А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф,Х Ц,Ч Ш,Щ Э Ю Я

Вернуться в общий каталог.

ЖЕЛЕЗО

В истории развития науки и техники человечества существует немало темных пятен. Занятно, что эти "пятна" охотно используют, подчас, чтобы лишний раз сделать реверанс в сторону так еще и не доказанного "космического разума", "инопланетян" или неких "параллельных миров". Это касается, например, "невозможных" фактов в древней металлургии.
"В японском городе Камакура есть изваяние "Великий Будда", - - сообщала одна такая заметка(ж."Природа и человек", 1989.6), - высотой 13,5 м, отлитое в XII веке из семи отдельных частей. Хорошо видны ссварочные швы, соединяющие части в целое. Электросварка в XIII веке? Разве это возмож- но? Очевидно, что такая технология не могла быть случайно угадана древними".
И, через пару фраз, реверанс инопланетянам, о "передаче знаний в доступной форме". Возможна, однако, не только электросварка, но и, например, термитная(кстати, сварка могла быть и значительно позднее). Думается, люди, отлившие статую, знали, как ее соединить... Да и методы сварки су- ществовали даже до изобретения электричества: кузнечная сварка, сварка термитом, холодная сварка(диффузия металла под давлением) и т.п.
Хорошо знали железо и в Древней Индии. Еще в описаниях по- ходов Александра Македонского упоминается, как правитель од- ного из княжеств в Пенджабе преподнес ему в подарок 100 талантов стали(около 250 кг). Очевидно, "технологию" знали не только загадочные "инопланетяне".

На фото: образцы древнего индийского и персидского оружия и доспехов, изготовленных из местной стали.


ЖИВОТНЫЕЕ,
ПРИНИМАЕМЫЕ ЗА ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ

В бионике, разделе биологии, посвященном техничекому аспекту использования животных форм и структур, очень много внимания, одно время уделялось аэродинамике и гидродинамике всевозможных летающих и плавающих существ. Тела целого ряда представителей животного царства уваеличивались во много раз и, в виде специальных муляжей и макетов помещались, например, в аэродинамическую трубу.
Достаточно вспомнить, например, "бульбу" на носу танкеров, которуб взяли в подражане китам, или ряд покрытий для увеличения скорости, которые "срисовали" с кожи дельфинов, стреловидность крыльев, которая отчасти "списана" со стрижей и ласточек, и целый ряд других подражаний, которые были затем математически обосноавны и развиты.
Стоит заметить, что бионика началась в "докмопьюреную эру" (в нашей стране с великолепного, но, увы, напрочь забытого журнала "В мастерской природы", 20-30 годов ХХ века), а появление компьютера еще более усилило ее возможности.
В музее Боготе, в Колумбии хранится несколько золотых фигурок, напоминающих то ли рыбку, то ли птичку, то ли ракетоподобный самолетик со скошенными крыльями, в частности, корабль многократного использования, типа "Шаттл"("Колумбия").
Известный специалист по сенсациям И.Сандерсон, заявил, что это - "не изображение живого существа". Авиаконструктор Артур Юнг(США) предположил: золотой предмет "представляет собой самолет с вертикальным взлетом, планер или другой авиационный аппарат, имеющий силовую установку в хвостовой части".
Фигурку, на пробу, обдували на стенде, оказалось, она обладает неплохими аэродинамическими качествами. Неужто, и впрямь, летательный аппарат?!
Однако же, заглянув Хотя бы, например, в "Жизнь Животных" нетрудно понять, появление отличной аэро- , а, точнее, гидродинамики.

Фигурка все же в точности копирует очертания "живого существа", рыбы, распросраненного в Южной Америке - ската-хвостокола и электрического ската!

Скаты - большая группа рыб, типичнейшая этих мест, причем формы их достатчно варьируют. Тело его, с точно такими же "крылышками"-плавниками позади больших "крыльев", хвостовым стеблем, широким уплощенным туловищем. Индейцы ис- пользуют зазубренные хвостовые иглы этих скатов как наконечники своих охотничьих копий. Электических скатов уважают значительно больше,
но, если их надо "скушать", загоняют табун лошадей в реку, и, когда рыбы разрядят свои "батареи" в обезумевших от страха животных, выгоняют лошадей прочь и собирают обессилевших скатов, "на жареху".
Так анализ характерной формы ската позволила избежать ошибки. Но случайные встречи с "самолетами" и "ракетами" могут ждать и в другом месте.
Вот еще одна фигурка из латиноамериканских стран, золотая эмблема с широкими крфльями.
Она тоже напоминает какой-то летательный аппарат. Но ее еще "не успели" избрать в качестве инопланетного звездолета. Возможно, потому что ситцация ткой фигуркой известна лучше, это - летучая мышь. Малопонятных для профана таких фигурок у разных народов сотни. Человеку, привыкшему что религия есть бог, черт и ангелы непостижимы реигии, где сотни богов и тысячи духов, где каждый имеет свое дело и свою функцию.
В центральноамериканской и бразильской мифологии летучая мышь — могущественное божество преисподней, иногда изоб- ражается оскалившимся, пожирающим свет ИЛИ с изображением летучей даже само Солнце.
В Перу, Древней Грециии и Древнем Риме летучей МЫШИ ошибочно приписывалось острое зрение(мышь движется, в действительности "по слузу", пользуясь ушами как локатором). ПОэтому она симво- лизировала бдительность и проницательность.
У Гомера умершие души имели крылья летучей мыши. В Европе их прибивали к дверям, чтобы отпугивать демонов. Нередко, по той же причине летучую мышь связывали с колдовством. В таком случае их сушили, толкли, а "волшебный" порошок добавляли во всякие надуманные снадобья.
В совершенно противоположном виде символизм летучей мыши представлен в Китае, где «фу» (летучая мышь) является омонимом пожелания удачи и богатства. Причина здесь, видимо, в "логичном" поведении летучих мышей - вечерами их больше там, где больше насекомых, а насекоых больше там, где больше отбросов, т.е. возле богатых домов. Так родилась связь "мышь - богатство"!
Две летучие мыши на поздравительных открытках означают пожела- ния плодородия, благополучия, здоровья, долголетия и, даже, "достойной смерти".

Помимо "самолетиков", которые в действительности, представляют собой живые существа, могут встреиться "рракеты", которые, однако, так же в действительности - есть нечто живое.

Прилетавшие,возможно, когда-то, в Солнечную Систему космические пришельцы и залетавшие, когда-то, вполне допустимо, на нашу Землю, мгли оставить, вероятно, немало достаточно значимых следов. Представляя для населеня и тех времен свеобразное цирковое зрелище(все стойбище смотрело, все племя собралось), пришельцы стались запечатленными в душах и в камне покинутых и тоскующих по контакту землян.
Так, запечатленными могли остаться космические корабли. Идея такая вызала поиск всевозможных "динамических форм", напоминающих ракеты, что в ряде случаев сопровождалось относительным успехом - изображения и фигурки были найдены, правда, не всегда удавалсь доказать, что это именно - космический корабль, а, например, не лодкарили повозка.
Но увлеченность техницизмами палеовизичиков или палеоцивилизации заставили забыть пр первичне - пр живую природу ан окружающую. Меж тем именно ее мог чаще изображать первобытный человек. ио именно эта природа его кормила, поила и одевала, согревала и давала отдохнвение душе в виде наркотических курений и горячительных напитков.
Так, среди рыб есть немало осбей, черевычайно напминающих и ракеты, и авиационные бомбы всех видов, и самолеты, и дельтапланы, и планеры. Наверно, "к счастью", большинство этих рыб достаточно редки и глубоководны, поэтому никак не лтражены ни в фольклоре, ни в изображениях.
При глубоководном погружении в батисфере Вильям Биб, например, наблюдал крайне редких рыб, наванных им Bathyembrix istiophasma, что означает "Выплывающий из пучины на призрачных парусах". Рыбы эти имеют на зедней части туловища два великолепных киля из спинного и брюшного плавников. Сама же лопасть хвоста на редксть ала и неприметна.
В результате, рыба, в профиль необычайно напоминает ракету. Если бы она оказалась в числе объектов лова, отображенных в какой-либо фреске или настенной живописи, она вполне "сшла" бы за таинственный летательнй аппарат далекого прошлого.

На фото: 1) золотой "звездолет"(Колумбия); 2) скат, с которого, по всей видимости, срисоана предыдущая фигурка; 3) Золотая эмблема с изображением летучей иыши(ПЕру); 4) край корейского ходиака, внешней каймой служит цепочка летучих мышей, обозначающих в данном случае ночь и ночное небо(видна одна мышь); 5) Глубоководная рыбы "Выплывающая из пучины на призрачных парусах", по счастью палеоуфологи ее еще не видели.


ЖИТЕЛИ ПЛАНЕТ
ЖИТЕЛИ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ.

Определенную путаницу в предтавления о жителях иных планет вносили и по сей день вносят герои мифов самых разных народов. Небо, звезды, солнце, Луна и видимые планеты нередко населены. Причем, в одних сказках и мифах, например, Солнце может представлять собой живое существо, а в других - полне реальную территорию, на котрой кто-то проживает.
Наблюдение древних, например. в Китае, за солнцем и Луной привели их к выводу, что на Солнце и Луне "что-то" и "кто-то" есть. НА Солнце, как известно, время от времени возникают крупные "солнечные пятна", которые в отдельные годы, как это известно из истории(например, из древнерусских летописей) видны даже неворуженным глазмом.
Это заставило и позволило создать на Солнце фантазийне существо. Больше шансов имела птица, спосбная долететь до солнца. Поскольку же Солнце -обжигающе горячее, птица "должна была" быть крупной и иметь черные как сажа, словно бы "обугленные" перья.
Орнитологический выбор был крайне невелик и пал на крупного ворона с черным,словно обугленным, оперением. Иак появился солнечный ворон.
На "китайской" мифологической Луне(следует старться различать раные луны и реальную, физическую и астрологическую. и литературная) с давних пор поселили священного зайца, "юэту", связанного с легендой о Будде. Темные контуры гор, океанов и морей Луны, как предполагалось, это - контуры этого зайца. Делом он занят крайне важным - он толчет в ступке снадобье бессмертия.
Другими "лунными существами", по крайней мере, для древнекитайскй мифологии была жаба "чань" и богиня луны "Чань-э".

На фото: 1) Лунный заяц юэту со ступкой и пестиком, где таится средство для бессертия; 2) солнечный ворон; 3) лунная жаьа "чань".


ЖИТЕЛИ ПЛАНЕТ
ЖИТЕЛИ ФАНТАСТИЧЕСКИЕ.

Человекоподобный образ жителей других планет, рано или подздно - не устоял. Начиная, примерно, с Герберта Уэллса инопланетяне стали приобретать облик самых разнообразных чудищ и чудовищ.
Переводчики-интерпретаторы и художники-иллюстраторы прилложили к этому свою щедрую руку. В результате чего мир комбинаторики признаков обогатился сотнями самых разнообразных существ, от смешных и карикатурных, до мерзостных и страшных.
С некоторых пор, однако отвратительный или елейный облик так же приелся. Тогда ход пошли новые приемы. Правда, не новые. Наприммер, Зевс, в свое время являлся к своим возлюбленным то виде лебедя, то быком, то "золотым додем", то в виде облака дыма и т.д. Подобные "контакты" в свое время были доброовестно запечателны художниками-живописцами в виде картин на тему "Леда", "Даная", "Европа", "Ио" и т.п.
А не инопланетянин ли был Зевс? - можно задаться сегодня таким впечатляющим вопросом. Или: А не была ли гора "Олимп" - в действительности, космическим кораблем? А боги-олимпийцы - инопланетный экипаж?
И здесь, по сути, и возразить нечего. Потому что Зевса живьем никто не видел. А гора Олимп(высота, по справочнику - 2917 м, не путать с горой "Олимп" на Марсе), пока еще стоит в Греции, правда, уже не в "Древней".
Писатели и художники-фантасты переняли подобный подход. Их герои стали обладать возможностями всех физических объков, весте взятых. Герой мог обращаться в светильник, в птицу, мог становиться плоским и протискиваться под дверь(Роберт Шекли), у него отделяли голову и пришивали на другое туловище(Александр Беляев), он выступал в образе веселого пушинстого зверька скунса, умеющего, тем не менее, водить сложнейшие по управлению межзвездные корабли(Клиффорд Саймак). И - так далее.
Отдавая должное здесь писательскому таланту, следут все же отметить - много пользы эти фантазии, увы, не принесли, поскольку логику и физику простыми фантазиями не заменишь.

На фото: 1) и 2) марсианин и селенит(лунный житель, от слова "Селена" - Луна) из иллюстраций к произведениям Герберта Уэллса "Война миров" и "Первые люди на Луне";3) "золотой дождь" над Данаей(Тициан, 1488-1576, вариант), это тоже - контакт, возможно, с инопланетянином, а, возможно, просто "покупка услуги"...


ЖИТЕЛИ ПЛАНЕТ
ПО ФЛАММАРИОНУ.

Астроном или физик, математик или богослов, философ или писатель - это не биолог и не медик. Поэтому не следует особо удивляться тем радужным мечтаниям, которые составлялись о возможных жителях ближайших наших плает в умах выдабющихся людей прошлого. Иезует Кирхер, писатель Вольтер, физик Гюйгенс, астроном Фламмарион и целый ряд других ученых XVIII-XIX веков, чуть боле ранних или более поздних, высказывали самые разнообразные идеи, которыми сегодня заткнут за пояс любого писателя-фантаста.
Довольно любопытный экскурс ко мнению астрономов старых времен можно сделать, обратившись к книге К.Фламмариона "Популярная астрономия"(СПб, 1902). Над увлеченностью Фламмариона посмеивались, и в одной из карикатур того врмени даже изобразили уносящимся ввысь на воздушном шаре, подразумевая, тем самым его мечтательность и некоторую легковесность его произведений.
Вот краткие выдерки из замечаний в "Популярной астрономии", которые он делал по поводу предположительного населения тех или иных планет. Фламмарион в этих отрывках, как всегда, великолепный рассказчик, но сразу чувствуется, что говорит явно не биолог.

Сперва, Меркурий.
"Есть ли обитатели на Меркурии? - пишет Фламмарион. - Весьма вероятно, но жывые существа, населяющие эту страну ужасного зноя должны обладать совершено другой организацией, чем мы, чтобы жить при таких условиях.
Глаза у них устроены таким образом, что могут выносить свет, который слепил бы нас. Кровообращение совершается спокойно, несмотря на палящий жар. Вообще обитатель Меркурия дложен быть совершено своеобразным существом, не похожим на нас ни физически, ни психически.
Могущественая сила Солнца создала, вероятно, на этой горячей планете такие растительные и животные формы, роскошь которых значительно превосходит все, что произведено тропической природой на Земле: ведь наши тропические страны по сравнению с Меркурием - это настоящий северный полюс!"

С Венерой приходится быть более сдержанным.
"Мы не будем вдаваться в рассуждения вместе с добрым пастером Кирхером, относительно того, годна на ли вода этой планеты для крещения младенцев, а вина для употребения за обеднями.
Мы не будем разбирать вопрос, как это делает Гюйгенс, - имеют ли музыкальные инструменты Венеры сходство с нашими арфами и флейтами, или вместе с Сведенборгом доказывать, что молодые девушки расхаживают там в костюме Евы и т.д.
На основании проверенных астрономических наблюдений мы можем сделать только следующие выводы:
1) Венера мало чем отличается от земного шара своими размерами, объемом и плотносью;
2) Венера ближе к Солнцу, имеет более обширную и плотную атмосферу, отличается более резкими переменами климата и времен года и более короткими годами, чем наша планета. На этом основании Венера может иметь свой растительный и животный мир, и быть населенной человекообращными существами".

Марс кажется очень близким и понятнм.
"Что касается обитаемости Марса, то на основании имеющихся у нас сведений относительно фиического устройства этой планеты, мы можем смело утверждать, что этот мир, имеющий ткое сходство с нашим, населен также живыми существами, которые по всей вероятности в обшем весьма похожи на нас по своей оргаизации и приспособенности к внешним условиям.
Жители Меркурия и Венеры, вследствие более тяжелых природных условий жизни, вероятно, стоя ниже нас в умственном отношении, но нельзя того же самого сказать про обитателей Марса, - планеты, которая сформировалась прежде, чем наш земной шар и на котрой, пожтому, жизнь стала развивться гораздо раньше, чем на Земле.
Поэтому и люди там, надо полагать достигли большего совершенства - физического и духовного,чем мы".
"Они, эти загадочные жители Марса, может быть, так же любуются нашей планетой, как мы Венерой... Может быть, они некогда строили хармы и алтари в нашу честь, и думают теперь, что эта великолепная планета, это небесное жилище населено разумнейшими и счастливейшими существами... Какое разочарование овладело бы ими, если бы они могли спуститья к нам и взглянуть на нас поближе!"

А на Юпитере можно и развернуть фантазию.
"Обитаемо ли это потухшее светило - мы не знаем в достоверности, на счет организаии жителей Юпитера некоторые писатели держатя довольно своеобрзаных мнений.
Англичанин Уэвел, например, утверждает, что вслествие незначительной плотности этого мира, он населен студенистыми созданиями, которые похожи на наших медуз, плавающих у морских берегов.
Немец Вольф доказывает, со своей стороны, чтобитатели этой планеты ы ыиду члабого света, царящего на ней, дожлны обдать газами, которые втрое больше наших, а ростом дложны соперничать с библейским Огом, царем Вассанским, ложе которого имело в длину 9 футов..."
"Фантазировать, кончено, можно сколько угодно, - честно замечет, затем Фламмарион, - если есть на Юпитере какие-нибудь жители, и если они занимаютя астрономией, то они легче всего могут открыть нашу планету во время прохождения земного шара перед солнечным диском,чем мы лишьэтим способом могли бы открыть планету, находящуюся внутри орибиты Меркурий.
Землю с Юпитера простым глахом видеть нельзя. Ее можно рассмотреть только в сильны телескоп, где она представляется к виде светлой точки, удаляющейся от Солнца не более как на 12 градусов и имеющей фазы.
Если бы на Юпитере вдруг разнесся слух, что жители этой крошечной точки воображают, что вся Вселенная создана искобчительно для них, то добродушные буржуа-Юпитерианцы разразились бы по этому поводу таким гомерическим смехом, что он донесся бы к нам сюда".

А вот о Сатурне много е скажешь.
"С Сатурн земля представляется в самый сильый телескоп совсем крошечной точкой, рассмотреть которую отсюда еще труднее, чем с Юпитера. Если Сатурновские астрономы и открыли нашу планету, то о нас ее обитателях, вероятно, никто не имеет никакого представления, так как ученые академии Сатурна давно уже решили, что этот маленький шар представляет собой сожженную Солнцем, необитаемую пустыню..."

На фото: 1) прекраснейшая картина Сандро Боттичелли(1445-1510) "Венера и Марс", она не только великолепна художественно и тонка технически. В ней присутствует тот удивительный прозрачнй налет символизма, которй уже не дан современным художникам. Взяглните на копье и на раковину - это символы жужского и женского. взгляните на кисти Венеры И Марса - это символы ожидания и бессилия. взгляните на веселых всепонимающих амуров, на мелкие, незамысорватые, казалось бы, детали и только тогда смысл картины будет понят доподлинно глубоко, как этого и хотел художник; 2) медузоподобные существа. возможность встречи с которыми подозревают на планетах с густой атмосферой; 3) судя по красной почве, это - марсиане. Они явно обсуждают проблемы жизни на Земле.


ЖИТЕЛИ ВЕНЕРЫ
У ФАНТАСТОВ ПРОШЕДШИХ ВЕКОВ.

Одним из перых писателей-фантастов, рискнувших заглянуть даже в далекий космос, вместе с "гением Космиэлем" был неуемный, на редкость эрудированный и крайне оригинальный исследователь, пастор-иезуит Атанасиус(а по нашему, Афанасий) Кирхер (1602-1680) сильно у нас подзабытый в ХХ веке.
В его мистическом путешествии Земля представляется с Венеры ка и положено, в виде простой звезды, причем обнаруживает фазы, хотя согласно системе Птолемея, не должна была бы так делать.
Планета Венера описывается в облике прекрасного острова. Обоняние героя ласкают запахи мускуса и янтаря. Растения поражают причудливостью и изысканостью, сделаны словно бы из драгоценных камней, играющих в лучах Солнца всеми цветами радуги. Поначалу автор нигде не встречает жизни: все мертво, безжизненно, хотя и прекрасно...
Довольно внезапно из-за кристаллического холма появляется группа молодых людей несравненной красоты, для описания которой человеческий язык слишком слаб и прозаичен.
Эти дивные существа извлекали из своих цимбал и цитр целые потоки божественной гармонии звуков. при- несенные ими корзины с розами, гиацинтами, сиренью распростра- няли удивительный аромат.
Впрочем, когда путешественник Феодидакт, очарованный видом, звуками и ароматами, намеревался уже поприветствовать этих прекрасных обитателй планеты, то его провожатый, гений Космиэль, внезапно прервал его, намекнув на фантастичность образа и на то, что существа эти вовсе не относятся к разряду людей.
Для людей устроена и создана только Земля, здесь же живут только ангелы, министры Всевышнего, управляющие движением Венеры в пространстве...
Феодидакт собирался прихватить хоть какой-либо "сувенир", но и здесь его ждало разочарование, поскольку по совам всеведущего Космиэля взятые предметы сами возвратятся на Венеру и герой останется с пустыми руками.

Пьер Гассенди(1592-1655), физик, астроном, философ, утверждал, что существа на Меркурии и Венере дол- жны быть самыми чистыми и находиться в гармонии с солнечным светом и теплотою уже в силу их близости к дневному светилу. Существа, обитающие на Меркурии, должны быть меньше, но со- вершеннее, чем на Венере; обитатели Венеры должны быть мень- ше, но совершеннее, чем на Земле...

У представителя академической французской науки Бернара Ле Бовье де Фонтенеля(1657-1757) в его книге «Беседы о множествености миров»(1686) население Венеры состоит сплошь из селадонов и сильфид.
Слово "селадон" звучит до странного неприлично, и в его звучании впрямь есть некий подтекст. "Селадон" было имя героя в романе "астрея" французского писателя д'Юрфе и стало нарицательным, для обозначения томящегоя и настойчивого любовника.
Сильфидами же еще со средних веокв обозначали духов воздуха вобразе эфирной грациозных девиц.
Разговоры в подобной компании вращаются, ка понятно, лишь около любви.

У Марии Анны де Румье в ее "Путешествии милорда Кетона по семи планетам"(1765) так же поклоня1ются богу любви на Венере, что, в общем-то неудивительно, на планете богини любви. И здесь путешественники попадают в красочную долину, напоминающую прелестный цветник, по которой текут реки Наслаждения и Сладострастия.
По цветущм берегам рек прогуливаются величественные снежно-белые лебеди. На Венере вся Природа дышит только радостью, удовольствием и сладострастием. Страной правят женщины ослепительной красоты. Волею писательницы героиня путешествия превращается в прекрасную нимфу, и в нее влюбляется не менее прекрасный венерианский принц...

На фото: 1) Обитатели Венеры какими их представляли в XVIII веке; 2) А здесь - картина "Венера, Бахус и Амур"(Корнелий ван Пеленбург, 1595-1667). Дело происходит явно на Венере, атмосфера мутна, в воздухе порхает местная фауна. и, похоже, внизу извергается вулкан.


ЖИТЕЛИ ПЛАНЕТ
ЖИТЕЛИ АСТРОЛОГИЧЕСКИЕ.

Если у каждого народа, в общем-то существуют какие-то собственные исорически древние мифы о "насеении" Слнца, Луны, а, вохмжэно, даже звезд и планет, то в Европе, а затем и в всех зависимых от нее регионах * англо-, испано-, франко- язычных) возникли стереотипы астрологические.
Примерм здесь может послужить известный средневековый исследователь иезуит Афанасий Кир- хер(1602-1680) написал любопытное фантастическое произведение котрое можно считать одним из перых призведжений научной фанатастики, под названием "Вдохновенное путешествие по небу под покровительством гения Космиеля". С точки зрения гипотезы палеовизита упомянутого "гения Космиеля" можно воспринять как контактера с другой планеты (напмним, "космос" - с греческого, Вселенная, весь окружающий мир).
Соответственно, на каждой планете путешественник видел "инопланетян", местных жителей, но, не как неких фантасти- ческих осминогов, летучих мышей и тому подобное, а... в том облике, как описывают бога той или иной планеты! Вид жителя Сатурна был точь в точь как... вид бога Сатурна - брюзжащего старика, венерианцев - как красавиц и красавецв и т.д.
Астроном-популяризатор Камилл Фламмарион писал про героя этой книги:
"На Сатурне он видел меланхолических старцев в траурных одеяниях, которые шли черепашьим шагом, потрясая погребаль- ными факелами. Бледность, строгое выражение лиц, впалость глаз - достаточно ясно указывали на то, что это слуги мщения и что Сатурн исполнен дурных влияний".
На Венере так же были свои обитатели, относительно облика которых Кирхер не находил достойных слов для передачи своего восторга. Это были полуобнаженные молодые люди ослепительной красоты.
"Их одежда, прозрачная, как кристалл, отливала на солнце самыми блестящими и редкими красками. Они танцевали под зву- ки лир и кимвалов, другие курили благовония, беспрестванно добывания их полными горстями из имевшихся при них корзи- нок..."
Причина "именно такого" облика жителей планет крылась в образовании так называмых "астротипов" человека. Черты этих астротипов были обусловлены, как нетрудно догадаться, чертами и признаками самих планет. Вот очень краткая таблица на тему присхождения черт "людей-планет":

                        Черты светила           Черты человека-планеты
         -------------------------------------------------------------
         1. Солнце      Ослепительное,          Величественный,
                        Огромное                Гармонично сложенный
         2. Луна        Крупная, бледная        Мыслящий, странный
         3. Меркурий    Быстрый, блесткий       быстрый, сноровистый,
                        небольшой               невысокий
         4. Венера      Сияющая, яркая          Красивый, молодой,
                        Крупная                 пышнотелый
         5. Марс        Красный,                краснолицый, рыжий,
                        четкий                  крепкого сложения
         6. Юпитер      Яркий, крупный          шумный, толстяк,
                        цвета "солнца"          оптимист
         7. Сатурн      тусклый, бледный,       истощенный, старец, 
                        медленный               болезненный

Нетрудно видеть, что "человек Сатурна" или, как у Кирхера, "житель Сатурна" согласно пресловутой "астро-логике" просто "обязан был" иметь черточки старика(попутно - бога Сатурна). И, по той же системе "человек Венеры" или "житель Венеры" был "должен" иметь черточки свежести, яркости и молодости.
Как видим, даже у Афанасия Кирхера первончально фантазия за астрологические рамки не выходила...

На фото: Венера и Марс(Афродита и Арес) на картине Тисбейна (1751-1829). Фрагмент.


Вернуться в начало
Hosted by uCoz