А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф,Х Ц,Ч Ш,Щ Э Ю Я

Вернуться в общий каталог.

ВАЙОМИНГСКИЙ КРУГ (США)

Возле горы Биг-Хорн, что в переводе означает "толсторог", "снежный козел"(штат Вайоминг, США) находятся любопытные гигантские "колеса со спицами" сложенные из крупных камней.
Для чего они были нужны? В 20-е годы этнограф Гринелл(США) заметил, что рисунок Колеса Толсторога похож на каркас вигвама чейнов - там тоже было 28 шестов, расходящиеся от центрального. Само же число 28 указывало на причастнсть к лунному календарю. Дата создания - около 1760 года. Но...
"Колеса" приглянулись еще и сторонникам космических при- шельцев. В статье "Космос и мифы - зашифрованная реаль- ность?", историк В.Вилинбахов писал(ж.Техника-Молодежи, 1982.6), что рассказывают индейцы:

"Много лун назад, во время древнейших отцов, с неба прип- лыло большое колесо. По его краям пылали ослепительные языки пламени, а на его щите сверкали звезды. Оно село на вершину Шаманской горы, причем был слышен шум многих ветров.
Люди из деревни в панике разбежались. Потом со скоростью испуганной птицы колесо улетело, исчезло, и никто с тех пор его не видел. Люди вернулись к своим опустевшим тепе(жилищам - А.А.) и выложили камни по форме того колеса..."
Летающая тарелка? НЛО? Но "неопознанным" может быть все что угодно. Может быть индейцы наблюдали разрыв на куски - метеорита? Или же, в самом деле - их посетил инопланетный корабль?
Большую работу проделал астроном Джон Эдди(США) и обнаружил, что каменные пирамидки колеса действовали как "репер", метки визирных линий, указывая "на восход в день летнего солнцестояния, на Альдебаран, Ригель и Сириус!" (см.напр. ж."Вокруг Света", 1979.3). Каменный круг оказался - календарем!

На фото: Каменные круги и их схемы. Во всем мире таких кругов десятки и сотни. И везде камни хоть на что-то - показывают...

ВАЙОМИНГСКИЙ "РОБОТ" (США)

Среди мнгочисленных изображений, найденных археологами в десятках стран мира есть немало очень своеобразных, которые, при желании, можно истолковать как рисунки "космонатов в шлемах", "космических кораблей" и тому подобной современной атрибутики.
Одним из таких "космонавтов" или, даже "роботов" стал странный человечек из наскальной живописи Скалистых гор (шт. Вайоминг, США). У него - двойные антенны, целая куча стран- ных "переключателей" на животе, квадратный шлем...
Изображение вполне сошло бы за космонавта, но... перед нами, скорее всего - анатомия! И - не "космического пришельца", а обыкновенного, земного... медведя! Что же здесь показано?
1) Кружочек справа - сердце; 2) слева желудок; 3) пониже - показан пересеченный в нескольких местах кишечник; 4) а еще ниже, похоже - изображение неродившегося медвежонка в теле убитой матери! Недаром на лапах - когти! Ну, какой же "пришелец" - с когтями?!
К тому же совсем не секрет, что, например, индейцы или австралийские аборигены, изображая животное или человека, нередко врисовывают туде и - его внутренние органы. (рис. взят по Сб. "Мы и НЛО", 1, 1991, Киев).

На фото: возможно, кому-то хочется, чтобы это был - космический пришелец. НО это медведь, можно голову отдат на отсечение. И у него не "антенны", а просто - уши. Но зубы - проглядывают вполне натуральные.

ВЕНЕРА. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ.

Астрономическая Венера - вторая планета от Солнца. Согласно энциклопеическимданным: "среднее расстояние от Солнца 0,72 а. е., период обращения 224,7 сут, вращения 243 сут, средний радиус 6050 км, масса 4,9 . 1024 кг. Атмосфера: CO2 (97%), N2 (ок. 3%), H2O (0,05%), примеси CO, SO2, HCl, HF. Температура у поверхности ок. 750 К, давление ок. 107 Па, или 100 ат. На поверхности Венеры обнаружены горы, кратеры, камни. Поверхностные породы Венеры близки по составу к земным осадочным породам".
В мифологии Древнего Рима Венера занимала место богини весны и садов, впоследствии отождествлялась с греческой богиней Афродитой и почиталась как богиня любви и красоты.
Венеру, как богиню любви и красоты, и просто, "как женщину", рисоали и ваяли все, кому не лень, ибо сам образ и общение с красивыми натурщицами были приятны любому художнику и скульптоору. Работы с участием Венеры исчисляются сотнями, если не тысячами. Боттичелли, Буше, Веласкес, Веронезе, ван Дейк, Джорджоне, Карраччи, Кранах Старший, Микеланджело, Пуссен, Рени, Рубенс, Тициан, Фалькне и десятки других оставили свой вдохновенный мазок на этой вечной теме любви и красоты.
Население планеты Венеры, о котором рассказывали некторые старые популяризаторы, весьма напоминало саму хозяйку, это были красавцы и красавицы, изнеженные, любвеобильные, с просвечивающей через бледную кожу голубой жилкой. Что же касается сопутствующих "венерических" заболеваний, то тут уж цвет планеты не виноват. Увы, любовь - как дышло...

На фото: 1) вид на Венеру в телескоп; 2) Картина Николо Пуссена(1594-1665) "Венера и Амур". Правда, амур в основном, "за кадром", как и два посторонних мужика, что стоят справа и подглядывают.


ВЕНЕРА.
ОТКРЫТИЕ АТМОСФЕРЫ.

В целом ряде фантастических произведений, книг и фильмов (как, например. "Планета бурь", по повести А.Казанцева), дело происходит на планете Венера. Она привлекала к себе внимание прежде своей близостью и очевидным наличием атмосферы, столь важной для развития жизни,а, начит. для предполжительной "внеземной цивилизации"(ВЦ). Но, увы, пПри космических исследованиях выясни- лось, что условия Венеры мало пригодны для развития жизни, по крайней мере - в земных формах.
Оказалось, что температура Венеры достигает +467 С, так, что кадмий, свинец, цинк, не говоря уж про ртуть и олово, галлий, должны быть там - в расплавленном состоянии. Давление чудовищное - около 90 атмосфер, как в баллоне для газовой сварки. Ласковые облачка, манящие голубизной, состоят, в основном, как оказалось, из капелек концентрированной серной кислоты. Что и говорить, приятный дождичек.
К тому же - постоянны колоссальные по мощности электрические разряды, проще говоря, молнии. Частота достигает нескольких детков в секунду. Жить в таких условиях, мягко говоря - сложновато...
Многочисленные все эти фантастические рассказы и повести, где действие происходит на поверхности планеты Венера во многом были обязаны наличию на Венере атмосферы. А обнаружио ее наш великий соотечетвенник, М.В.Ломоносов.
В известной статье Ломоносова «Явление Венеры на Солнце», в которой он наряду с подробным отчётом о «строгих астрономических наблюдениях» сообщает о том, что он. «любопытствовал у себя больше для физических примечаний», наблюдая явление сквозь «весьма не густо копчёное стекло» в небольшую зрительную трубу (длиною в 4,5 фута.
Разумеется, первым долгом Ломоносов отмечает неточность эфемериды Эпинуса(с ним ни слегка враждовали) — вступление Венеры на диск Солнца опоздало на 40 минут. А затем... затем следует знаменитое описание об открытии атмосферы Венеры!
Ломоносов обратил внимание на то, что солнечный край как бы затуманился, когда Венера приблизилась к нему и точно так же вторично несколько расплылся, когда, сойдя с диска, она удалялась от него.
«Ожидая вступления Венерина на солнце около сорока минут после предписанного в ефемеридах времени, увидел наконец, что солнечной край чаемого вступления стал неявственен, и несколько будто стушован, а прежде был весьма чист и везде равен ...»
И во второй раз: «При выступлении Венеры из солнца, когда передней её край стал приближаться к солнечному краю и был около десятой доли Венерина диаметра, тогда появился на краю солнца пупырь (Авт. - см.приведенное фото), который тем явственнее учинился, чем ближе Венера к выступлению приходила (смотри фиг. 3 и 4). LS - значит край солнца; тт - выпуклистое перед Венерою солнце.
Вскоре оной пупырь потерялся, и Венера показалась вдруг без края (смотри фигуру 5); пп отрезок; хотя весьма малой однако явственной. Полное выхождение, или последнее прикосновение Венеры заднего края Солнцу при самом выходе, было также с некоторым отрывом и с неясностью солнечного края».
«По сим примечаниям господин советник Ломоносов рассуждает, что планета Венера окружена знатной воздушной атмосферой, таковой (лишь бы не большею), какова обливается около нашего шара земного»*.
Лишь спустя 30 лет европейские учёные (Гершель, Шретер) смоглм убедиться в существовании атмосферы Венеры.
Ломоносов знал, о чем говорил, а не просто удачно угадал.
Эффект "висящих" у горизонта островов или "сплющенного" садящегося солнца хорошо известен морякам, а Ломоносов происходил из семьи рыбаков и сам не раз выходил в море. В ясный солнечный день далекие острова за счет сильной рефракции иногда кажутся словно бы приподнятыми и висящими над горизонтом. Ломоносов наверняка был знаком с подобным явлением и потому легко понял, что произшло при прохождении Венеры по краю солечного диска.

На фото: 1) Прохождение Венера по диску Солнца 24.05.1761 года, зарисовка М.В.Ломоносова; 2) Так когда-то редставляли себе Венеру.


ВЕНЕРА. "ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫЕ" ОТКРЫТИЯ ЛОМОНОСОВА?

Английский писатель-сатирик Джонатан Свифт прславился, как помним, не только книгой "Приключения Лемюэля Гулливера", но и странным знанием, "преждевременным" ткрытием двух спутиков планеты Марс. Нечто пдобное, при желании можно приписать и росийскому академику М.В.Ломносову, но - по поводу планеты Венера.
В его «Химических и оптических записках»(1762-1763) есть, например, такая любпытная памятная запись: «Смерить вышину гор на луне, и на В.», то есть, как понятно - на Венере.
А также:
«Горы на Венере. Семирамида, Клеопатра, Лавиния, Кассандра, Сафа, Сулпиция, Клелия, Геккуба, Андромаха, Лкжреция, Агриппина.
Моря. Балтийское, Каспийское, Белое, Океан, Мурманское, Карское, Чайское, Камчатское, Пенжитское, Байкал, Ладога, Онега, Ильмень, Бело озеро».
Что же это было? Неужели - результат наблюдений в телескоп?!
Любопытно, что ныне на поверхности Венеры появились пхожие название мифологичеких героинь и герев: "Равнина Аталанты", "Земля Иштар", "плато Лакшми" и т.п.
Может возникнуть вопрос: неужели М.В.Ломоносов как-то "умудрился" увидеть то, что стало доступно лишь недавно, и только с помощью съемки космических аппаратов?! Или следует "заподозрить" росийскго академика в том, что он... конатер с инопланетянами - ни-то и сообщили ему, где что находится!
Впрочем, по поводу списка странных названий придерживаются более простой и здравой мысли. Считается, что М.В.Ломоносов попросту... заранее "подбирал" названия для тех или иных планетных образований! А, жаль...

На фото: Карта Венеры, по данным космических станций "Венера-15" и "Венера-16".


ВЕНЕРА. "ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ" ВЕНЕРЫ.

Данные о Венере были очень скудны, и в лучшем случае свдились в домыслам астрологов о любвеобильности людей, рожденных под ее знаками, Тельца и Весов.
Появление телескопа сразу же изменило ситуацию. В 1610 году Галилей обнаружил "фвзы" Венеры, сходные с фазами Луны. Это лишний раз нанасло удар по теории геоцентризма. Отныне геоцентризм(располжение Земли в центре мира) годился лишь для чисто земного наблюдателя. Но для понимания внеземных миров требвалась уже иная система, гелиоцентризм, с Солнцем в центре. птолемеевской системе мира.
При движении планеты согласно Птолемею(точнее, Евдоксу, "исправленному" Птолемеем) ее видимая часть всегда должна была быть меньше полудиска. Галилей же покаал, что фазы Венеры меняют ее облик от от узкого серпика почти до полного диска.
У В 1726 году астроном Франчеко Бианчини(Бьянкини) публикует каргу Венеры, где изображены океаны, континенты и дру- гие детали. Ошибка наблюдателя, принявшего облачный узор в атмосфере за черты самой планеты!
В 1761 году Ломоносов, как помним, обнаружил еще нечто новое «Планета Венера окружена знатною воздушною атмосферою». Он так же собирался карировать Венеру, но обнаруженная им же атмосфера - помешала проделать это.
Полтора столетия спустя попытку Биачинни повторяет астроном Персиваль Ловелл: он тоже публикует карту Венеры. Ее испещряют "каналы", длинные узкие полосы. Ловелл считал их "естественными" каналами. в отличие от "искусственных" - на Марсе. Но Ловелла довоьно легко низвергли с пъедестала, а Венера опять надолго закрылась голубой вуалью.
Меж тем на неведомой Венере явно присходило немало интересного. То ли там сверкали колосальных размеров и частоты молнии, то ли там дышала жаром вулканическая активность, то ли ее атаковали невидимые с Земли огромные метеоры.
Вероятно к каким-то из этих явлений можно отнести наблюдения 1868 года: 27 мая - замечено красное пятно на Венере, а 15 марта и б апреля - рядом с Венерой отмечены вспышки света.
Спустя 12 лет опять диковинка: 15 августа 1884 года из Брюсселя наблюдали сверкающее пятно на Венере.
И -снова затишье на долгие годы.
Исследования в видимом диапазоне мало что давали. В 1926 году Ф.Росс попытался использовать ультрафиолетовые фильтры, но кроме некоторой "рельефнсти облаков" особых открытий на поверхнсти, опять-таки не сделал.
Лишь в 60-х годах на Венеру были направлены лучами радиолокаторов и целый комплекс космических станций. Выявились любопытные факты.
Оказалось, например, что Венера вращается в сторону... противоположную вращению всех других планет! Один ее оборот вокруг оси - 243 земных суток. Температура поверхности планеты, как выяснилось, такова, что свинец расплавится тут же, у поверхности - не менее 300 градусов. Фантасты показали себе фигу.
Станции "Венера"(5 и 6) сообщили ценнейшие данные об атмосфере. Выяснилось, что это, в основном - углекислый газ.
Любопытнейшие данные представили и американские станции "Маринер" и "Пионер", сделавшие снимки Венеры в инфракраном свете. Они выявили, в частности, что термический полюс на Венере, как ни странно - двойной, словно два ярких"глаза" на темной оболочке.

На фото: 1) Фазы Венеры - их открыл Галилей(1610); 2) Рождение Венеры(АКабанель, 1875); 3) двойной термический полюс Венеры, снятый в инфракрасном диапазоне. Не правда ли он напоминает лукавую девичью рожицу?


ВИФЛЕЕМСКАЯ ЗВЕЗДА.

Очень многое в нашем суждении о прошлом зависит от того, как это прошлое изображено. На одном из рисунков, посвященных рождению Иисуса Христа показано нечто, возможно вполне устраивающее наших прародителей, но с современной точки зрения, несколько странное.
В книге "Астрономия"(М.: ФАИР-Пресс, 1999)загадочное тело застыло над прямоугольной колыбелью и, испуская яркий луч, опутило его на лежащего там младенца. Автор, Э.К.Крапп комментирует рисунок так:
"На мозаике XIII в. в стамбульской Капуе Саппи (Церковь Святого Спасителя) изображен момент Рождества Христова с рождественской звездой, льющей небесный свет в колыбель младенца. Звезда образует собственную космическую ось с Землей; столп света напоминает гипнотизирующий луч летающей тарелки на изображениях гораздо более поздней эпохи".
Действительно для любого уфолога подобная картина - великий искус, поскольку в наши дни очень многие сенсационные свидетелские показания, особенно в США, состояли в том, что некий аппарат(возможно, вовсе не из Пентагона) завис над чьей-либо автомашиной, у которой именно в этот момент "почему-то" испортилось зажигание. Парадокс, но, судя по прессе, именно такой способ, способ электромагнитного импульсного воздействия на удирающую машине, используется с 80-х годов во вполне земной полиции США.
"Звезда Вифлеема" привлекала к себе внимание астрономов уже с давних пор. Причина была, в первую очередь та, что "звезда" могла позволить достаточно точно датировать некоторые важные исторические события. Однако, для научных суждений, явление звезды должно было быть не мифическим, т.е. возможно вымышленным, а реальным. физичеким.
И вот тут-то возникала своеобразная астрономическая загадка, поскольку появление в небе нового яркого тела могло быть порождено минимум 3-4 причинами(не считая не известных доселе причин).
Первая, ультрасовременная, чисто уфологическая, в том плане, что под "звездой" предложили понимать инопланетный "космический корабль". Именно такой, подходящий для данной версии вид и имеет звезда на упомянутом выше рисунке.
Вторая - появлние кометы. Именно в виде кометы Вифлиемская звезда изображена на фреске XIII века, у замечательного живописца, флорентица Колле ди Веспиньяно Джотто(1266-1337).
Третья - "новая" звезда, подобная той, что впервые наблюдал Тихо Браге в 1572 году, и которая иногда так и именуется "Звезда Тихо Браге".
Четвертая, не менее убедительная - схождение планет, например Венеры и Сатурна, Венеры и Юпитера, что вызвало появление яркой светящейся точки, "новой" квази-звезды.

Поскольку решить однозначно нам эту задачу вряд ли удасться, попытаемся хотя бы просто уточнить: а бывали ли уже прецеденты подобных быстрых изменений казалось бы навеки застывших „неподвижных звезд"?
В Китае, в исторических книгах Ма-Туан-Лин, можно найти указание на появление в 134 г. до нашей эры яркой звезды в созвездии Скорпиона. По словам Плиния, именно появление "из ничего" этой звезды побудило Гиппарха, руководившего знаменитой Александрийской школой астрономов от 160 до 125 г. до н. э., составить звездный каталог, в который вошли 1080 неподвижных звезд.
У того же китайского историка астрономы нашли упоминание о появлении „новых" звезд в 123, 173, 386, 393, 1011, 1203 и 1230 гг. нашей эры.
„Звезда исчезла через восемь месяцев, приняв один за другим пять цветов",- пишет китайский историк о звезде 173 года. Это были белый, синий, желтый, красный и черный (?) цвета.
В Западной Европе источники упоминают о „Новой" 1245 г. в созвездии Козерога.
Однако, похоже, ни одна „новая" звезда не произвела столь большого ажиотажа, как знаменитая „новая" звезда 1572 г. Астроном Тихо-Браге(1546—1601), заметил ее впервые 11 ноября.
„Когда я в открытом месте направил привычный взгляд на хорошо мне знакомый небесный свод, то к неописуемому изумлению увидел около зенита в Кассиопее блестящую неподвижную звезду невиданной дотоле величины. В волнении я не решался верить своим чувствам.
Желая убедиться, что это—не обман, и желая собрать свидетельства других, я вызвал из лаборатории моих помощников и опрашивал всех проходивших мимо крестьян, видят ли и они, подобно мне, внезапно появившуюся звезду".
Изумление Тихо-Браге объясняется не только яркостью „новой" звезды, бывшей в тот период, период максимума ее блеска-—звездой, —5-й величины, т. е„ в 23 раза ярче Сириуса и в 100 раз ярче Беги.
Небо "неподвижных" звезд "должно было" быть неизменным со дня творения, но оно внезапно поменяло свой лик. Для Браге это был удар.
Просияв так, в течение немногих месяцев как исключительно яркое све- тило, звезда <тала „гаснуть", превратившись к марту 1573 г, в звезду первой величины и,постепенно меняя свой блестяще-белый цвет на красноватый, а затем—снова белый, исчезла для невооруженного глаза через 16 месяцев после своего появления. ;
Сияла звезда, как понятно, на одном и том же месте, что, по этому признаку сходно и с признаками библейской звезды, поскольку и комета, и сошедшиеся в одну точку планеты рано или поздно должны, все же, сместиться.

На фото: 1) Довольно нетипичное изображение Вифлеемской звезды, "льющей свет" в колыбель новороженного Иисуса; 2) Тихо Браге, наблюдающий новую звезду(из К.Фламмариона); 3) Схождения планет и связанные с этим представления о катастрофах которые должны случиться на Земле Обложка книги "Прогнозы и объяснения великих небесных яваления"(Иоганн Карион, 1521).


ВИМАНЫ
ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ?

В ряде древнеиндийских рукописей("Махабхарата", "Самарангна Сутрадхаран", "Ригведа", "Яджурведа", "Атхарва- веда" и др.) были описаны некие летательные аппараты, под которыми энтузиасты палеовизита подозревают - либо значи- тельное оперешенние догдашних технологий, либо - корабли "космических пришельцев".
Вопрос этот, в частности, изучался санскритологом, профес- сором Д.К.Канджилалом("Виманы в Древней Индии", 1985). Согласно некоторым описаниям, виманы были разных родов и могли представлять из себя и воздушный шар, и планер, и активно управляемый воздушный змей и т.п.
Согласно одному из описаний, в которое входят такие компо- ненты, как "мадху", "анна", "раса" и т.п., т.е. масло, спирт, ртуть и некоторые другие компоненты, мы предполагали, что возможным летающим устройством мог быть реактивный пла- нер(двигатель - только для взлета). Для начального выброса взрыва могла служить "гремучая ртуть"(фульминат ртути), т.к. именно это соединение получается при участии спирта.
Судя по данным прессы, в конце ХIХ века, учитель Бомбейс- кой школы искусств Бапуджи Тальпуле, попытался, руководствуясь рукописью "Вимана Шастра" построить летательный аппарат. Устройство было продемонстрировано перед широкой публикой, в присутствии англичан и правителя княжества Барода(г.Чоупати, близь Бомбея, 1895).
Аппарат представлял собой птицеподобную конструкцию с треугольным крылом(типа моторного дельтоплана), на трех колесах. После ряда взрывов, в клубах дыма аппарат взлетел и, совершив полет, благополучно приземлился(см.напр. г.На грани невозможного, 1993.2). Об этом сообщал журнал "Серч- лайт"(1952.21.09), ссылаясь на еженедельник "Вивидхавата", начала XIX века.

На фото: изображение "виманы", идущее еще со врмен детского журнала "Горизонты техники"(1958 года). Думается, тут многое немножко идеализировано...

"ВОСХОЖДЕНИЕ ИЛЬИ-ПРОРОКА"

Библейские мифы, как мы не раз увидим далее, не раз привлекали внимание не только богословов, религиоведов и атеистов, но и энтузиастов гипотезы палеовизита. Давность написания и манера живописного исполнения икон позволяла "трактовать" некоторые тексты и иконы в нужном "инопланетнм" ключе.
Заинтересовала и известная икона "Восхождение", написанная разных вариациях, в 15-16 веках. Она отражает художественное видение живописцем легенды о вознесении пророка Илии на небо. Илия обычно изоб- ражается на фоне огромного красного круга, на тележке, запряженной четверкой коней, или же просто в некоей повозке, подчас, со странными гигантскими небесными "трубами".
Красный круг энтузиастами был безоговорочно принят, как диск "летающей тарелки"(хотя это, по старым временам, это, в лучшем случае - воздушный шар). Остальное все подразумевалось само собой, поскльку все описанные в мировых мифах "уходы на небо" - у Христа, Будды, Магомеда и прочих святых, автоматически принималось как свидетельство палеоконтакта с инопланетянами.
Чтобы не сложилось какого-либо олжного впечатлеия, лучше коснуться мифа об Илье-пророке чут подробнее.
Илья - один из библейских пророков, которые предсказали и подготовили приход на землю Христа и нового вероучения. Об- раз пророка Ильи был запечатлен в Ветхом Завете. Согласно легенде, отцу его было видение: младенца Илью некие мужи "повивали огнем" и давали ему вместо пищи - огненный пламень.
Главным подвигом Ильи была его борьба против отступника Ахава, который предался богу Ваалу. Чтобы вернуть Ахава к богу Иегове, Илья предрек: не будет ни росы, ни дождя, по- ка он, Илья, не скажет обратное. Предреченное - исполнилось, начались засуха и голод, продолжавшеиеся три с полововиной года.
Илья в это время пребывал в добровольном изгнании, и если верить рассказу о нем - жил в уединении, и вороны приносили ему еду.
Спустя три года Илья бросил Ахаву вызов: кто из них в си- лах остановить голод. Ахав собрал 850 жрецов Ваала, Илья же действовал в одиночку - и победил, вызвав потоки дождя.
Когда царь пытался схватить пророка, огонь небесный палил воинов, а последний посланный царем отряд перешел на сторону Ильи.
По легенде Илья был перенесен <в вечность>, "на небо", не изведав смерти. Он явился вместе со слугой и учеником своим Елисеем к реке Иордан, ударил по ней своей "милотией"(плащом) - воды расступились, и странники перешли по сухому дну. Тут явилась огненная колесница, запряженная огненными конями, и поднявшийся вихрь понес Илью на небо.
День Ильи Пророка 20 июля (по новому стилю - 2 августа) признавался Церковью как один из великих праздников. На ико- нах Илья представал запечатленным в два разные момента своей жизни - и в совсем разных обликах.
Первый - один на камне в пустыне, погруженный в думы. Сверху спускается ворон, несущий ему еду.
Второй - Илья на иконах, изображающих момент вознесения его на небо. Колесница, мчащиеся кони, сам пророк в повозке охвачены огненным облаком. Илья протягивает руки к небу или, как на других иконах, бросает последний взгляд вниз и передает милотию своему ученику и последовате- лю Елисею. Тот иногда изображен, цепляющимся за одежды учителя.
Таков церковный христианский образ Ильи, А в представле- нии народа Илья причудливо вобрал в себя трактовки ветхоза- ветные и христианские с густым налетом языческих представлений.
В народном представлении Илья Пророк был Громобоем, Громовержцем. Местом обитания Громобоя считалось небо. По беспредельным небесным владениям пророк разъезжал на колеснице, всегда охваченной пламенем, запряженной конями или четырьмя огненными змеями. Грохот колесницы отождествлялся в ушах людей с громом небесным.
Громов у него было двенадцать. В руках он держал огненные стрелы (либо золотой меч), - и, когда размахивал ими или метал во врагов, это молнии блистали. Молнии также могли получаться от искр, высекавшихся копытами бегущих коней пророка.

На фото: Несколько вариантов иконы Восхождении Ильи-пророка". Как видим, один и тот же миф отражается в артинах совершено по-разному, и если в одних случаях в колеснице может увидеться "летающая тарелка" или "воздушный шар", то в других это просто - колесница. А уж как она летает по воздуху, это вопрос десятый...

Вернуться в начало
Hosted by uCoz