А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф,Х Ц,Ч Ш,Щ Э Ю Я

Вернуться в общий каталог.

НЕБО ДРЕВНЕЙ РУСИ.
ЗМЕЕВИКИ.

Еще в очень старые времена, до появления письменности, в Древней Руси носили на груди особый амулет "змеевик". Носили - вместо креста, как самую большую и близкую себе святыню. Позже - носили и вместе с крестом или на кресте. На Севере этот символ древнейших русских верований ударжался почти до наших дней, их носили вплоть до XIX века.
Здесь что забавно, но художествено выполненные древнерусские змеевики, явные и несомненные символы язычества, становились подчас... главной частью некоторых чисто христианских икон!
Так, в XVII веке, один из змееиков был вставлен в богоро- дичную икону, которая находилась в иконостасе Троицкого со- бора Троице-Сергиевой лавры. Змеевик, причем, выступал как самая почитаемая часть иконы. Разумеется, ставлен он был "лицевой", то есть христанской стороной наружу("чистой"), а в старину почитаемые "змеюги" были обращены назад и за- маскированы(как "нечистая" сторона).
Что означают "змеи" на самих змеевиках?
Разобраться помогают числа - количества змей на изображе- нии. Змеиных голов насчитывалось иногда 8 или 13, но, чаще - 7 или 12, или , даже - 14. Человеку, не знакомомму с астрономией это, правда, ни о чем не говорит, н во всехназванных числах звучат знакомые знаковые мотивы:
1) Семь(7). Это - число дней недели, оно же число "види- мых" светил. Солнце, Луна и пять известных в те поры планет - Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн.
2) Двенадцать(12, или, даже, 13) - число знаков зодиака, то есть фактически, число "месяцев", число "рождений" Луны на протяжении солнечного года(365 : 30 = 12; 365 : 28 = 13);
3) Четырнадцать(14) - половина от числа 28, то есть полови- на лунного месяца от полнолуния до новолуния, число столь почиаемое у многих народов, впервую очередь у женщин, пос- кольку связывалось со сроками "месячных" и беременности.
Фактичекси все "змеи" вместе, обозначали "солнечный" или "лунный" год, змеевик был, попросту довольной простой зодиак!
Фактически это были носимые с собой "годовые" и "месячные" часики, календарь, а для женщин, еще и счетчик "женских" дней.


На фото: Змеевики, показанные с двух сторон. На одной из них расположен особый комплекс знаков, обозначенных змеями в различных положеиях. Фактически это - знаки зодиака, разделяющие год или месяц на определенные, известные хозяину, доли.


НЕБО НАД РУСЬЮ.
СТАРИННЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА.

Сохранившиеся до наших дней летописи(буквально - "записи лет") донесли до нас и немало крупных астрономических событий. На век XI, век кровавых княжеских распрей пришлись две опустошительные засухи 1022-1024 года.
И - Являлись страшные небесные видения, которые считались проявлением гнева божьего и неко- им грозным предупреждением за "грехи"....
"В лето 6536(1028 г) знамение явися на небеси змиево, яко видети всей землею..." oгненными "змиями" именовали кометы и дымно-огненные хвосты пролетевших крупных метеоров.
"Быс(т)ь знамение: (от) того места, где звезда была на не- беси, явися, яко змий образом, без главы. Стояше стал непо- далече от земли на небеси(на горизонте, т.е. - А.А.) и зря- щим людям, ино, яко хобот, хвост сбираше и бысть яко бочка и спаде на землю огнем, и бысть яко дым ко земли..." - сообщал летописец, явно о падении большого метеорита.
Под 1066 годом, в летописи Нестора была подобная же астро- номичекая запись:
"В сии же времена бысть знамение на западе: звезда преве- ликая, лучи имущая, акы кровавы, восходяща с вечера по захо- де солнечном и пребысть за семь дний(вероятно, близкая коме- та, видимая несколько дней подряд - А.А.).
Се же проявление не на добро, - делал "вывод" летописец: - по сем бо было усобище и нашествие поганых(здесь, половцев - Авт.) на Русскую землю. Си бо звезда аки кровава проявляющим кровопролитие..."
Или - такое, в 1091 году, когда князь Всеволод был на охо- те за Вышгородом: "Спаде превеликий змий от небесе и ужасо- шася вси людие. И земля стукну(ла) и мнози(е) слыша- ще..."(то есть, звук удара при падении - Авт.).
"В лето 6632(1124 г) бысть знамение в солнци, августа 11, в 9 ча- ов. Перед вечерней нача(ло) убывати солнце. Бывши ему... яко месяц мал, и мало не смерчеся полуденьи. Погибе все! О велик страх! И тьма бысть, и звезды быша и месяц, и паки нача при- бывати и борзе наполнися, и рады были ви по граду", - так взволнованно рассказывалось про обычное солнечное затмение.
Знамения такие, как уже сказано, по мнению древних, и не только на Руси, выражали "знак божий", предупреждение людям о ждущем их наказании за "плохое поведение".
Это, много лет спустя, задним числом подчеркивалось монахами переписчиками, делавшими "добавки" к хроникам. Например, "звезда" явившаяся в 1066 году якобы "объясняла" и "предрекала" непонятливому люду, что в 1068 году русское войско, под возглавием князей Изяслава и Всеволода "потерпит" сокрушительное поражение от половцев, на реке Альте, притоке Трубежа.
И таких наблюдений по русским летописям - десятки и сотни.

На фото: 1) Настенные таблицы рассчета дней по солнцу, луне и звездам. Подвижный центральный круг отсутствует; 2) Настенный "Месячник" с указанием месячных примет и целебных растений.


НЕБО ДРЕВНЕЙ РУСИ.
ЗАПРЕЩЕНИЕ АСТРОНОМИИ.

"Богомерзостен перед Богом всякий, кто любит геометрию, - поучал один из святых отцов, - А се душеные грехи - учиться астрономиии и эллинским(греческим - А.А.) книгам. По своему разуму верующий легко впадает в различные заблуждения. Люби простоту больше мудрости, не изыскуй того, что выше тебя, а какое дано тебе от Бога учение, то и держи..."
Грамотеев на Руси, общающихся с непонятной и потому опасной цифирью настолько усердно исстребляли, почитаю "цифирь" за колдовские "черные" знаки, что, в 1492 году для относительно несложных рассчетов "пасхалий" потребовалась даже специальная "экспедиция" в Италию, в Рим, за "грамотностью", организованная архиепископом из Новгорода Геннадием Гонзовым. Своих математиков, увы, отечественная инквизиция в живых - не оставила...
В старинном "Азбуковнике"(энциклопедии), наример, под словом "Планеты" можно было прочесть:
"Планиты - суть седьмь звезд, иже на аерных(т.е. на воз- душных - А.А.) седьми полих, кояждо на особом поясе: Арис, Ермис, Зевс, Солнце, Афродите, Крон, Квате, еже есть Луна. Сими звездами окаянные звездословцы(астрологи - А.А.) мнят ся(бя способными) угадывати человечие нравы и счастие..."
В народе, не слишком нужные "мудрости" искоренялись. Скажем, в знаменитом "Стоглаве"(имеются в виду "сто глав" отчета церковного собора) составленном в 1551 году, отмечалось с негодованием:
"В Аристотелевы Врата и в Рафли смотрят(гадальные "разг- РАФЛенные" таблицы - А.А.), и по звездам, и по планетам га- дают, и смотрят дней и часов, и теми дьявольскими действами мир прельщают и от бога отлучают".
Читать ничего побочного не следовало. Список был внушительный:
"Остронумия, Звездотечья, Сонник, Волховник, Птиченьграй, Чарове, Землемерье, Чаромерье, Степем знамение лунные и сол- нечные", - перечислял, запретные книги, автор "Слова от Святого Евангелия", и подытоживал - "Все Мартолои проклятые..."

На фото: 1) Господь, уснувший "От трудов" на седьмой день творения. Внизу пять "аерных поясов"(для пяти планет), Луна и Солнце. Работа Василия Корня(1696); 2) Обширные таблицы славянского настенного месяцеслова.


НЕБО ДРЕВНЕЙ РУСИ.
"ПРИВОЗНЫЕ" ЗВЕЗДОЧЕТЫ.

Первые русские цари начали, по примеру европейских монар- хов, держать возле себя придворного советника-астролога, который, "по своместительству", был метеорологом, знахарем, составителем ядов
У Василия II-го Васильевича, "Темного"(1415-1462 гг) был, по слухам, астролог, Василий Немчин(немец), предугадавший, якобы, что царь Василий будет ослеплен(отсюда и прозвище - "Темный"), за что предсказателя едва не посадили на кол. Он же, как утверждают, на столетие предвосхитил модного ныне Нострадамуса, рассчитав(правда, верно или нет, неведомо) со- бытия в стране, вплоть до XXI века.
Был астролог и у Василия III-го Ивановича(1479-1533 гг), немецкий врач и философ, Никола Булев(Люев), распротранявший на Руси немецкий альманах с астрономией и астрологией. Мно- гие в окружении царя и по стране были просто взбешены подобным обстоятельством. "Лже глаголет астроложье неистовство!" - убеждал проветитель Максим Грек(1480-1556 гг), прибывший в России из Греции и прекрасно знавший все уловки астрологов.
Предсказатели на Руси, были, однако же, как и вез- де, весьма, мягко говоря, "слабоваты". Скажем, уже упомяну- тый астролог Никола Булев не смог, конечно же, предречь ско- ропостижной кончины царя от заражения крови("мала болячка... в булавочную голову"). Он же сам - и "залечил" родного госу- даря бестолковыми и безграмотными знахарскими способами, пы- таясь одолеть чирей... мукой с медом и печеным луком!
Согласно "правилам" тогдашней медицины, царю сделали ис- кусственное воспаление, но явно перестарались. В астрологи- ческом же плане, со смертью Василия народ связал некое "не- бесное явление", опять -таки, не предсказанное придворным звездочетам солнечное затмение 24 августа.
"...В первом часу дня круг солнца казался вверху будто срезанным: что оно мало-помалу темнело среди ясного неба, и что многие люди, смотря на то с ужасом, ожидали какой-нибудь великой государственной перемены", - писал известный историк Н.М.Карамзин. С состоянием Солнца всегда связывали состояние царского дома, поэтому суеверный ужас росиян был понятен. В данном случае он, чисто случайно, оправдался.
При дворе Ивана Грозного так же был личный астролог. Под годом 1570-м Псковская летопись сокрушенно сообщала:
"Прислаше немцы к Иоанну немчина, лютого волхва(отчаянного волшебника - Авт.), нарицаемого Елисея, и бысть(тот) ему лю- бим. А (он, будучи в) приближении положил на царя страхование... отвел царя от веры.
На русских людей возложил царь свирепство, а к немцам - на любовь преложи(л), понеже безбожнии(немцы) узнали своим га- данием, что было им до конца разогнанными быти. Того ради - такового злого еретика и прислали к нему: понеже руские люди прелестены(доверчивы - Авт.) и падки на волхование..."
И, действительно, астролог Елисей Бомелий пользовался ог- ромным уважением у Ивана Грозного, даже учил царя составлять гороскопы, а также, втихомолку, приготовлял яды, которые царь, то и дело "успешно" пользовал на отдельных провинившихся верноподданных, обычно простым способом, "жалуя чашу" на пиру.
Впрочем, свою судьбу астролог, как и все они, предвидеть не сумел, звезды ничего ему не сказали, иначе он бы в Россию и не сунулся. Он, в конце концов запутался в интригах, попы- тался бежать, но, на границе с Полшей был схвачен и заживо поджарен на огромном вертеле.
Как видим, звездочет не смог предсказать даже собственной бесславной кончины. Не смог он обнадежит и царя. Грозный то- же протянул немного, тем более, что его "психологически" до- канало очередное небесное знамение, объявившаяся "звезда хвостата". Тогда, в 1584 году жители Москвы видели комету с "крестообразным" хвостом.
Грозному она явилась между церквами Иоанна Великого и Бла- говещения. По преданию, царь, глядя на комету, еле вымолвил: "Вот знамение моей смерти!" Чтобы убедиться окончательно, он повелел собрать по Руси и Лапландии колдунов и колдуний, числом около 40-60, но те в один голос подтвердили "проро- чество".
Видимо, с легкой руки тех же колдунов(ожидавших казни под- валах) Борис Годунов и Бельский отравили царя малиновым си- ропом, за шахматами, а затем придушили его, "для надежности", когда тот упал, а слуги убежали за лекарем.
По примеру западных королей приглашал к себе аст рологов и царь Алексей Михайлович(1629-1676 гг). Одним из приглашенных был известный путешественник тех времен Адам Олеарий. По мнению современников, царь честью великой почи- тал "альманашников"(от слова "альманах" - звездная сводка).
При Алексее Михайловиче в почете был, опять же, немец, "немчин", Николай, который, например, в 1665 году предрекал великие события "по случению высочайших небесных планид - Сатурна и Ювиса(Юпитера - А.А.)".
Православные подданные взывали к царю тщетно. Дьякон Федор открыто упрекал царя, в том, что тот "альманашников любил", а поп Лазарь буквально умолял в сочинении "О изгублении правоверных государей власти", где писал:
"Царю благородный! Како времени сего не испытаешь: имеешь у себя мудрых философов, рассуждающих (о) лица небеси и зем- ли, и звезд хвосты аршином измеряющих. (О) сих Спас глаголет - лицемеры быти!"(т.е. Христос говорит: "Прохвосты!" - АВт.)
Для отечественного уфолога хроники Древней Руси дают весьма немало. Если от Древнего Египта, Вавилона, Индии при всей развитии их астрономии до нас почти не дошли сведения об отдельных небесных явлениях, то Древний Рим и Греция, Древний Китай и Древняя Русь предоставляют этого предостаточно.
Однако, при анализе, выясняется что значительная часть описаний явно рассказывает о непонятных в те времена астрономических и метеорологических явлениях. Желанных "космических пришельцев" там распознать крайне трудно.

На фото: 1) Знаки зодиака из "Изборника" Святослава(1073); 2) Кончина царя Василия III; 3) Лунные узлы в виде пересечения драконов ("драконовы точки") в книге "Шестоднев"; 4) Царь Иван Грозный.


НЕБО ДРЕВНЕЙ РУСИ. КОЗЬМА ИНДИКОПЛОВ,
"ТОЛКОВАЯ ПАЛЕЯ" И "ЛЮЦИДАРИУС".

В то время как на Западе, несмотря на жесточайшие пресле- дования, которым подвергала церковь учение Коперника, оно все шире завоевывало умы, в России, в силу, хотя бы чисто географических причин, об этом учении не было известно, или, в лучшем случае было известно очень поверхностно да и то лишь, буквально, несколькими лицами.
Все сведения об окружающем мире русские люди черпали, в основном, из книг Кузьмы Индикоплова, из "Толковой Палеи" и из "Люцндариуса". Люди попросвещенне имели и переводы других книг, но таковых, до "петровских" времен, было еще очень ма- ло.
Кузьма Индикоплов или "Козьма Индикоплевст"(т.е., бук- вально "плаваший в Индию") греческий писатель VI века, путе- шественник' по Востоку, купец из Александрии, под конец жизни - монах. Он написал книгу "Христианская топография вселенной, основанная на свидетельстве священного писанин и в которой не дозволяется христианам сомневаться"
Эта книга в переводе с греческого появилас в Россия впер- вые только в XV веке. В русском переводе она носила название "Книга о Христе, обнимающая весь мир" и была очень распрост- ранена в России в XVIXVII столетиях, т. е. как раз в то вре- мя, когда на Западе появилось и развилось гелиоцентрическое учение Коперника.
В своем сочинении Кузьма Индикоплов вполне добросовестно старался привести в систему толкования "святых отцов" о строении вселенной и объяснить все небесныв явления согласно "свящевного писания".
Ныне понятно, что эта книга представляла собою забавную смесь учений индусских, ассиро-вавилонских, египетских и греческих жрецов с толкованиями "святых отцов церкви". Кузь- ма Индикоплов ве только не признавал шарооразности Земля, но отрицал даже что ова имеет форму круглой тарелки; он считал Землю четыреугольной, т.е. шел "от схемы" чисто логической и геометрической (Верх-Низ, Правое-Левое и пр.), без особого учета реальной географии.
Вселенная, по мнению Кузьмы Индикоплова, была похожа на "скинию"(храм-шатер) Моисея, иными словами, больше продолго ватый ящик, разделенный на две части(см. рис.).
Первая часть, местопребывания людей и всякой "животной твари", простирается от Земли до "небесной тверди", над ко- торой светила совершают свои обращения вокруг Земли, Луна - ближе, Солнце дальше, звезды - еще далее.
Вторая часть простирается от "тверди до верхнего свода, который венчает весь мир".
По мнению Кузьмы Индикоплова, обитаемая Земля поднимается с юга на север, так что южные страны ^лежат гораздо ниже се- веных. Кузьма Индиколлов угверждал, что Земля омывается оке- аном, за которым, на востоке находится другая Земля.

Вторая книга, "Толковая Палея". сообщала почти такие же фантастические представления об окружающем мире. Эта кни- га-неизвестного автора, вероятно, также составлена в середи- не IX века в Византии, в России же появилась в XV веке.
"Толковая Палея" содержат изложение библейской версии о сотворении мира с подробными толкованиями. Но в общем в Па- лее наука не идет дальше Кузьмы Индикоплова. Земля считается плоской и учение о шарообразности ее называется басней.
Эги две книги "Книга о Христе, обнимющаявесь мир" и "Тол- ковая Палея"- являлись главными, вполне благонадежными, с церковной точки зрения, источниками. Извлечения из эшх двух книг имели самое широкое распространение вплоть до начала XVIII века в "Азбуковниках"-древнерусских эицчклопедическнх словарях, бывшие в то время излюбленной книгой русских гра- мотеев и являвшиеся в то же время учебными пособими.

Третья книга мироведческого характера попетровской Руси была "Люцидариус", что буквально значит "Просветитель". К этому названию присоединялся часто подзаголовок "Златый би- сер". Даже она, с церковной точки зрения, была уже не вполне благонадежна.
"Люцидариус", появившийся в России в первой половине XVI века, был сокращенным переводом с немецкого, сочинения Гоно- рия Стенского(12 в). В предисловии к русскому переводу ,Лу- цидариуса" сказано: иже бо кто хошет Охотно читати, сня книга всякую предлежащую в себя мудрость ему покажет".
Мудрость же, которую показывала эта книга, заключалась в кратких изложенных в форме вопросов и ответов сведениях из области мироведения и географии Начиналась эта книга с изло- жения вопросов о сотворении мира и устройстве вселенной Здесь, впервые в русской книге, мы встречаем указание на то, что Земля имеет шарообразную форму.
В этой же книге помещено географическое описание Азии, Европы и Африке(Америка еще не была открыта) с рассказами о животных и народах, там живущих, и даны сведения из области мироведения - о воде, воздухе, землетрясениях, Солнце, Луне, звездах. Вторая часть книгв носит "морально-назидательный" характер.
Люцидариус", несмотря на всю свою примитивность, проводил идеи Аристотеля и Птоломея, т. е. в философском смысле стоял чуть выше Кузьмы Индикоплова и "Толковой Пален".
Вероятно, первым сочинением на русском языке, содержащим изложение учения Коперника, был рукописный перевод космогра- фии географа из Голландии Иоганна Блеу, сделанный в половине XVII в. Епифаннем Славенецким.
Епифавий Славенецкий был родом из Украины или Белоруссии, знал хорошо языки, ездил за границу, обучался в западных академиях и пользовался славой "ученнейшего мужа", Рукопис- ная книга Епифания Славенецкого, содержащая изложение учения Коперника, называлась "Зерцало всея вселенныя или атлас но- вый, В нем же начертания всея вселенныя и описания всех час- тей ея издана суть". Эга книга, однако, осталась в немногих списках и не получила широкого распространений На фото: 1) Мир, согласно Козьме Индикоплову. Земля и космос в виде "скинии", в которой содержится Земля - в виде горы, вокруг которой проходит Солнце; 2) Развитие той же точки зрения - Вокруг холма - Земли обращаются Луна, Солнце и Звезды; 3) Схема, показщывающая объективную картину взаиморапсолодения "светил" - Солнца. Луны и пяти известных планет; 4) Схема, показывающая субъективную(земного наблюателя) картины взаимодействия тех же самых светил.


НЕБО ДРЕВНЕЙ РУСИ.
ПЕРВЫЕ АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ.

Таким образом, учение Коперника о Земле, ее вращении вок- руг оси и движении ее и планет вокруг Солшм в допетровской Руси очень мало кому было известно. Пропаганду этою учения в России начал Яков Брюс-умнейший человек петровской эпохи. Яков Брюс вместе с Петром I был в Голландии, был переводчи- ком, помощником и доверенным лицом.
Брюс хорошо знал математику и астрономию. В знании артил- лерийского дела ему не было равных - все переводы книг по пиротехнике, баллистике и олщему артиллерийскому делу были его. В битве под Полтавой, Нарвой и ряде других сражений именно преподанные им умение и выучка позволили вырвать не- легкую победу.
Он заведывал типографией, наблюдал за переводом книг, за- ботился об издании календарей, даже давал Петру наставления, как наблюдать солнечные затмения и как обнаруживать пятна на Солнце, покупал для него за границей различные научные инс- трументы. Брюс интересовался географией и путешествиями, сам переводил книги с немецкого языка на русский.
Россия очень нуждалась в хороших моряках, в кораблях, знании навигаии, а, значит в верных картах земных и небес- ных, географических и атсрономических. Поэтому первым печат- ным произведением на русском языке, в котором говорится о системе Коперника, была звездная карта под заглавием "Глобус небесны иже о сфере небесной. Под падзрением его превосходи- тельства генерал-лейтенанта Якова Вилимовича Брюса. Тщанием Василия Киприянова".
Издана эта карта была в 1707 г. в Москве. По углам карт начерчены четыре системы мира, изображены авторы этих систем с подписями' "Пюломеи"(Птолемей), "Тихо-брахи"(Тихо Браге), "Дескарт"(де Карт) и "Коперник", и кратко, причем в сти- хах(!), дано описание каждой из этих систем.
Первой же книгой на русском языке в которой изложено уче- ние Коперника была "Книга мирозрения, или мнение о небесно- земных глобусах и их украшениях"(СПб, 1717).
Фамилия автора книги, видимо, намеренно не указана, но достоверно установлено, что она представляет собою сделанный лично Брюсом перевод(а переводил он много, ибо знал несколь- ко языков) книги Гюйгенса "Космотеорос". Эту книгу выбрал и указал сам Петр. Он же внимательно следил за подготовкой ее к печатанию, сам редактировал предисловие к ней, спецально написанное Брюсом.
Это предисловие составлено очень осторожно, чтобы не ис- пугать с первых же страниц недоверчивого читателя содержани- ем книги. Петр и без этого постоянно имел конфликты из-за своих передовых взглядов и больших знаний, причем конфликты, выливавшиеся в прямые бунты и беспорядки, где о царе отзыа- лись не иначе, как об "Анти-Христе", т.е., попросту - Антих- ристе, воплощении дьявола.
Несмотря на все предосторожности, с которыми началась пропаганда учения Коперника в царской России, многие, непри- вычные к новому, тут же накинулись на "проклятого Коперника - богу суперника". Даже ближайший помощник Брюса - М. П. Ав- рачов - директор Петербургской типографии, в которой печата- лась книга, всячески тормозил работу по изданию ее. Он был уверен, что "атеистические, богопротивные книжичищи, в роде сочинения Гюйгенса, суть навождения сатанинские и служат на пользу диаволу".
Другой современник Петра - И.Т.Посошков в своем "Завеща- нии отеческом" так же яростно нападает на Коперника, который "только своим богопротивным умствованием утверждает". Посош- ков однако же, достаточно благоразумно пропускал вопроес, "откуда" появилась эта умственная "зараза" в России. Рас- кольники же прямо указывали на Петра I, как на виновника всех "греховных мерзостей", который "учинил по еретическим книгам школы математические и академии богомерзких ваук, в которых установил от звездочетия по годно печатать зловерую- щие календари".

На фото: 1) Якоб Брюс, ближайший сподвижник и советник Петра, считавшейя внароде крайне загадочной личностью, а потому "колдуном- чернокнижником". Слухам этим способствовали его ночные бдения на астрономических наблюдениях; 2) Сухарева башня где, в годы Петра I располагалась "Навигацкая школа" и обсерватория Я.Брюса; 3) Обложка Брюсова календаря; 4) Фигуры богов-планет и приведенные их астрологические свойства-признаки.


Следующая страница (Н5)

Вернуться в начало
Hosted by uCoz