Вернуться в общий каталог.
ПИРАМИДЫ. БОЛЬШОЙ СФИНКС.
Сфинкс, лежащий возле великих пирамид, с большой степенью вероятности
не имеет ни малейшего отншения к каким-либо инопланетянам, хоть из
Солнечной Системы, хоть из какго-то более далекого места.
Следует иметь в виду, что сфинкс из древнегреческой легенды, это по
сути дела "другой" сфинкс. В легенде этой, как помним, сфинкс..
В рисунках иллюстрирующих этот миф сфинкс изображается странным образом,
в женском облике и... чень маленьким, не более собаки.
Ситуация с легендой может быть решена относительно просто, если
вспомнить, что "львиноподобный" обблик имел не только лев, но и павиан,
который обожествляляся у древних египтян(бог письменности Тот) за многие
свои человекоподобные действия.
Павианы достаточно агрессивны и спсобны
даже атаковать человека, например, швыряя камнями и не прпуская его
к местам своего обитания. Одна из разновидностей павианов, кстати,
так и именуется - "павиан-сфинкс", за роскошную огромную гриву у самцов.
Картинки выряющихся рассвирипевших павианов привдились в
старых книгах по естествовзнанию.
Впрочем, сфинкс, конечно же, не обезьяна. И, вообще, со сфинксом все
не так-то просто, в отличие от "предельно простых" окружающих его пирамид.
Если взглянуть на рекламные плакаты сигарет известной мар-
ки "Camel" - "Верблюд", нетрудно заметить не сразу бросающую-
ся в глаза но постоянную деталь: изгиб надписи, изгиб спины
верблюда, пальмы, пирамиды вдали и прочее - повторяют, по
форме, друг друга. Это - отличительный фирменный знак, тайное
воздействие на психологию возможного покупателя
Но современные американские дизайнеры явно запоздали с
применением подобного приема, минимум, на четыре тысячелетия.
В лучшем соучае они - просто подражатели. Если вглядеться в
графику головы знаменитого "Отца ужаса" - сфинкса возле трех
пирамид в Гизе, пригороде Каира, то отчетливо бросится в гла-
за, что наклон каменного платка на голове его, по своим углам
- точь в точь совпадает с углами наклона пирамид.
Именно в
этом эффекте и кроется магическая таинственность многочислен-
ных фотографий со сфинксом, особенно в часы заката.
О том, "кто такой сфинкс" и "что такое сфинкс" ныне можно
прочесть в десятках книг и книжонок, посвященных запоздало
проснувшейся магии, подозрительным "космическим пришельцам" и
набившим оскомину НЛО, которые то ли "в погонах", то ли -
без, но, скорее - первое. Авторы этих книг так и эдак неуклю-
же ворочают материалы популярной египтологии(до научных изда-
ний у них руки не дотягиваются), и, в конце концов приходят к
неутешительному выводу, что сфинкс - это "загадка веков",
"тайна вечности" и что "слово за наукой".
Про египетские пирамиды и про сфинкса нам доводилось пи-
сать еще в 1985 году в любимом нашем журнале "Техника-Молоде-
жи". Однако, недавно мы с радостным удивлением обнаружили "ту
самую" статью в Интернет-страничке упомянутого журнала. Это
вызвало некоторый "приступ активности" и так появилось это
небольшое новое исследование и эта заметка. Итак, - сфинкс.
Факт 1. Кому приносились жертвы?
Если верить материалам, изложенным, в свое время, в крайне
любопытной книге "Библейские холмы"(Эрих Церен. М.: Правда,
1986), то в 1952 году в Египте было сделано довольно любопыт-
ное историческое открытие. Во время страшной песчаной бури в
пустыне Южной Нубии пересекающий пески торговый караван был
вынужден уклониться с пути, чтобы укрыться в скалах поблизос-
ти. Там погонщики внезапно обнаружили огромную каменную голо-
ву из красного песчаника, словно выглядывающую из песчаной
дюны. Возле нее караван и нашел свое убежище.
По возвращению в Каир, проводник каравана сообщил в Службу
Древностей Египта, что обнаружена фигура не менее чем в 80 м
длины и в 20 м высоты, точно указав местонахождение.
"Экспедиция египетских археологов раскрыла неожиданную тай-
ну этого сфинкса, - пишет Церен: - громадная фигура окаалась
полой. Внутри нее находилось несколько помещений. Проникнуть
в этот высоченный 20-метровый колосс можно было,только под-
нявшись на высоту около 15 метров по каменной лестнице.
Перед глазами ученых возникла страшная картина. С птолка
еще свисали кожанные ремни, в которых сохранились останкиче-
ловеческих ног. Пол покрыт сотнями человеческих черепов и
различными костями..."
Предположительно внутри сфинкса свершались либо какие-то
жертвоприношения, либо - казни, опять-таки, в виде жертвы.
Кому же, однако, какому богу могли приноситься столь кро-
вавые жертвования? Если не пытаться увильнуть от ответа, то
он напрашивается довольно однозначно: Солнцу! Красная кровь,
разумеется, на это еще не указывает. Но весь пантеон богов
Древнего Египта, и старый и новый, весь, так или иначе враща-
ется вокруг Солнца, вокруг его жизнедающей силы, которой че-
ловек должен что-то вернуть, возвратить жертвой. Солнце дава-
ловсе, Солнце решало все.
Бог солнца Ра, Атон, солнечные кружки с крыльями, жуки-ска-
рабеи катящие "солнечный" шарик навоза "к солнцу"(жукипрячут-
ся в тень шарика) и многочиленные каменные амулеты в виде
скарабеев, кобры-уреи на головыных уборах фаранов, "сынов
Солнца", означающие "жалящие" лучи солнца, кружок с луча-
ми-"ручками", которому поклоняется ниспровератель старых лре-
лигий, фараон Эхнатон, молящиеся воходящему солнцу боги-пти-
цы, павианы, люди, солнечный глаз в вершине пирамиды и десят-
ки других символик, так или иначе сводятся именно к этому ве-
ликому жизнеутверждающему и грозному светилу.
Факт 2. Что символизировал сам сфинкс? Если, однако, взять
главного, Большого Сфинкса, то там, по сей день ничего су-
щественого не нашли. Когда в 1925 году он был полностью осво-
божден от песчаных наносов, то выяснилось - многие рассказы
ученых всех времен не подтверждаются:
1) Внутри сфинкса НЕ оказалось усыпальницы фараона, как
предполгал Плиний Старший; 2) Там НЕ оказалось и величайших в
мире сокровищ, о которых мечтали древние арабы; 3) Там НЕ бы-
ло дверей, ведущих внутрь - между передними лапами, хотя в
этом были уверены французские ученые, сопровождавшие поход
Наполеона в Египет. И - т.д. От самого храма, на склоне ска-
лы, из которой высечен сфинкс,осталась лишь одна стена.
Впрочем, ясно было одно. Целикром, или отчасти, сфинкс
обозначал не только фараона Хафра(Хефрена), но и - Солнце.
Фараон всегда ассоциировался с солнцем, огнем, молиней.
"Как царь Огня, фараон являлся как бы солнцем, победное
горение которого он воспроизводит на земле, - пишут в редкой
ныне книге "На заре истории. Очерки первобытной культуры"
французкие исследоатели А.Морэ и Ж.Дави пишут(цит. по М.:
ГосГиз, 1925). - В день коронации царь "восходил"(Kha) на
свой трон, как солнце на небо. Эти термины надлежит понимать
буквально, и считать, что для своих подданных... выполняя
свое "восхождение царя Юга" и "восхождение царея Севера"
действительно обеспечивал появление на земле солнца, великую
движущую силу всего существующего.
...Эти два магические обряда "восхождения" периодически
повторялись, чтоы не утратить свою силу, потому что пока царь
"восходит каждый день на свой трон, солнце будет восходить
каждый день, тчобы оплодотворить природу". Царь располагает
также другим видом небесного огня - молнией, которую изрыгает
урей(кобра - А.А.), обвившийся вокруг его короны".
Факт 3. Куда взирает сфинкс?
Если считать, что сфинкс являлся своеобразным посвящением
Солнцу и выражением Солнца, то, по всей логике сфинкс "дол-
жен" был бы располагаться так, как расположены сотни тысячи
храмов во всех концах земного шара, а именно: быть как-то
ориентирован относительно Востока - строны восхода, стороны,
откуда солнце приходит, где оно пробуждается и рождается.
Но, увы, не побывав в Каире про сфинкса толком не скажешь.
Можно, конечно, посмотреть на план-карту "городка пирамид" и
ориентацию огромной львиной фигуры. Можно сличить десятки фо-
тографий сфинкса, придирчиво приглядываясь к тени в полдень
или к кругу солнца на закате и на рассвете.
Но, проще, все же обратиться за свидетельством к людям,
чуждым бездумной магии и мистике, которые не побоялись даже
провести удивительную ночь на самой вершине пирамиды Хеопса и
встречали восход, подобно жрецам Древнего Египта. Эти люди -
знаменитые автомобильные путешественники из Чехословакии, Ир-
жи Ганзелка и Мирослав Зикмунд. Вот они писаил(цит. по "Афри-
ка грез и действительности". т.1. Прага, Артия, 1961):
"Около пяти часов тьма начала редеть. Восточный край гори-
зонта на несколько минут окрасился сапфировым цветом, который
начал бысро бледнеть. Восковые, прозрачные облачка над Мукат-
тамом вдруг порозовели и зарделись красным отблеском горящей
степи. Как пять тысяч лет тому назад, над Нилом выплыл, побе-
доносно поднимаясь по небосводу, гигантский диск бога Ра,
сплющеннй сверху и снизу, как будто толькочто вышедший из-под
невидимого молота.
Золотая глазурь далеко разлилась по широким просторам пус-
тыни, побежала по ступенькам соседней пирамиды и бросила
длинные треугольные тенина правильные ряды мастаб(гробниц
мелких чиновников - А.А.) времен Древнего царства. Клочья ут-
реннего тумана неслись вдоль восточной стены Большой пирамиды
и таяли где-то далеко над пустыней. Чудовищная голова камен-
ного сфинкса равнодушно взирала на солнце, восход которого
она уже видела столько раз..."
Итак, сфинкс впрямь смотрит на восток, как и "положено".
Факт 4. Что означает - тело льва?
О том, что "лев - царь зверей", видимо, особо напоминать
не приходится. "Царь зверей"(лев) и "царь людей"(фараон)
вполне логически ассоциируются. Однако, подспудно возникает и
протест - почему не африканский слон, носорог, бегемот, кро-
кодил, жираф, буйвол и прочие, которые явно крупнее?!
Секрет прост. Он - в символиках древней астрологии.
"Желтошкурные" львы имеют именно желтую "солнечную" однотонную ок-
раску. И второе обстоятельство - грива, окружающая голову ль-
ва, точь в точь, как лучистый(или - острозубчатый) венец ок-
ружает голову Гелиоса или Аполлона, или все той же Статуи
Свободы.
Желтый лев в желтой пустыне, это "зверь солнца" в
своей типичной "солнечной" обстановке. Тот факт, что туловище
"зверя Солнца" объединили с головой "Сына Солнца"(фараона
Хафра) вполне закономерен.
Однако символика "Льва" - достаточно многогранна. Зародив-
шийся именно в Древнем Египте солнечный зодиак имеет летний
знак Льва, соответствующий, в наши дни отрезку "Июль-Ав-
густ"(кружок с "хвостиком"). Лето, "период Солнца" соотвест-
вует зодиакальному Льву - "знаку Солнца".
Чем же так важен этот "львиный" сезон для египтян? Оказы-
вается, именно в это время происходит знаменательное событие
- великий разлив Великого Нила! "Сотис великая сверкает на
нбе и Нил выходит из беергов своих", - торжественно провозг-
лашает надпись на стене храма в Дендере("Сотис" - Сириус).
"Разливы Нила происходят со строгой точностью. - пишут ав-
торы книги "Египет, сын тысячелетий"(Н.С.Петровский, В.В.Мат-
веев. Л.: 1959). - Белый Нил первый посылает массу воды, зе-
леноватую отрастительных остатков болот экваториальной Африки.
Так как воде нужно пройти расстояние в несколько тысяч
километров, то лишь к июню она достигает первых порогов. 19
июля(древнеегипетский новый год) воды Нила на четыре месяца
затопляют долину, осаждая свой плодородный ил и насыщая водой
иссушенную почву".
Итак, Лев - знак Солнца, и знак Разлива Нила.
Факт 5. Означает ли что-нибудь сам Сфинкс?
"Это удивительное художественное творение, - пишет римский
историк и естествоиспытатель Плиний Старший(Гай Плиний Цеци-
лий , 23-79 г.н.э.), - но, как можно заметить, оно окружено
молчанием,ибо местные жители почитают его божеством. Они ве-
рят, что под сфинкосом погребен царь Хармаис и полагают, что
этот сфинкс доставлен сюда издалека. Насамом же деле он выте-
ан из массивного камня, а лик у этого чудовища, несмотря на
его обожествление, красный".
Прибывшие в Египет арабы окрестили сфинкса как Абу'л Хол,
"Отец ужаса", ссылаясь на его ужасный вид(лицо изуродовано
пушками) ночью в свете луны. Но филологи выяснили, что перво-
начальный смысл искаженного имени означал "Хор на небосклоне".
Имя "Хор"(Гор) носил обожествляемый правитель, а под не-
босклономпонималось место, где после смерти "этот правитель
сливается с богом солнца". Традиционно считается, что лев
Хафра стережет свою пирамиду, но - так ли и только ли?
И вот тут-то выясняется, что дизайн, а, точнее промеры,
пропорции Великого Сфинкса далеко не так просты. Разумеется,
будучи выражены в метрах, они смотрятся внушительно, но - да-
леко не столь эффектно, как в единицах измерения древнееги-
петских(промеры по В.Замаровский. "Их величества пирамиды".
М.: Наука, 1986):
От передней лапы до хвоста - 57,3 метра; высота статуи -
20 метров; ширина и высота лица - 4,1 и 5 метров; длина уха и
носа - 1,37 и 1,71 метра.
И, вот тут следует, хотя бы немного вспомнить особенноси
измерения у древних египтян. Согласно, например, энциклопеди-
чекому словарю известного издания "Брокгауз-Ефрон", основной
опорной единицей длины в Древнем Египте был - 1 локоть, рав-
ный 0,46 метра.
Локоть делился на 7 ладоней, по 0,065 метра,
каждая. А ладонь делилась на 4 пальца по 0,016 метра. Заме-
тим, что в делениях этих отчетливо прогляывают чисто астроло-
гические символики(1 год, 7 светил, 4 сезона и пр.)
Создавая архитектурный обхект, египтяне предпочитали приме-
нять "составные" длины. Например, 100 локтей + 100 ладоней;
или - 200 локтей + 200 ладоней + 200 пальцев. И - т.д.
И, вот тут-то выясняется, что:
Длина сфинкса: 108 локтей + 108 ладоней (точно 109,1)!
Высота сфинкса 36 локтей + 36 ладоней (точно 38,0)!
Факт 6. Что же выражает число 108 ?
Тут-то и выясняется, что число 108 - число далеко не прос-
тое. Свойств у него многовато, как чисто математических(типа
1х2х2х3х3х3), так и... астрономических!
Свойство 1. Проходя от горизонта до горизонта солнце уклаы-
вается в видиммый путь "примерно" 108 раз;
Свойство 2. Поскольку диаметр, солнца был избран "градус-
ной" мерой, то, автоматически, угол в равностороннем пятиу-
гольнике равен 108 градусам(в "солнцах" или в "единичных ду-
гах" - 108 длин), а угол при вершине луча пятиугольной звезды
- 36 градусам(36 длин). Именно этим объясняется выбор именно
пятиконечной звезды основным символом школы Пифагра - для них
это был математический символ Солнца!
Заметим, что если бы Солнце было крупнее или мельче, но на
том же расстоянии от Земли, то "количество Солнц" вдоль сол-
нечого пути уложилось бы совсем иное(было бы НЕ число 108!),
но, поскольку Солнце послужило мерой измерения "самого себя",
то дальше пошли очень своеобразные математические накладки,
которые, в неумелых или нечестных руках обращаются в самую
настоящую числовую мистику.
Свойство 3. Астроном, профессор В.Мейер пишет(цит.по "Жизнь
природы". СПб. 1896):
"Геометрическое построение показывает что радиус Земли
рассматриваемый с Солнца когда оно находится на среднем расс-
тоянии от нас виден под углом 885 градусов(солнечный парал-
лакс). Прямое измерение радиуса Солнца на таком расстоянии
даст число в 108,7 раза больше земного радиуса".
Действительно, радиус - Земли - 6.378 км, диаметр 12.756
км. Диаметр Солнца - 1.392.000 км.
Свойство 4. 149.500.000 км - среднее расстояние от Земли
до Солнца; Диаметр Солнца(если взять - 1.391.000 км) уклады-
вается в этом расстоянии опять-таки... 108 раз(точнее -
107,4); Автоматически, Земля уложится в расстояние до Солнца
как 108 х 108.
Свойство 5. Диаметр Луны - 3.474 км; среднее удаление от
Земли - 384.400 км. В таком расстоянии укладывается... ровно
108 лун(точно, правда 110 раз, увы, погрешность великовата).
Использовалось ли "солнечное число" 108 у египтян?
Фантазировать с числом 108 нам особо, по счастью, не при-
дется. Разумеется, куда более широко использовалось оно в Ин-
дии, Китае, и вообще, "на Востоке", но встречалось и в Егип-
те. Более того, его даже искали специально.
Например: 1) египтолог М.Котсуорт утверждал, что нашел
возле пирамиды Хеопа площадку с плитами в 1.357 метра. Если
"официальную" высоту пирамиды Хеопса 146,6 метра поделить на
1,357 то получится число 108; 2) В храме Дэйр-эль-Бахри кры-
ша(возможно, символическое "небо") поддерживалсь 108 колонна-
ми. И - так далее.
Следовательно, длина сфинкса 108 локтей + 108 ладоней -
вполне допустима и даже закономерна!
"Кого же изображает это колоссальное изваяние, почему оно
оказалось в таком близком соседстве с пирамидами? - вопрошают
авторы книги "Семь чудес Ойкумены"(Нейхардт А.А., Шишова И.А.
М.: Наука, 1990), и сами же отвечают. - На голове статуи по-
вязка, которую носили только фараоны. Ученые считают, что это
статуя бога Хора(Гора), олицетвряющего восходящее солнце, на-
делнного портретными чертами фараона Хафра".
Судя по вышерассказанному нами, все так и есть. Великий
Сфинкс символизирует отнюдь не только личность фараона Хафра.
Он - солнценосец, он - страж Солнца перед земными вратами, он
символизирует Солнце как таковое, вообще. Глазами фараона,
"Сына Солнца", он глядит на солнечный восток, его тело - ту-
ловище "солечного" зверя, И наша небольшая находка с числом
108, "числом Солнца" лишний раз подтверждает все это.
Поэтому, похоже, у Великого Сфинкса не осталось загадок по
части его предназначения. И, глядя с загадочным видом в веч-
ность, на восход Солнца, он, по привычке, немного блефует.
И, понятно, Великий Сфинкс - отнюдь не темный подлунный
"Отец ужаса". Напротив, он светлый солнечный "Отец радости".
Отныне пусть он так и зовется.
На фото: виды на сфинкса с различных ракурсов.
СФИНКС
ГРЕЧЕСКИЙ. МИФ ОБ ЭДИПЕ.
Определенное многообразие, но, одновремено, и "смуту" вносит
в понимание роли сфинкса известный древнегреческий миф об Эдипе.
Согласно ему в некоей местности объявилось существо, получ-человек,
полуживотное, которое подстерегало и убивало путников, проходящее по тропе,
после того, как они не могли
ответить на заданный им вопрос. Существом называли "сфинкс",
Смелый юноша Эдип взялся решить дело со странным существом и,
согласно мифу, оказался достаточно находчивым, сумев найти
ответы на загадки сфинкса. После этого сфинкс бросился в пропасть, от страха
перед чеовеческим разумом(или просто из чувства "долга") и, разумеется,
погиб. К слову сказать, в большинстве литературных источников приводится
"гладкая" и благовоспитанная версия отгадки, но она, в действительности,
носит очевидный не вполне приличный "сексуальный" подтекст.
На эту тему существует целый ряд гравюр, фресок и живописных
картин. Миф можно считать мифом в чистом виде, то есть выдумкой,
но можно попытаться найти и аналогии в животном мире. Дело в том, что,
"чисто биологически", в роли подобного существа мог бы выступить,
как ни странно... павиан. Более того, такая его разновидность, как
"павиан-сфинкс" достаточно хорошо известна в зоопарках и зоосадах мира.
Это животное отличается достаточно агрессивным нравом и умеет хорошо
бросаться камнями. Гривой своей животное напоминает льва и по фигуре
вполне подходящая кандидатура по сходству со сфинксом Гизы.
К египетскому Большому Сфинксу сфинкс из Древней Греции, судя
по всему е имеет ни малейшего отношения. Небольшая путаница здесь
возникает в силу чисто формального сходства понятия "сфинкс", как
животноо, в котором совмещены черты двух существ - человека и льва,
льва и птицы, и т.п. В Древней Греции сфинкс чаще всего выступал
в женском облчии. Кроме львиного туловища и женского лица, он имел,
к тому же и достаточно крупные птичьи крылья. Головной убор и украшения
на нем, размеется были чисто женские. Свойства сфинкса поэты нередко
применяли к коварству женщин в делах любви.
На распространенных миниатюрах Древней Греции сфинкс представлен
именно в виде крайне небольшого женоподобного существа, с которым и
разговаривает находчивый Эдип. По размерам данный сфинкс как раз "подходит"
для павиана.
На фото: Две работы на тему сфинкса и Эдипа: 1) классическая живопись,
где сфинкс представлен довольно миниатюрной кошко-женщиной с крыльями;
2) изображение из Древней Греции, где показан Эдип, отгадывающий загадки
сфинкса. Обратите внимание в обоих случаях на весьма малые размеры "чудовища"
3) Еще один рисунок "ужасного" сфинкса, который здесь довольно милый.
Следующая страница (П7)
Вернуться в начало