.
В нем крайне важным является логическое звено, пришедшееся в химии, физике и медицине, в основной массе, на XVII-XVIII века. Это - звено касается ПОТЕРИ ЗАКЛИНАНИЙ в научных и производственных процессах. Историки науки и магии, как ни странно, пренебрегают им, либо не ощущая, либо явно недооценивая. Меж тем, это звено - ключевое.

1) В физике, в XIII веке мы встречаемся с исключительной личностью - Роджером Бэконом(1214-1294) - провозвестником опытного естествознания. Воспитанник Оксфордского университета, широкого образованный человек, глубоко изучивший античные и арабские рукописи,
Бэкон вел неутомимую борьбу с суевериями, разоблачая лежащее в их основе невежество, широко используемое проходимцами и жуликами. Он прекрасно понимал бесполезность заклятий и ритуалов. Например, про притяжение магнита он отмечал так (цит. по Кудрявцев П.С., Конфедератов И.Я. "История физики и техники". Изд.2. М.: Просвещение, 1965):
"Если бы пред не знающими того, что магнит притягивает железо, произнести, прежде чем сделать опыт, заклинания и заговоры, то они никак не приписали бы явление естественному притяжению".

2) Физика и техника, в силу явности и наглядности многих своих про- цессов, освободились от заклинаний достаточно рано. В "труднопонимаемой" химии применение заклинаний задержалось гораздо дольше.
Развитие химии шло достаточно противоречиво. Отличный знаток Р.Мазелло в книге "История магии и колдовства" замечает так(цит. по изд. М.: ООО АСТ, 1999):
"Папирусы III века нашей эры, найденные в Фивах и частично написанные по-гречески, подробно излагают методы, использовавшиеся ювелирами для получения сплавов, внешне похожих на золото. Эти тексты не носят ни малейшей оккультной окраски, а содержащаяся в них информация представляет собой заурядные технологические секреты производства дешевой бижутерии".
Химии так же пришлось пройти через магию. Однако увеличение числа результатов, привело к их разночтениям, результат мог оказаться и положительным и отрицательным, а понимания, почему так происходит - не было. Алхимики стали пытаться "приспособиться" к этому, вслепую, один к одному повторяя свои действия, движения, молитвы, принимая во внимание даже время года, положения Солнца, Луны и планет. Так возник ритуал(магия), возникли бесполезные заклинания.
И, действительно, в средние века в иллюстрациях к алхимическим книгам можно встретить десятки рисунков, где изображен молящийся алхимик на коленях рядом с печью-атанором.
Лишь к XVIII веку наиболее видные исследователи, такие, как например, Роберт Бойль полностью поняли нелепость, ненужность и бесполезность заклинаний во время химических процессов и изгнали тяжеловесные магические ритуалы из своих работ.

3) В медицине происходило то же самое. Известный средневековый мыслитель Пьетро Помпонации. в книге "Трактаты о бессмертии души, о причинах естественных явлений или о чародействе" писал(цит. по М.: 1990):
"...Гелн в VI книге "О свойствах простейших лекарственных средств" с полным основанием высмеял Карнахира и Бомахия и предпочел им Диоскорида, который преподавал медицину, не прибегая к волшебству и к суеверным заклинаниям, как они, но исходя из ее собственных свойств, согласно которым она есть искусство и наука. Их же действия, как уже сказано, не подходят под понятие искусства".
Естественные науки, отбросив бесполезные заклятия и заклинания получили удивительную легкость и свободу, в первую очередь - свободу мышления и текстов. Книги "Естественной магии" стали просты и понят- ны, поэтому даже достаточно примитивный труд молодого еще Бартоломео де ла Порта тех времен, касавшийся многочисленных физико-химических опытов и фокусов, был переиздан многократно и без особых препятствий со стороны церкви.
Однако, науки, отделившись от магии, отошли не просто как новая отдельная ветвь. Они "унесли" с собой десятки и сотни примеров того, что раньше воспринималось как волшебство. В самой же магии осталось наихудшее, в частности, все те же тупые, непонятно зачем произносимые ритуальные заклинания.
Столь длительное предисловие, к сожалению, необходимо, поскольку, в противном случае, трудно понять "технический" смысл применения сотен и тысяч "заговоров" и "наговоров" - так на Руси именовались народные ритуальные заклинания.
Большого принципиального отличия между ними не было. Впрочем, "наговор" производился во время какого-то достаточно кратковременного процесса или действия, например: при приготовлении лекарства, а "заговор" делался как бы на длительное время, например, для меча воина или замка на двери.
Произнести наговор или молитву над больным или "порченным"(психи- чески больным) человеком означало "отчитать" его. От многих недугов "отчитать"(читали по специальной "колдовской" тетрадке), как считалось, не удается. Занятно, что лекарству обычно придавалось второстепенное значение: поскольку без "правильного" заговора оно считалось малодейственным.
Мы приводим здесь некоторые заговоры, использовавшиеся в старой Ру- си, колдунами и знахарями, убежденными в их действенности. К сожалению, нелепость многих таких заговоров очевидна, простейшие примеры - попытка спасти человека "заговором" при укусе бешеной собаки или во время заболевания оспой. Но ни вирус бешенства, ни вирус оспы простым словесным воздействиям - не подадутся..
В лучшем случае это давало лишь успокоение больному и доход колдуны, в худшем - приводило к отсрочке действительных способов лечения, к смерти больного и к казни колдуна. Церковь на редкость активно преследовала всевозможные "заговорные тетрадки" видя в них проявление чуждых верований.
Тетрадки сжигались вскоре же, поэтому крайне любопытно, но, например, что известный этнограф М.Забылин, например, в книге "Русский народ"(М.: Изд. Березина,1880) неоднократно сообщает в своих записках, что тексты заговоров ему предоставили... священники!

Мифические птицы Древней Руси. Сирин и Алконост. Картина В.М.Васнецова. Мифические птицы Древней Руси. Сирин и Алконост. Картина В.М.Васнецова.

Примечание: В данном случае используется сокращенный вариант словаря 1995 года.
| ГЛОССАРИЙ | | А,Б,В | Г,Д.Е | Ж,З,И | К,Л,М | Н,О,П | Р,С,Т | У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,З,Ю,Я |