А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф,Х Ц,Ч Ш,Щ Э Ю Я

Вернуться в общий каталог.

ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА.

Известия о летательных аппаратах приходят, актически с первыми сказками, котрые поялвяются у челвека. Парашютирование на шкуре, попутка создать "планер" из крыльев с перьями и многое другое инглда могли привести к относительно удачным езультатам. Пораженные свидетели полета сообщали об этом и вскре ситуация планирования с прашютом обрастала подробностями, поскольку человек и впрмь "летел".
Но, одно дл слушать сказки, совем другое - пытаться, например. изменить историю научных и етхнических открытий.
Изображение какого-либо аппарата не означает что он "летающий". Даже если он поход на "птицу" или на "ракету", или на "реактивныцй самолет", то он может оказаться чисто декоративным, предназначенным для игровых целей. например, для ритуальных шествий ли для карнавала. Наличие крыльев не означает полета, а наличие сходства с чем-либо на наш взгляжд "летающим" - не обеспечивает его так же.
Это - то что касается изображений и возможных ошибок с ними.
Теперь можно продолжить - уже о текстах.
Логические и физические ловушки могут ждать в мифах не только изобразительных, но и в словесных. В мифе словесном, изложенном устно. или даже в солидной рукописи может содержаться целый трактат на тему о полете некоего утсройства, но само такое устройство в принципе не полетоспособно, никогда не летало и даже модель его никогда не была построена его высокомудрым создателем.
Меж тем подобные описания изестны. Они касаютя приготолвения небывалых аппаратов, небывалых веществ, рассказывают о небывалых странах и небывалом населении таких стран. Когда такого рода небылицы собраны в одном месте, в одну книгу, то довольно быстро можно догадаться, что речь идет о сказке или о свеобразной "фантастике" античных и средневековых времен.
Ситуация только в том. что, благодаря целому ряду черточек, человек живущий в те же времена, что и автор, его современник, легко догадывается о подвохе и весело смеется вместе с продолжающим разыгрывать автором. Наш же читатель иногда принимает такие прожекты за чистую монету.

На фото: 1) проект дирижабля с крыльями и парвым двигателем, трудно летал ли, когда-либо, такой дирижабль; 2) крылатый персонаж одной из картин И.Босха. Так же трудно сказать по форме его крыльев - летает ли он; 3) Небожитель Гоу-Ман верхом на драконе("Книга гор и морей"). Любопытно, что "Воздушным Драконом" в Китае именовали и изобретенный, как-то в древности... подобие велосипеда!


ЛЕТАЮЩИЕ АППАРАТЫ
ДО ПОЯВЛЕНИЯ САМОЛЕТОВ.

Оглядываясь назад, на последовательные ступени развития авиакосми- ческой техники, любопытно немного подробнее остановиться на науч- но-фантастической литературе XIX века и главного ее представителя - французского писателя Жюля Верна.
В 1872 году вышел его небольшой роман "Пятьсот миллионов бегумы". В финале романа производится выстрел из гигантской пушки. Но... сна- ряд пролетает мимо цели. Однако он никогда более не упадет на Землю: пушка была сварена из крепчайшей стали; она выдержала ужасающую силу взрывчатых газов и обеспечила снаряду скорость в 10 км в секунду. Скорость оказалась достаточна для того, чтобы снаряд превратился нав- сегда в искусственного спутника Земли, смертоносную крошечную Луну.
В еще одном романе "Воздушный корабль, или Робур-Завоеватель" (1886) Жюль Верн показывает преимущество летающих аппаратов тяжелее воздуха - аэропланов, "аэронефов" - над аэростатами - воздушными ша- рами, наполненными газами легче воздуха, которые были распросанены в то время.
При этом, судя по описанию очень своеобразной конструкции электро- лета-геликоптера Робура, можно с уверенностью утверждать, что Ж. Верн использовал сообщение об аппарате... русского изобретателя А.И.Лоды- гина!
В русской прессе тех лет данные об аппарате Лодыгина были опубли- кованы в 1871 году в "Ремесленной газете". Еще в 1869 году изобрета- тель представил Главному инженерному управлению проект геликоптера с электрическим двигателем.
В начале франко-прусской войны Лодыгин передал чертежи своего электролета комитету национальной обороны Францмм. В 1870 году Лоды- гин ездил лично в Париж, руководить постройкой аппарата, порученной заводам Шнейщера в Крезо. Об этом восторженно писала французская пресса. Но... разгром Франции Пруссией случился гораздо раньше завер- шения работ.
Фантастический "Альбатрос" Робура в романе Жюля Верна чрезвычайно напоминает именно электролет Лодыгина.
У Робура это длинная, хорошо обтекаемая лодка, острая опереии, по- лукруглая сзади.
У Лодыгина - длинный, хорошо обтекаемый цилиндр с конусом опереди, полушарием сзади; у Лодыгина движение вперед осуществляет винт, ук- репленный сзади, а подъем вверх-другой винт.
На "Альбатросе" Робура, как и в электролете Лодыгина, можно уста- навливать лопасти верхних винтов под разными углами, чем изменяется скорость движения, а сочетая вращение обоих типов винтов, придавать всему электролету, любое 'направление движения-вверх и вниз, вперед и назад, по диагонали я наклонной плоскости или задерживать аппарат не- подвижно в "воздухе на нужной высоте. Как и аппарат Лодыгина, "Аль- батрос" Робура - электролет.
"Это - будущая наука, - восклицает романист, - быть может, наука завтрашнего дня".
В следующем 1887 году вышло продолжение романа - "Властелин мира".
Там - новая конструкция Робура. Она снова очень оригинальна: "Ап- парат Властелина мира был приспособлен для четырех различных способов передвижения, - это одновременно был автомобиль, летательный снаряд, подводная лодка Н надводное судно. Земля, вода, воздух...-всюду он мог передвигаться, и притом с какой силой, какой быстротой!"
Конструкция эта не имела себе прецедента нигде на Западе. И она, судя по ряду деталей была навеяна известями о далеких от Франции рос- сийских изобретениях. Речь идет уже про аппарат А.Ф.Можайского.
Инженер П. Богословский в популярной русской военно-морской газете "Кронштадтский вестник"(12.01.1877) писал про первую пробную модель А. Ф. Можайского:
"Аппарат при помощи своих двигательных снарядов не только летает, бегает по земле, но может и плавать. Быстрота полета аппарата изуми- тельная; он не боится ни тяжести, ни ветра и способен летать в любом направлении..."
Здесь же Богословский высказывает соображения, какие замечательные перспективы развертывает использование машины - полеты в неизведанные земли, военные применения и т. д.
Характерно, что Жюль Верн назвал аппарат Робура "Элуванта" ("Ужас"), явно в овяэи с опасными военными тенденциями.
Разница в том. что "Эпуванта" являлась орнитоптером - аппаратом с машущими крыльями. Рисунок французского художника Ру, иллюстратора Жюля Верна, почти точно воспроизводит рисунок с изображением другого русского изобретения - дирижабля О. Костовича с машущими крыльями.
Однако здесь надо заметить, что подлинная конструкция аппарата О. Костовича была засекречена, и осталась неизвестной. Рисунок же в русском журнале был сделан нарочито фантастическим, о чем ни Жюль Верн, ни его художник, разумеется и не подозревали!

На фото: 1) Аппарат "Эпуванта" ("Ужас") Робура(илл. Ру); 2) рису- нок дирижабля О.Костовича из журиала "Воздухоплаватель", 1880 г.; 3) Еще одно устройство из романа Жюля Верна, которое можно назвать как "Многомачтовый многовинт"; 4) Реально летавшее сооружение с 20 моторами в 50 лошадиных сил(Кибальс, США, 1910 год).


ЛЕТАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК.
ВЕТЕР И СЛУЧАЙНЫЕ ПОЛЕТЫ.

История показывает, что, подчас, чтобы прослыть "летающим человеком", надо просто попасть в удачные обстоятельства. Поскольку давние случаи, как правило, достаточно сомнительны, перечислим хотя бы несколько современных:
Случай первый. Верхилио Рибас и Мигель Аррадо (г.Пуэрто-Варас, Чили, 1989) удили с плота рыбу на озере Льян- киуэ. Стояла тихая безоблачная погода. Рыба клевала превосход- но и все шло отлично.
Внезапно налетел сильнейший поры ветра, при ясном небе, и... подхватил плотик с ребятами! Полет продолжался несколько ми- нут. Преодолев 18 километров(!) плот шлепнулся к подножию вул- кана Осорио. Невероятно, но юные рыболовы отделались только большим испугом.
Случай второй. Взлететь можно и на воздушном змее. Девочка Ди-Андра(8 лет, шт.Кали- форния, США, 1988) запускала змея и тот, внезапно стал рваться из ее рук. Девочка не отпускал бечеву и почувствовала, что поднима- ется ввысь!
Как позже оказалось, бечевку зацепил пролетавший мимо легкий самолет. Отпустить бечеву девочка догадалась лишь когда увидела что поднимается выше вершин деревьев. К счастью ветки смягчили падение...(см.напр. г.Труд: 23.06.1988)
Случай третий.Крестьянин Футори Нарита(о.Окинава, Япония, 1988) спокойно работал с тремя сыновьями на рисовом поле. Вне- запно налетел ураганный ветер. Одним из порывов он поднял На- риту и, на высоте 5-6 метров унес в сторону океана.
Ветер ос- лаб, затем грянул новый порыв и сыновья увидели, как на жидкую почву рисового поля, из тучи пыли и песка упал... их отец. Они был без сознания, но, к счастью, цел и невредим.
Ситуации пдобные, произошедшие в XVIII - XIX евках обычно рассматривались как "причуда приоды". Но, в более ранние сроки подобное потчи неизмено виделось, как "утаскивание дьяволом", "драконом" или "ангелом" - в зависимости от того, какаю репутацию приобрел человек в обществе.

На фото: корабли, паруса и ветер, а ветер может многое!


ЛЕТАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК.
ШАР. БРАТЬЯ МОНГОЛЬФЬЕ.

"1731 года, в Рязани, при воеводе, подъячий нерехтец, Кря- кутной, фурвин зделал(мешок - А.А.), как мяч большой, надул дымом, поганым и вонючим, от него зделал петлю, сел в нее и нечистая сила подняла его выше березы, и после ударила его о колокольню, но он уцепился за веревку, чем звонят и остался тако жив. Его ыгнали из города, он ушел в Москву, и хотели закопать живого в землю или сжечь..."
Таков был один из опытов полетов на шаре в России, удачный "физически", но - не удачный по существу.
Меж тем, подобыне же опыты делались уже по всей Евро- пе. Дело было лишь за материалом, не пропускающим теплый воздух. И здесь самыми удачливыми оказались изобретательные братья, Этьен и Иосиф Монгольфьеры, сыновлья бумажного факб- риканта. Из простой бумаги и были сделаны первые пристойно летающие шары. Правда, "научная теория" под такое "летание" была, поначалу6 подведена, явно неправильная.
Дело в том, что, с 1752 года, в связи с экспериментами Ве- ниамина(Бенджамина) Франклина, стала необычайно популярна теория "атмосферного электричеста". Считали, что легкость облаков, и пара, и восходящего дыма, основаны именно на... их электризации! Поэтому братья Монгольфьер и ставили зада- чу, сделать "электричекий дым".
Сделали шар, примерно, в кубометр объемом и наполнили его дымом из легко "электризующихся" известных веществ - смеси сухой соломы и горящей шерсти(современные тепловые шары Ка- мерона летают от воздуха нагреваемого горелкой).
Несмотря на неверную теорию, опыт оказаля удачным - шар поднялся на значительную высоту. После ряда удачных опытов на публике, два брата, и физик, профессор Шарль, были приглаше- ны в Версаль, продемнстрировать полеты перед королем.
Был сделан великолепно раскрашенный большой шар. И, в ка- честве первых воздухоплавателей в гондолу были посажены - овца, петух и домашняя утка. Шар был торжественно и красиво запущен и, после восьми минут полета, остыв, благополучно опустился на землю.
В том же году было решено отправить в первый полет - и лю- дей. Но, чтобы не рисковать верноподданными, Людовик XVI разрешил поднять на воздушном шаре двух... преступников, приговоренных к смертной казни!
Среди общетвенности, однако, многие оказались ротив пре- доставления смертникам подобной чести. Правана полет доби- лись лица, юридически лояльные: молодой естествоиспытатель Пилатр де Розье и его друг, маркиз д'Арланд.
Их шар удачно взлетел и приземлился, преодолев Сену, на высоте около 150 метров. Ветром его отнесло почти на 8 километров. Огонь под горелкой залили водой и оба воздушных путешественника без особых приключений приземлились.
Так начиналась великая история воздухоплавания. И ныне ты- сячи современных спортивных шаров, в общем-то, немногим отли- чаются от тех первых монгольфьеров, или шарльеров.
Разве что - рекламной надписью...

На фото: одн из первых шаров-монгольфьеров.


ЛЕТАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК.
ШАР. КОРАБЛЬ ЛОРАНА.

Довольно странным по конструкции был, так называемый "корабль Лорана". Он, в частности, должен был махать крыльями, с помощью человека, а человек этот мог еще при этом - писать, читать, вести наблюдения, готовить пищу.
В наши дни про корабль этот, на основании чертежа, как правило, утверждают - летать он не мог!
Однако в истории с кораблем Лорана есть, однако, "темные места". Это, прежде всего сам чертеж.
На нем, во-первых не показано ни единого человека, животного или движителя, "машущего" крыльями. А, во-вторых, и это самое главное - над всем кораблем парит какой- крайне странный "купол", в виде сильно выгнутого паруса. Сам же исслеователь преспокйно сидит в каком-то "кармашке".
ПОэтому создается впечатление, что ошибку в наше суждение вносит именно не совсем верно выполненнй чертеж, это, скорее какая-то копия. И речь идет, вероятно, об обычном, но большом шаре Монгольфьера, но с хвостом и крыльями, где ииследователь сидит либо снаружи, сбоку, в корзине-"кармашке", либо - прямо внутри шара! Поэтому "амхать крыльями" он может в любой момент времени, естественно отовавшись от дел. Но, в общем, конструкция такая - должна летать.

На фото: чертеж сомнительного по конструкции корабля Лорана.


ЛЕТАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК.
РАКЕТНЫЙ АППАРАТ ВАНГ ХУ.

Если немного вспонмнить "детскую фантастику" старых времен, то на ум одним из первых приходит, разумеется, неутомимый барон Мюнхаузен.
"Я стал рядом с огромнейшей пушкой, которая палила по турецкому городу, и, когда из пушки вылетело ядро, я вскочил на него верхом и лихо понесся вперед. Все в один голос воскликнули:
— Браво, браво, барон Мюнхаузен! Сперва я летел с удовольствием, но, когда вдали показался неприятельский город, меня охватили тревожные мысли.
"Гм! — сказал я себе. — Влететь-то ты пожалуй влетишь, но удастся ли тебе оттуда выбраться? Враги не станут церемониться с тобою, они схватят тебя, как шпиона, и повесят на ближайшей виселице. Нет, милый Мюнхаузен, надо тебе возвращаться, покуда не поздно!" В эту минуту мимо меня пролетало встречное ядро, пущенное турками в наш лагерь. Недолго думая, я пересел на него и как ни в чем не бывало помчался обратно.
Но... летают е только на ядрах, но и на ракете!
Причем - верхом! Пиротехник Анхело Матеос(г.Тампико, Мексика, 1990) искусно конструировал ракеты, шутихи, огни фейерверков - непременные атрибуты латиноамериканских карнавалов. Очередным шедевром, к празднику Святой Бригитты, Матеос подготовил суперракету "Торреро".
При запуске, неподалеку постоянно вертелся племянник, 9-лет- ний Лопес-Базилио. И, не успел мастер отвернуться, как маль- чишка с восторгом "оседлал" гигантского "Торреро". Внезапно треск: сработало запальное устройство и ракета с вцепившимся племянником устремилась вверх, набирая скорость!
Полет длился около 3-х минут, после чего "Торреро" упал в воды Мексиканского залива. Излишне резвого племянника выловили невредимым, хотя и изрядно напуганным...
Но, современные карнавальные ракеты уже опробованы в полете, хотя, олбычно и без человека. А вот Древнем Китаю принадлежит первенство в попытке полета с помощью ракет, где использовалась селитра, помет летучих мышей и пр.
Согласно преданию, некий мандарин Ван Ху сделал сиденье, к нему прикрепил двух огромных воздушных змеев-драконов(используемых, видимо, как крылья) чтобы они держали его в воздухе и начинил ракетами свой летательный аппарат.
Он думал, что они будут загорать по очереди, но, из-за неудачно конструкции они взорвались одновременно все сорок семь и Ван Ху погиб.

На фото: 1) Полет Мюнхаузена на ядре, на разведку в тыл врага; 2) неудачная попытка полета - взрыв ракетной установки Ван Ху.


ЛЕТАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК.
ПТИЧБЯ УПРЯЖКА. КАЙ КАВУС

В своих микроистороиях, в пересказе Распэ, великий выдумщик, барон Мюнхаузен не раз летал. Летал он и на птичьей упряжке. Основа сюжета, как помним, была проста - кусочек сала на веревочке, который проглотила утка, первая, вторая, третья...
"Таким образом, утка оказывается у меня на веревочке. - сообщает великий враль. - Тогда к салу подплывает вторая утка, и с ней происходит то же самое. Утка за уткой проглатывают сало и надеваются на мою бечевку, как бусы на нитку. Не проходит и десяти минут, как все утки нанизаны на нее...
Но тащить это множество уток оказалось не так-то легко. Я сделал несколько шагов и ужасно устал. Вдруг можете себе представить мое изумление! — утки взлетели на воздух и подняли меня к облакам.
Другой на моем месте растерялся бы, но я человек храбрый и находчивый. Я устроил руль из моего сюртука и, управляя утками, быстро полетел к дому.
Но как спуститься вниз?
Очень просто! Моя находчивость помогла мне и здесь.
Я свернул нескольким уткам головы, и мы начали медленно опускаться на землю".
И теоретически, и практически, с помощью птиц можно злететь.
даже с помощью очень мелких. Надо только лишь взять их много. Эта простая мысль давно уже владетела умами. Причем, и простых людей, героев-воинов. и цаоей, которым, казалось бы, дажи судьба дала силеть на месте и благополучно править своей странй.
Если верить преданию, таким беспокойным царем оказался кай Кавус. Это второй царь из мифологической линастии Кейянидов. С помощью демонов он построл дворец на горе Албурз, а с помощью нескольких орлов попытался подняться на небо. Орлы, закрепленные в специальной упряжке стремились схваить подвешенного над ними ягненка, подобно ослу, пытающемуся схватить болтающуюся морковку. Так и происходил взлет.
Орлы одняли его трон, но недуаачно, н упал в лесу над рекой Амуль. Поскольку Кай Кавус пыталя взлететь к небесам, нарушая их чистоту, высшее и святое, в зороастрийской традиции к нему тношение строилось довольно отрицательное. Какй Кавус считается соблазненный Иблисом - дьяволом.
Сам миф был передан в известной поэме "Шахнамэ", книге царях(шахах). Там. лдин из главных героев, Рустам находит упавшего у реки Амуль царя Кая Кавусса и спасает его.

На фото: 1) и 2) две разных иллюстрации на тему попытки взлета Кая Кавуса с помощью четверки орлов; 3) Барон Мюнхаузен и вереница его уток; 4) Прчудливая птичья упряжка из книги Годвина(1648)


ЛЕТАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК.
ОДИНОЧНАЯ ПТИЦА. ПТИЦА ГАРУДА

В целом ряде индийских сказок и легенд участвует Гаруда - мифологический герой, чаще приобретающий чисто птичий облик, или облик птицы с туловищем человека. В мифах и сказках Индии
у Гаруды много функций, в первую очередь это - отчаянный змееборец, но нам интересно лишь одно его свойство и способность, а именно - умение переносить людей и богов на свой спине, подобно большому летательному аппарату.
В сказках же, например, в индийских сказках "Панча-тантра"("Пятикорзиние", ибо книги раньше хранились в корзинах) столяры и портные ухитряются "своими средствами" сделать Гаруду, который способен перелетать и переносить их достаточно далеко. Итак, речь идет или о полной выдумке, или о гигантской реальной птице, или - о некоем техничеком устройстве, которое, когда-то могли сделать многие.
странная "птица Гаруда", способная переносить человека. Чаще она изображется не как некое "устройство", типа планера, но - как полнев реальная, но только лишь очень большая, птица. Но птицы такого размера и впрямь существовали, останки их обнаружены, например. в Аргентине.

На фото: Птица Гаруда, переносящая бога Вишну с его женой Лакшми.


ЛЕТАЮЩИЕ ЛЮДИ.
ПОЛЕТ ЛЕОНАРДО.

О том, что в древности некие мудрецы и маги летали на всевозможных аппаратах или сами по себе(левитация) ныне можно прочитать в саых различных изданиях. О том же, что эти полеты совсем не доказаны - нигде, однако, не написано.
При этом забывают, в частности, что ткие великие люди средневековья, которые были гораздо ближе к "тем временам", фактически ни единым слоом не пишут о подобных наблюдениях. Напротив, Леонардо да Винчи, Роджер Бэкон и пр., пытаются разработать какие-то собственные идеи касающиеся именно полета. Рисунки геликоптера, парашюта, махолета, движимго усилием ног - выполненные Леонардо да Винчи, ярко свидетельствуют о мечте, о попытках, возможно, - об испытаниях, но - не о полноценной реализации!
Роджер Бэкон(1214-1294), сам сегдня безраздельно причисляемый к "магам", прекрасно пнимал, что магия, как "сумма наук" закончила свое существование(магия современная это, тем более, даже не магия средневековая). Он так писал, находясь в тюрьме за занятия "магическими" делами(цит. по Кудрявцев П.С. История физики. т.1. М.: Просвещение, 1956):
"Расскажу о давних делах природы и искусства, в которых нет ничего магического. Увидим, что все могущетво магии ниже этих дел и недостойно их. Можно сделать рудия плавания, идущие без гребцов, суда речные и морские, плывущие при управлении одним человеком скорее, чем если бы нанесены были людьми. Также могут быть сделаны колесница без коней, движущаяся с необычайной скоростью... можно сделать летательные апараты: человек, сидящий в середине аппарата пмощью некоторой ашины двигает крыльями, наподобие птичьих..."
Особо подчеркнем наивность конструкции и отсутствие речи о каких-либо винтовых, турбо- винтовых или реактивных устройствах. Бэкон был передовым человеком своей эпохи, но он был человеком именно "своей" эпохи, шагнуть за которую чересчур далеко - был не в силах. И, в то же время нужно хорошеько вглядеться в идеи старых мастеров. В американском мультфильме начала 3-го тысячелетия некий злой герой похищат, с помощью машины времени, великих изобрететелй разных векв. в том числе и Леонардо да Винчи.
Чтобы спасти себя, товарищей и Землю, Леонардо улетает на на своем махолете. Но... улетает, работая руками! А, между тем в реальной модели должны были использоваться... ноги! Взгляните на специальные стремена для этого!

На фото: Махолет предложенный Леонардо да Винчи. Проверки его в наши дни показали, что он способен планировать, но вверх подниматься не может.

ЛЕТАЮЩИЕ ЛЮДИ.
БОГИНИ И КРЫЛЬЯ.

Как уже было скзано выше, один только рассказ, сообщение, слух, сплетня о том. что такой-то человек - "умеет" летать и воочию "летал", отнюдь не означает этого. Точно так же один лишь рисунок человека с "крыльями", "крылатой" фигуры отнюдь не означает "полета".
Легенды, слухи, известия о "летающих людях" очень часто труднопроверяемы и потому вполне могут оказаться нужнымнаправлением поиска все тех же предполагаемых "космических пришельцев" на Земле. Практика, однако пказывает, что, по большей части свидетельства о "полетах" носят чисто надуменный(сказочный) харакnер, либо вызваны наблюдением каких-то ситуаций, где применялся простейший парашют, планер, дельтоплан, воздушный мей и т.п.
Ситуации эти, разумеется. сами по себе интересны, но для доказательств посещния Земли кем-то "извне" пчти ничего не дают.

На фото: Крылатая богиня Исида, в роли которой часто выступала жрица, обычная "нелетающая" женщина, хотя, возможно, с не совсем обычными женсикми качествами.


Следующая страница (Л2)

Вернуться в начало
Hosted by uCoz