А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф,Х Ц,Ч Ш,Щ Э Ю Я

Вернуться в общий каталог.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НЕБОМ.

Мы не видим космоса. Мы - не Боги. Мы не видим космоса. Космос - это, физически, объем. Мы не можем увидеть "объем" и воспринять "объем", (традиционно обозначаемый, как помним. буковкой "V"). Не можем, тем более в таких грандиозных "космических" масштабах. Мы не видим.
Мы видим - только - НЕБО. Оно проще. Оно обозначается буквой "S", оно не захватывает третье, "глубинное", измерение, ось Z. Оно - всего лишь "проекция" с космоса и эта прекция нам гораздо понятнее и ближе.
Мы видим - НЕБО. Мы видим сцену из зала. а не из-за кулис. Это примитивно, это банально, н это - так. И надо смириться.
Именно, в неумении различить "Космос" и "Небо" - ошибка очень и очень многих людей, в том числе тех, кто называет себя уфологами. Но прочитайте Иммануила Канта - "Всеобщая естественная история и теория неба"(1755), прчитайте Камилла Фламмариона "История неба"(1875), прочитайте еще какую-либо книгу старых астрономов. и вы все поймете - они не изучали космос. Это бесполезно. Космос безграничен.
Они изучали - НЕБО.

Но, чтобы изучать небо, надо уметь его наблюдать. Надо отличать. что происходит "на небе", а что не на небе, где-то рядом. например, в нашем приборе, в нашем зрении. внашей психике.
У Вас мигрень, у Вас галлюцинации? Виновато не небо, а мозг.
Звезды расплываются, каналы Марса двоятся? Виновато не небо, а глаза.
По Луне бегают мухи и тараканы? Виновато не небо. а телескоп.

Уфолог, пытающийся отыскать на земле инопланетян. которых, возможно, никогда и не было, или которые. возможно, буквально дышат ему в ухо, делает подобные же ошибки. Даже более того. Астроном - это ученый, он стеснен рамками уже существуюших теорий и необходимостью не быть осмеянным после "глупой" статьи в научном журнале.
Уфолог же - вольная птица. Уфолог -это "шахматист" от астрономии. Шахматистом может быть шофер, слесарь, академик, генерал. И академик выиграет у генерала. но проиграет слесарю. Уфолог - это иное измерение, он работает как шахматист, не "вдоль", по специальности, а "поперек" - по своему хобби. Потому что "уфолог" это, пока, только хобби.

Итак, НЕБО. Небо, с большой буквы. Что видим мы в небе?
Птиц, мух. падающие листья. летящие консервенные банки, самолеты, вертолеты, детские воздушные шары, кометы. метеоры. звезды, планеты, Солнце, Луну, капельки дождя, туман. дым, шаровую молнию.
И - так далее.
Если Вы не опознали муху, которая проползла через обьектив телескопа, муха может "превратиться" в НЛО - неопознанный летающий объект.
Если Вы не опознали консервную банку выброшенную соседом сверху, ночью, чтобы не выносить помойное ведро, банка превратится в НЛО - неопознанный летающий объект.
Если Вы не опознали огонек спички на холме вдали у избушки лесника то спичка превратится в НЛО- неопонанный летающий объект.
И, опять-таки - такдалее, потмоу что таких жизненных примеров можно привести тысячи.
В чем же дело? Как отличить нужное от ненужного? Как отличить "нужных нам" инопланетян от ненужных мух, консервенных банок и спичек?
По простому принципу. Согласно "Бритве оккама". Оккам был монах, но понимал жизнь отнюдь не по-монашески.

"Не плодите больше сущего",- вот она. "Бритва".

Не ищите того, чего нет. Не задавайтесь задачей отыскать миллионную долю вероятности того, что инопланетяне у нас все же были. А, сперва, посмотрите более и более реальные версии. И, прежде чем "допускать" инопланетян, "допустите"(с точки зрения теории вероятнсти, как более вероятное событие), да, допустите - муху, консервную банку и спичку.
И тогда отсеется очень многое. И блестящее желтое окажется - пустой рудой. А не блестящее, тусклое, но тяжелеое, внезапно окажется подлинным золотом. именно тем, что Вытак долго искали, и что вдруг нашлось, как будто невзначай.
Но - нашлось. Потому что Вы, желая или не желая того - применили правильный метод.
Чуть ниже мы посмотрим, как наблюдали "за небом" разные народы в древности. Как наблюдали в Египте, в Вавилоне, в Древнем Китае. И обратите внимание, они видели небо - везде по-разному!
У египтян, раз и навсегда, установивших "каноны неба" Вы почти не найдете упоминаний его динамике, о кометах, метеорах и прочем.
И - совсем имое дело Древний Китай. Хрники буквально пестрят такими мелочами на котрые даже современный астроном и то не всегда обратил бы внимание.
Итак, давайте же посмотрим, кто какое небо видел...


НАБЛЮДЕНИЕ НЕБА. НЕБО АРАБСКОГО ВОСТОКА.

Арабская астрономия прявила себя в основном в средние века. Именно в это время появились очень красочные и точные атласы звездного неба и географические карты с тольк что открытыми землями. Таким образом сказчный Синд-Бад мореход, купец мреплаватель. увековеченный в мнгих всточных сказках, действовал не только в сказках, но и наяву.
Правда, манера изображения у арабских художников была иногда весьма разнородной. Отличные, почти портретные зарисовки чередовались у них с очень лаконичной схематикой и с чисто символическими картинами.
Так, чтобы показать переплывание через море или озеро, вовсе не требовалсь изображать огромные просторы и тратить бумагу и краски на изображение дальних горизонтов, бурных волн и крутых береговых скал.
Изображался небольшой водоем, в размер крупной лужи, по которому, однако же, торжественно плыл большой корабль, груженый людьми и товарами. Или, для того, чтобы показать город - достаточно было изображить буквально несколько домов, расположенных рядом и очень схематично выполненных. Впрочем. в русских летописях пользовались точн таким же приемом.
Еще проще изображались разнообразные астрономические явления. из взаимоотншения "светил" - их соеинения, противостояния и т.п. Каждое "светило" - Солнце, Луна, звезда или какая-то из планет изображалась кружком, в котором иногда врисвывалась небольшая физиономия, а иногда и того не было.
Так для описания лунного затмения в персидском издании книги аль-Казвини "Чудеса творения" было изображено нечто, что современным энтузиастом космических прешльценв наверняка было бы принято за НЛО или за некий космический корабль на орбите.
В другом изображении на иллюстрации к изданной в XVII веке книге арабского космографа аль-Казвини, жившего в XIII веке. видны некие "летающие диски" гуляющие по средневековым долинам и взгорьям. К счастью, по ухмыляющимя на дисках физиономиям можно догадаться что это всего лишь Солнце и Луна, Луна слева, а Солнце справа.
Впрочем, хдожник-график по мере возможности облегчал зрителю восприятие и понимание рисунка. В упомянутй иллюстрации с "НЛО" Луна располагалась по одну сторону холма(буквально, по одну сторону "земли") на темном фоне. это была - ночь, а нелепые круглые шарики-дражже - звезды.
По ту сторну холма("земли") располгали Солнце. Уже на ярко-голубом фоне с белыми облаками, что иллюстрировало день.
В итоге вся картина показывала закономерность смены дня и ночи. В XV веке был заново переписан прекрасно илюлстрирванный звездный каталоге Абдаррахмана-ас-Суфи(аз-Зуфи, 903-986). который именовался "Трактат о неподвижных звездах".
Приказ об этом дал знаменитый Улугбек, внук еще более знаменитого и грозного Тамерлана.
Властитель империи тимуридов поручил каллиграфам скопировать "трактат". В 1435 году труд был завершен как раз накануне обширного собрания-симпозиума астрономов, созванных Улугбеком.
Живописные страницы каталога изобиловали изображениями, которые вохможно привлекали бы и внимание уфологов, хотя - не надолго. Так в одном месте звездной карты трепыхались явно две "летающие тарелки". Но, если привести карту в нормальное полжение, то есть, попросту говоря. перевернуть, то все встанет на свои места.
Это, увы, были не "летающие" тарелкт" среди восточных созвездий, а - само сохвездие "Чаша", показанне в двух раных положениях.
Разумеется, астрономия использовалась не только мореходами в навигации. Врачами она применялась для астрологического лечения - под какой "звездой"(планетой) родился пациент и под какой - его застала болезнь. Философы применяли астрономию в своеих рассуждениях об общем построении мира, космологии и космогонии. Поэты козыряли знанием сверкающих звезд, вставляя их в свои поэтические строки.
путеводной же звездой для мореодов во все времена неизмено была Полярная звезда, находящаяся в центре мира. Полярная звезда находилась в ведении Большой и малой медведиц. Медведи в мрях и в пустынях, разумеется, не водятся, но в горах,где "попрохладнее" они кое-где встречались.
Именно медведи. к слову сказать, вложили обильную лепту(если не сказать "лапу") в истории о "снежном человеке" -шкуры "снежного человека" практически всегда оказывались медвежьими!
Отсуствие медведей и незнакомство с ними отчасти повлияло на звездные карты. Малая Медведица там вполне медведеподобна, но имеет такой большой хвост, что скорее напоминает россмаху.
Что же касается астрологов. то они, в меру сил и понимания ситуации, разумеется, пытались предсказывать все, что только возможно - погоду, дату рождения и смерти, судьбу человека в будущем, мир и войны, катастрофы и урожаи, разорения и обогащения и многое другое.
Для этого, опять-таки в астрологических книгах служили картинки с одушевленными фигурами "светил" и витиеватыми восточными комментариями, немного слащавыми и напыщенными, однако, в общем вполне пристойными. хотя и двойственными по смыслу.

На фото: 1)"Лунное-затмение; 2) Так изображалось созездие "Змееносец", 13-е, "недостающее" ныне в 12-значном зодиаке; 3) Смена ночи и дня, Луна и Солнце; 4) Созвездия "Стрелец" и "Козерог"; 5) Созвездие "Корабль"; 6) Это не "летающие тарелки", на рисунке показаны два положения созвездия "Чаша" в западном полушарии("Трактат" аль-Суфи). Мы лишь специально поставили их... кверх ногами! 7) Россомахоподобная Малая Медведица; 8) Солнце, Луна и боги планет.


НЕБО ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА.

Глиняная таличка, увы, не папирус. На ней не покажешь многие тонкие детали. И когда такая, чисто "технологическая мелочь" умножается на годы и века существоания астрономии, то становится ясно, что в Вавилоне развитие общей технологии наблюдения никак не могло быть выше, нежели в Древнем Египте. И обозначения и наблюдения все здесь гораздо более примитивно. Что бы такм ни говорили некоторые историки астрономии, но в астрономическом плане Вавилон стоял на голову ниже Древнего Египта.
Однако у глиняных табличек есть преимущество, которое было выражено в известном художественом произведении М.Бугакова, "Мастер и Маргарита", во фразе "Рукописи не горят".
ИМенно, в отличие от ежных папирусов, глиняные таблички сохранились ввеках горадо лучше. Именно это обстоятельсвто принесло астрономии Вавилона ту известность, которую она ныне имеет, и, которой, к великому сожалению не имеет астрономия Древнего Египта.
Вавилону, в частности, приписывают идею циклического изображения зодиака. НО это явная ошибка. Достаточно взглянуть, например, на достаточно известный "гороскоп для двоих" из Древнего Египта. Там созвездия обоих зодиаков(для каждой личности) проставлены точно по циклу. Этоозначает, что, грубо говоря, египтяне знали, что "небо круглое".

На фото(группа 1): 1) Верховные боги Мардук и Адад, обратите внимание на крупные обозначения светил сниу вверх по халату обоих богов; 2) Бог Солнца шамаш выходит из-за гор; 3) Бог Луны Син; 4) Два божества, видимо, бог Шамаш и бог Син, оба бога обозначены фигурами, и значком, слева от фигуры. Хараткерно, что луей от Шамаша расходится - одиннадцать(11), 12-й он сам,все это дает 12 месяцев года.

Древнее Двуречье, Междуречье, по-гречески Месопота- мия(от "мезо" - то есть "средний", второй слог "потам" - как нетрудно убидиться, участые и в названии "гиппо-потам" - то есть "водяная лошадь", "речная лошадь").
Сегодня основной учатсок этой местности лежит на территории Ирака. На севере она граничит с Турцией, где берут начало две великие реки - Евфрат и Тигр, которые сое- диняются неподалеку от нынешней Басры (в древности они не сливались) и впадают в Персидский залив. Месопотамская рав- нина, лежащая между этими реками, стала колыбелью одной из древнейших человеческих цивилизаций.
Во многих мифах Библии сказано именно об этом крае, о строительстве Вавилонской башни и о зверствах ассирийцев, о жестоком правителе Навуходоносоре, о "великой блуднице", как называет Библия древнюю Ассиро-Вавилонию, и о чашах божьего гнева, которые семь ангелов излили на приевфратские земли.
При раскопках древней Ассирии, которая находилась на севере Месопотамской равнины, и Вавилонии (в древности Шумер и Аккад), расположенной на юге, между Тигром и Евфра- том, ученые находили все более многочисленные доказательства того, что и вавилонская мудрость была унаследована от народа еще более древнего. Жюль Опперт назвал его "шумерами".
Среди шумерских городов-государств, возникших на юге Ме- сопотамии более 5 тыс. лет назад, выделялся Ур.
Считается, что именно шумеры изобрели клинообразную письменность. Глиняные клинописные таблички с расска- зами об истории и культуре Двуречья дошли до наших дней.
Шумеры за несколько тысячелетий до нашей эры использовали меры и вес, металлические деньги, солнечные часы. Изучение небесного свода и движения планет, умение делить время на годы, месяцы, недели> дни и часы превратились у шумеров в точную науку. Они строили башни-зиккураты, служившие им об- серваториями, создали карты звездного неба и календарь.
Шумерское название Вавилона - "Тише-нир", в буквальном переводе "великая башня зерна и вина". Такое название наводит на любопытную мысль о том, что крах Вавилонской башни незавимо от каких-либо реальных или выдуманных башен, было не более чем олицетворением, метафорой краха многоязычного Вавилонского государства.
Кроме того в Древнем Шумере бытовало и религиозное название Вавилона как центра культуры бога Мардука - "Ка-асх -да", то есть "Врата божества".
По-ассирийски это название звучало как "Халду", откуда и произошел термин "халдеи". Совом "халдеи" в Древней Греции презрительно обозначали уличных гадателей, астрологов, часть которых происходила имено из Халдеи, то есть из Вавилона.
Еще один, перевод, семитический, перевод аккадо-ассирийского звучания превратился в "Баб-ил-лу", которое еще древние греки переделали его в "Бабилон", то есть в современном нашем прочтении звучащее как "Вавилон".
В Месопотамии очень благоприятный климат. Здесь жрецы-ас- трономы могли наблюдать все, что происходило на небе, почти круглый год.
В Вавилоне делили время от восхода до захода Солнца на 12 промежутков - часов. Причем дневной час в середине лета был почти наполовину длиннее, чем зимой. С ночными часами проис- ходило то же самое. Позднее и греки стали делить сутки на 24 часа, и дневные часы сравнялись с ночными в любое время го- да.
Летом в Месопотамии очень жарко, поэтому для полевых ра- бот использовались лунные ночи. Луна на Востоке всегда игра- ла большую роль.
Возникновение лунного календаря в Вавилоне относится к середине 3-го тысячелетия до н. э. В повседневной жизни зем- ледельцев год гораздо важнее месяца. Но определить начало лунного месяца по новолунию легче, чем уловить начало того или иного сезона. Найти продолжительность года сложнее.
Полная смена лунных фаз происходила примерно за 29,5 дня, и на практике продолжительность месяца считалась попеременно то 29 дней, то 30. Календарь приводили в согласие с новолу- нием. Каждый месяц начинался вечером того дня, когда после захода Солнца на небе появлялся серпик молодой Луны.
В годы правления царя Хаммурапи (1792-1750 годы до н. э.), установившего для всего царства единые законы, единым календарем для всей Вавилонии стал календарь города Ур.
Лунный календарь состоял из 12 месяцев, носивших семити- ческие названия и имевших соответственно: нисану - 30 дней, айру-29, сивану-30, дуузу-29, абу - 30, улулу - 29, ташриту - 30, арахсамну - 29, кисливу - 30, тебету - 29, шабату - 30, аддару - 29 дней.
В названиях месяцев отразились особенности климата и условий жизни в данной местности.
К примеру, название месяца "нисану" происходит от корня со значением <шагать, двигаться>, "айру", значит "яркий, свет- лый", "абу" - враждебный (изза палящего Солнца), "шабату" - разрушение дождями и ливнями(отсюда, кстати и происхождение слова "шабаш" - оргия, разврат), "аддару" - пасмурный. Первый месяц года - нисану - начинался примерно с 22 марта.
Течение времени и сотворение мира пояснялось, отчасти, в эпической поэме о Гильгамеше, легендарном правителе города Урук в ШумереЮ Там рассказывается, как бог Мардук, победив чудовище Тиамат(хаос), из частей его тела создал небо и землю:


            "Он твердый год установил и предписал
            Его на месяцы делить.
            Двенадцать месяцев назначил он в году.
            Им три звезды придал,
            Чтобы они сезонов смену представляли.
            Луне он повелел светить,
            Чтоб ночь слепую освещать
            И, будучи ночным светилом,
            Чтоб дней число определять".

Много позже лунный календарь был все же аменен лунно-сол- нечным. Продолжительность лунного года - 354 дня, а солнеч- ного - 365 дней. Чтобы в солнечном году умещалось целое чис- ло лунных месяцев, надо было через определенный период вставлять добавочный 13-й месяц. Существует табличка с кли- нописью, где написано:
"Итак, Хаммурапи говорит:
Так как год не хорош, то следующий месяц должен быть от- мечен как второй улулу. Вместо внесения десятин Вавилону 25 ташриту их следует внести 25 улулу второго".
Таково было произвольное включение дополнительного месяца.
Согласно клинописным табличам, где помещались астрономи- ческие сведения, стало известно, что вавилонские астрономы делали вставки 13-го месяца и в соответствии с положением Солнца на эклиптике. Вот, например, запись на одной из таб- личек:
"Если в первый день нисану Луна находится в соединении с Плеядами, год считать как простой.
Если же на третий день месяца нисану Луна в соединении с Плеядами, год считать как полный(13-месячный)".
В лунно-солнечном календаре согласование месяцев и годов осуществляется как в системе уравнений для двух переменных:
так. 8 солнечных лет равны 2922 дням. Такое же число дней содержится в 99 лунных месяцах, в 48 из которых по 29 дней, а в 51 - по 30 дней.
Использовали и другое равенство:
19 солнечных лет = 235 лунным месяцам = 6940 дням.
ОДнако и там, и тут были неточности из-за то- го, что в году и в месяце не целое число суток. Примерно с 600 года до н. э. в вавилонском календаре использовался 8-летний цикл, а с конца IV века до н. э. - 19-летний цикл, открытие которого связывают с именем астронома Киденаса.
Считается, что календарь Вавилона был заимствован Древней Ассирией, разрушившей Вавилон в 689 году до н.з., а потом и древними евреями.
Халдейские жрецы обогатили астрономию замечательным отк- рытием. Они заметили, что затмения повторяются в прежнем по- рядке через определенный промежуток времени, называемый са- росом. Он равен 6585 суток. Используя эти знания, халдеи могли предсказывать затмения.
КАк видим, знания, относительно звезд и светил, относительно движения Луны и Солнца в году, были достаточно подробны и разработаны. НО это были - долговременные наблюдения. Кратковременным же астрономическоим явлениям в Древнем ВАвилоне, как и в Древнем Еипте, в отличие от астрономов Древнего Китая, уделялось куда меньше внимания. Для уфолога такой подход не дает почти ничего.
При этом, в отличие от тонких, изящных и понятных схем Древнего Египта, в Древнем Вавилоyе те же понятия отображали и гораздо грубее графически и мыслили их, судя по всему, так же, гораздо более грубо и упрощенно.

Особо хочется отметить странную, тянущуюся, судя по всему уже более века ошибку относительно одного зодиака. Это круглый зодиак, типичный по типу для Древней Греции. В центре его сидит с очевидностью, Зевс (или - Юпитер, в чем нет большой разницы). Вокруг по малому кругу едут в типичных своих колесницах боги-планеты, Марс, Венера и прочие, легко узнаваемые, поскольку рисунок выполнен хотя и просто, но тонко. По внешнему кругу идут фигуры 12 знаков зодиака. Все типично, "по-европейски".
Но... не менее чем в дюжине самых различных пособий, от популярных книг до научных статей присутствует приписка... "Вавилонский зодиак"!
Да, это, структурно, зодиак "по происхождению", идущий от Вавилона (хотя, если объективно, более от Древнего Египта). Но в Древнем Вавилоне н и к о г д а не было подобных зодиаков, и, тем более столь качественно исполненной чеканки. Все изображения там очень грубые и специфические.
Как пример, можно привести очень неплохую книгу А.Н.Томилина "Царица неба" (М.: Современник, 1998). Там на стр.20 под рисунком черным по белому написано: "Зодиакальный круг из библиотеки Ашшурбанипала. VI век до нашей эры".
Здесь уж, как говорится - No comment!!!

На фото: 1) Межевой камень("кудурру") правителя Мелишипака; 2) Семь светил(включая луну) и фазы отдельно показанонй Луны; 3) Бог Солнца Шамаш; 4) Схема неба согласно древним шумерам; 5) Обозначения Солнца и Луны на астрономических схемах Древнего Вавилона; 6) Рисунок. где, как считают изображена борьба Солнца, Луны и Венеры со змеем тьмы; 7) Изображение созвездий на астрономической табличке; 8) зодиак типичный для Древней Греции и Древнего Рима, который очень часто ошибочно приводится как... Вавилонский зодиак!!!


Следующая страница (Н2)

Вернуться в начало
Hosted by uCoz