На фото: зарисовки различных астрономов вида Сатурна в разные годы.
СИЯНИЯ ПОЛЯРНЫЕ,
ВИДЕНИЯ С НИМИ СВЯЗАННЫЕ
И ОТОБРАЖЕНИЕ ЭТИХ ВИДЕНИЙ В ИСТОРИИ
Полярное сияние, как известно, есть быстро меняющееся по
виду свечение отдельных участков ночного неба, наблюдаемое
временами преимущественно в высоких широтах. Полярное сияние
наблюдается в районе обоих земных полюсов, но если северное
сияние - яркое и мощное, то южное - значительно более слабо.
Любопытно. что северное сияние, как правило, порождает у людей
мысли о чем-то возвышенном и добром. в то время как южное -
едва ли не "противоположные" тенденции и презрительные названия.
Полярное сияние происходит в результате свечения разреженных
слоев воздуха на высотах 90-1000 км под действием протонов и
электронов, проникающих в атмосферу из космоса, в первую
очередь от Солнца, отчего полярные сияния могут служить хорошим
"индикатором" годовой солнечой активности.
Полярные сияния, особенно в небе средних широт, свиде-
тельствуют о всплеске солнечной активности. Динамика ее уче-
ным известна для последней четверти тысячелетия, когда ве-
лись более или менее непрерывные инструментальные наблюдения
солнечных пятен. 250 лет - срок вполне достаточный, чтобы
установить 11-летний ритм Солнца, хотя для суждения о веко-
вых вариациях солнечной активности этих данных уже явно не
хватает.
Полярные сияния, свечения, на которые в северных странах
практически не обращают внимания, неизмено поражало людей
более южных широт, когда в силу тех или иных причин(обычно
из-за смены активности Солнца, иногда из-за глобальных по-
годных явлений или из-за падения крупных метеоритов) сияния
становились видны и им.
Полярные сияния действительно могут иногда наблюдаться
даже в местностях, близких к экватору. Достаточно сказать,
что северное сияние отмечалось даже в Мексике и на Кубе.
Переливчатые и часто меняющиеся фигуры полярного сияния в
старину воспринимался как своеобразный "фильм на небе-
сах"(отдаленно подобное, что любопытно, если присмотреться
можно видеть в обычной чайной чашечке, на поверхности воды в
стакане горячего чая).
Каждый увидевший человек тогда трактовал его в силу собс-
твеной фантазии и политической обстановки. А, также, несом-
ненно, в зависимости от качества зрения. Мы часто забываем,
что в старину практически ни у кого не было очков, меж тем
дефектов зрения было предостаточно. И то, что "видел" один
человек, с плохим зрением. подчас совершенно не усматривал
другой. И так было не раз.
Различие видения можно отметить, например, на гравюрах,
где изображены полярные сияния наблюавшиеся в один и тот же
день, 28 декабря 1560 года. Но - в разных гоордах, в Бамберге
и Нюрнберге. Нетрудно видеть, по этим зарисовкам, насколько
различно восприятие одного и того же явления разными людьми!
Сторона российская расположена достаточно близко к мес-
там, где часто можно видеть северное сияние. Но особой при-
вычки к этому сиянию все же выработано не было. Оно очень
часто описывается в различных летописях:
"...И егда удариша в било, видеста три столпы, акы дуги
зарнии, и стоявше дуги те и паки приидоша над верх церкве...
В се же время виде(л) и Стефан епископ зарю велику над пеще-
рою..."("било" - коокол -авт.)
Это 1091 под, Киев, Печерский монастырь.
А вот другой отрывок "Прысну море полунощи; идут сморци
мьглами; Игореви Князю Бог путь кажет из земли Половецкой на
землю Рускую к отню злату столу".
Это уже из "Слова о полку Игоревен, год 1185. Смерци -
мерцания, то есть "вспышки", сполохи полярного сияния. Ноч-
ное свечение исправно указывало путь на север, на родину.
Вертикальные "складки" и "занавеси" полярного сияния не
раз воспринимались за смутное премещение фигур людей небе.
Вот еще одно наблюдеие сияниия, подмеченное, видимо во вемя
тягостного ночного ожидания тела князя Михаила тверского
Ярославича, зверски убитого в Орде, куда он сам же приехал
по вызову хана Узбека в 1318 году.
Когда его тело везут на родину. И вот что записано в ле-
тописи:
"Мнози же тое нощи видеша чюдо преславно: два облака
светла всю нощь осеняста над телом святаго, раступающеся и
пакы ступаещеся вместо и сияюще, яко солнце. По вся нощи би-
дяху столп огнен, сияюще от земля до небеси... И мнози ви-
девше из града: около саней множество народа со свещами, а
инии на конех с фонари на воздусех яздяща".
Итак, ждущим казалось, что похоронные сани сопровождают
небесные всадники и толпы монахов-чернецов со свечами в ру-
ках.
В августе 1552 года, перед взятием Казани войсками Ивана
IV, "многа(я) чюдеса показа(л) всемилостивый бог. Некий убо
человек от болярских детей, ранен велми, у г(о)рада лежа-
ше... и видит над г(о)радом сияюще вели(ки)й свет и во свете
том на воздусе двенадесят апостол стоящих..."
Это отрывок из "Казанской истории". Здесь речь, возможно,
просто о бреде раненного воина, но, скорее, о его ночном
видении, поскольку это же, но немного не так видели и дру-
гие.
В Александро-Невской летописи то же самое событие отраже-
но, однако же - совершенно реалистически:
"И откры(л) оконце храмины, еще нощи глубоце сущи(ствова-
ла), ли виде явно, а не во сне, над г(о)радом Казанию свет
необычен, яко велик(ий) пожар видится во г(о)раде, и разли-
вашася свет надо всем г(о)радом, по свете мнози столпове
пресветли(е) блещаху".
Поскольку, несмотря на "разность мнений", люди видят одно
и то же природное явление, то характерно, что наблюдения та-
кие довольно однотипны по виду.
Не только на Руси, но и в "просвещенной" Европе вплоть до
конца XVII века видели в огнях "авроры" (это название дал
еще Г.Галилей), напимер, столкновения противоборствующих
сил. До наших времен дошли гравюры, изображающие и рыцарскую
конницу, и артиллерию, и мушкетеров, бьющихся на небесах.
Не стоит, правда, путать это с реальными миражами, когда,
в силу чисто оптических причин, картина далекого сраждения
отражаясь и преломляясь в атмосфере представлялась, внезапно
за многие мили и километры перед ничего не подозревающими
людьми. Правда, обычно, при этом активно "соучастволало"
Солнце или Луна в относительно ясную погоду. Тем не менее
речь идет о чисто земных, вполне объяснимых явлениях.
Полярное сияние несмотря на свою красочность далеко не
разнобрано по форме. Наиболее часто "человеческие видения"
вызывают, как уже сказано, вертикальные перекатывающиеся
"занавеси", которые, качаясь, исчезая и появляясь в разных
цветах, напоминают, подчас смутные чеовеческие фигуры, кото-
рые наклоняются друг к другу, переходят с места на место,
качают головами, безмолвно спорят, возражают, советуются.
Наблюдателю неизменно кажется, что речь идет или непосредс-
твенно о нем, или о том, в чем он участвует.
Так "высшие силы"? "силы небесные" как бы материализуясь?
проявляя себя перед "избранным" человеком - словно бы сопри-
касаются с земными, человеческими, помогая ему, покровитель-
ствуя или, наоборот, противоборствуя.
Если же свидетель сияния щрелища настроен более наторо-
женно и агрессивно, ему чудятся уже не "аггельские" и
"божьи" золотые полки, а нечто более недоброе и дьявольское,
видятся, например, уже целые сражения неких небесных полков.
В графическом изображении сияния, увиденного над Куттен-
бергом (Богемия) 12 января 1570 года набор признаков весьма
характерен. Это, прежде всего вертикальные линии, где темное
чередучется со светлым. На картине из Богемии такими линиями
стали огромные "свечи", горящие на небесах. К этому добавил-
ся "ковавыи дождь", звезды в мерцающей колышушейся дымке -
будто сорвались со своих мест на небосклоне.
На фото: 1) Типичный вид полярного сияния;
2) порт-Фульке, Гренландия(зарисовка Гея, 06.01.1861);
3) обычный вид в Германии и южной части Скандинавского
полуострова;
4) Гебридские-острова(рисунок Капрона, 11.09.1874)
5) Гильдфорд, Англия(24.09.1870, рисунок Капрона);
6) МИниатюра из древнерусской летописи к видению над телом убитого
князя Михаила Тверского(1319);
7) Полярное сияние над Бамбергом(1560);
8) То же самое сияние над Нюрнбергом(1560), но зарисованное
явно более впечатлительными людьми;
9) "Хорошие новости христианам". Видение войск и Девы в небе(1620)
10) Полярное сияние, отображенное как свечи, горящие в небе(Богемия, 1570)
Следующая страница (С2)
Вернуться в начало