А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф,Х Ц,Ч Ш,Щ Э Ю Я

Вернуться в общий каталог.

МАЙЯ. МАНЕРА РИСУНКА
АСТРОНАВТ С ТОПОРИКОМ

Если у Вас в руках хорошо иллюстрированное издание по истории или этнографии(очень хороша книга "Народонаселение", Ф.Ратцеля, т.1,2, 1896), то найти изображения, напоминающие "ракеты", "летающие тарелки" и "астронавтов" - до- вольно нетрудно. Здесь есть даже свои закономерности: чем примитивнее изображение, или чем оно сложнее, тем легче "усмотреть" возможную "инопланетность". К первым можно отнести пещерную живопись, ко вторым, скажем, фрески индейцев майя, красочные, сложные и перезагруженные символиками.
"Нам удалось найти в научной литературе неизвестные приме- ры скафандроподобных изображений, - пишет В.И.Авинский (Палеоуфология или звездная предыстория человечества, М., 1991), - сделанных древними майя(плменем с высокой культурой на тер- ритории нынешней Мексики). Так, в "Парижской рукопи- си"(XII-XIV вв.) повествуется о богах покровителях. На одной из страниц есть изображение мифологического персонажа - фигуры человека в костюме, наподобие скафандра. Не имея возможности получить мнение специалиста, мы сами сопоставили эту фигуру с фигурой космонавта в состоянии невесомости".
На изображении демонстрировался, в частности "фал", связывающий космонавта с кораблем.
Что ж, мнение "спциалиста" не помешало бы, тем более, что "фал" может быть и просто веревкой привязанной к поясу, скажем для спуска или подъема, например, в шахту, и, даже... пуповиной младенца!
В другой книге майя (Мадридская рукопись)
"...вслед за Авинским обратим внимание на экипировку присевшего персона- жа. Такое впечатление, что на голове у него светящаяся лам- па, а к ней тянется шнур от заплечной сумки. Чем не горноспасатель?"
Что и говорить, последнее предположение замечательное. Но, скорее, это просто... горняк. Они издавно крепят свечки на шляпу. К тому же, что касается дальнейшей экипировки "горноспасателя", то в руках его, вместо загадочного инструмемнта в действительности - элементарный каменный топор!
Но - не надевающийся на ручку, а... вставляемый в нее! Именно такие "вставные" топоры можно встретить в самых различных местах земного шара в местах стоянок древних людей.
Каков же вывод? Он прост - в "космонавты" изображенный человечек, увы, не годится по причине примитивности оборудования! Хотя, в качестве древнего шахтера-добытчика, с корзиной для руды, видимо, подходит вполне!

На фото: 1) человек"на тросе" с фрески древних майя, "заподозренный" в принадлежноси к инопланетянам; 2) ребенок в матке матери с длинной питающей пуповиной, как один из возможных кандидатов к объяснению рисунка майя; 3) псевдо-астронавт с топориком каменного века; 4) Древние вставные топоры.


МАРС. ЧЕТВЕРТАЯ ПЛАНЕТА.
СОЛНЧНОЙ СИСТЕМЫ

Формально Марс считается древнеиталийским божество, причем, первоначально довольно мирной профессии- как владетль земли, бог полей и урожая. Но, затем его перевели в разряд бога войны, видимо, за красный цвет окраски - цвет огня пожарищ и проливаемой в сражениях крови. Любопытно, что именно Марс считался отцом Ромула и Рема заложивших Рим. В Древней Греции ему Соответствовал бог Арес. В силу своей профессии и исполняемых функций, Марс "ввязывается" в самые различные мифические истории.
Астрономический Марс - четвертая планета от Солнца, с двумя естественными спутниками, Фобосом и Деймосом(Страх и Ужас). Официальная метрика на него следующая:

"...среднее расстояние от Солнца 228 млн. км,
- период обращения 687 суток, период вращения 24,5 ч,
- средний диаметр 6780 км, масса 6,4Ч1023 кг;
- Состав атмосферы: СО2 - ?95%, N2 - 2,5%, Ar - 1,5-2%, СО- 0,06%, Н2О - до 0,1%);
- давление на поверхности 5-7 гПа..."

Надежды на знакомств с марсианской цивилизацией, пусть даже погибшей или угасающей, рассыались как карточный домикпосле полетов космических станций: поверхность Марса покрыта кратерами и сильно похожа на лунный ландшафт.
Марс, одна из двух ближайших к Земле планет Солнечной Системы на которой подозревалось возможное наличие высокоразвитой цивилизации, что даже описывалось, в частности к книгах Г.Уэллса("Война миров") и А.Н.Толстого("Аэлита"). После полета космических станций и при наблюдениях с Земли, выяснилось, что условия Марса слабо подходят для развития жизни вообще.
Знаменитых искусственных каналов, открытых астрономом Скиапарелли - как не было. Вместо них - гигантские грабены, хребты, разломы, множество вулканических и метеоритных кратеров, сливающихся в телескопе в неясные пятна и полосы.
Ландшафт, порой, как в пустыне Сахара: песок, дюны, одиночные каменные глыбы. В отличие от Венеры, атмосфера неве- роятно разреженная(как на Земле, на высоте 30 км) и на 95% из углекислого газа. Сила тяжести почти в три раза(0,38) меньше земной, поэтому и горы, соответственно, почти в три раза выше, скажем, вулкан Олимп достигает 24.100 метров!
От Марса Солнце далеко, вид - с горошинку, неудивительно, что зимой здесь "прохладно", от -43 до -103 С. Летом - "теплее", от -53 С до + 22 С, почти как в Антарктиде. Дышать здесь, мягко говоря, трудновато и те герои первых фантастов которые осваивали Марс без кислородной маски - подвергали себя явному риску.
На южном же полюсе Марса, так же, сущая Антарктида, до -139 С, там может даже самопроизвольно конденсироваться углекислый газ, образуя "сухой лед", неистощимую базу для мороженщиков. Пить - почти нечего, поесть, видимо, тоже, а значит, какая уж там "жизнь", "разум" и "цивилизация", по крайней мере, в нашем понимании...

На фото: 1) Каналы марса,такие, какими их увидел обнаруживший их Скиапарелли. Кстати, каналы двоились - это указывает либо на астигматизм самого астронома, либо на двойное лучепреломление луча - либо в его оптике(например, вследствии эффекта поляризации), либо - прямо в атмосфере Маса тех времен; 2) Бог войны Марс, голый и беззещитный, собственнй персоной; 3) реальный вид поверхности Марса, снятый с одной из "примарсившихся" станций.


МАРС. СПУТНИКИ МАРСА.
ПИСАТЕЛЬ ДЖОНАТАН СВИФТ.

Официально зафиксирование открытие в науке или патентование того или иного иобретения в технике приобрело свою относительную четкость только к нашему времени. В давню же эпоху в века 16-17 мнгие исследователи предпочитали сохранить секрет своего открытия лишь для узкого круга избранных лиц или, даже. для самого себя.
Примером такого ограничения служат "опережающие" работы Леонардо да Винчи, лорда Кэвендиша, физика Ньютона и ряда других, которые были обнаружены лишь спустя, порой, очень большое количество лет, когда аналогичные открытия сделаны были совершенно другими людьми, из совершенно другой эпохи. не говоря уже про страну и континент.
Указание на то, что писатель Джонатан Свифт знал о спутниках Марса не исключает, разумеется тот вариант, что знания о них н получил каким-то "аномальным" способом, например. от "гостей из космоса".
Но существует удивительно простой и точный способ оценки подобных ситуаци. Это - "бритва Оккама", выражаемая, например. краткой формой "Не плоди больше сущего". Раскрытие самого принципа означает, что, принимая во внимание возмжность более сложного и менее вероятного варианта "А", нужно сперва предполагать возможность более простого, более вероятного варианта "В".

На фото: портрет писателя Джонатана Свифта("Гершель, а что там за две звездочки?").


МАРС. СПУТНИКИ МАРСА.
"ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЕ" ОТКРЫТИЕ.

У планеты Марс два спутника - Фобос и Деймос("Страх" и "Ужас"). Фобос - более крупный и более яркий, вращается по более близкой к Марсу орбите. Спутники Марса, вероятно, были обнаружены задолго до их "официального" открытия, хотя трудно пока сказать - с помощью какого-либо оптического прибора(камера-обскура, с использованием линз или вогнутых зеркал), или, возможно, с помощью самого обычного, но очень "острого" зрения(как выясняется, такие вещи возможны).
Авторы книги "Элементарная астрономия"(Струве О., Линдс.Б., Пилланс Э. М.: Наука, 1954) пишут об этом так:
"По удивительной случайности спутники Марса были впервые описаны в 1726 г. Свифтом, современником Ньютона, за 150 лет до их открытия. Джнатан Свифт писал в "Путешествиях Гулливера", что астрономы Лапуты
"открыли две малые звезды или спутника, которые обращаются вокруг Марса,
причем более близкий к планете отстоит от ее центра точно на три диаметра(в действительности это расстояние составляет 1,4 диаметра);
а более далекий - на пять диаметров(в действительноси - на 3,6);
первый обращается в пространстве за десять часов(на самом деле за 7,5);
а последний за 21,5(в действительности за 30,3);
следовательно квадраты их периодов обращений почти прямо пропорциональны кубам их расстояний от центра Марса; это явно доказывает, что они управляютя тем же законом тяготения, котрй влияет на прочие имеющие вес тела"..."
Ошибка в оценке возможно связана с характером блеска спутников, что явно говорит о наличии чисто "земного" наблюдателя(вероятно, самого же Свифта, прототипа капитана Гулливера с его подзорной трубой) и - с не очень хорошим зрительным инструментм. Замечание такого рода следует сделать, поскольку в иных книгах достаточно среьезно предполагают, что Джонатан Свифт получил эти сведения от "инопалнетян", как один из первых "контактероов" человечества. Итак, писатель Джонатан Свифт(1667-1745), видимо, знал о наличии у планеты Марс двух спутников. Обстоятельство это повлекло ряд публикаций с намеками на то, что Свифт, возможно, был "контактером" с "НЛО" того врмени и ему было милостиво сообщено об устройстве Солнечной Системы и ее планет. Однак причины оседомленности Свифта. верятно, несколько в другом.
Даты "официального" объявления того или иного открытия, столь распространенные в совремнной науке отнюдь не означают, что то или иное явление было открыто именно в это, указанное "официально" время, а не раньше.
Известно, например, что у Ньютона, лорда Кавендиша, Галилея и десятков других ученых и исследователей в рукописях остались сотни изобретений и открытий. Причины сокрытости могли быть саые разные - войны, преследования, болезни, отсутствие средств на публикацию, опасение быть обвиненным в колдовстве или еретичестве, недооценка и т.п.
Как пример, можно привести ситуацию с телескопом. Увеличительное стекло было известно еще со времен Древней Греции и Древнего Рима. Гиппократ в одном из изображений показан с "чечевичным стеклом"(линзой). Могущественные патриции рассматривали предметы укращения через шлифованный изумруд. В Греции в Афинах развлекались тем, что, остановившись возле уличного писца, который писал на воске по заказу кого-либо, наводили издали солнечный зайчик и расплавляли всю старательно сделанную запись.
Составить два стекла, создав микроскоп или телескоп было, очевидно, "делом техники".
Роджер Бэкон(1213-1294) например, писал в одном из трактатов за триста лет до открытия телескопа Галилео Галилеем(1564-1642):
"...прозрачные тела могут быть так обделаны, что отдаленные предметы покажутся приближенными и наборот, так что на неверятном расстоянии будем читать малейшие буквы и различать мельчайшие вещи, а также будем в состоянии усматривать звезды, как пожелаем".
Английский писатель-сатирик Джонатан Свифт(ум.1745), автор знаменитой книги "Путешествия Гулливера"(т.1-2, 1726) жил много позже Бэкона. Он был очень увлекающимся человеком и, как многие тогда, интересовался астрономией. Оптика к этому времени была уже общепризнана и появлялись все новые, более совершенные конструкции.

На фото: 1) схема орбит спутников Марса, Фобоса и Деймоса.; 2) весьма мощный телескоп, в который вполне мог "случайно заглянуть" и желанный всюду Джонатан Свифт...


СПУТНИКИ МАРСА.
ИСКУССТВЕННОЕ ЛИ ПРОИСХОЖДЕНИЕЕ?

Фобос и Деймос, в переводе, "Страх" и "Ужас" - два спутника планеты Марс, столь любезной фанатастым и военным. Фантасты размещали на Марсе свои города, а военным("кровавым" людям) астрологи приписали "покровитель- ствующий" Марс, за... цвет, как "кровавую"(красного цвета) планету.
Но, если Марс, предположительно - кем-то населен, то, возможно, и два спутника его - рукотворные? Или "лапотворные", "щупальцетворные"? В 1959 году известный астрофизик И.С.Шкловский выступил с гипотезой о внеземном разуме, и, в частности, о возможности искусственного происхождения спут- ников Марса - Фобоса и Деймоса.
"На такое утверждение решился бы не всякий фантаст", - заметил писатель-фантаст А.П.Казанцев, комментируя развитие событий тех лет(ж.Техника-Молодежи, 1978.1).
Гипотеза эта заинтересовала и привлекла многих и "держа- лась до последнего", пока близкие пролеты космических станций- не показали, что, к сожалению, оба спутника - явно естественного происхождения и похожи на две неровных картофелеины, с "дырками" от вулканов и постоянной метеорной бомбардировки.
Сам же И.С.Шкловский, полтора десятилетия спустя, проана- лизировав успехи межпланетной космонавтики, внезапно отказался от своей гипотезы, "предал" фантастов, выступив с прямо противоположным себе же мнением в статье "О возможной уникальности разумной жизни во Вселенной"(ж.Вопросы филосо- фии, 1976.9).
После того как Скиапарелли, обнаружил на Марсе в 1877 году странные линии и обозначил их как "каналы"(canali), сменилсь несколько поколений и мнений. Лоуэлл высказал предполжение, что это вполне реальные каналы искусственного происхождения, кторые использовались для орошения засушливых районов планеты. Все это на долгие годы создало Марсу ореол планеты, где вполне возможна разумная жизнь и даже - цивилизация.
После ряда популярных публикаций 50-х годов ХХ века, спутники Марса получили, хотя и не надолго, волнующий статус "возможно искусственных". Сенсационная эта гипотеза висела в воздухе до тех пор, пока, наконец, космические станции с близкого расстояния не засняли их.
Хорошие снимки были получены американской автоматической станцией "Маринер-9"(1971), с расстояния 5540 км.
"Этот спутник представляет соой огрмную каменистую глыбу, наибольший размер которой достигает 21 км. - пишет И.С.Шкловский в известной книге "Вселенная, жизнь, разум"(цит. по Изд.6, М.: Наука, 1987). - В общем, он имеет овалоидную форму, но поверхность его сильно разрушена... поверхность Фобоса вся изрыта кратерами - следами столкновений с какими-то космическими телами, скрее всего - астрероидами..."

На фото: так выглядит ступник Марса - Фобос, на снимке с близко прошедшей космической станции. Деймос меньше и круглее, но такой же.


МАРС. АСТРОНОМИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ
СВЕТОДИНАМИКИ МАРСА.

Марс, тем не менее, усиленно поддерживает себе репутацию "загадочной" планеты, например, тем, что демнстрирует странные световые явления. Это могут быть вспышки вулканов лли последствия ударов метеоров, но, нам разумеется, более мила и любезна инопланетная версия - войн, испытаний ядерного оружия, строительных взрывов и т.п. Назовем, хронологически, несколько случаев наблюдений, которые выпадают за рамки обычного:
24.10.1864 года на поверхности Марса наблюдался красный свет.
08.05 и 17.06 1873 года на поверхности Марса и рядом с ним замечены белые пятна и объекты.
07.12.1900 года многими наблюдателями отмечена серия вспышек на Марсе.
08.12.1951 года астроном Цунео Саеки(Япония), наблюдая Марс, увидел яркую светящуюся точку в районе озера Титонус. Точка сияла мерцающим светом в течение пяти минут. Результаты анализа, проведенного Саеки, позволяют заключить, что это не был ни солнечный зайчик, или какая-либо другая чисто техничекая ошибка. Но, почему-то, по его мнению, это не было падением метеорита или извержением вулкана.
В 1954 году отмечались уже две такие вспышки, в 1958-м - четыре.
А наблюдателями из Пенсильвании 23.06.1954 года на Марсе были замечены периодические яркие вспышки. По всейвидимости, их все-таки следвало отнести к вулканической деятельности.
К слову сказать, именно сообщения о вспышках на Марсе повлекли у писталея-фанатста Герберта Уэллса идею написать "Войну миров", оказавшуюся классической предшественицей голливудских "Звездных войн" и иже с ними.


На фото: предполагаемый пейзаж Марса с каналами "марсиан" в изображении К.Кранца, начале ХХ века;


Следующая страница (М2)

Вернуться в начало
Hosted by uCoz