Вернуться в общий каталог.
РАКЕТЫ. ПРИМЕНЕНИЕ РАКЕТ В РОССИИ.
В России ракеты известны давно как и порох с которым связано
их применение Широкое развитие получило производство
ракет в России при Петре I, который создал для этой цели специальные
мастерские, "ракетное заведение", изготовлявшее для армии
сигнальные и освеительные ракеты. I
«Трудно представить себе — писал датский посланник в
1710 году, — какая масса пороху исстреливается за пирами и
увеселениями при получении радостных вестей на торжествах и
при салютах, ибо в России порохом дорожат не более, чем песком
и вряд ли найдется государство где его изготовляли бы в
таком количестве и где бы по качеству и силе он смог сравниться
со здешним».
Созданная при Петре сигнальная раке га употреблялась почги
без изменений в русской армии около двух веков.
В конце XIX века генерал А.Д.Засядко создал боевую ракету.
Ракеты Засядко были приняты на вооружение русской армии и ширко
применялись в боевых операциях наших сухоутных войск. Ракетами
вооружались также суда Черномрскго флота и Дунайской флотилии.
Русские боевые ракеты с успехом применялись в турецкую
воину 1828—1829 годов. По своим техничеким характеристикам,
и прежде всего по дальности полета они значительно превосходили
ракеты, появившиеся в Западной Европе.
Санкт-Петербургское ракетное
заведение в 1849 году возглавил ученый-артиллерист, генерал
русской армии И.К.Константинов.
Еще молодым офицером он побывал в Лондоне. Там ему предложили
купить "великие секреты" У.Конгрева(Конгрива) - английскго генерала,
перенявшего идею боевой ракеты у индусов. ПОкупать "индийские секреты"
Константинов, однако, не стал, поскольку, к тому времени ракетная
техника шагнула далеко вперед.
Сам же Константинов разработал новые
рецепты пороха для ракет сконструировал особый легкий станок
для запуска ракет. Станок этот был не тяжелее тогдашнего
пехотного ружья, но ракета, пущенная с него, несла в
двухфунтовую или даже шестифунтовую гранату(в России 1 фунт равнялся
409,5 грамма). Дальность
лета реактивного снаряда консгрукции Константинова достигала
четырех километров!
Зажигательные ракеты Константинова запускали, например, при осаде
турецкой крепости Силистрии с 29 мая по 10 июня 1854 года. Любопытно,
что при осаде Силистрии офицером особых пручений при начальнике
артиллерийских войск Южной группы генерале Сержпутовском состоял...
писатель Лев Николаевич Толстой! Попутно он наблюдал действия ракетной команды.
Боевые ракеты этого типа успешно конкурировали с гладкоствольной
артиллерией того времени.
Лишь когда появились пушки с нарезным стволом,
стреляющие не ядром, а вращающимся снарядом,
ракета как боевое оружие была вытеснена с полей сражений
Впрочем, во вторую мировую войну ракеты снова появились
Это были гвардейские минометы, знаменитые «катюши».
На фото: 1) Царь ПЕтр I, при котром русская артиллерия достигла небывалых прежде высот;
2) Учебная книга "Артиллерия"(1687 год); 3) Ракетный станок И.К.Константинова(1850).
РАКЕТА И ПУШКА ДЛЯ КОСМОСА.
Идея ракеты, как космического аппарата не сразу овладлеа умами даже
таких крупных фантастов, как писатель Жюль Верн. Казалось бы, как просто
отличить неуправляемый снаряд, выпущенный из пушки - от управляемой
ракеты, аппрата стольпохожего на "Наутилус" капитана Немо, но тлько в
иной, межпланетной безвоздушной среде! Тем не менее Жюль Верн этого шага
не сделал, хотя, возможно, чисто в целях писательской оригинатльности,
чтобы не "расточать зря" идеи, которые можно было передать на другие
произведения.
Так, или иначе, но пушка "Колумбиада" и отец ее идеи, изобретатль
и первый космонавт Барбикен получили свою долю в череде реальных и
мифических героев, осваивавших ближний околоземный космос. Имя первопроходца
Колумба("колонн", т.е. "столп" - правильное произношение) получило
здесь свое очередное признание.
Здесь не грех вспомнить и пару любопытных фактов.
Первое, то что "колумбием"(от лат. columbium) в США именуют... металл
ниобий, используемый в жаропрочных сплавах, в частности. для ядерных
реакторов. Именно его неграмотно обозвали "необидием", когда пытались
выдать так называемый "Вашкский" или "Ертомский" камень(обломок
явно искусственого "человеческого" происхождения) за осколок... Тунгусского
метеорита, упавшего "аж" в 1908 году.
А второе - то, что корабль многоразового использования у
американцев получил название "Колумбия". Но, по всей видимости, не
из-за Христофора Колумба, а все из-за того же "необидия", странным
образом оказавшимся в составе куска, на берегу речки, где он был
подобран обычными рыболовами. Но это несколько иная тема и в нашем
материале она пока не развита.
Что же до книг "Из пушки на Луну" и "Вокруг Луны", то они, несмотря на свою
очевидную фантастичность и легковесность, сыграли свою роль не только
в фатастической литературе. Идея пушки, как средства для придания
начальной скорости аппарату, который, в принципе является активным
и управляемым дожила и до наших дней и выступила в нескольких
проектах вполне реальных, во Франции и Японии.
На фото: Одна из первых иллюстраций к книге Жюля Верна "Из Пушки
на Луну".
РАКЕТЫ. ПОРОХОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ КИБАЛЬЧИЧА.
А о том. кто такой "Кибальчич", во всех словарях и энцик-
лопедиях написано скупо и сдержанно, а то и совсем не напи-
сано. Распространенный когда-то 2-томный "Энциклопедический
Словарь"(М, Сов.энц. 1963) сообщает:
"Кибальчич Николай Иванович(1853-81) рус. революцио-
нер-народоволец и изобретатель. Находясь в тюрьме в 1881
году разработал простейшую схему реактивного летательного
аппарата. Казнен за участие в убийстве царя Александра II".
Что же успел делать изобретатель? Он был неплохим химиком,
разработал несколько взрывчатых смесей, а затем и тот про-
ект аппарата с дивгателем на прессованном порохе(он
прогорает не мгновенно, со взрывм), который обдумывал уже
будучи в тюрьме.
На чертежике, прилагавшемся к проекту было изображено ги-
потетическое летательное устройство, благодаря которому Ки-
бальчич и попал в список первых покорителей космоса. Рама
устройства отдаленно напоминает раму виселицы на помосте
или же "бессемеровский конвертор" для разливки стали - ци-
линдр установленный на ножках на подставке. И, думается, у
любого, при первом же взгляде на эту странную конструкцию
возникают сомнения, а способно ли оно - летать?!
Кибальчич пишет(цит. по Перельман Я.И. Межпланетные путе-
шествия. Петроград 1923):
"В цилиндре А, имеющем в нижнем дне отверстие С, устанавли-
вается на оси ближе к верхнему дну пороховая свеча К (так я
буду называть цилиндрик из прессованного пороха).
Цилиндр А, посредством стоек ТТ прикреплен к средней час-
ти подставки Р, на которой стоит воздухоплаватель.
Представим теперь что свеча К зажжена. Через очень корот-
кий промежуток времени цилиндр А наполнится горячими газа-
ми,часть которых давит на верхнее дно цилиндра и если же
давление превосходит вес цилиндра, платформы и воздухоплава-
теля, то прибор должен подняться вверх..."
Итак, идея высказана, но - свершится ли сказанное замеча-
тельным изобретателем?
Разумеется сама идея создания "воздухоплавательного при-
бора" - идея очень благая, но... как быть с силами действия
и противодействия, относительно дна цилиндра "пороховой
свечи" и подставки? Это - Третий закон Ньютона. Как быть с
законом Паскаля, по части распределения давления газов? На-
конец, зачем, так уж сразу - пробовать "взлететь"(это ошиб-
ка всех энтузиастов "психокинеза" - попыток движения пред-
мета "мыслью" - вверх). Пусть подобная же установка
Кибальчича сдвинется хоть на сантиметр по горизонтали!
Задача здесь, буквально, школьная и даже не "олимпиад-
ная". Расставить вектора-силы ныне сможет даже пятикласс-
ник. И хотя для физиков-недоучек идея взлета может пока-
заться необычайно перспективной и впечатляющей, она похоже
не осуществима. Но Кибальчич верит в СВОЮ идею, он горд ею,
подчеркивает, что это ЕГО идея. Он сосредоточенно пишет:
"Находясь в заключении за несколько дней до Моей смерти,
Я пишу этот проект. Я верю в осуществление Моей идеи и эта
вера поддерживает Меня в Моем ужасном положении...
Если же Моя идея, после тщательного обсуждения учеными
специалистами будет признана исполняемой, то Я буду счаст-
лив тем что окажу громадную услугу родине и человечеству. Я
спокойно тогда встречу смерть, зная что Моя идея не пойдет
вместе со Мной..."
Проект был передан по начальству. В жандармерии не слиш-
ком разбирались в физике, да и не собирались. "Проект" опе-
чатали и аккуратно подшили к личному делу до будущих вре-
мен, (до 1917 г) снабдив пометкой-резолюцией: "Давать это
на рассмотрение ученых теперь едва ли своевременно и может
вызвать только неуместные толки". Тем дело и кончилось.
Казнь была назначена - через повешение, 3 апреля,
На Семеновской площади. была установлена черная виселица,
заранее поставлены черные гробы, заранее собрались толпы
народа в черном. После утреннего чая в черных повозках при-
везли подсудимых.
"Начинается казнь.Вся процедура продожается четверть ча-
са. Кибальчич первый. - Секунда - и он безжизненно висит на
петле в воздухе..."
Он - оказался первый. И он знал об этом. И потому, види-
мо, делеко не случайно летательный аппарат изобретателя
отнюдь не напоминал стремительную взлетающую ввысь ракету,
ракету, котрые уже давно использовались в русских войсках.
Квадратный неуклюжая рама аппарать напоминала - черную раму
виселицу раму и человека под ней.
Так причудливо переплелись скрытая где-то в глубине души
мечта - "улететь" со страшного места казни, неосознанный
ужас перед нею. Ведь отверстие в помосте под аппаратом,
столь необходимое для реального взлета Кибальчич так и не
нарисовал. На это, видимо, уже не хватило. Потому что это
бы был - люк виселицы.
Отверстие в площадке "догадались" подрисовать позже.
В популярных изданиях, как например, в книге "Физика и
путь в космос"(Мовчан Ю.И.М.: Высшая школа, 1971)
изображен стремительно взлетающий аппарат, но он сделан
явно не по Кибальчичу...
На фото: 1) Исходный рисунок проекта К.И.Кибальчича,
аппарата, который не может взлететь из-за отсуствтия
выходного отверстия; 2) "исправленный" аппарат, с отверстием
в площадке.
РАКЕТЫ. ЖИДКОЕ ГОРЮЧЕЕ ВМЕСТО ПОРОХА.
Приговоренный царским правительством к смерти,
террорист-революционер Кибальчич незадолго до казни, в
1882 году, составил проект летельной машины, которая
приводиоась в действие порохом. Тогда не были известны другие
виды горючего, более богатые энергией, чем порох, поскольку
не было даже автомобилей. .
ОДнако порох, как горючее, содержал, все же
недостаточно энергии для длительного полета человека.
Более выгодным и удобным в этом отношении оказалось
жидкое горючее. Жидкостные ракеты для полета человека были
впервые предложены и разработаны К.Э.Циолковским в 1903 году.
Пороховые ракеты при сжигании одного килограмма пороха
в секунду создают тягу в 180 — 200 килограммов. Жидкостно-
реактивные двигатели развивают тягу в 220—240 килограммов
на каждый килограмм секундного расхода топлива и окислите
ля. Таким образом, они при том же расходе горючих материалов
несколько мощнее пороговых ракет.
Первая ракета с жидким горючим, весившая шестна-
дцать килограммов, была испытана в Германии 10 апреля
1929 года.
Опытная ракета взлетела в воздух и скрылась
из вида раньше, чем изобретатель и все присутствующие
сумели проследить, куда она полетела. Соответствующие отслеживающие
службы или устройства опдгтовлены к такому не были.
Найти ракету после опыта не удалось.
На следующий раз изобретатель
решил «перехитрить» ракету и привязал к ней веревку
длиной в... четыре километра.
Ракета взвилась, волоча за
собой веревочный хвост. Она вытянула два километра
веревки, оборвала ее и последовала за своей предше-
ственницей в неизвестном направлении. И эту беглянку
также не удалось найти.
Первый успешный полет ракеты с жидким топливом
состоялся в СССР 17 августа 1933 года. Ракета подня-
лась, пролетела положенное ей расстояние и благополучно приземлилась.
Начатые успешно работы, однако, не привели к
постройке планировавшкгося межпланетного корабля.
Началась война. Все достижения ракетной техники пришлось
поставить на службу обороны страны.
Во время войны в Германии было построено несколько сот
самоуправляющихся самолетов-снарядов «ФАУ-1» и реактивных снарядов
«ФАУ-2». Внешне эТо были сигарообразные снаряды, имевшие в длину
14 метров и в диаметре 165 сантиметров. Ракеты такого размера появились
в мире впервые и уже сразу несли значительную боевую нагрузку.
Весила подобная смертоносная сигара 12 тонн; из них 9 тонн—топливо,
2 тонны—корпус и 1 тонна — взрывчатое вещество. «ФАУ-2» летели со ско-
ростью до 5500 километров в час и могли подниматься в
высоту на 170—180 километров.
Однако электроника в те годы развита была крайне слабо. Точностью
попадания эти средства разрушения не отличались и были пригодны только для обстрела таких
крупных мишеней, как большие и густонаселенные города.
Немецкие фашисты выпускали «ФАУ-2» за 200—300 километров от Лондона
в расчете, что город велик, — куда-нибудь да попадет!
Надо сказать, что первые налеты ракет на Лондон были в чем-то сродни появления
"неопознанных летающих объектов" - слышался странный нарастающий вой, а затем
вдруг моментально начались разоывы. Если бы немцы произвели бы лишь один пробный
обстрел, то загадка взрывов первой ночи так бы надолго, а то и навсегда осталась
для англичан - тайной.
На фото: 1) Ракета "ФАУ-2" - прототип первых межконтинентальных и космических ракет;
2) Самолет-снаряд "Фау-1", которыми обстреливался Лондон.
Следующая страница (Р4)
Вернуться в начало