А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф,Х Ц,Ч Ш,Щ Э Ю Я

Вернуться в общий каталог.

МЕТЕОРЫ
ОПИСАНИЯ ДРЕВНЕРУССКИХ ЛЕТОПИСЯХ

В отличие от Древнего Египта, Вавилона, Ассирии, на Руси сразу же с момента появления письменности начали вести перепись лет. основныз событий, в том числе и событий небесных. В этой связи очень много в летописях упоминаний о пролетах крупных метеоров и комет, о падениях метеоритов. Здесь существовала даже своя специфическая терминология.
На том месте, где пролетал огненный шар болида, часто бывает видна как бы раскаленная черта. «Небо раскрылось», — говорили раньше.
Это явление вызывало много разнообразных толков. Имено оно поро- дило сказки о хвостатых огненных «змеях-горынычах», якобы приле- тающих с неба на Землю. Древнерусские летописи изображают это явление, каж, придет на Землю «змия» или дьявола, а иногда, на- против, как появление ангела.
Вот некоторые сообщения о делах давно минувших дней, о прошлом, которое, однако, забывать никак нельзя.
Под 532 годом(?) в Лаврентьевской летописи записано:
"...течение звездное бысть на небе, оторвахуся бо ся на землю, яко видящим мнети кончину»
Та же Лаврентьевская летопись рассказывает об огненном столбе от Земли до небес, 11 февраля 1110 г., и сообщает, что в небе прогремел при этом гром. «Ангел бо сице (так) является», — уверяет летописец.
Под 1202 годом в той же летописи об этом потоке записано следующее:
«...тое же зимы знамения бысть многа на небеси, едино же от них скажем(об одном из из них - Авт.)... течение звездное бысть на небеси... знамения сица(эти - Авт.) на зло бывають или проявляют рати, или голод, или смерти провляют».
Необычайно мощный звездный дождь несомненно потрясал воображение летописца:
"В 5 часов ночи потекло все небо звездным течением, звезды срывались с неба и падали на землю".
Таким образом метеорные дожди принимались за знамения, предпосланные богом перед войной("рать"), голодом или кончиной мира.
Под 1144 г. в Ипатьевской летописи записано: "бысть знамение за Днепром в Киевской волости: летящю по иебеси до земли яко кругу огнену, и оста(л)ся по следу его знамение в образе змия великого». Понятно, это был крупный метеорит, упавший но оставивший позади себя длинный дымный след, "знамение".
25 июня 1290 года выпал одни вз самых крупных метеоритных дождей зафиксированных в исторических хрониах Древней Руси. Случилось это близ города Великийо Устюг. В «Житии преподобного Прокопия» жившего в то время в Устюге, об этом случае сказано следующее:
«..найде внезапу над градом Устюг облактемен и бысть яко нощь темная... тогда же бывшу от молнийного блистания и от страшного грому змей лревелик зело».
В клубах огня и дыма в небе показался огромный метеор - "змий".
Местному населению не на кого ыло надеяться, как только на местного святого. Поэтому, когда событие закончилось благополучно, эту удачу объяснили именно его неустанной деятельностью, поскольку далее говорятся, что будто по молитве Прокопия:
«...в той же час и воздух переменился и бысть тишина вели(ка)я и не бысть молнии, ни грому и разводящеся облащь(облако- Авт.) огненнии на все ст(о)раны и поидоста ("змий") на места пустынные и тамо поломища на пустынях многие лесы и дебри(поломал деревья, т.е. - Авт.), многих и бесчисленным камением поломило лес и дебри, овы древеса на корени избиша, а иные вполы положища».
В приведенной летописной записи явлеияе описывается как небесное знамение и проявление гнева божьего. По молитве Прокопия будго бы бог отвел тучу за город, где и выпал каменный дождь, изрядно побивший и поломавший деревья в лесу.
С тех пор ежегодно, в течение многих столетий, на место выпадения метеоритного дождя совершался крестный ход и устраивались молебствия.
За 1411 год Никоновская летопись говорят, что по небу пролетел "змий велик зело (очень) и страшен». Он «дышал огнем и аки ааря светися».
В 1421 году но случаю выпадения около Новгорода метеоритного дождя в Никоновской летописи говорится:
«...архиепискуп Симеон с священным собором я вси богобоязные людие вшедши в церковь премудрости божия, ниц падше со многими слезами из глубины сердца со воздыханием молящее. Тако же и по прочим церквам священницы н людие творяху".
В 1491 году о выпадении каменного дождя в той же летописи записано, что люди якобы при этом видели облако в образе Александра Невского, который на коне поднимался высоко вверх к небу: "...на кони выспрь яко к небеси взимался".
29 ноября 1662 г. близ села Новые Ерги выпал еще один большой каменный дождь.
Об этом случае записано в сохранившемся письме попа к монахам Кирилло-Велозерского монастыря:
"...У нас в селе Новой Ерге и в деревнях многие люди видели на небесех знамение страшно: звезда велика, долга скоро вышла и показалося по небу аки бы молния... и многие видели в том свете выспрь в темя человеку зрак велик... и потом камение падали с великою яростию».
Выпавшие здесь метеориты были замурованы в церковных стенах Кирилло-Велозерского монастыря. Найти их впоследствии не удалось.
Помещены были в церкви и метеориты, выпавшие каменным дождем в 1775 году близ города Овруча на Волыни(Украина). Они, к сожалению, пропали после того, как обрушилась церковь.
Как наказание «за грехи» воспринято было явление «огненного шара» 17 августа 1698 г. в Соликамске, на Урале. По этому поводу какой-то «священный чин» города распорядилси собрать «града сего вси людие».
В церкви совершались «молебные пения со слезами».
В записях одного из современников Петра I была пометка, что сдавшиеся в плен в сибирском городе Ташаткан татары показали казачьему атаману Ермаку Тимофеевичу(погиб в 1565 г.) большой "небесный камень", которому приписывали чудесное свойство вызывать изменения погоды.
Судя по приложенному рисунку(у нас его, увы, нет) на котором с одной стороны камня изображен Ермак с дружиной, а с другой - четыре татарина, метеорит был приблизительно в половину человеческого роста.

На фото: Миниатюра из Юсовского лицевого апокалипсиса. 1) Ангелы намерены "метнуть" камень в нагрешивших горожан; 2) Камень попал в реку. Мимо него проплывают корабли. Жители разбегаются или дивятся, стоя большой толпою.


МЕТЕОРЫ.
МЕТЕОРЫ ОДУШЕВЛЕННЫЕ.

Типичыое "чирканье" метеора в небе насколько краткосрочно и тускло, что человек не всегда способенэто заметить. Совсем иное дело массовые звездные дожди. Здесь, обычно, в качестве примера называют здездопад (Леониды) котрый наблюдал А.Гумбольдт в Южной Америке со своим ассистентом. В старые времена такие звездопады очень страшили людей, летописцы утверждали, что это ангелы сверху швыряют огненными срелами.
Более крупный метеор задерживается по времени на 1-2 секунды в поле зрения. Иногда он выглядит в виде огненной широкой ленточки-змейки, которая успевает даже слегка шевельнуться, извиваясь, как змея и "вильнуть хвостиком" (автор наблюдал такое лично), прежде чем исчезнуть. При этом иногда слышен и звук. Такие "звучащие" болиды называют "электрофннные", но, вероятно при близком расстоянии звук доносится без каикх-либо дополнительных эффектов. Это - хлопок, гром как "От артиллерийской канонады", громыхание "как от перекатываемых бочек" и т.д.
Картина поялвения более крупного метеора совсем иная. Врываясь в атмосферу он испытывает настолько большое сопротивление воздуха, что довльно быстро разлетается на части. И, вот тут-то, в зависимости от фигуры разлета частей у наблюдателей внизу может составиться самая различная, но, неизменно, достаточно жутковатая картина.

1) ФИГУРА "ЗМЕЙ". Самая простая фигура о которых сообщали, например, в летописях наиболее часто был великий змий", "огненный змий" и т.п. Уже по этим начальным признакам можно было предполжить о пролете метеора или палдении метеорита. Поскольку же летописец обыкновено этим не ограничивался, можно было уточнить уже детали самого пролета и падения, место, время, разорвался метеорит или нет при падении и т.п. сузественные для метеоритики детали.
После эффектного пролета болида на небе довольно долго, иногда десятки минут, остается длинный светящийся след, который раньше привлекал внимание уже сам по себе. Постепенно искривляясь, он принимал извилистую форму, напоминая того сказочного огнен- ного змия, о котором повествуют народные легенды и медленно рассеивался. В русской летописи за 1091 год читаем:
"...с неба упал огромный змий, ужаснулись все люди. В это время раздался удар о землю, который многие слышали"("и земля стукну" - в оригинале).
Большой болид бывает виден и днем, настолько он ярок. Около Ашхабада солнечным днем 04.01.1958 года на западе из-за тучи появился необыкновенно яркий, накаленный до белизны шар диаметром приблизительно в два с половиной раза меньше лунного диска.
Он напоминал электрическую лампу очень сильного накала. Когда шар исчез, на его пути некоторое время был виден след серо-черного дыма, напоминавший огромную извивающуюся змею.

2) ФИГУРА "МЕДУЗА". Метеор может разлететься типичным "фейерверчным" шарм или "кольцом". При этом в центре Кольца, как в ореоле или нимбе может вообразиться лицо или какая-то фигура, котрая вскоре пропадет, расплывется, не оставив свидетелей старшащего зрелища, да и, разумеется, следов. Равномерный разброс обычно происходит, если структура вещества достаточно однородна. Фигуру можно назвать "кольцо" или "медуза".
Индейцы в Вайоминге рассказывали, что когда такое "колесо" появилась - они разбежались, но когда она исчезла, они "вернулись к своим опустевшим тепе" и после выложили камнями на змеле точно такую же фигуру.

3) ФИГУРА "ЧЕЛОВЕК". Если же какой-либо кусок разрванного мтера оказался более крупным, то он создает отделный след. В воздухе вычерчивается уже не радиальная фигура а нечто наподобие ветви с веточками, или тело члеовека с руками, нгами, а то и "пальцами", если части метеора прдлжают дроюиться.
Светящаяся эта фигура из раскаленных газов быстро исчезает и тускнеет, но, особенно в старые времена она представлялась как зрелище полное ужаса и непонятного предстоящего - раскалывалось" небо и оттуда "выходила" огромная огненная фигура. которая затем исчезала.
Описание выглядело совершенно сказочно. Так, в одной из исторических хроник 1000 года о падении большого метеорита сказано: "...14 декабря небо омрачилось, и нечто врод*е огненного светильника упало на землю, оставив позади себя длинный след света. Блеск его был
таков, что испугал не только тех, которые находились в полях, но и тех, которые оставались дома. Когда это огромное отверстие неба незаметно закрылось, появилась фигура дракона, у которого ноги были голубые, а голова, казалось, все росла".

3) ФИГУРА "ДИКАЯ ОХОТА". Любопытное зрелище мог представить высотный метеор, проходящий на большой скорости и исчезающий вдаль за горизонтом. Если он состоял из нескольких крупных и многих мелких частей, то возникало зрелище, подобное отряду невидимых в черноте воинов с факелами или охотников с факелами же, и с собаками, глаза которых сверкают в темноте.
Вполне верятно, что именно это зрелище породило название "Дикая охота", на тему которой известно даже несколько картин. Не приводя иллюстраций, заметим, что высотные метеоры способны "продемонстрировать" внешне очень впечатляющие картины, создающие впечатление "актвности" и "осмысленности". Так высотные метеор, идущий почти параллеьно земной поверхности, выходит из-за горизонта и поднимается(поднимается, как ракета, это-то и поражает многих!), после чего уходит за горизонт, где, скорее всего пдает, как обычный метеорит Но... в глазах наблюдателя он уже побывал - ракетой! И такие описания встречаются. Или - другой вариант. Несколько высотных метеоров, даже идя параллельными курсами, за счет явления перспективы, войдя в поле зрения наблюдателя входят как бы "с разных сторон", после чего "сходятся" на другой полвине неба и как бы "сталкиваются" *а то, видлимо, и сталкиваются релаьно, тормозясь атмосферой). Такие описания так же - есть.

4) ФИГУРА "ДОЖДЬ". В целом же возможны и еще более сложные ситуации. Например, в 1566 году в Базеле наблюдали появление темных шаров, которые как бы сталкивались друг сдругом. Все это присходило в августе на фоне яркого Солнца.
Уфологи относят этот случай к непонятноому взаимодействию каких-то инопланетных аппаратов(их уклончиво называют - "НЛО"), однако, на наш взгляд по крайней мере этот случай можно бъяснить "метеорной атакой" состоявшейся именно со стороны солнца, "в лоб" на наблюдателя.
Входящие в атмосферу и сгорающие метеоры образовыввали газовые облачка, которые, оттеняясь Солнцем(и это видно на рисунке), смотрелись на Земле как круглые "пятна", "шары". т.е. в зависимости от состава вещества метеора имели тот или иной цвет. Поскольку же эти пятнообразные облачка продолжали двигаться, возникало впечатление "войны" этих "шаров", своеобразной "войны миров", поражающих население далеко внизу.

На фото: 1) Фигура в форме "Змей". Полет Княгининского метеорита с образованием метеорного дождя(Чехословакия, 09.06.1866); 2) Разлет метеора "медузой"(Испания, Мадрид, 1896); 3) Разлет по ветвеобразной "человеческой фигуре"(США, Калифорния, 1894); 4) Основной метеор и сопровождающие его мелкие спутники, метеор типа "Дикая охота"(Греция, Афины, 1863) 5) Зарисовка запечатлевшая, по-видимому, разлет метеоров типа "Лобовой дождь"(Швейцария, "Базель, 1566)


МЕТЕОРИТЫ

Падение таких мелких космических тел как метеориты на Землю было известно с незапамятных времен.
Предметами религиозного почитания метеориты были у аборигенов Американского материка. Многие знахари использовали метеориты для лечения людей, измельчая их в порошок и давая пить с водой.
В гробницах египетских фараонов археологи находят иногда слитки железа, которое египтяне ценили так же высоко, как золото. Они называли железо "металлом неба". В пирамиде Хеопса обнаружено оружие, изготовленное из метеоритного железа. Небо в Древнем Египте, как полагали, сделано именно - из железа.
Падающие с неба камни либо считались порождением "дьявола" (вариант - злух "духов"), либо - обожествлялись.
В последнем случае им молились, к ним приходили, их приноси- ли в храмы и церкви. Так было на острове Крит, и в Фивах, и в Эфессе, в Пессинунте во Фригии, в Индии, Китае, в десятках разных мест.
Падение метеорита считалось "знамением"(от слова "ознаменовать" - то есть, означить, некое веление Богов). Изучая место, время, сам облик метеорита, люди в старину считали, что трактуют, тем самым, "волю Богов"!
Так, в Древнем Риме, в правление Нумы Помпилия, с неба свалилась глыба, напоминающая по форме - воинский щит! Естественно, по тем временам она могла "означать" только нечто "военное", щит, защиту, и на глыбу взирали с почтением, как на своеобразный защитный небесный талисман.
В Древней Греции историк Плутарх повествуют об огромном "камне богов", некогда упавшем с неба во Фракии (вероятно, в V веке до нашей эры). Люди верили, что в нем скрыто божество, способное пророчествовать. Об этом же камне упоминает римский писатель Плиний Старший.
В Древнем Риме ьак же историк Аппиан сообщает о фригийском "небесном камне". Фригийцы и финикияне почитали его как "мать всех богов".

На фото: вид воинского щита античных времен, именно такой формы, согласно хроникам был и метеорит.


Следующая страница (М4)

Вернуться в начало
Hosted by uCoz