Вернуться в общий каталог.
МЕТЕОРИТ ТУНГУССКИЙ.
СРАВНЕНИЕ С СИХОТЭ-АЛИНЬСКИМ.
Крайне интересно хотя бы немного сравнить "поверхностные эффекты"
от падения Тунгусского тела с падением другого метеорита, которое
было сразу же взято под контроль ученых.
12 февраля 1947 года очередной гигантский метеорит
упал на Дальнем Востоке, в тайге, в отрогах Сихотэ-Алиньского
хребта. Болид настолько осветил местность, что деревья и другие
предметы отбрасывали тени, а грохот от падения "небесного камня"
напоминал пушечную канонаду. Воздушной волной
были выбиты стекла во многих домах.
Это был железный метеорит. По счастью еще в воздухе он раздробился на
тысячи крупных и мелких осколков, найденных впоследствии.
"При первом же беглом знакомстве с местом падения метеорита,- писал в
своем дневнике участник экспедиции Е.Кринов,- мы обнаружили необычайную
картину, сохранившую еще совершенно свежие следы большой катастрофы,
вызвавшей здесь опустошение.
На площади около 1 кв. км мы выявили более 100 воронок диаметром от 1 до
20 и более метров, образованных в скальных породах падением 62 отдельных
метеоритных масс. Диаметр самой большой воронки достигал 26 метров, а глубина -
6 метров, в ней мог бы поместиться двухэтажный дом!
Вокруг воронок сохранились лишь отдельные деревья, в большинстве случаев с
обломанными кронами. Наряду с ними попадаются огромные деревья с вывороченными
корнями, ориентированные радиально по отношению к воронкам. Повсюду между
воронками разбросаны отдельные куски деревьев, сучья, кедровая хвоя и даже
целые кроны и стволы деревьев, а также камни и глина, выброшенные из воронок.
Выброшенные камни попадаются даже на расстоянии 1 километра от места падения
метеорита... Были обнаружены также и толстые деревья, пробитые насквозь
отдельными осколками".
Было собрано большое количество образцов, в то время как от Тунгусского
тела, как помним. не было найдено ничего.
На фото: Падение Сихотэ-Алинского метеорита 12.02.1947(по картине художника
П.И.Медведева).
МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ
Впервые с "Milky Way", "Молочной дорогой" сейчас, в 21 веке знакомятся
больше по кондитерской пестрой, украшеной звездами коробочке, "волшебному
сундуку", картонной шкатулке со сладостями. Но действительный Млечный
путь, это, разуметя, нечто гораздо большее, нежели просто
кусок "заморского" шоколада с "наполнителем" во рту, это то, благодаря чему
появилось наше Солнце, Солнечная Система, Земля и. в конечном счете -
человечество. мы с Вами.
Ночью Млечнй Путь - пересекающая звездное небо неярко светящаяся полоса
Представляет собой огромное количество визуально неразличимых звезд,
концентрирующихся к основной плоскости Галактики. Близ этой плоскости
расположено Солнце, так что большинство звезд Галактики проецируется на
небесную сферу в пределах узкой полосы - Млечного Пути.
Собственно "Млечный путь" это и есть название Галактики. А то, что
Млечный путь состоит из мириадов звезд было обнаружено, опять-таки
вездесущим Галилео Галилеем.
Согласно греческому мифу Млечный Путь появился "случайно".
Путешествующая на колесница Гера вдруг приметила недокрмленого младенца
Геракла. Он ей настолько приглянулся, что она угостила его своим грудным
молоком(имя "Геракл" присходит от "Гера").
Груди ее были настолько переполены молоком. что часть молока прыснула
на небо, да так там и осталась. в виде звезд "Млечного"(омлоного) Пути.
На фото: фрагмент картины Петера Пауля Рубенса(1577-1640).
МНОЖЕСТВЕННОСТЬ МИРОВ
Проблема "множествености мироа" при всей своей внешней
кажущейся простоте исторически развивалась очень длительно и
далеко не просто. Борьба идеи "единствености" земного мира и
идеи "многих миров", до определенной степени напоминала споры
в биологии о единственности или не единственности акта творения и единственом "мировом
потопе" что у "отца палеонтологии", французского естествоиспытателя
Жоржа Кювье вылилась в "теорию катастроф" и крамольную мысль о том,
что мир был сотворен не раз и не два, что были "многие" акты
тврения этого мира.
Простейшее предположение, что у каждой планеты или у каждой
звезды есть собственный мир с своим насалением стоил жизни,
например, Джордано Бруно. Поэтому заметим, что здесь история,
все же, гораздо более сложная и запутанная, чем пытаются ее представить
в истории астрономии или физики.
На фото: обложка книги со схемой Коперника.
МНОЖЕСТВЕННОСТЬ МИРОВ.
ЗЕМЛЯ - ОДНА НА ВСЮ ВСЕЛЕННУЮ.
В древние времена люди, размышлявшие о строении
мира, обычно интересовались вопросом, как устроена Земля
и видимый мир, который вокруг нее, Земли - находится.
Большие пространства были пока малопостижимы. Это особенно отчетливо
видится на примере тех мыслителей, кто жил в странах,
располагающих морями и кораблями,
и тех, кто был "сухопутными крысами".
В Древней Индии жрецы представляли себе
Землю в виде круглого стола, покоящегося на двенадцати колоннах. А эти колонны, говорили они, в свою
очередь, держатся на... тех быках и баранах, которые на-
род приносит в жертву богам. Получалась весьма неплохая
пропорция - чем больше скота приносится в жертву богам(в храмы),
тем прочнее будет держаться Земля на своих придуманных живых подпорках.
В более поздние времена, когда за счет мореплавания начал
"проступать" шарообразность Земли(корабль скрывается за
горизонт, но не тонет. не пропадает), в Индии
начали изображать Землю, в форме опрокинутой чаши, выпуклым дном
кверху чаши, опирающейся на спины огромных слонов.
Сами же слоны помещаются на спине колоссальной черепахи,
которая плавает на поверхности всемирного Океана.
Была и другая школа, там черепаху помещали на колоссальной змее.
Ближе к Европе, в «священном писании», Библии, встречается
аналогичные представления, согласно им
Земля и небо утверждены на «основаниях», то есть
все тех же подпорках. Там можно прочесть,
что «столпы Земли дрожат», что «подвиглись основания небес» и т. д.
И это не просто красивые художественные обороты речи. это -
вполне реальное мировоззрениетех старых времен.
В Древней Греции, например, мыслители высказывали разные
фантастические предположения опять-таки о "подпорках", на которые
опирается Земля, о ее «нижней оконечности».
В Греции было несколько философских школ. Были утверждавшие, что Земля
представляет собой нечто вроде пловучего острова или "плота",
покоящегося на воде и окруженного безграничным Океаном.
При этом упускалось из виду, что и воды, вероятно, должна т
на чем-нибудь покоиться.
К тому же, как правило, земля - тяжелее воды и, следовательно,
должна была бы тонуть, никак не может плавать на ней. В этой связи
встречались утверждения, что Землю дополнительно поддерживает
снизу - воздух.
Согласно еще одним воззрениям, Земля напоминала "медузу"
Она была плоским телом, полагал, что она пускает бесконечные корни,
или щупальца, на которых и держится. Но на чем они укреплены,
опять-тки никто не знал.
Но Земля существовала реально, моря и реки плескались о
берега, Солнце и Луна проходили по небу каждый день с востока на запад
и день сменялся ночью, а ночь - опять днем. Во всем этом виделась
система, мудрость "творцов" или "творца", но поникнуть в эту мужрость,
понять ее - пока не было дано никому.
Все древние народы, как хромые пытались опереться на костыли.
Этими костылями, самыми разнообрзными фантастическими подпорками,
в виде слонов, черепах, океана, колонн - они наделяли Землю.
Мышление пока еще никак не могло допустить, чтобы такое огромное и
тяжелое тело, как Земля, могло держаться в пространстве без
опоры, не падать куда-либо и не разваливаться.
На фото: 1) Слоны и черепаха - одна из моделей в попытке
понять устройство аншего мира(Древняя Индия);
2) Земля на двенадцати столпах - еще одна модель;
3) Земля как остров в океане;
4) Еще одна Земля-остров, но еще и с корнями. как кусок
отвалившегося берега на торфяном озере;
МНОЖЕСТВЕНОСТЬ МИРОВ.
ЗЕМЛЯ - ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТЕЛО ВСЕЛЕННОЙ
В результате измерений Эратосфена, проделанных в двух отдаленных
населенных пунтках, с помощью особого прибора, "скафиса"(иначе -
"Эратосфенова чаша"), по тени Солнца в полдень было установлено, что
Земля - шар и даже сделан рассчет ее диаметра, 12.630 километров. Эратосфен
жил в период 276-196 годов до нашей эры, то есть более 2000 лет
тому назад.
Здесь, кстати, к слову, следует отметить, что современные
астрономы неизменно "поправляют" Эратосфена, милостиво называя его
результаты "удовлетворительными", поскольку диаметр Земного шара
"несколько больше", равен 12.756 км. Но они забывают, что хотя
Эратосфен несомнено на сколько-то ошибался, но, кроме всего прочего
есть такое понятие, как "расширение Земли". И, поэтому, возможно,
следовало бы более внимательно отнестись к цифрам Эратосфена, они
могут свидетельствовать о гораздо боле интересных процессах!
Впрочем. вернмся к одинокой планете Земля. Одинокой - с точки
зрения мудрецов древнсти, ибо они и ждопустить догжа не могли мысли
о том, что несколько крохотных ярких точечек, видимых планет,
перемещающихся по небу представляют собой точно такое же гигантское
тело. что и Земля.
Прилетать в этот период с других планет на Землю для "контакта"
было по всей видимости почти бесполезно. Космических пришельцев
в лучшем случае приняли бы за каких0либо заморских путешественников
и не более.
Хорошо было уже то, что в Древней Греции
поняли, что Земля представляет
:обой шар, который свободно висит в пространстве. Шар
этот со всех сторон окружен небом, по которому движутся Солнце,
Луна, планеты и звезды.
До этого представления о Вселенной складывались из специфики
жизни того или иного народа, каждый объяснял так как жил.
Теперь же от старого фантастического мировоззрения древних
народов не осталось следа; предстояло ;оздать новую картину мира,
основанную на новых, незыблемо установленных фактах. Картина эта
создавалась постепенно, усилиями нескольких поколений греческих
мыслителей, но полное завершение она получила у знаменитого Аристотеля, о котором мы уже говорили.
Аристотель поставил Землю в центре мира и объединил все общепринятые
в ту эпоху физические и астрономические понятия в довольно стройное
геоцентрическое("гео" - Земля, "геоцентризм" - Земля в центре мира)
учение о вселенной. И это учение благополучно продержалось почти два тысячелетия.
Небо, по учению Аристотеля, есть «божественное» тело и имеет сферическую, шарообразную форму, так как,
по мнению, высказанному еще в древности, шар — это
«наиболее совершенное из всех геометрических тел». В центре вселенной покоится Земля, состоящая из,
«тяжелых веществ».
По Аристотелю, все тяжелые тела стремятся к центру
вселенной, вследствие чего все тяжелое скопляется вокруг
мирового центра — Земли, образуя неподвижную шарообразную массу. Более
легкие вещества собираются в расположенных друг над другом небесных
слоях. Земной шар окружен сначала водной оболочкой, затем воздушной оболочкой и,
наконец, сферой некоего «легчайшего вещества» — огня.
Таким образом, по Аристотелю, все вещества «подлунной сферы» состоят из четырех «элементарных»,
или первичных элементов — Земли, Воды, Воздуха и Огня)их не надо
только путать с реальными землей, водой, воздухом и огнем).
Там, где кончаются земные элементы, находится Луна,
которая совершает месячные обороты воккруг мирового центра — Земли. |
За Луной движетсявокруг Земли планета Меркурий, затем -
Венера. Еще дальше обращается вокруг земного шара Солнце.
За дневным светилом движется Марс, затем планета Юпитер
и планета Сатурн. Основывались такие выводы не на произвольных
выдумках, а на вычмснии времени возвращеия планеты в одну и ту же
точку неба. Солнце возвращалась в такую точку спестя 365 дней,
т.е. через год. Луна, в среднем - через 28 дней, то есть через месяц.
И так далее.
Меркурий считался ближайшей планетой, поскольку делал оборот в течение
88 дней, Сатурн 0 самой отдаленнейшей планетой, он возвращался
на прежнеее место лишь спустя29 1/2 лет.
Позади Сатурна небесная сфера с неподвижными звездами.
Во времена Аристотеля мысль о свободном движении
светил в пространстве, без определенной опоры, казалась
нелепой. Для объяснения движения светил греческий астроном Евдокс,
живший почти в одно время с Аристотелем, создал учение о том, что Земля окружена
целым рядом невидимых твердых сфер (полых шаров),
к которым прикреплены те или иные светила.
Каждая из этих сфер вращается равномерно, но скорость вращения
у них различна. Так как эти сферы прозрачны, невидимы,
то нам и представляется, что светила свободно движутся
в пространстве. Для Солнца, Луны и планет, обладающих
сложным движением, Евдокс установил по нескольку таких сфер.
Аристотель целиком принял это учение. При этом
он высчитал, что для объяснения известных тогда
неправильностей в движении светил нужно не менее 56 сфер.
На фото:
1) фрагмент "летронского папируса";
древнейший известный греческий иллюстрированный папирус по
астрономии(II в. до и. э), с комментариями о
небесных сферах, учения астронома IV в. до н. э. Евдокса;
2) Мир по Аристотелю;
МНОЖЕСТВЕННОСТЬ МИРОВ.
МИР ЗАХОДИТ В ТУПИК ЭПИЦИКЛА.
Со времен Аристотеля накопилось много новых астрономических
сведений и наблюдений. Их надо было связать в одно целое, объединить
в одну стройную картину
мира и увязать с распространенными воззрениями. Эту
задачу выполнил асроном Клавидй Птолемей. Его большое астрономическое
сочинение пользовалось таким уважением у позднейших арабских ученых,
что они его назвали «Аль-Магест», то есть «Великая книга».
«Я знаю, что смертен и преходящ, но, когда я исследую спирали
движения звезд, я уже не касаюсь ногами земли, но восседаю рядом с
самим Зевсом...» — гордо писал Птолемей.
Однако объяснение движения светил в учении Птолемея имело
гораздо более сложный вид, чем в учении Аристотеля.
Причина этой сложности заключается в том, что большое
число наблюдений движений светил, особенно планет,
сделанных после Аристотеля, уже не могло быть объяс-
иено простым вращением сфер. И вот Птолемею пришлось развить систему
так называемых вторичных, малых кругов, или эпициклов.
Птолемею приходилось считать, что планета движутся по этим малым кругам —
эпициклам, а центры эпициклов, в свою очередь, движутся по окружностям
больших кругов - деферентов. Другими словами,
каждая планета движется по малому кругу но центр этого круга даже
не Земля, а некоя воображаемая точка, она-то и движется по
большому кругу около Земли.
Таким образом, по Птолемею, каждая планета как бы
насажена на обод вращающегося колеса, которое осью своей было
насажено на обод еще большего колеса. В этом, вероятно были и
чисто "технические" причины, поскольку уже в то время появлялись
простейшие механизмы с шестернями. Как пример, здесь можно назать
айденный около острова Антикитера бронзовый шестеренчатый
механизм, предназначеннй как раз для астроноимческих рассчетов.
От сложения двух круговых движений и получается, по учению Пто-
лемея, некоторая сложная кривая, состоящая из ряда петель,то есть
похожая на видимое движение планет.
Такие петли кривых можно получить
ныне помощью специальной школьной линейки, где есть несколько
пластиковых шестеренок, куда в сталвяется шариковая ручка. Сама
же шестеренка лио движется по щубчатой полосе, либо по зубчикам
вырезанного в линейке круга.
Когда движение по деференту и движение по эпициклу направлены в
одну сторону, то движение планеты будет прямым.
Когда движение по эпициклу направлено в обратную сторону, движение
планеты должно казаться попятным.
При переходе от одного движения к другому планета будет казаться
неподвижной.
Число наблюдеий росло и система эпициклов все росло и росло,
приняла чрезвычайно запутанный характер. Это означало тупик.
Если бы греки прянили в качестве центра - Солнце,
сразу бы отпала бы надобность в твердых сферах, эпициклах, деферентах
и прочих измышлениях. Но сожившаяся система не могла уже измениться
так легко.
Перемен не случилось. Пока что Земля была одним единственным миром
во Вселенной. тем "пупом", вокруг которого все крутирлось и обращалось.
Время понимания "множествености миров", того, что Земля - лишь частичка,
лишь один "мир", среди сотен и тысяч многих - еще не пришло.
На фото:
1) деревянная скульптура Птолемея в Ульмеком соборе(работа
Йорга Сирлина. XV век). Птолемей держит в руках армиллярную сферу;
2) Мир по Птолемею.
Следующая страница (М7)
Вернуться в начало