А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф,Х Ц,Ч Ш,Щ Э Ю Я

Вернуться в общий каталог.

МНОЖЕСТВЕННОСТЬ МИРОВ.
НИКОЛАЙ КОПЕРНИК.

Имя Коперника представлять не надо. Нные он известен всем и с его системой приходится миритья даже астрологам, которые, в свое время потерпели серьезный урон в связи с ее появлением.
Учение Коперника изложено в его сочинений, название которого было следующим: "Николая Коперника Торкского. Об обращениях небес- ных кругов.
В эгом сочинении, еще совсем недавно составленном и изданном, име- ешь ты, усердный читатель, сведения о движении звезд как неподвижных, так и блуждающих, вы- веденные и из старых, и из новых наблюдений, и в, особенности из новых, и вместе с тем с присоединением удивительных гипотез.
Также найдешь ты в нем удобнейшие таблицы, поль- зуясь коими упомянутые движения ты ока- жешься в состоянии весьма легко вычислить для любого времени. Итак, усердный читатель, покупай его, читай и наслаждайся".
В этом рекламном названии самому Копер- нику принадлежали только слова; .06 обращении небесных кругов'. Все остальное — добавление ловкого торговца-издателя Осиандера, пожелавшего нажиться на этой книге. Осиандеру принадлежит преди- словие к ней, которое по своему • содержанию совершенно не соответствует духу учения Коперника, чем, в общем-то, удачно замаскировало суть вышедшей книги.
В этом предисловии под заглавием
"К читателю о гипотезах этого труда"' Осиандер старается уверить читателей, что учение, излагаемое в книге Коперника — только попытка рассуждения, только гипотеза.
"Если она,—пишет Осиандер, —и придумывает довольно многое, то происходит это вовсе не с целью убедить кого-либо, что все это действительно гак, но для того только, чтобы дать правильные основания для вычис- лений". И далее: ....но ни тот, ни другой не в состоянии узнать истину и рассказать о ней, если она не будет им раскрыта божественным откровением".
Совершенно другое находим мы в реальном авторском предисловии, каким по существу является приложенное к книге посвящение папе Павлу III. В этом посвящении главе католической церкви Коперник без тени сомнения говорит:
"Святейший отец! Думается мне, что некоторые лица, как только узнают, что я в сочинении моем о движении небесных сфер допускаю различное движение земного шара, без дальнейшего разбора осудят меня и мои воззрения". "...Если бы нашлись,—пишет далее Коперник,— пустые болтуны, которые, хотя они и вовсе не сведущи в математических науках, дозволили бы себе осуждать или опровергать мое предприятие, намеренно искажая какое-либо месть священного писания, то я не стану обращать на, них внимания, а, напротив, буду прене- брегать подобным неразумным суждением".
В своем сочинении Коперник излагает всю сферическую и теоретическую астрономию того времени.
Книга первая - содержит рассуждения в форме и вращении Земли, о месте, занимае- мом ею в солнечной системе, и охватывает плоскую и сферическую тригонометрию/
книга вторая - содержит сферическую астрономию и католог звезд.
Книга третья — годичное движе- ние Солнца вокруг Земли и объяснение его движением Земли вокруг Солнца.
Книга четвертая — теорию Луны и затмений.
Книги пятая и шестая — теорию движения планет.
Все разложено, как говорится, "по полочкам".

На фото: 1) Николай Коперник на ночных наблюдениях; 2) Коперник читает лекцию по астрономии перед папой Аоександром VI, Леонардо да Винчи и Чезаре Борджиа(картина Войцеха Герсона).


МНОЖЕСТВЕННОСТЬ МИРОВ.
ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ

Одним из исследователей, который очень явно подтолкнул мысль науки к прблем мнжествености мирв, был, несомнено, Галилео Галилей, который изобретением своего телескопа сразу резко расширил рамки обзра ближайшего космоса.
Открытие Галилео Галилем(1564-1642) "новых" миров, на фоне того, что было известно до этого с "аристотелевских" времен, очень многими и очень долгое время воспринималось буквально "в штыки".
Распространенная в астрологии, а от нее - на другие науки, от медицины до философии "планетная классификация", где любая общнсть любых объектов(тот или иной континуум) делилась на 7, так "вьелась" в умы средневековых ученых, что порой доводила до полного абсурда.
В 1610 году, с помощью только что сконструированного те- лескопа, Галилео Галилей(1564-1642 гг) открыл 4 "галилеевс- ких"(так их назвали впоследствии) спутника Юпитера.
Но... это замечательное открытие кое-кто попросту отказы- вался признавать! Сказывалась консервативность Птолемеевской школы. Астроном Франческо Сиззи из Флоренции заявил в ответ на сообщение о спутниках, что такого попросту быть не может. Обосновывал свои рассуждения он именно на числе "7":
"В голове имеется семь отверстий: две ноздри, два уха, два глаза и рот, аналогично и в небесах - две благоприятные звезды (Юпитер и Венера - А.А.), две неблагоприятные(Марс и Сатурн - А.А.), два светила(Солнце и Луна - А.АЕ.) и единс- твеный Меркурий, неопреденный и безразличный(в астрлогичес- ком плане, т.е. нейтральный - А.А.).
Отсюда, и из многих других аналогичных яявлений природы, таких, как семь металлов и т.п., которые было бы утомительно перечислять(хотя, первично, "7" металлов и произведены от "7" планет - А.А.), мы заключаем, что число с необходимостью должно равняться семи.
Кроме того, евреи и другие древние народы, как и совре- семнные европейцы, приняли разделение недели на семь дней и называли их по семи планетам. Если теперь мы увеличим число планет, вся эта система падет...
Более того, эти спутнки невидимы невооруженным глазом и потому не могут оказать влияние на Землю, и потому были бы бесполезны , и потому не существуют..."
Вот так, ни больше и не меньше. Число семь взятое от семи планет породило "святость" и "агичность" данного числа. Все вещи старились свести - к семи: семь запахов, самь цветов, семь нот, семь плангетных людских типов и прочее.

На фото: 1) Два сохранившихся телескопа Галилея. В центре постамента - линза, с помощью которой он сделал свои наиболее выдающиеся открытия; 2) ОТречение Галилея на суде (картина Робер-Флери)


МНОЖСТВЕННОСТЬ МИРОВ
ДЖОРДАНО(ИОРДАНО) БРУНО

Быть глупым не хочется никому. НО "глупость" и "ум" - это не только объективные качества глупого и умного человека. Вас могут считать "глупым", или наоборот, искренне восхищаться вашим "умом", в зависимости от ситуации, от обстоятельств. Труднее всего приходится человеку, который познав и постигнув что-либо большее, чем окружающие его люди, пытается втолковать им свое, постигнутое, а они либо просто не понимают его, либо - открыто не принимеют.
Если он будет насмешлив и горд, то ему грозит судьба одиночки. Его будут уважать за смелость и ум, но постараются сделать так, чтобы от его взглядов ничего не осталось.
17 февраля 1600 г. погиб на костре римской инквизиции Джордано Бруно — замечательный мыслитель и мужественный борец за научное мировоззрение. В астрономии, а затем и не только в ней его путеводной звездой стала работа Коперника, человека, который смог издать труд всей своей жизни и избежать суда, лишь благодаря своей хитрости - книга была издана, фактически, посмертно.
8 1593 г. Джордано Бруно был привлечем святейшей инквизицией к суду и брошен в тюрьму. На протяжещии семи лет его неоднократно подвергали пыткам, но он стойко перенес их и отказался отречься от своего учения. Выслушав свой смертный приговор, он заявил судьям:
«Я не могу и не хочу отречься... Я знаю, что вы испытываете больший страх и смятение, вынося мне приговор, чем я, выслушивая его".
Бруно был уверен в том, что его идеи будут восприняты грядущими поколениями. Он писал: «Смерть в одном столетии делает мыслителя бессмертным для будущих веков».
Напрасные жертвы приходится искупать. В 1889 г., спустя почти 300 лет после казни, Джорданр Бруно был поставлен памятник. Статуя Эттоле Феррари изображает Бруно во весь рост, с книгой в руках. На постаменте надпись:
«9 июня 1889 г. Джордано Бруно от столетия, которое он провидел, на том месте, где был зажжен костер».
Памятник был украшен барельефами воспроизводящими важнейшие моменты жизни ученого: диспут в Оксфорде, проианесение смертного приговора и сожжение. Впрочем, другого способа избавиться от противника в те времена и не знали. Да и как поступить его противникам, когда повсюду распросряняли и переписывали, и читали, например, столь резкий и насешливый стиж:

Похвала  ослу


О блаженная ослиность, о невежество святое,
О тупое благочестье и божественная дурь!
Только вы спасете сердце от мирских страстей и бурь:

Ни раздумье, ни наука не несут душе покоя.
Тщетно трудится ученый, бодрствуя ночной порою:
Не найдет изобретатель входа в райскую лазурь;

Не спасет души философ, лоб угрюмый как ни хмурь:
Лишь глупец себе воздвигнет в небе кресло золотое.
Полно, стоит ли учиться, познавать душе на горе

Тайны вечные природы, изучать глубины вод;
Спорить, состоят ли звезды из огня, земли и моря?
Нет, ослиность пресвятая далека от сих забот:

Воздевает руки к небу, с благочестием во взоре,
И пришествия господня на коленях тихо ждет.
Есть ли в мире грешном плод
Слаще вечного блаженства, жизни сытой и удобной,
Коей бог нас награждает где-то там, в дали загробной?

На фото: Барельефы на памятнике Джордано Бруно в Падуе: 1) диспут в Оксфорде; 2) Суд; 3) Казнь.


МНОЖСТВЕННОСТЬ МИРОВ.
ФОНТЕНЕЛЬ

Сегодня кажется откровено странным и удивительным то, что человеку "нельзя" было даже помыслить о том, что где-то кроме Земли есть дру- гое солнце и другая Луна, есть другие горы и моря, леса и живые су- щества. О подобных вещах открыто не смели высказываться даже большие ученые.
Эта идея довольно широко распространилась среди просвещенных кругов России, в первую очередь благодаря весьма остроумному и убедительному сочинению французского академика, секретаря Парижской Академии Наук Бернара Бовье де-Фонтенеля: "Entretiens sur la pluralite des mondesз" или, в переоде на наш язык - "Беседы о многочисленности миров",
Сочинение Фонтенеля "Беседы о множествености миров" в России было переведено другим, не менее остроумным человеком, одним из первых русских поэтов, писателем-сатириком князем Антиохом Дмитриевичем Кан- темиром и издано в 1740 г. Несмотря на ввыпады и выходки Кантемира вынуждены были терпеть.
В ту эпоху система мира Коперника ещё встречала в России энергичное противодействие. Сторонникам Коперника приходи, лось с осторожностью говорить в своих сочинениях. о нахождении Солнца в центре мира (гели- оцентрическая система). Достаточно сказать, что, например, речь уче- ного Делиля о вращении Земли была сочтена "неудобной" для напечата- ния.
Даже в Академии Наук находились ещё противники Коперника. Так, например, в 1745 г. академик Сигезбек представил для доклада свои сомнения в коперниковой системе.

На фото: 1) фронтиспис французского издания книги Фонтенеля "Множественость миров"; 2) одна из иллюстраций к книге Фонтенеля со схемой Коперника.


МНОЖЕСТВЕННОСТЬ МИРОВ.
МИХАЙЛО ЛОМОНОСОВ.

Обнаружение ЛОмоносовым атмосферы на Венере(см.) дало ему возмож- ность более уверенно высказаться по весьма злободневному тогда вопро- су: существуют ли "множества обитаемых миров". В "Явлении Венеры" он особо останавливается на этом. На Венере, считал Ломоносов, могут быть живые существа, как и на Земле. Он также считал возможным су- ществование и других обитаемых миров.
Из-за идеи множественности обитаемых миров, наполняющих бесконечную вселенную, сочинение Фонтенеля подверглось возражениям со стороны ду- ховенства, и в 1756 г. Святейший Синод обратился к императрице Елиза- вете со специальной просьбой отобрать повсюду "крамольную книгу", пе- реведённую Кантемиром, и вообще - издать указ о запрещении по всей Империи книг, противных вере и нравственности, "дабы никто отнюдь ни- чего писать и печатать как о множестве миров, так и о всём другом, вере святой противном и с честными нравами не согласном под жесточай- шем за преступление наказанием не отваживался".
Кнмга была в опасности и Ломоносов в 1761 году способствовал появлению второго издания этой книги, отдав распоряжение академической типографии отпечатать ее "вторым тисненеием".
Из-за издания перевода книги Фонтенеля М.В.Ломоносову пришлось вы- держать столько распрей, что он не удержался и разразился известным своим стихотворением Гимн бороде", обыгрывая известное выражение "Клянусь бородой!"
Там, по поводу возможного наказания(на Руси сжигали в бревенчатом срубе) инопланетянина на его родной планете - за рассуждение о мно- жестве миров во Вселенной и о том, что планета Земля, возможно, кем-то населена - в стихе было очень вкрадчиво и ехидно записано:


  "Естли правда, что планеты-
  Нашему подобны светы,
  Конче в оных мудрецы,
  И всех пуще там - жрецы
  Уверяют бородою -
  Что нас - нет здесь головою.
  Скажет кто: мы - вправду тут -
  В струбе там того сожгут".

Быстро разгадав истинного сочинителя анонимного и распространявше- гося в списках "Гимна бороде", Синод обратился к императрице Елизаве- те с настойчивым требованием "высочайшим своим Указом таковые соблаз- нительные ругательства пашквили истребить и публично жечь, и впредь то чинить запретить и означенного Ломоносова для надлежащего в том увещания и исправления в Синод отослать".
Трудно сказать, чем бы кончилось для Ломоносова это дело, но он, видимо, все же, за заслуги, не был выдан Синоду "для вразумления"
Ломоносов оставался человеком своей эпохи. Он верил в Бога, но он был - ученым, знавшим и видящем впереди гораздо больше, чем прочие. В своем "Вечернем размышлении о Божьем Величестве при случае великого северного сияния" (1743), он начинает так:


   "Лицо своё скрывает день-,
   Поля покрыла мрачна ночь,
   Взошла на горы черна тень;

   Лучи от нас склонились прочь.
   Открылась бездна звёзд полна;
   Звездам числа яет, бездне дна>,

А дальше - все та же "изгоняемая" множественость миров, с инопланетянами на этих иных планетах, с "народами".


   "Уста премудрых нам гласят:
   Там разных множество светов;
   Несчётны солнца там горят,
   Народы - там и круг веков".

Ломоносов был не только химик и физик, геолог, моряк и рыбак. ОН был еще и поэт. И очень любил "астрономические" лирические отступле- ния. В другом его стихе, "Письме о пользе стекла" есть строки:


   "Астроном весь свой век в бесплодном был труде,
   Запутан циклами, пока восстал Коперник,
   Презритель зависти и варварству соперник;

   В средине всех планет он солнце положил,
   Сугубое земли движение открыл.
   Однем круг центра путь вседневный совершает,
   Другим круг солнца год теченьем составляет,

   Он циклы истинной Системой растерзал,
   И правду точностью явлений доказал.
   Потом Гугений, Кеплер и Невтоны,
   Преломленных лучей в стекле, познав законы,

   Разумной подлинно уверили весь свет,
   Коперник что учил, сомнения в том нет".


МОХЕНДЖО-ДАРО

Городищке Мохенджо-Даро расположено в долинк реки Инд(Пакистан, провинция Синд). САмо название переводится таинственно - "город мертвых". Этот древне-индийский город был обнаружен историком Р.Д.Банерджи(1921). Пять тысяч лет назад "Город мертвых" процветал и рос, за что и был образно назван историками - "Манхеттен бронзового века". И вдруг - огромный город умер. Почему?
Версии данные историками, историков устраивали. Но, к 70-м годам Мохенджо-Даро "присмотрели" сторонники "оксмичских пришельцев". Они стали утверждать, что наиболее вероятной была названа версия... "о взрыве космического корабля над городом"(г.Труд, 23.04.1989) или, даже, об... боевом атомном нападении!
Например, "наводнение исключалось, так как в руинах города не было признаков разгула водной стихии, - утверждалось когда-то в заметке "Неужели они это знали?" (г.Социалистическая индустрия 1986. 01.06), - Ничто не подтверждало и версию об эпидемии. Не удалось обнаружить и следы, которые завоеватели должны были оставить: ни на одном из скелетов не было признаков применения холодного оружия. Одно было очевидно: ка- тастрофа произошла внезапно".
Вывод из всего сказанного был тоже внезапный: на древний город:, ни за что, ни про что была сброшена... атомная бомба космических пришельцев! Увы, ни одна из цитированных фраз не соответствует истине.
Во-первых, долина постоянно, находится под могучим влиянием разливов Инда. "В ходе стратиграфических исследований археологи установили, что, в какой-то момент Мохенджо-Даро был полностью затоплен водами Инда", - писал историк В.Сансоне ("Камни, которые надо спасти". М., 1986).
Во-вторых, именно долины восточных рек неограниченно бога- ты возможностями возникновения эпидемий, возникающих и сей- час. Умерших, но не захороненных жителей Моненджо-Даро, лег- ко могли унести воды все того же Инда, в периоды разлива.
В-третьх, "Еще при первых раскопках Мохенджо-Даро в 1925-1926 го- дах найдены две группы скелетов(14 и 6) люди умерли насиль- ственной смертью. Были обнаружены подобные группы во многих местах. Некоторые из покойников были явно обезглавлены", - сообщалось, например, кще в общедоступном пособии "Что такое археология?"(М., 1957), под редакцией А.Монгайта.
Таким образом, есть вполне "земные" объяснения и можно обойтись без "атомного взрыва" в бронзовом веке...


МЦХЕТА.
НЛО В МОНАСТЫРЕ

"В одном из монастырей Мцхета( Х-ХII век - Авт.) древней столицы Грузии висят две иконы, при взгляде на которое хочется скоропостижно упасть в обморок, - доверительно сообщала "Инженерная газета"(28.11.1990). - Среди привычной библейской атрибутики здесь изображен...космонавт в ракете!"
Что ж, у каждого свое видение. Но, незадолго, в одной из телепередач(22.11.1990) эта икона была показана воочию.
Авторам этого сайта достаточно было, по счастью, буквально одного взгляда, чтобы убедиться в смехотворной, но типичной ошибке. Анализ зарисовки и сравние с другими иконами - подтвердили простую разгадку .
По бокам от распятого Христа, в верхних углах висели, как "летающие тарелки" с тремя ножками... символические изображения Луны и Солнца с тремя лучами, направленными в пространство иконы! Более того, очень хорошо видно профиль лица Солнца и Луны, которые смотрят чуть наисковь вниз.
Точно такое же изображения, заметим имеется на фреске в Дечанах Югославия, где оно смотрится и видитя еще более сенсационным. Там, к тому же, в контуре подозреванемой "летающей тарелки" прорисована и... фигура человека, вместо лица. Вот уж сенсация, так сенсация.
Однако, в действительно, это просто очень стилизванные и "утолщенные" лучи или стрйки "дуновений", которые на десятках других икон художники рисуют значительно более подробно и тонко.

На фото: 1) набросок с иконы Мцхета; 2) изображение с типичным положением Солнца и Луны верхних углах; 3) Увеличенные Солнце и Луна. Здесь рисунок почти не стилизован.


Следующая страница (М1)

Вернуться в начало
Hosted by uCoz