А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф,Х Ц,Ч Ш,Щ Э Ю Я

Вернуться в общий каталог.

НАСКА
ПУСТЫНЯ СЛАДОСТНЫХ ЗАГАДОК

В 1939 году на пустынных плоскогорьях Пампа - де - Наска (в 500 км к юговостоку от Лимы, Перу) американский историк П. Козок обнаружил гигантские фигуры неизвестного назначения: птиц, паука, собаку, обезьяну, кита, ящерицу, цветок и прочее. Линиями рисунков были выбитые в камне "тропинки".
Нашли также изображение гигантского трезубца на побережье Паракаса (бухта Писко) и фигурку человека с головой, словно облаченной в водолазный шлем. Фигурку нарекли "космонавтом". "Гигантские рисунки видны только с воздуха, но не с земли!" - заявили сторонники инопланетных визитов.
Следовательно, это не что иное, как "взлетнопосадочные" полосы и знаки, нарисованные пришельцами из космоса с помощью лазеров. Так Э. Деникен заявил: линии нарисованы инками, слепо подражавшими пришельцам, которые проложили несколько первых, истинных" взлетно - посадочных "полос. Но, как метко заметила М. Райхе (ФРГ), много лет изучавшая рисунки Наска,
"Проще всего списывать все, не поддающееся на данный момент объяснению, на пришельцев из космоса ". Культура индейцев Наска существовала в I -м тысячелетии нашей эры на побережьи, в долине реки Нас- ка. Именно там в пустыни Наска-де-Пампа(Южное Перу). были найдены стран- ные фигуры, поражающиет своими гигантскими размерами.
Считается, что их просто невозможно увидеть с земли, с вы- соты человеческого роста(если, правда, не "предположить", что этот участок суши, в этом, не очень сейсмоспокойном ра- йоне, был, когда-то... немного "наклонен"?). Они и были об- наружены-то - с самолета Козоком и впследствии изучены Марией Райхе(Германия).
Чертежи изображают "неземных" существ, им "нет аналогов" на нашей планете! - заявили, поначалу сторонники космических пришельцев. Гигантские фигуры, это - "космо- и аэро-навига- ционные знаки!" "Аналоги", однако, очень быстро нашлись в животном и рас- тительном мире.
1) Обезьянка с хвостом-спиралькой - цепкохвос- тая обезьянка-ателес. 2) Ящеричка с острой мордочкой - похожа на шуструю древесную ящерицу анолис; 3) гиантский паук-птицеяд и т.п.
Для чего нужны были стль огромные рисунки? По мнению Мари Райхе, длительно исследовавшей этот край, индейцы считали, что, увеличивая размеры рисунков до "небесных" размеров, они как бы "ближе" беседовали с небесными божествами.
Другая версия - астрометеорологическая. Фигуры, в таком случае являются "ко- пиями" созвездий, своеобразным земным зодиаком.

На фото: длинная линия, считавшая у сторонников инопланетян - "посадочной полосой" для "звездолетов". Опыты показали, что на таком грунте вязнут даже легкие одномоторные самолеты...


НАСКА.
ФИГУРА ПАУК.
Как уже сказано, практически все животные изображенные на территории не являются вымышленными. Они, в той или иной степени населяют если не данную территорию, то, во всяком случае -окрестности.

Остромордая фигура ящерицы очень напоминает такую же мордочку древесной ящерицы "анолис". Длинношеяя птица обозначает, возможно, цаплю. Маленькая птичка, судя по всем признакам - колибри.
ОБезьяна напоминает цепкохвостую обезьяну здешних ближайших тропических лесов, собака - собаку, рыба или кит - типичное водяное животное с хвостом и плавниками.
Паук имеет сходство с крупным бразильским пауком птицеядом. Контуры его выполнены очень аккуратно и предельно лаконично.

На фото: сравнение рисунка паука в Наска и паука птицеяда.


НАСКА. ФИГУРА ОБЕЗЬЯНЫ.
Фигура обезьяны - лдна из наиболее часто демонстрируемыхз в фотографиях. Хвост ее закручен, что, возмоно, наекает на цепкохвостую обезьянку "ателес", спсобную. как на руке подвешиваться на собственом хвосте.

Вообще же оДин из важных, на наш взгляд, версий(вариантов) объяснения пстроений в Наска является понятие о "тотемном животном" того или иного рода или племени.
Такое тотемное животное, птица. рыба. даже насекомое есть, практически, у каждого индейца в Америке. Заметим, что подобные тотемнеы животные были, в свое кремя и у разных кланов Древнего Египта.
В Северной Америке, это, соответственно - медведь, бизон, бобр, пума и т.п. В Центральной и Южной Америке - ягуар, оцелот, орел и т.п. С животным этим связаны специфические для племени поверья и мифы, свои отличительные ритуалы, вышивки на одежде, скульптуры и т.п.
Исходя из этой точки зрения комплекс знаков Наска иожно представить как своеобразную "карту племен", "перепись", где между старейшинами племен четко поставлены границы территориальных разделов, узаконены, раз и навсегда посещения или непосещения, для охоты, тех или иных чужих и спорных территорий.
В таком случае легко объяснимы искажения многих фигур(например. птицы с чрещмерно длинной шеей) - так как контур территории племени и кнтур тотемного животного может явно не совпадать по геометричекой своей конфигурации!

На фото: сравннеие рисунка обезьыныа в Наска и цепкохвостой обезьяны.


НАСКА.
ФИГУРА КОЛИБРИ.

Птичка колибри встречается довольно далеко от указанных мест, но, судя по клюву и общим пропорциям это действительно она. Подобное обстоятельство лишний раз подчеркивает, что знаки на терииториии Наска имеют какой-то географический или астрономичекий(по стронам света) смысл.
В последнем случае каждая фигура может выражать, например, какое-либо созвездие, а определенные детали фигуры, в частности, углы между отдельными частями тела могут выражать угловые направления на ту или иную звезду. Видимо, такого же мнения придерживалась и Мария Райхе.
Рисунки датируются периодом 200 г. до н. э. - б00 г. н. э. По мнению М. Райхе, зто своеобразный звено - планетный календарь: за созвездиями и светилами наблюдали с определенных точек, с последовательной отметкой азимутов.
Линии фигур достатчно отчетливо указывают точки восхода и захода Солнца в дни солнцестояния, границы некоторых созвездий в местах их восхождения и так далее.
Исследовательница считает, что рисунки не случайно такие большие. Индейцы как бы" разговаривали "с небесными божествами. В виде обезьяны, например, изображалось созвездие Большой Медведицы, приходящей на небо в период прихода небесной воды и подготовки к пахоте. Рисунок выбивался и обновлялся, чтобы" вызвать дождь ".
Поскольку линии нередко направлены на созвездия (например, от Паука - на созвездие Орион), гигантские размеры могли быть следствием иной причины. Фигуры играли роль угломерных приборов, а чем крупнее прибор - тем он точнее. В средние века астрономы применяли гигантские секстанты, как например, в средневековье, Ян Гевелиус(Польша) в 2-3 человеческих роста.

На фото: сравннеие рисунка птицы Наска и одного из видов колибри.


НАСКА.
ЗЕРКАЛО ТУПУ - СПОСОБ РАЗМЕТКИ.
Для геофизической разметки на больших пространствах и для грамотного построения крупных объектов необходимо четкое сответствие намеченного рассчету, плану, чертежу.

Огромные фигуры Наска строились на основе ероначально нарисованных малых фигур. Климат пустыни Наска способствовал сохранению таких небольших первичных чертежей и основной исследователь пустыни Наска, Мария Райхе обнаружила эти исходные фигуры!
Мастера наска не использовали сложных теодолитов, нивелиров, тахеометров и прочих других приборов современной геодезической съемки(см.напр.Сиротин М.П.Справочник по геодезии для строителей. М.: Недра, 1975 и др.).
Способ их был, однако, прост и эффективен. Увеличение размера фигур производилось достаточно простым способом - с помощью обычной веревки и специального угломерного прибора, "тупу".
Тупу представляет собой слегка вогнутой диск, блюдце, которое держится в руке, или крепится на шест, устанавливаемый перед наблюдателм. При работе двух человек в солнечный день нужная разметка может быть произведена очень быстро, дело в том. что в "тупу" проделано специальное отверстие для наблюдения аналогичного "тупу" в руках другого наблюдателя. Сигналом служит, фактически, "солнечный зайчик" уловленный тем или иным измеряющим.

На фото: использование "тупу" при разметке.

НАСКА. БЫЛИ ЛИ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ
ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ ФИГУР?

Предположения о том, что линии Наска служили "посадочной полосой" закномерно привели к нескольким неудачным экспериментам на самолетах типа "Сессна". Как выяснилось, даже этот лешкий самлет не был способен садиться на грунт этих полос - он оказался слишком рыхлым. Тем не менее версия "летательных аппаратов" не была ставлена.
Перуанский летчик Э. Эрран сообщил, что уловил закономерность в направлениях преобладающих ветров относительно нарисованных линий. Археолог Х. Тельон еще в 1927 году сообщал о Находке крылоподобного предмета, покрытого перьями (4Х2 м), который мог служить прообразом современного дельтаплана.
Вспомнив легенду о некоем Антакри, <долетавшем "будто бы над Туантийсуйо (государством инков) в ХУ веке, англичанин Д. Нотт и американец Д. Будмэн избрали гипотезу. монгольфьерного воздухоплавания и даже изготовили воздушный шар из местных материалов (это отчасти описано в превосходной книге М.Стингл. Поклоняющиеся звездам. М.: Пргресс, 1983).
Теорию древнего воздухоплавания не хотелось бы отвергать из-за ее очевидной увлекательности, но, все же текстовые упоминаний и чисто живописные "намеки" о применеии воздушных шаров древними инками, майя, ацтеками - нигде не встречаются. Иное дело, что существует много легенд про Кетсалькоатля - "оперенного змея"("пернатого змея", "летучего змея").
Образ этот во многом намекает на применение именно воздушного змея, подобного боевым воздушным зеям, применявшимся в Древнем Китае и Японии. Поэтому применение "крыла"(планера, дельтоплана) более вероятно, чем "шара", но применение "воздушног змея" еще более вероятно, чем "крыла", по той простой причине, что воздушнй змей значительно более безопасен и рентабелен.
В этой связи уместно привести любопытный отрывок из такого фундаментального труда, как "Русская техника"(В.В.Данилевский. Л.: ГЖКИ, 1948): "В те же годы(90-е ХIХ века) много и успешно работал по развитию воздушных змеев С.А.Ульянин, запускавший целые змейковые поезда и подниавший людей в воздух с помощью змеев.
Эти работы позволили постаивть вопрос о введении змеев в армии для наблюдения и разведки. В самом начале ХХ в. В.А.Семковский и другие првели на море успешные опыты с воздушными шарами. Опыты привели к заключению морских коандиров: "...применение змеев полезно и сравнительно безпасно в морском деле". Занятно, что в архиве Спасской церкви в Иркутске хранятся заметки о... полете известного еханика И.И.Ползунова на "чешуйчатых крыльях".

На фото: воздушный шар из местных подручных средств.

НАСКА.
ВЕРСИЯ ДЕЛЬТАПЛАНА.
Однй из наиболее любопытных версий в отношении летательных аппаратов является версия дельтоплана на привязи, т.е. фактически, крупного воздушного змея. Придумать его и изготовить его несравненно проще, нежели воздушный шар.

Удачный взлет и полет, в таком случае случае зависел бы от "воли Богов", а воля такая могла наступить только в определнных точках пампы и с определнное время. Здесь, поэтому, необычайно важны и ценны заявления профессиональных летчиклв. Вот что отмечает летчик Эдуардо Эрран, проделавший много сот рейсов с туристами(цит. по кн."Невозможная цивилизация". М.: Знание, 1996):
"Я это не исключаю, - говорит он по повооду поднятия древних пилотов в небо. -Возможно, они умели подниматься в воздух... Я не верю в инопланетян, пскольку не сомневаюсь, что все эти изображения преназначались для того, чтобы их создателям можно было смотреь на них с воздуха...
Наконец, в самой пустыне есть рисунок, известный под названием "крыло Дельта". По странному совпадению это "крыло" указывет доминирующее направдение ветров в пампе, котрые я изучал в течение многих месяцев...
И еще: именно над этим изображением, как показала моя летная практика, сталкиваются воздушные потоки и возникает наибольшая подъемная сила. На своем дельтоплане - мотор я нял - мне удалось налетать здесь над пустыней без посадки более полутора часов..."
Подобное заявление - есть весьма важный аргумент по "технической части" воможного полета. Вопрсс, в таком случае встает за другим - зачем этои возможные полеты призводились?

На фото: вид фигуры колибри с самолета или дельтаплана.

НАСКА.
НАБЛЮДЕНИЕ РИСУНКОВ... С ЗЕМЛИ!
Размеры рисунков Наска огромны, но сами они несложен. Видны не отовюду. В чем дело? Все основные рисунки нарисованы, как бы не отрывая руки, одной чертой. Зачем это7 Линии выдолблены канавками, а не выложены, скажем, камнями. Отчего7 Заполняя канавки этих фигур(выполненных, "не отрывая руки", сплошным контуром) прогорающим веществом, можно полу- чить и пылающие фигуры на земле; ночью, при низких облаках - появляений световых миражей.

Гигантские пылающие иерогли- фы "даймонцзи" (70-150 м) по сей день используются на празднике Бон(день поминовения ушедших) в Японии, на склонах горы в окрестностях Киото.
Можно предложить и другую небольшую гипотезу. Возьмем гильзу дымового пороха, насыплем по кругу, подожжем порох. Дымный круг взовьется вверх, сохраняя форму. Нарисуем крест - взлетит дымный крест. Чем крупнее и проще рисунок, чище и спокойнее воздух - тем четче взлетающая фигура. Ветер относит ее в сторону почти не меняя формы.
Выдолбленная же канавка надежно предохраняет горючий порошок. Порохообразное вещество, богатое селитрой, можно приготовить из гуано прибрежных птиц. Дымные рисунки подобного рода устраивали на карнавалах, в 30-е годы ХХ века с помощью самолетов-бипланов дымом писали рекламу, а фокусники и поныне используют" устойчивый дым ", расписываясь сигарой в воздухе.
Поэтому, возможно, наблюдения загадочных фигур велись, все же, не сверху, для "избранных", а снизу, для всех - и не рисунков, а их копий.
Современные фейерверочные фирмы ныне, как вполне само собой разумеющееся, рекламируют, например, "поздравительные надписи", получающиеся в воздухе за счет запущенных с земли разрядов.

На фото: 1) схема гигантских многометровых иероглифов "даймондзи" в окрестностях Киото (Япония), карта местности, вид сверху; 2) схема возможного применения контура рисунка для получения устойчивого дымного контура в воздухе.


НАСКА. ОГНЕННЫЙ КОНТУР РИСУНКА.

Если местность имеет хотя бы небольшой наклон, то рисунок можно все-таки наблюдать и с Земли, особенно, если он создан в определнных размерах и пропорциях, пусть даже при взгляде сверху и не соразмерных.
Мария Райхе, основная исследовательница фигур Наска, считала, что четко направленные линии рисунков Наска указывают точки восхода и захода ярких звезд, а также Солнца в дни солнцестояний и т.п.
Сами фигуры обозначают определенные созвездия, хотя здесь их названия были иными, чем в Старом Свете. Обезьяна, например, соответствовала Большой Медведице, паук - Ориону.
С помощью "привязанных к земле" и одновременно обращенных к небу фигур индейцы вели ритуальный "диалог" с небесными божествами, когда наступало их время-момент восхода опреде- ленного светила.
Иcследователи из Перу попытались провести эксперимент на фигуре <Человека-Совы> расположенном на горном склоне по со- седству с плоскогорьем Наска. Фигура эта указывает одной ру- кой на Землю, другую простирает к небу, туда, где звезда Ар- ктур пересекает линию горизонта в начале мая. Полагают, что изображенное существо символизировало связь горнего и дольнего миров - ведь таким посредником в мифологии андских народов считалась именно - сова.
В небольшой заметке "Путями древних жрецов"(журнал "Тех- ника-Молодежи", 1991.2), авторы пишут по этому поводу:
"В N 11 "ТМ" за 1987 год в статье "Баллада о космических ушельцах" А. Арефьев и Л. Фомин из Горького предложили свою гипотезу о том, каким способом использовались рисунки. По их мнению, выбитые в камне "тропинки", образующие контуры изоб- ражений, заполнялись горючим веществом, которое затем поджи- галось. Дымный контур взвивался вверх, повторяя в неподвиж- ном воздухе фигуру, вычерченную на земле, а теперь возносящуюся к небу.
При взгляде на снимки может показаться, что современные исследователи решили проверить предположение горьковчан. Но это не так - хотя бы потому, что дело явно происходит на рассвете, когда дымный контур увидеть трудно.
У американских и перуанских археоастрономов имеется своя гипотеза: "тропинки" использовались по прямом назначению-для торжественных шествий жрецов с жертвами и, возможно, факе- лами в дни (точнее - ночи) празднеств, указанные соответс- твующими светилами...
Древними путями жрецов в урочный день мая прошли недавно современные исследователи. Правда, жертв они не несли, а их факелы со специальной горючей смесью светили гораздо ярче смоляных. И при длительной выдержке фотоаппарата на темном горном склоне четко высветился контур <Человека-Совы>, а на предрассветном небе-траектория Арктура, на который указывает рука божества..."

На фото: Огненный контур человека-Совы, получившийся в результате длительной выдержки при фотографировании человека с факелом. идущим вдоль контура рисунка.


НАСКА. ИСЧЕЗАЛО ЛИ "БЕССЛЕДНО" НАСЕЛЕНИЕ ПУСТЫНИ НАСКА?
Почему-то, видимо "таинственности ради", очень модным стало по поводу целого ряда древних народов и населения древних населенных пунктов утверждать что жители куда-то "неведомо исчезли", "пропали", "ушли" и тому подобные вещи.

Заявки такие, начиная с Атлантиды и атланвто, делались по поводу древних народов ольмеков и толтеков(Центральная Америка), житлей горда Мохенджо-Даро(Индия) и пр. "Ученые высказывают предположение, что эта древнейшая цивилизация перед лицом неминуемой угрозы неизвестного происхождения была вынуждена покинуть Землю(?!-Авт.) и либо вернуться на свою планету, лио перебазироваться на некую промежуточную планету, где и переждать(?!-Авт.) катаклизм, а скоро вновь вернуться на Землю", - сообщается, например, в книге "1000 необъясненных загадок"(Дамаксин И.А. М.: ООО "Изд.Астрль", 2002). Цивилизация
наска, однако же отнюдь не является особо древней. Сами наска никуда бесследно не пропали. В качестве их "следов" остались многочисленные керамические изделия, очень красочные, своеобразные и хорошей сохранности. На другие планеты, днако, наска, разумеется не летали.
В то же время вопрос о возмжных геологических катаклизмах достаточно любопытен. Так. например, отмечено, что, хотя озеро Титикана нахзодится на высоте 4 км, то, тем не менее есть неопровержимые свидетельста, чт "Относительно недавно" оно было... заливом Тихого океана (см.напр. ж.Техника Молодежи, 10.1984)! Значит достаточно быстрые вертикальные перемщения огромных участков суши на американском континенте вполне возможны.
Для пустыни Наска это означает, что гигантские рисунки, возможно, были созданы в несколько иных геологических условиях, когда они находились не на горизонтальной, а на наклонной поверхности склона, откуда значительно более хорошо наблюдались.
В таком случае не требовалось ни воздушных шаров, ни дельтапланов или планеров для их наблюдения и проведния ритуалов. например, с факельными шествиями вдоль линий этих рисунков или пджигания, например. сухой травы в линиях-канавках рисунка.

На фото: Расписная керамическая посуда. Культура наска.


НЕБО. НАБЛЮДЕНИЕ НЕБА.
НЕБЕСНЫЕ ГЛОБУСЫ.И ЗВЕЗДНЫЕ КАРТЫ

Астрономия вела вперед географию, позволяя не сбиться с ути в далеких морях и незнакомых землях. Но и география немало помогала астрономии! Успехи обоеих наук шли нога в ногу. В обиходе астрономов появились созвездия, видимые только на противоположной стороне Земного шара, например, такое, как знаменитый "Южный Крест". Это позволяло построить окончательную, полную картину звездного неба. Так на свет появились огромные и красочные звездные глобусы - глобусы небесной сферы.
Небольшие глобусы ставились на стол ученого, но в большие н забирался сам! Подоный огромный глобус("глебуз голанский") был подарен, в чатсности, Петру Петрму и он немало минут проводил, изучая звездные созвездия.
Аналогично, целям обучения, а также навигации в морях или при сузопутных путешествиях по неведомым странм служили многочисленые очень живописные звездные карты, в которых, с открытием земель южного полушария, прибавилось немало созвездий типично тропических и южных.

На фото: 1) настольный небесный глобус с созвездиями, в виде фантастических животных(1623); 2) Многокрасочная вращающаяся Карта Апиана, научное пособие, тем не менее выполненное как выдающееся произведеие искусства.


Следующая страница (Н6)

Вернуться в начало
Hosted by uCoz